Съедобные и ядовитые грибы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_predmetu.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по предмету «Окружающий мир» во 3-м классе
Тема урока: « Грибы съедобные и ядовитые»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Володина Мария Викторовна
2018 - 2019 год
Тема урока: Грибы съедобные и ядовитые.
Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.
Задачи:
- познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов-двойников;
- показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;
- совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
- способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать формированию бережного отношения к природе.
План урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Прием «Верно – неверно».
- Строение грибов.
- Взаимосвязь грибов с деревьями.
3. Работа над новым материалом
- Объявление темы и целей урока.
- Прогнозирование.
- Съедобные грибы.
Физкультминутка
- Ядовитые грибы (работа в группах – составление сравнительной характеристики съедобных грибов и их ядовитых двойников).
- Правила сбора грибов.
- Обобщение полученных знаний
- Значение грибов в природе.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)
- С каким настроением вы его начинаете? Ваше настроение я предлагаю вам отметить на экране погоды. Поместите свою фишку на соответствующее поле. ( приложение 1)
(Солнышко - настроение отличное, уверен в себе;
солнышко за тучкой - хорошее, готов работать, но есть сомнения;
тучка – настроение так себе, работать нет желания. )
- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает свою фишку.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в его конце у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- И еще мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
- Актуализация знаний.
- О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о грибах, их строении, видах грибов)
- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.
Прием «Верно – неверно» ( верный ответ на вопрос – фишка зеленого цвета, неверный – красного)
Верно ли, что…
- Что грибы – это такой вид растений?
- Что грибы – это отдельное царство живой природы?
- Что грибы сами вырабатывают сахар и крахмал для своего питания?
- Что для нормального роста и развития им достаточно влаги и тепла?
- Что грибы считаются санитарами леса, т. к. они разлагают листья, стволы погибших деревьев?
- Что грибы – это именно то, что мы собираем в лесу?
Строение грибов
- Как называется видимая часть гриба?
- Из каких частей она состоит? Слайд 2
- Что же такое гриб?
- Верно, грибница- это и есть сам гриб. То, что на поверхности, только его плод. Грибница растет более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело появляется лишь на 3 - 7 день.)
- Какие названия грибов вы знаете?
-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?
- Сейчас мы вспомним, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.
Читают тексты в группах, затем отвечают на вопросы. ( приложение 2)
Что грибница всасывает из почвы? ( гр.1) | Влагу с солями и отдает ее деревьям. |
Что грибница не может производить? (гр.2) | Питательные вещества, образуемые при свете в листьях. |
Где гриб берет эти питательные вещества? (гр.3) | Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница «выращивает» дерево. |
Есть ли дружба между грибами и растениями? ( общий вопрос для всех) | Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна и грибам деревьям. Корни их срастаются и питают друг друга. |
ВЫВОД: Грибы дружат с растениями. Слайд 3
- Работа над новым материалом
Слайд 4
- Тему урока узнаем, разгадав загадку:
«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком».
(Гриб мухомор)
Слайд 5
- Тема нашего сегодняшнего урока «Грибы съедобные и несъедобные ».
- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответы к концу урока? ( высказывания детей)
Слайд 6
- Верно, перед нами много вопросов, но самый главный , на который нам сегодня нужно ответить – это вопрос: « Грибы – враги или друзья».
- Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос? Посовещайтесь в группах и выскажите свое мнение.
Съедобные грибы.
- Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.
Стихотворение читает учитель Слайд 7
Корзинки возьмём,
В лес знакомый пойдём,
Грибы мы сейчас
Непременно найдём.
-Ребята, а вы любите собирать грибы? Тогда вперед в лес!
Загадки читает учитель
Отгадывание загадок, краткие выступления ребят о съедобных грибах( готовят дома к уроку, рисуют рисунки). Слайды 8 – 9
- Я стою на гладкой толстой ножке
Под коричневой шляпкой
С нежной бархатной прокладкой (белый гриб)
- Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. ( подосиновик)
- Это грибок –
Берёзы сынок.
Кто его найдёт,
Всяк в лукошко кладёт (подберезовик)
- Жёлто-рыжие сестрички,
Величают нас … (лисички)
- Вот грибочек ярко-рыжий,
Вы узнали. Это… (рыжик)
- Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас… (опята)
- Крепкий маленький грибок,
Маслянистый, как блинок. (маслята)
- А я самый распространенный гриб.
Меня можно встретить почти в каждом лесу.
Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,
Бордовые, зеленоватые. (сыроежки)
Физкультминутка ( под музыку)
Несъедобные грибы. Работа в группах.
Слайд 10
- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
Стихотворение читает ученик.
Грибное коварство известно в народе?
Грибы-двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит твой жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.
-А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.
Внимательно прочитайте предложенные вам тексты, рассмотрите рисунки, работая в группах, найдите и отметьте отличия между похожими съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.
(Групповая работа по заполнению таблиц.)
Грибы- двойники
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа | ||||
Белый гриб | ||||
Желчный гриб | ||||
2 группа | ||||
Белый гриб | ||||
Сатанинский гриб | ||||
3 группа | ||||
Шампиньон | ||||
Бледная поганка |
Отчеты - обобщения групп.
1 группа
2 группа
3 группа
Модельный ответ
Грибы- двойники.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность | |
1 группа | |||||
Белый гриб | Белая или желтоватая | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный | |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет | Несъедобный, очень горький! | |
2 группа | |||||
Белый гриб | Белая или желтоватая | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный | |
Сатанинский гриб | Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая. | Клубневидная с красным сетчатым рисунком. | Краснеет и синеет. | Ядовитый. | |
3 группа | |||||
Шампиньон | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. | Съедобный | ||
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертельно ядовитый. |
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.
Нужно уметь их различать!
Физминутка.
Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)
Поднял грибок. Положил в кузовок. (Наклоны)
-А теперь я буду называть названия грибов.
Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.
Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.
Правила сбора грибов.
- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!
- Проверим, знаете ли вы как правильно нужно собирать грибы?
- Подумайте в группах и дайте совет, как нужно собирать грибы.
Каждая группа дает один совет по сбору грибов.
Работа с учебником с.32 – 33( правила сбора грибов) слайд 11
- Обобщение полученных знаний
- А сейчас внимательно послушайте такую историю.
Решение экологической задачи.
Экологическая задача
Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.
- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение в группах, высказывания детей)
Тест. Слайд 12
Роль грибов в природе.
- Каково значение грибов в природе?
- Их любит собирать и есть человек
- В них насекомые откладывают личинки
- Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
- Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
- Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
Слайд 13
-Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.
Вывод: В природе ничего лишнего нет! Относитесь к ней бережно
- Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 24
- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
- Каким получился наш урок? Оправдались ли ваши мысли? Что вам запомнилось?
- А теперь вернемся к нашему экрану настроения. Изменилось ли ваше настроение? Поместите сою фишку на соответствующее поле.
Составление синквейна на тему « Грибы» ( при наличии времени)
- Домашнее задание: 1.Читать (с. 30 - 33), отвечать на вопросы
2. Выполнить урок № 9 в рабочей тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В лес по грибы и по ягоды" (съедобные и ядовитые грибы)
В игровой форме приводится мнго интерасных фактов о грибах. Почему некоторые грибы считаются ядовитыми, чем грозит человеку их употребление в пищу....
предметный урок по окружающему миру для 2 класса система В.Ф.Занкова "Съедобные и ядовитые грибы"
Данный урок формирует научное представление о царстве грибов. Происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД согласно новым стандартам образования....
Съедобные и ядовитые грибы
Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...
Открытый урок "Грибы. Грибы съедобные и ядовитые"
Предмет: окружающий мир.Презентация (разделена на 3 части) + Конспект урока в соответствии с ФГОС.Класс: 2.Тема: Грибы. Грибы съедобные и ядовитые.Цель:-сформировать представление о грибах как о...
Проект по окружающему миру "Съедобные и ядовитые грибы Мордовии"
Проект по окружающему миру в 3 классе...
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы съедобные и ядовитые"
Урок по окружающему миру во 2 классе разработан с учетом возрастных способостей и требований ФГОС второго поколения...
Съедобные и ядовитые грибы
Съедобные и ядовитые грибы.Урок художественного чтения, устного слова по технологии А.М.Кушнира.Тема: Съедобные и ядовитые грибы. По 21-й урок разделу «Эта удивительная природа» и 2-...