Съедобные и ядовитые грибы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_predmetu.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  урока по предмету                      «Окружающий  мир» во 3-м классе

Тема урока: « Грибы съедобные и ядовитые»

                                                Подготовила и провела

                                               учитель начальных классов

                                                Володина Мария Викторовна

                           

                            2018 - 2019 год

Тема урока:  Грибы съедобные и ядовитые.

Цель урока: сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе.

Задачи: 

  • познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и   грибов-двойников;
  • показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;  
  • совместно с ребятами вывести  правила  сбора грибов;
  • способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать формированию бережного отношения к природе.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- Прием «Верно – неверно».

- Строение грибов.

- Взаимосвязь грибов с деревьями.

3.  Работа над новым материалом

      - Объявление темы и целей урока.

      - Прогнозирование.

      - Съедобные грибы.

Физкультминутка

       - Ядовитые грибы (работа в группах – составление сравнительной характеристики съедобных грибов и их  ядовитых двойников).

    - Правила сбора грибов.

  1. Обобщение полученных знаний

             - Значение грибов в природе.

  1. Подведение  итогов.  Рефлексия.

                                 Ход урока

  1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? ( высказывания детей)

- С каким настроением вы его начинаете? Ваше настроение я предлагаю вам отметить на экране погоды. Поместите свою фишку на соответствующее поле. ( приложение 1)

(Солнышко - настроение отличное,  уверен в себе;

солнышко за тучкой - хорошее, готов работать, но есть сомнения;

тучка – настроение  так себе, работать нет желания. )

 - И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает свою фишку.)

- Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале урока отличное,  давайте проведем наш урок так, чтобы в его  конце у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

- И еще мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

  1. Актуализация знаний.  

-  О чем мы говорили на прошлом уроке? ( о грибах, их строении, видах грибов)

- Сейчас проверим, какими внимательными вы были.

Прием «Верно – неверно» ( верный ответ на вопрос – фишка зеленого цвета, неверный – красного)

Верно ли, что…

  1. Что грибы – это такой вид растений?
  2.  Что грибы – это отдельное царство живой природы?
  3. Что грибы сами вырабатывают сахар и крахмал для своего питания?
  4. Что для нормального роста и развития им достаточно влаги и тепла?
  5. Что грибы считаются санитарами леса, т. к. они разлагают листья, стволы погибших деревьев?
  6. Что грибы – это именно то, что мы собираем в лесу?

       Строение грибов

- Как называется видимая часть гриба?

- Из каких частей она состоит?     Слайд 2

- Что же такое гриб?

- Верно, грибница-  это и есть сам гриб. То,  что  на поверхности,  только его плод.  Грибница  растет    более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело  появляется лишь на 3 - 7 день.)

- Какие названия грибов вы знаете?

-Почему названия некоторых грибов похоже на название дерева?

 - Сейчас мы  вспомним, есть ли взаимосвязь между грибами и растениями.

  Читают тексты в группах, затем отвечают на вопросы. ( приложение 2)

Что грибница всасывает  из почвы?

( гр.1)

Влагу с солями и отдает ее деревьям.

Что грибница не может производить?

(гр.2)

Питательные вещества, образуемые при свете в листьях.

Где гриб берет эти питательные вещества?

(гр.3)

Деревья дают грибам вещества, вырабатываемые на свету в листве. Грибница «выращивает» дерево.

Есть ли дружба между грибами и растениями?

( общий вопрос для всех)

Многие грибы дружат с определенными видами деревьев. Эта дружба полезна и грибам деревьям. Корни  их срастаются и питают друг друга.  

ВЫВОД:   Грибы дружат с растениями.       Слайд 3

  1.  Работа над новым материалом

                                  Слайд 4

- Тему урока  узнаем, разгадав загадку:

«Стоит Антошка - на одной ножке, в красной шапочке горошком».

                                                                                       (Гриб мухомор)

                                Слайд 5

 - Тема  нашего сегодняшнего урока «Грибы съедобные и несъедобные ».

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны найти ответы к концу урока? ( высказывания детей)

                                    Слайд 6

- Верно, перед нами много вопросов, но самый главный , на который нам сегодня нужно ответить – это  вопрос: « Грибы – враги или друзья».

  - Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос? Посовещайтесь в группах и выскажите свое мнение.

 Съедобные грибы.

                                     

-  Приглашаю  вас на прогулку в лес. Я знаю, что вы, ребята, фантазёры. Представим себе, что наступило лето. И за окном зелёная трава, листья, цветы и поющие птицы. В лесу выросли ягоды, грибы.

Стихотворение читает учитель                     Слайд 7    

Корзинки возьмём,
В лес знакомый пойдём,                
Грибы мы сейчас
Непременно найдём.

-Ребята,  а вы любите собирать грибы?  Тогда вперед в лес!

Загадки читает учитель

Отгадывание загадок, краткие выступления ребят о съедобных грибах( готовят дома к уроку, рисуют рисунки).                             Слайды 8 – 9

  1. Я стою на гладкой толстой ножке

Под коричневой шляпкой

С нежной бархатной прокладкой    (белый гриб)

  1. Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет.     ( подосиновик)

  1. Это грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт  (подберезовик)

  1. Жёлто-рыжие сестрички,

  Величают нас …   (лисички)

  1. Вот грибочек ярко-рыжий,

Вы узнали. Это…     (рыжик)      

  1. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас…   (опята)

  1. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.    (маслята)

  1. А я самый распространенный гриб.

 Меня можно встретить почти в каждом лесу.

Мои пластинчатые шляпки бывают розоватые,

Бордовые, зеленоватые.           (сыроежки)

               

Физкультминутка ( под музыку)

Несъедобные грибы. Работа в группах. 

                                  Слайд 10

- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?

- Около 25 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.

Стихотворение читает ученик.

Грибное коварство известно в народе?
Грибы-двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит твой  жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.

-А сейчас вам предстоит отправиться в научную лабораторию и стать учеными-исследователями.

 Внимательно прочитайте предложенные вам тексты,  рассмотрите рисунки, работая в группах,  найдите и отметьте  отличия между похожими  съедобными и ядовитыми грибами. Сделайте вывод.

                                 (Групповая  работа по заполнению таблиц.)

Грибы- двойники

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Желчный гриб

2 группа

Белый гриб

Сатанинский гриб

3 группа

Шампиньон

Бледная поганка

Отчеты - обобщения групп.

1 группа   

2 группа                                   

3 группа   

Модельный ответ

Грибы- двойники.

Гриб

Шляпка снизу

Ножка

На срезе мякоть

Съедобность

1 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный

Желчный гриб

Розовая.

Рисунок в виде черной сеточки.

Розовеет

Несъедобный, очень горький!

                                                                               2 группа

Белый гриб

Белая или желтоватая

Рисунок в виде белой сеточки.

Белая.

Съедобный

Сатанинский гриб

Серовато- зеленоватая. Под шляпкой розоватая.

Клубневидная с красным сетчатым рисунком.

Краснеет и синеет.

Ядовитый.

                                                                               3 группа

Шампиньон

Пластинки розовые или фиолетовые

Нет мешочка у корня.

Съедобный

Бледная поганка

С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые.

Пленочное кольцо под шляпкой  «воротничок».   Клубневидное утолщение с  мешочком.

С неприятным запахом.

Смертельно ядовитый.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.

 Нужно уметь их различать!

Физминутка.

  Ежик шел, шел, шел и грибок нашел. (Дети маршируют)

Поднял грибок. Положил в кузовок.  (Наклоны)

-А теперь я буду называть названия грибов.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб - разводите руки в стороны, повороты головой.

Правила сбора грибов.

- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!

- Проверим, знаете  ли вы  как правильно нужно  собирать грибы?

- Подумайте  в группах и дайте совет, как нужно собирать грибы.

 Каждая группа дает один совет по сбору грибов.

    Работа с учебником с.32 – 33( правила сбора грибов)     слайд 11

  1. Обобщение полученных знаний

- А сейчас внимательно послушайте такую историю.

      Решение экологической задачи.  

           Экологическая задача

   Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным!

-  Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

- Как вы думаете, кто из мальчиков прав? (обсуждение в группах, высказывания детей)

           Тест.                                  Слайд 12

     Роль грибов в природе.                               

- Каково значение грибов в природе?

  • Их любит собирать и есть человек
  • В них насекомые откладывают личинки
  • Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям
  • Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
  •  Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)    

Слайд 13

 -Посмотрите на тех животных, которые питаются грибами.

Вывод:  В природе  ничего лишнего нет! Относитесь к  ней  бережно

  1. Подведение  итогов.  Рефлексия.

                          Слайд 24

- Как ответим на контрольный вопрос: Грибы – враги или друзья?

 Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.

- Каким получился наш урок? Оправдались ли ваши мысли? Что вам запомнилось?

- А теперь вернемся к нашему экрану настроения. Изменилось ли ваше настроение? Поместите сою фишку на соответствующее поле.

Составление синквейна на тему « Грибы»   ( при наличии времени)

  1. Домашнее задание: 1.Читать (с. 30 - 33), отвечать на вопросы

        2. Выполнить урок № 9 в рабочей тетради  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В лес по грибы и по ягоды" (съедобные и ядовитые грибы)

В игровой форме приводится мнго интерасных фактов о грибах. Почему некоторые грибы считаются ядовитыми, чем грозит человеку их употребление в пищу....

предметный урок по окружающему миру для 2 класса система В.Ф.Занкова "Съедобные и ядовитые грибы"

Данный урок формирует научное представление о царстве грибов. Происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД  согласно новым стандартам образования....

Съедобные и ядовитые грибы

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

Открытый урок "Грибы. Грибы съедобные и ядовитые"

Предмет: окружающий мир.Презентация (разделена на 3 части) + Конспект урока в соответствии с ФГОС.Класс:  2.Тема: Грибы. Грибы съедобные и ядовитые.Цель:-сформировать представление о грибах как о...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы съедобные и ядовитые"

Урок по окружающему миру во  2 классе разработан с учетом возрастных способостей и требований ФГОС второго поколения...

Съедобные и ядовитые грибы

Съедобные и ядовитые грибы.Урок художественного чтения, устного слова по технологии А.М.Кушнира.Тема: Съедобные и ядовитые грибы. По 21-й урок  разделу «Эта удивительная природа» и 2-...