Съедобные и ядовитые грибы
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока959.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Волжского Волгоградской области

(МКОУ СОШ № 3)

404106, г. Волжский Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91,  телефон/факс(8443)27-15-02, е-mail: school3-vlz@ mail. ru

Схема конспекта урока

Бяховой Елены Петровны

по окружающему миру 1А класса

по теме «В лес за грибами».

г. Волжский

2014г.

Тема: В лес за грибами.

Цель: Создать условия для формирования знаний, умений и навыков по теме «В лес за грибами».

Задачи:

Предметные:

 понимание, что такое съедобный и несъедобный  гриб, уметь характеризовать и различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила сбора грибов.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, готовность оценивать свой учебный труд.

  Метапредметные:

познавательные: умение узнавать предметы по их признакам, извлекать информацию из текста, работать с рисунком, схемой;

регулятивные: умение формулировать проблему, предлагать пути её решения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

коммуникативные: умение общаться, развитие монологической и диалогической речи при работе в парах.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Самоопределение к деятельности

Учебная цель: обучающиеся должны  подготовиться к общению и к предстоящему уроку.

Цели:  обеспечить благоприятную  обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Задачи:

-развитие умственной привычки к быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в вначале урока,

-развитие внимания.

Методы:

высказывание добрых пожеланий

(Слайд № 1)

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их.

- На уроке окружающего мира мы всегда много говорим, поэтому нам необходимо сделать зарядку для языка.

1. Лошадки

2. Футбол.

3. Грибок, грибок растёт.

4. Качели (вверх-вниз, вправо-влево)

5. Дудочка.

6. Мячик.

7. Улыбка.

- Как думаете, что нужно, чтобы на уроке у нас всё получилось?

- Вы назвали не всё, что нам нужно на уроке. А что это мы узнаем чуть позже. А теперь поделитесь друг с другом улыбками, поддержите друг друга таким образом.

-Я предлагаю вам отправиться в лес.

Приветствуют учителя.

Делают артикуляционную гимнастику.

- Учебник, ТПО, пенал, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь фантазировать и т.д.

Личностные:  самоопределение: мотивация учения; смыслообразования: «какое значение, смысл имеет для меня учение».

2.

Актуализация знаний.  Постановка учебной задачи

Учебная цель: проверить усвоение прошедшего материала.

Цели: совершенствование знаний о строении гриба, о местах сбора грибов; определить проблему урока.

Задачи: проверить знание строения грибов, навыки изображения гриба; учить видеть пробелы в знаниях, выполнять взаимопроверку по эталону, адекватно реагировать на чужое мнение.

Методы обучения: наглядный, репродуктивный, проблемный.

Критерии достижения целей и задач: самостоятельное правильное выполнение задания, осознание имеющихся пробелов в знаниях.

Возможные действия педагога в случае, если не удается достичь поставленных целей: наводящие вопросы учителя, показ образца выполнения.

Методы организации деятельности: фронтальный, работа в парах.

Методы мотивации учебной активности: создание ситуации поиска, игровой момент.

Методы оценивания: поощрение и подбадривание.

-Отгадайте загадку и узнаете, зачем мы пойдём в лес.

 (СЛАЙД 2)

 Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы.

Так за чем мы идём в лес?

Тема урока: В лес за грибами.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о разнообразии грибов, о строении шляпочного гриба. Давайте проверим, что вы запомнили.

Карточка №1 (для хорошо читающих)

                                 кольцоhttp://www.testcontrol.ru/images/okr_mir_3class-64s_files/okr_mir_3class-64s-24.jpg

                                 грибница

                                 шляпка

                                 мешочек

                           ножка

                           пластинки (трубочки)

                             

           

 Карточка №2 (для плохо читающих)

Нарисовать гриб со всеми его частями.

-  Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Неверный результат аккуратно зачёркивайте карандашом. (СЛАЙД 3)

- А теперь поменяйтесь снова карточками, посмотрите на свои результаты. Поднимите руки те, у кого не было ошибок.

- Молодцы! Те, у кого были ошибки, не расстраивайтесь. Главное верить в успех. В следующий раз обязательно получится!

- Ну, а теперь мы можем узнать, что нам необходимо для хорошей плодотворной работы на уроке: карточки перевернём.

- Что же нам необходимо на уроке?

-Мы уже много знаем о грибах. Как вы думаете, мы можем прямо сейчас отправляться в лес за грибами? (СЛАЙД 4)

- Давайте попросим братьев месяцев из сказки «Двенадцать месяцев» на один урок впустить нас в летний и осенний лес.

Пока происходит волшебство, давайте потренируемся собирать грибы.

(Физ. минутка) (СЛАЙД 5)

Мы по лесу шли

И грибок нашли

Раз грибок – в кузовок,

Два грибок – в кузовок,

Три грибок – в кузовок.

Вот сколько грибов нашли.

-Устали ходить? Сядем на пенёк, закроем глаза и послушаем звуки леса. (СЛАЙД 6)

Возникновение проблемы урока. Постановка учебной задачи.

- Откройте глаза. Смотрите, мы уже в летнем или осеннем лесу. Но ворота закрыты, нас не впускают в лес. Как вы думаете: почему?

На воротах появляются слова:

 «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут».

- Русский народ славился мудростью. Как вы думаете, о чём нас хотят предупредить?

- Сегодня на уроке мы должны выяснить, какие грибы нельзя собирать и вообще все правила сбора грибов.

Задачи урока:

1.Узнать, какие грибы нельзя собирать.

2. Выяснить правила сбора грибов.

-Мы идём в лес за грибами.

Выполняют задания карточек.

Меняются карточками и проверяют ошибки друг у друга опираясь на образец.

Переворачивают карточки, смотрят на смайлики.

- Необходимо хорошее настроение.

- Нет, сейчас зима, а грибы собирают летом и осенью.

-Мы ещё не всё знаем о грибах.

- Есть грибы, которые нельзя собирать в лесу.

 Познавательные: формулировка познавательной цели, анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, формулировка проблемы.

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция).

3.

«Открытие нового знания». Этап изучения нового учебного материала.

Учебная цель: у обучающиеся должно  сформироваться представление съедобных и несъедобных грибах, ядовитых грибах, о правилах сбора грибов

Цели: знакомство с понятием «съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; правила сбора грибов».

Задачи: научить определять ядовитые грибы, видеть их особенности; формировать умение правильно собирать грибы; формировать представление о правилах сбора грибов.

воспитывать дисциплинированность, культуру поведения при работе в парах.

Основные понятия урока:  съедобные грибы, несъедобные грибы, ядовитые грибы, правила сбора грибов.

Формы и методы изложения материала: объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, практическая работа.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: частично поисковый метод, работа с текстом.

Критерии определения уровня внимания и интереса к излагаемому учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание самостоятельно выполнить задание. 

Методы мотивирования учебной активности в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, создание ситуации успеха.

- Вы знаете, какие грибы нельзя собирать?

- Вы назвали всего 2 гриба, а учёные выявили более 30 таких грибов. Все эти грибы запомнить очень тяжело. Поэтому мы будем говорить о самых распространённых.

(СЛАЙД 6)

Учёные разделили грибы на съедобные и несъедобные. Съедобные можно употреблять в пищу, а несъедобные могут быть неприятными на вкус, на запах. Некоторые несъедобные грибы ядовиты. Ядовитыми могут стать старые съедобные грибы

У вас на столах карточки. Поработайте в парах и попробуйте отделить те грибы, которые вы взяли бы с собой из леса.

http://www.udec.ru/images/3005-06.jpg

строчок

обыкновенный

http://img-fotki.yandex.ru/get/5805/schsch05.e/0_577c7_febc5f83_S        сморчок

http://www.udec.ru/images/3005-12.jpg

свинушка

толстая

 http://supersadovod.ru/wp-content/uploads/2013/01/Svinushka-tolstaya.jpg свинушка тонкая

http://www.udec.ru/images/3005-34.jpg

бледная

поганка

шампиньонhttp://www.udec.ru/images/shampinon.jpg

http://www.udec.ru/images/3005-21.jpg

красный

 мухомор

боровик (белый гриб)

маслёнокhttp://www.udec.ru/images/maslyata.jpg

http://www.udec.ru/images/3005-23.jpg

опёнок ложный

опятаhttp://www.udec.ru/images/opyata.jpg

сыроежкаhttp://www.udec.ru/images/syroezhka.jpg

-Давайте проверим свою работу. Возникли ли затруднения?

- Что вы сделали с незнакомыми грибами, положили в корзинку или оставили на полянке?

- Вы только что открыли первое правило сбора грибов: «Нельзя собирать незнакомые грибы».

- О похожих грибах  вам расскажут бывалые грибники Степан, Иван, Ульяна, Лиза и Дима.

Степан:

http://www.udec.ru/images/3005-03.jpg

- Самый распространённый вид мухоморов – это красный мухомор.

Так же существуют мухомор серый, мухомор пантерный и мухомор весенний. Красный, серый и пантерный мухоморы тяжело спутать со съедобными грибами, а вот весенний мухомор очень похож на шампиньон. Этим он и опасен.

Булындина Ульяна:

- Свинушка толстая – ядовитый гриб. Опасен тем, что похож на съедобную свинушку тонкую.http://www.udec.ru/images/3005-21.jpg

http://www.udec.ru/images/3005-19.jpg

Кабак Лиза: - Ядовитый сторчок обыкновенный похож на съедобный сморчок. Но у сморчка шляпка правильной овальной формы, а у сторчка бесформенная.http://img.geocaching.com/cache/3544fb78-7a25-46d6-9fd6-f56cfdc80298.jpghttp://www.udec.ru/images/3005-20.jpg

http://www.udec.ru/images/3005-12.jpghttp://supersadovod.ru/wp-content/uploads/2013/01/Svinushka-tolstaya.jpg

Великанов Иван:http://img-fotki.yandex.ru/get/5805/schsch05.e/0_577c7_febc5f83_Shttp://supercook.ru/griby/images-griby/grib-b-25-6.jpg

- Опята съедобные и опята ложные легко могут спутать даже бывалые грибники. Надо быть особенно аккуратным при сборе этих грибов.

Сироткин Дима:

Поганка -  всем известный ядовитый гриб. Но неопытные грибники могут спутать её с шампиньоном и отравиться.http://www.udec.ru/images/3005-23.jpghttp://900igr.net/datai/prazdniki/Klassnyj-chas-Den-Zemli/0014-014-Klassnyj-chas-Den-Zemli.jpg

http://www.udec.ru/images/3005-34.jpg

Проверка работы на доске.http://img.geocaching.com/cache/3544fb78-7a25-46d6-9fd6-f56cfdc80298.jpg

- Мы набрали полный кузовок съедобных грибов. Остались ядовитые. Давайте их растопчем, чтобы никто не отравился.

- Вот вы и назвали второе правило сбора грибов: «Не уничтожай старые и несъедобные грибы».

- Предположите, какие правила сбора грибов  ещё могут быть?

- Давайте проверим свои предположения. Где мы можем найти информацию о грибах?

- Книга стр.21. Если вы узнали что-то новое, поднимите руку.

Да, мухоморы и бледную поганку.

Работают в парах. Отбирают грибы, которые, по их мнению, можно употреблять в пищу.

- Да, есть незнакомые грибы, есть грибы похожие друг на друга.

Высказывают своё мнение, приходят к выводу, что незнакомые грибы собирать нельзя.

Слушают доклады, исправляют ошибки.

-Нельзя, ими лечатся животные.

Высказывают свое мнение.

- В учебнике.

Читают правила сбора грибов, если новое правило, поднимают руку.

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии), планирование (составление плана последовательности действий).

4.

 

Закрепление учебного материала.

Учебная цель: обучающиеся должны знать правила сбора грибов.

Цель: выяснить сформированность правил сбора грибов.

Задачи: способствовать формированию стандарта поведения в лесу, развивать мыслительную деятельность, внимание, положительное отношение к учебной деятельности; воспитывать дисциплинированность, уверенность в жизненной необходимости действовать по правилам.

Формы и методы

достижения поставленных

целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

Критерии,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися

нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, рефлексивная самооценка обучающихся.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу, индивидуальную помощь учителя.

Рефлексия

Проверка усвоения изученного

Учебная цель: обучающиеся должны уметь использовать свои знания в жизненных ситуациях

Цель: выяснить сформированность понятий «съедобный гриб, несъедобный гриб, правила сбора грибов».

Задачи: способствовать умению использовать свои знания в новой ситуации.

Формы и методы

достижения поставленных

целей: репродуктивный, самостоятельная работа, рефлексия.

Самооценка и самоанализ.

- Проверим, запомнили ли вы правила сбора грибов.

 (СЛАЙД 8-12)

Собирай только (какие?) и (какие?) грибы.

Не пробуй (что?) на вкус.

Не собирай грибы (где?) и (где?).

Не уничтожай (какие?) и (какие?) грибы.

Дети собирают грибы только (с кем?).

- Один мальчик ходил в лес. Давайте послушаем его рассказ и определим правильно он поступал или нет.

«Пришла осень и я решил сходить в лес за грибами (Правильно я сделал?). Встал я очень рано, решил родителей не будить и пошёл в лес один  (Правильно я сделал?). В лесу я нашёл мало грибов, поэтому решил добрать вдоль дороги и на газоне в городе (Правильно я сделал?).

   Дома я грибы почистил, помыл.  Из белых грибов я сварил суп (Правильно я сделал?). Подберёзовики посолил (Правильно я сделал?). Мухоморы и поганки пожарил с картошкой (Правильно я сделал?)

- Давайте проверим ваши ответы.

(СЛАЙД 13)

1 +  -   -  

 2 +   +   -

Если вы ошиблись на 1 строчке, то вы не знаете правила сбора грибов.

Если ваша ошибка на 2 строчке, значит вы не знаете ядовитые грибы.

- Можно этому мальчику ходить в лес за грибами?

- Дайте советы этому мальчику.

Физ. минутка(СЛАЙД 14)

(СЛАЙД15)

- Смотрите, ворота исчезли, стражники леса разрешили нам зайти в лес.

- Заполним дневники: ставьте – или +.

1. Я знаю строение гриба.

2. Я знаю в чём опасность ядовитых грибов.

3. Я знаю правила сбора грибов.

4. У меня получилось хорошо поработать в паре.

Собирай только молодые и знакомые грибы.

Не пробуй грибы на вкус.

Не собирай грибы на газонах и вдоль дорог.

Не уничтожай старые и ядовитые грибы.

Дети собирают грибы   только со взрослыми.

На листочке ставят знаки + или -.

+ да

- нет

Проверяют свои ответы.

- Нет.

Дают советы.

В соответствии с результатом закрашивают клеточку в дневнике цветом:

зелёным – если на уроке всё получилось, вопросов нет.

синим – если всё понятно, но есть вопросы,

красным – если ничего не понятно.

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль и коррекция).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).

Личностные: самоопределение (мотивация учения).

Познавательные: анализ, синтез, доказательство.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия), (контроль и коррекция).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), контроль оценка(выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В лес по грибы и по ягоды" (съедобные и ядовитые грибы)

В игровой форме приводится мнго интерасных фактов о грибах. Почему некоторые грибы считаются ядовитыми, чем грозит человеку их употребление в пищу....

предметный урок по окружающему миру для 2 класса система В.Ф.Занкова "Съедобные и ядовитые грибы"

Данный урок формирует научное представление о царстве грибов. Происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД  согласно новым стандартам образования....

Открытый урок "Грибы. Грибы съедобные и ядовитые"

Предмет: окружающий мир.Презентация (разделена на 3 части) + Конспект урока в соответствии с ФГОС.Класс:  2.Тема: Грибы. Грибы съедобные и ядовитые.Цель:-сформировать представление о грибах как о...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы съедобные и ядовитые"

Урок по окружающему миру во  2 классе разработан с учетом возрастных способостей и требований ФГОС второго поколения...

Съедобные и ядовитые грибы

Съедобные и ядовитые грибы.Урок художественного чтения, устного слова по технологии А.М.Кушнира.Тема: Съедобные и ядовитые грибы. По 21-й урок  разделу «Эта удивительная природа» и 2-...

Съедобные и ядовитые грибы

Сформировать у младших школьников конкретные представления о съедобных и ядовитых грибах, об их значении в природе....