1. | Самоопределение к деятельности Учебная цель: обучающиеся должны подготовиться к общению и к предстоящему уроку. Цели: обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Задачи: -развитие умственной привычки к быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в вначале урока, -развитие внимания. Методы: высказывание добрых пожеланий | (Слайд № 1) - Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. - На уроке окружающего мира мы всегда много говорим, поэтому нам необходимо сделать зарядку для языка. 1. Лошадки 2. Футбол. 3. Грибок, грибок растёт. 4. Качели (вверх-вниз, вправо-влево) 5. Дудочка. 6. Мячик. 7. Улыбка. - Как думаете, что нужно, чтобы на уроке у нас всё получилось? - Вы назвали не всё, что нам нужно на уроке. А что это мы узнаем чуть позже. А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом. -Я предлагаю вам отправиться в лес.
| Приветствуют учителя. Делают артикуляционную гимнастику.
- Учебник, ТПО, пенал, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь фантазировать и т.д.
| Личностные: самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение». |
2. | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Учебная цель: проверить усвоение прошедшего материала. Цели: совершенствование знаний о строении гриба, о местах сбора грибов; определить проблему урока. Задачи: проверить знание строения грибов, навыки изображения гриба; учить видеть пробелы в знаниях, выполнять взаимопроверку по эталону, адекватно реагировать на чужое мнение. Методы обучения: наглядный, репродуктивный, проблемный. Критерии достижения целей и задач: самостоятельное правильное выполнение задания, осознание имеющихся пробелов в знаниях. Возможные действия педагога в случае, если не удается достичь поставленных целей: наводящие вопросы учителя, показ образца выполнения. Методы организации деятельности: фронтальный, работа в парах. Методы мотивации учебной активности: создание ситуации поиска, игровой момент. Методы оценивания: поощрение и подбадривание. | -Отгадайте загадку и узнаете, зачем мы пойдём в лес. (СЛАЙД 2) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Так за чем мы идём в лес? Тема урока: В лес за грибами. - На прошлом уроке мы с вами говорили о разнообразии грибов, о строении шляпочного гриба. Давайте проверим, что вы запомнили. Карточка №1 (для хорошо читающих) кольцо грибница шляпка мешочек ножка пластинки (трубочки) Карточка №2 (для плохо читающих) Нарисовать гриб со всеми его частями.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Неверный результат аккуратно зачёркивайте карандашом. (СЛАЙД 3) - А теперь поменяйтесь снова карточками, посмотрите на свои результаты. Поднимите руки те, у кого не было ошибок. - Молодцы! Те, у кого были ошибки, не расстраивайтесь. Главное верить в успех. В следующий раз обязательно получится! - Ну, а теперь мы можем узнать, что нам необходимо для хорошей плодотворной работы на уроке: карточки перевернём. - Что же нам необходимо на уроке?
-Мы уже много знаем о грибах. Как вы думаете, мы можем прямо сейчас отправляться в лес за грибами? (СЛАЙД 4)
- Давайте попросим братьев месяцев из сказки «Двенадцать месяцев» на один урок впустить нас в летний и осенний лес. Пока происходит волшебство, давайте потренируемся собирать грибы. (Физ. минутка) (СЛАЙД 5) Мы по лесу шли И грибок нашли Раз грибок – в кузовок, Два грибок – в кузовок, Три грибок – в кузовок. Вот сколько грибов нашли. -Устали ходить? Сядем на пенёк, закроем глаза и послушаем звуки леса. (СЛАЙД 6) Возникновение проблемы урока. Постановка учебной задачи. - Откройте глаза. Смотрите, мы уже в летнем или осеннем лесу. Но ворота закрыты, нас не впускают в лес. Как вы думаете: почему? На воротах появляются слова: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». - Русский народ славился мудростью. Как вы думаете, о чём нас хотят предупредить? - Сегодня на уроке мы должны выяснить, какие грибы нельзя собирать и вообще все правила сбора грибов. Задачи урока: 1.Узнать, какие грибы нельзя собирать. 2. Выяснить правила сбора грибов. |
-Мы идём в лес за грибами.
Выполняют задания карточек.
Меняются карточками и проверяют ошибки друг у друга опираясь на образец.
Переворачивают карточки, смотрят на смайлики. - Необходимо хорошее настроение.
- Нет, сейчас зима, а грибы собирают летом и осенью.
-Мы ещё не всё знаем о грибах.
- Есть грибы, которые нельзя собирать в лесу. | Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, формулировка проблемы. Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Коммуникативные: управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция). |
3. | «Открытие нового знания». Этап изучения нового учебного материала. Учебная цель: у обучающиеся должно сформироваться представление съедобных и несъедобных грибах, ядовитых грибах, о правилах сбора грибов Цели: знакомство с понятием «съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; правила сбора грибов». Задачи: научить определять ядовитые грибы, видеть их особенности; формировать умение правильно собирать грибы; формировать представление о правилах сбора грибов. воспитывать дисциплинированность, культуру поведения при работе в парах. Основные понятия урока: съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, правила сбора грибов. Формы и методы изложения материала: объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, практическая работа. Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: частично поисковый метод, работа с текстом. Критерии определения уровня внимания и интереса к излагаемому учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание самостоятельно выполнить задание. Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, создание ситуации успеха. | - Вы знаете, какие грибы нельзя собирать?
- Вы назвали всего 2 гриба, а учёные выявили более 30 таких грибов. Все эти грибы запомнить очень тяжело. Поэтому мы будем говорить о самых распространённых. (СЛАЙД 6) Учёные разделили грибы на съедобные и несъедобные. Съедобные можно употреблять в пищу, а несъедобные могут быть неприятными на вкус, на запах. Некоторые несъедобные грибы ядовиты. Ядовитыми могут стать старые съедобные грибы У вас на столах карточки. Поработайте в парах и попробуйте отделить те грибы, которые вы взяли бы с собой из леса.
| строчок обыкновенный | сморчок |
| свинушка толстая | свинушка тонкая |
| бледная поганка | шампиньон |
| красный мухомор |
|
|
| боровик (белый гриб) |
|
| маслёнок |
| опёнок ложный | опята |
|
| сыроежка |
-Давайте проверим свою работу. Возникли ли затруднения?
- Что вы сделали с незнакомыми грибами, положили в корзинку или оставили на полянке?
- Вы только что открыли первое правило сбора грибов: «Нельзя собирать незнакомые грибы».
- О похожих грибах вам расскажут бывалые грибники Степан, Иван, Ульяна, Лиза и Дима. Степан:
- Самый распространённый вид мухоморов – это красный мухомор. Так же существуют мухомор серый, мухомор пантерный и мухомор весенний. Красный, серый и пантерный мухоморы тяжело спутать со съедобными грибами, а вот весенний мухомор очень похож на шампиньон. Этим он и опасен. Булындина Ульяна:
- Свинушка толстая – ядовитый гриб. Опасен тем, что похож на съедобную свинушку тонкую.
Кабак Лиза: - Ядовитый сторчок обыкновенный похож на съедобный сморчок. Но у сморчка шляпка правильной овальной формы, а у сторчка бесформенная.
Великанов Иван: - Опята съедобные и опята ложные легко могут спутать даже бывалые грибники. Надо быть особенно аккуратным при сборе этих грибов.
Сироткин Дима: Поганка - всем известный ядовитый гриб. Но неопытные грибники могут спутать её с шампиньоном и отравиться.
Проверка работы на доске.
- Мы набрали полный кузовок съедобных грибов. Остались ядовитые. Давайте их растопчем, чтобы никто не отравился. - Вот вы и назвали второе правило сбора грибов: «Не уничтожай старые и несъедобные грибы». - Предположите, какие правила сбора грибов ещё могут быть? - Давайте проверим свои предположения. Где мы можем найти информацию о грибах? - Книга стр.21. Если вы узнали что-то новое, поднимите руку.
| Да, мухоморы и бледную поганку.
Работают в парах. Отбирают грибы, которые, по их мнению, можно употреблять в пищу.
- Да, есть незнакомые грибы, есть грибы похожие друг на друга. Высказывают своё мнение, приходят к выводу, что незнакомые грибы собирать нельзя.
Слушают доклады, исправляют ошибки.
-Нельзя, ими лечатся животные. Высказывают свое мнение. - В учебнике.
Читают правила сбора грибов, если новое правило, поднимают руку. | Личностные: самоопределение (мотивация учения). Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий). |
4.
| Закрепление учебного материала. Учебная цель: обучающиеся должны знать правила сбора грибов. Цель: выяснить сформированность правил сбора грибов. Задачи: способствовать формированию стандарта поведения в лесу, развивать мыслительную деятельность, внимание, положительное отношение к учебной деятельности; воспитывать дисциплинированность, уверенность в жизненной необходимости действовать по правилам. Формы и методы достижения поставленных целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия. Критерии, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, рефлексивная самооценка обучающихся. Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, индивидуальную помощь учителя.
Рефлексия Проверка усвоения изученного
Учебная цель: обучающиеся должны уметь использовать свои знания в жизненных ситуациях
Цель: выяснить сформированность понятий «съедобный гриб, несъедобный гриб, правила сбора грибов». Задачи: способствовать умению использовать свои знания в новой ситуации. Формы и методы достижения поставленных целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.
Самооценка и самоанализ.
| - Проверим, запомнили ли вы правила сбора грибов. (СЛАЙД 8-12) Собирай только (какие?) и (какие?) грибы. Не пробуй (что?) на вкус. Не собирай грибы (где?) и (где?). Не уничтожай (какие?) и (какие?) грибы. Дети собирают грибы только (с кем?).
- Один мальчик ходил в лес. Давайте послушаем его рассказ и определим правильно он поступал или нет.
«Пришла осень и я решил сходить в лес за грибами (Правильно я сделал?). Встал я очень рано, решил родителей не будить и пошёл в лес один (Правильно я сделал?). В лесу я нашёл мало грибов, поэтому решил добрать вдоль дороги и на газоне в городе (Правильно я сделал?). Дома я грибы почистил, помыл. Из белых грибов я сварил суп (Правильно я сделал?). Подберёзовики посолил (Правильно я сделал?). Мухоморы и поганки пожарил с картошкой (Правильно я сделал?)
- Давайте проверим ваши ответы. (СЛАЙД 13) 1 + - - 2 + + - Если вы ошиблись на 1 строчке, то вы не знаете правила сбора грибов. Если ваша ошибка на 2 строчке, значит вы не знаете ядовитые грибы. - Можно этому мальчику ходить в лес за грибами? - Дайте советы этому мальчику. Физ. минутка(СЛАЙД 14) (СЛАЙД15) - Смотрите, ворота исчезли, стражники леса разрешили нам зайти в лес.
- Заполним дневники: ставьте – или +. 1. Я знаю строение гриба. 2. Я знаю в чём опасность ядовитых грибов. 3. Я знаю правила сбора грибов. 4. У меня получилось хорошо поработать в паре.
| Собирай только молодые и знакомые грибы. Не пробуй грибы на вкус. Не собирай грибы на газонах и вдоль дорог. Не уничтожай старые и ядовитые грибы. Дети собирают грибы только со взрослыми.
На листочке ставят знаки + или -.
+ да - нет Проверяют свои ответы.
- Нет. Дают советы.
В соответствии с результатом закрашивают клеточку в дневнике цветом: зелёным – если на уроке всё получилось, вопросов нет. синим – если всё понятно, но есть вопросы, красным – если ничего не понятно. | Личностные: самоопределение (мотивация учения). Познавательные: анализ, синтез, доказательство. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция). Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
Личностные: самоопределение (мотивация учения). Познавательные: анализ, синтез, доказательство. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), (контроль и коррекция). Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |