Технологическая карта урока
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира "Весна в мире насекомых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 177.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру
https://proshkolu.ru/user/vakrym/file/4283225/
https://www.youtube.com/watch?v=UHX2wOJeHZ0
http://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/videorolik_nasekomye_2_klass/237-1-0-10454
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 «а»
УМК: «Перспектива».
Тема урока: «Весна в мире насекомых»
Тип урока: УОНЗ
Перспективная цель: создание условий для формирования представлений учащихся об изменении природы с наступлением весны.
Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся о пробуждении насекомых весной в процессе смены учебной деятельности.
Задачи: Обучающая: расширять, уточнять и пополнять знания детей о насекомых в процессе объяснения материала.
Воспитательная: воспитывать личную ответственность за выполнение групповой работы.
Развивающая: развивать словесно-логическое мышление в процессе решения проблемы: «Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны?»
Планируемые результаты: Личностные: Проявляют познавательную инициативу на основе жизненного опыта. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых; понимать полезность пчёл, ос, шмелей и муравьёв; понимать важность взаимной связи насекомых и птиц.
Предметные: Учатся обосновывать полученные знания о пользе и вреде насекомых для человека; описывать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; знать по материалам учебника о весенних изменениях в жизни насекомых; узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе; наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
Метапредметные: Регулятивные: Учатся выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам; выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Осознают, принимают и учатся решать проблемный вопрос: «Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны?» Учатся работать по плану:
1. Весеннее пробуждение насекомых
2. Какая польза от насекомых?
3. Какой вред приносят насекомые?
Познавательные: Делают вывод по поставленной проблеме: «С приходом весны насекомые выходят из оцепенения, покидают свои зимние убежища и начинают заботиться о гнёздах, пище и будущем потомстве»
Коммуникативные: Учатся работать в режиме диалога в парах; Учатся слушать учителя и одноклассников.
Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, доска, цветные карандаши.
Вид урока: проблемно-диалогический.
Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парные.
Принципы: наглядности, психологической комфортности, доступности.
Методы: объяснительно-иллюстративный (ОИ), работа в группах, беседа, диалог, индивидуальная работа.
Литература: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир». Учебник. 2 класс. 2 часть. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 2 класс. 2 часть.
Цели | Обучающие и развивающие задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||
1. Орг. момент. | |||||||||
Цели: активизация положительных эмоций, способствование созданию внутреннего комфорта; выявление уровня знаний по теме урока. | -Вот звенит для нас звонок - начинается урок. -И тихонечко сели. -Сегодня наш урок пройдет под девизом: «Слушай! Наблюдай! Запоминай! Изучай! Делай выводы!» -Проверим домашнее задание. - Откройте рабочие тетради. Вы должны были выполнить № на стр. . -Оцените свою работу с помощью знаков !, +, -.( На листе самооценки поставьте себе за задание №1 тот знак, который вы поставили себе за домашнее задание.) Актуализация знаний: - Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке. - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) - Какая бывает природа?( Живая и неживая) - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают) Отгадайте загадки: 1.Дует тёплый южный ветер Снег чернеет, мокнет, тает Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март) 2.Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель, Кто же к нам пришёл? (апрель) 3.Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц? Это (май) - Какое время года наступило? (весна). -Как догадались? (Мы назвали весенние месяцы) - Назовите весенние месяцы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) - Молодцы, ребята! - А теперь, ребята, давайте вспомним, какие изменения произошли в неживой природе. - Как изменилась погода с приходом весны? - Какое стало небо? Земля? - Есть ли снег на улице? -А теперь подумаем и скажем, какие изменения происходят в жизни растений с приходом весны? - С чем это связано? А теперь подумаем и скажем, какие изменения происходят в жизни людей с приходом весны? -Как называются растения, которые цветут рано весной? - Почему эти растения цветут раньше других? (У раннецветущих растений ещё с осени в корневище скапливаются питательные вещества, которыми растения питаются весной.) - Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, могли ли они повлиять на жизнь насекомых? | Организует внимания учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует фронтальную работу. Дети отвечают на вопросы учителя Живая и неживая Солнце стало выше, уже припекает. Ветер уже теплее. Небо голубое, хотя часто облачно, срывается дождь. Птицы возвращаются с юга. Листья появляются. Животные выводят потомства. Одеваемся легче (куртки, кофты, без шапки). Начинается посев культурных растений. - Раз на улице стало тепло, появились цветы, трава, проснулись и насекомые. | Настраиваются на урок, включаются во взаимодействие с учителем и учениками. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Коммуникативные: включатся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |||||
2. Целеполагание и мотивация. | |||||||||
Цели: мотивирование к изучению темы; стимулирование интереса к изучению живой природы весенней порой. Работа в группе. | Песня «Паровозик из Ромашкова». -Паровозик из Ромашкова привёз нас с вами на лесную полянку. Послушайте стихотворение «В лесу на опушке» Н. Саксонской. В лесу, на опушке, Стрекозы-подружки Знакомых позвали на бал. В траве под сурдинку Скрипач-невидимка Старинные вальсы играл. Букашки с былинкой Танцуют в обнимку, Осу подхватил мотылёк. Поёт им комарик, И синий фонарик Зажёг в темноте светлячок. - О каких животных здесь говорится? -К какой группе животных можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька? - Кого из этих животных вы наблюдали в природе? - Хотите узнать, кто ещё был на балу? -Отгадайте загадки. -Узнаем, чья команда победит. Сначала ползет, Червяком живет, Потом умирает, Сучком засыпает, Затем оживает, Как птичка летает. (Бабочка) Спинка в веснушках, Ах, как неловко! И покраснела. (Божья коровка) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком. (Пчела) А в траве зеленой тихо. -Каких насекомых вы уже видели? - Какие изменения происходят в их жизни с приходом весны? Тема нашего урока так и будет называться: «ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ». | Раздаёт командам карточки с загадками. | Ученик читает стихотворение. Командир команды наблюдает и корректирует деятельность группы. Учащиеся участвуют в диалоге. Формулируют тему урока. Учатся ставить цели и задачи урока. | Личностные: - осознавать необходимость бережного отношения к зверям. Регулятивные: - выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения. Коммуникативные: - включатся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |||||
3. Изучение нового материала. | |||||||||
Цели: формирование представлений о жизни насекомых в весеннее время; определение образа жизни насекомых в весеннюю пору и обоснование своего мнения; выполнение учебного действия в паре; развитие умения строить понятные для партнёра высказывания.
Цели: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | - Просмотр видеофильма «Пробуждение весны». - От весеннего тепла насекомые вышли из оцепенения и покинули свои зимние убежища. Летают бабочки. Греются на солнце мухи. Над землёй с гудением летают шмели. Возле цветущей ивы жужжат пчёлы. Оживает муравейник. Шмель, летающий низко над землей, заглядывает в трещинки и ищет место для гнезда. В муравейнике - весенняя суета. Муравьи - неутомимые труженики - принимаются за ремонт своего большого дома. - Почему говорят: «Земля – планета насекомых?» - Давайте проведем сравнение: насекомых на планете очень много. Зверей на планете около 5000 видов. Птиц около 8000 видов. А на всей планете насекомых насчитывается примерно 2000000 видов. Это очень много. Насекомые - самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотится на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, воде, почве. Среди насекомых много жуков. Жуки быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды и хищники. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Божья коровка помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных. Их называют «санитарами». Работа с учебником: Ребята, откройте учебник на стр. 83, рубрика ОБСУДИМ. - Как, по вашим наблюдениям, большинство людей относится к насекомым: с любовью, равнодушно или враждебно? Чем это объяснить? Какое отношение вы считаете правильным? - Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны? Цель нашего урока: ответить на поставленные вопросы. - Для этого мы пригласили на сегодняшний урок следующих специалистов: энтомолога, эколога, эпидемиолога, эксперта. - Кто такие энтомологи? - Кто такие эпидемиологи? - Кто такие экологи? - Кто такие эксперты? - Послушаем сначала экспертов. Читаем стр. 82, 1 и 2 абзац. -Насекомые покинули свои убежища... -А где зимовали насекомые? -Давайте вспомним, что мы знаем об этом. Физминутка. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. - А что вы помните о чудесных превращениях бабочки? Любая бабочка в течение жизни проходит четыре фазы развития: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка. Каждая фаза ничем не похожа на предыдущую. Такое развитие бабочки, называют развитием с полным превращением, или как ещё говорят учёные м е т а м о р ф о з а. Давайте посмотрим, как это происходит. Сначала самка бабочки откладывает множество яичек на нижнюю сторону листа. В каждом из крошечных яичек растёт маленькая гусеница. Через 10- 20 дней, гусеница прогрызает оболочку яйца и выползает наружу. Гусеница очень прожорливая. Она непрерывно поедает, листья и растёт всё больше и больше. По мере того, как гусеница растёт, её кожа становится, ей мала. В какой- то момент она - лопается. Под ней новая кожа! Когда гусеница становится довольно большой, она перестает, есть и удобно устраивается на листке или ветке. Теперь гусенице пора превращаться в бабочку. Она прикрепляется к листку или веточке растения, и висит вниз головой. Из своего рта гусеница выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на своё тело, и получается кокон. Внутри кокона растёт б а б о ч к а. Приходит время, и она выползает наружу. Сначала она сидит неподвижно, а потом взлетает. Немного полетав, она садится на цветок и лакомится сладким нектаром. В один прекрасный день она сама отложит яйца, которые затем снова превратятся в гусениц, а «куколки» - в бабочек. Вот какие волшебные создания эти б а б о ч к и! - О бабочках нам расскажет команда - энтомологов - Что восхищает нас в бабочке? - Ребята! В мире насекомых огромное количество видов - 4-5 млн.! Но изучены только около миллиона. Из них только одно насекомое из 100 приносит вред человеку, остальные же полезны или не приносят никакого вреда. Работа с учебником. - Откройте стр. 84 учебника и прочитайте 1- 3 абзац. -Но вредные насекомые все же есть. От эпидемиологов выступят эпидемиологи. Они расскажут о вреде комаров. - Своё мнение о пользе комаров выскажут экологи. - Что может сделать человек, чтобы не заражаться от мух инфекциями? - А давайте вспомним, какие еще насекомые досаждают человеку (комары, тараканы, клещи, клопы, тля) Клещи - опасные насекомые. Их укус приводит к тяжёлым последствиям для человека. - Что нужно делать, чтобы этого не случилось? (Закрывать все участки тела, осматривать себя и друг друга после прогулки в лес, ставить прививку). - Продолжим чтение. (Работа в парах) - Рассмотрите схему на с. 85. С её помощью расскажите о связях между комарами, птицами, рыбами и стрекозами. Работа в тетрадях. Задание №4 по печатной тетради - стр. 47. Тест Тема: «Весна в мире насекомых» (базовый уровень сложности) Ф.И.ученика________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка. Копилка интересных фактов. Послушаем экологов, что скажут они о значении насекомых в природе. | Постановка проблемной ситуации. Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Обеспечивает контроль за выполнением задания. Кулешова Дарья Манцерова Алсу Сергеева Таня Показ фильма «Чудесное превращение бабочки» Джамбулаева Ангелина Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументировать его. Рассказывают заранее подготовленные монологи. Энтомолог - это специалист, который изучает строение и жизнедеятельность насекомых, их историческое и индивидуальное развитие, распределение на Земле, многообразие форм, взаимоотношения с окружающей средой и тому подобное. Эпидемиолог - специалист, изучающий закономерности возникновения и распространения заболеваний, для того, чтобы научиться бороться с ними. Эколог - ученый изучающий взаимодействие окружающей среды и человека, охраняющий природу. Эксперт – специалист для выдачи заключения по вопросу, решаемому другими людьми. Рассказывают заранее подготовленную информацию. (Эксперты) Отвечают на вопросы. Рассказывают об изменениях в жизни бабочек. Работают с информацией, представленной в учебнике. Рассказывают заранее подготовленную информацию Работают в парах. Самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка в парах. Рассказывают заранее подготовленную информацию. Читают текст на странице 84 и заполняют таблицу. Обсуждение материала вместе с учителем. | - знать о весенних изменениях в жизни насекомых Личностные: - осознавать необходимость бережного отношения к насекомым. Познавательные: - определять разных насекомых и обосновывать своё мнение; - определять взаимосвязи в животном мире. Регулятивные: - контролировать свои действия во время выполнения учебного задания по отношению к сверстникам. Коммуникативные: - включатся в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | |||||
Рефлексивный этап | |||||||||
Цели: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Подведение итогов урока. - Какова тема урока? (Весна в мире насекомых) - Что нового вы узнали о жизни насекомых весной? - Какие происходят изменения у насекомых с приходом весны? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Как вы поступите, если встретите красивую гусеницу на лесной полянке? -Что произойдет, если исчезнут все насекомые? - Какое отношение к насекомым вы считаете правильным? - Попробуйте оценить результат работы на уроке: - Я узнал для себя - Я умею - У меня остались еще вопросы. Домашнее задание. -Подготовить сообщение о жизни насекомых весной; Р.т. с.46 №1, с.47 №3 - по выбору. - Есть ли вопросы по выполнению заданий? - У вас на партах лежат вырезанные из бумаги бабочки разного цвета. На доске - изображение весеннего цветка. Если урок вам показался скучным, неинтересным, вы сейчас наклеите на этот цветок сиреневую бабочку. Если что- то вызвало у вас затруднение, осталось непонятым , наклейте красную бабочку. Если вы активно работали на уроке, материал был для вас интересным, вы много нового для себя узнали , наклейте жёлтую бабочку. | Дает оценку успешности достижения цели и намечает перспективу на будущее. Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. | Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. - Мы говорили о изменениях у насекомых с приходом весны. - С приходом весны насекомые выходят из оцепенения, покидают свои зимние убежища и начинают заботиться о гнёздах, пище и будущем потомстве. | Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. |
Бабочки
Откройте для себя удивительный мир бабочек
Когда наступает весна, распускаются первые цветы. В апреле оживают насекомые и вылетают прекрасные бабочки.
Первая бабочка
Села на лавочку
Первая бабочка:
-Теплая лавка!
А где же травка?
Где же цветочки?
Где клейкие почки?
Она оглянулась:
-Я рано проснулась!
На лужицах лед,
Но солнце печёт,
Журчит ручеек,
Чудесный денек!
Давайте узнаем какие бабочки появляются весной
| В англоязычной литературе эту бабочку называют "Красным адмиралом". Передние крылья у неё сверху черные, с белыми пятнами и красной косой перевязью, задние - чёрные, с красной краевой полосой. У вершины переднего крыла на внешнем крае - небольшой зубец. В Европе это достаточно обычная бабочка. Свое науное название Аталанта, она получила в честь Аталанты - дочери царя Аркадии. Говорят, Аталанта бегала быстрее всех. А эта бабочка развиваясь на юге ареала, способна перекочевать к северу. Гусеницы питаются крапивой, чертополохом и другими кормовыми растениями. |
| Лимонницы встречаются на большой территории. Они считаются бабочками долгожительницами. Время их жизни может доходить до тринадцати месяцев. Большую часть этого времени взрослые насекомые проводят в спячке, появляясь рано весной или даже в конце зимы, когда начинает пригревать солнце. Верхняя поверхность крыльев у самцов зеленовато-желтая. У самок она белая с зеленоватым отливом. Для обоих полов характерно оранжевое пятно в центре каждого крыла. |
| Вид был описан Карлом Линнеем в 1758 г., который назвал эту бабочку Антиопа в честь Антиопы - героини древнегреческой мифологии. Так звали одну из амазонок, взятых в плен силачом Гераклом. Русское название подчеркивает темно-вишневую окраску крыльев. отороченных по краю светло-желтой полосой и синими пятнышками. Нижняя сторона крыльев темная. Самцы окрашены так же, как и самки. Любопытно, что у зимующх особей кайма крыльев становится еще более светлой - выцветает. От спячки зимующие особи просыпаются уже в марте. |
| Одна из самых красивых бабочек Европы, легко узнаваемая по четырем бросающимся в глаза голубым пятнам на крыльях. Основной фон крыльев красно-бурый, красно-коричневый. Самки обычно несколько крупнее самцов. Взрослые особи зимуют и появляются марте-мае. Лёт нового поколения начинается с конца июня и длится до середины июля. Гусеницы кормятся на крапиве, хмеле, ежевике, малине, лопухе. |
| Одна из самых распространенных бабочек Европы. Легко распознается по синим крапинкам, расположенным на внешнем крае передних и задних крыльев. Одно из главных кормовых растений - крапива. Отсюда распространенное название - крапивница. В Англии её называют "Малым черепаховым панцырем". Крапивницы зимуют и появляются рано весной. Существует примета: если крапивницы начинают прятаться в защищенных местах, жди сильный дождь. Гусеницы темные, почти черные, с двумя желтоватыми полосами. |
Сравни бабочек. В чём их сходство и различия? Сходство этих бабочек в том, что они все появляются ранней весной, распространены в Европе, у всех у них красивый, яркий и запоминающийся окрас.
По каким признакам ты узнаёшь этих бабочек в природе? Бабочек легче всего узнать по окрасу крыльев. Допустим крапивницу мы узнаем по синим крапинкам, расположенным на внешнем крае крылышек, дневной павлиний глаз - по голубым пятнам на крыльях, а лимонницу по желтым крылышкам и пятну посередине каждого крыла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...