Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа
по окружающему миру для 3а класса, 68 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по окружающему миру к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы автора-составителя А.А. Плешакова 3кл., Москва, «Просвещение», 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_zpr.docx | 62.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР,
утвержденной приказом №322 от 31.08.2018г.
с изменением от 30.08.2019г., приказ № 291
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « __» 20 __ г.
Руководитель кафедры: ____________ / Старцева С.М. /
Согласовано
Заместитель директора : ________ / Зверева Е.А./
« __ » .20 г.
Рабочая программа
по окружающему миру для 3а класса, 68 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по окружающему миру к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы автора-составителя А.А. Плешакова 3кл., Москва, «Просвещение», 2013г.
Учебник: для 3 класса Окружающий мир в 2 ч. / А.А. Плешаков/- Москва, «Просвещение», 2015г.
Тетрадь: Окружающий мир. Разноуровневые задания. 3 класс. /Т.Н. Максимова/ Москва, «ВАКО», 2019г. Рабочая тетрадь по окружающему миру в 2ч. 3 класс. /А.А. Плешаков/ Москва, «Просвещение», 2019г.
Составитель:
Горохова Виктория Николаевна,
учитель начальных классов
п. Пионерский
2020 г.
- Пояснительная записка
- Адаптированная рабочая программа по окружающему миру в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Данная рабочая программа для детей с ЗПР составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений, и Рабочей программы по окружающему миру к предметной линии учебников 1-4 класса общеобразовательной школы авторов-составителей А.А. Плешакова 3кл., Москва, «Просвещение», 2013г.
- Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. 1-е классы — 66 ч. (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч. (34 учебные недели).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№ п/ п | Название раздела | Количество часов по разделу | Проверочные работы (тесты) | Проекты |
1 | Как устроен мир? Региональный компонент-2ч | 7 ч | 1 ч | 1 ч |
2 | Эта удивительная природа. Региональный компонент-5 ч | 21 ч | 1 ч | 1 ч |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 ч | 1 ч | 1 ч |
4 | Наша безопасность | 8 ч | 1 ч | 1 ч |
5 | Чему учит экономика. Региональный компонент-2ч | 12 ч | 1 ч | 1 ч |
6 | Путешествия по городам и странам. Региональный компонент-3ч | 10 ч | 1 ч | 1 ч |
Итого: | 68 ч | 6 ч | 6 ч |
Характеристика основных содержательных линий программы.
Как устроен мир (7 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (21 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная система, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Практические работ: Измерение массы и тела. Знакомство с внешним строением кожи. Определение наличия питательных веществ в продуктах питания Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, в квартире, доме и его их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.
Практическая работа: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различным монетами.
Путешествия по городам и странам (10 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны Зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Коррекционная работа | Основные виды деятельности учащихся |
1. Как устроен мир (7 ч) | |||
1 | Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». | Знакомство с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. Доказывание, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрытие ценности природы для людей. Составление задания к рисунку учебника и оценивание ответов одноклассников, осуществление самопроверки. Наблюдение и описывание проявления внутреннего мира человека; обсуждение, как возникают богатства внутреннего мира человека. Распределение обязанностей по проекту в группах; сбор материала; подбор иллюстративного материала, изготовление недостающей иллюстрации, оформление стенда; презентация проекта; оценивание результата работы. Определение места человека в мире; характеристика семьи, народа, государства как части общества; сопоставление формы правления в государствах мира. Формулирование вывода из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценивание достижения на уроке. Анализ текста учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживание по схеме обнаруженных взаимосвязей, рассказывание о них, опираясь на схему. Формулирование вывода из изученного материала, ответ на итоговые вопросы и оценивание достижения на уроке. Устанавливание причинно-следственных связей между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различие положительного и отрицательного влияния человека на природу; сравнение заповедника и национального парка. |
2 | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Проект «Богатства, отданные людям» | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психология», «восприятие», «память», «мышление», «воображение». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | |
3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государство», «общество». | |
4 | Мир глазами эколога. | Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружающая среда», «экология». | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К. | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. Объяснять значения слов: «заповедник», «национальный парк». | |
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Развитие речемыслительной деятельности. | |
7 | Проверочная работа по теме: «Как устроен мир» | Развитие аналитико-синтетической деятельности. | |
2. Эта удивительная природа (21 ч) | |||
8 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и стремление их выполнить; классифицирование тел и веществ, приведение примеров естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдение опыта с растворением вещества. Наблюдение и характеристика свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Постановка опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, использование лабораторного оборудования, фиксирование результатов исследования в рабочей тетради. Анализ схемы (диаграммы) с целью определения состава воздуха. Исследование с помощью опытов свойства воздуха. Исследование по инструкции учебника свойства воды. Анализ схемы учебника и применение их для объяснения свойств воды. Рассказывание об использовании в быту воды как растворителя. Высказывание предположения о состояниях воды в природе. Наблюдение в ходе учебного эксперимента образования капель при охлаждении пара. Высказывание предположения о том, почему нужно беречь воду; нахождение и использование при ответе на вопрос цифровых данных из учебника. Обсуждение способов экономного использования воды. Рассказ о загрязнении воды с помощью модели. Высказывания предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдение процесса расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделирование в виде схемы увеличения расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Анализ рисунка учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывание предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента. Знакомство с группами растений по материалам учебника. Классификация растения из предложенного списка; знакомство по учебнику с понятием «виды растений»; использование предложенной информации при характеристике групп растений. Выявление с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений. Моделирование процесса дыхания и питания растений, рассказ об этих процессах с помощью выполненной схемы. Характеристика условий, необходимых для размножения растений и их распространения. Наблюдение в природе, как распространяются семена деревьев. Выявление роли животных в размножении и развитии растений. Актуализация сведений об исчезающих и редких растениях. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформление памятки «Берегите растения». Понимание учебной задачи и стремление её выполнить. Классификация животных. Характеристика животных по типу питания, приведение примеров животных по типу питания. Анализ схемы цепей питания. Характеристика защитных приспособлений растений и животных. Обсуждение роли хищников в поддержании равновесия в природе. Составление и презентация «Книги природы родного края». Характеристика животных разных групп по способу размножения, моделирование стадии размножения животных разных групп. Рассказывание, как заботятся домашние животные о своём потомстве. Актуализация знаний о редких и исчезающих животных. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулирование с помощью экологических знаков правил поведения в природе. Создание книжки-малышки «Береги животных». Характеристика строения шляпочных грибов. Моделирование различия грибов-двойников. Характеристика организмов-производителей, организмов-потребителей и организмов-разрушителей. Обсуждение опасности исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделирование круговорота веществ в природе. |
9 | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». | Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кислота». Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | |
10 | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». | Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | |
11 | Вода, её свойства. Практическая работа № 4 «Свойства воды». | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | |
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | |
13 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | |
14 | Разрушение твёрдых пород в природе. | Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения. | |
15 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к. Практическая работа № 6 «Состав почвы». | Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | |
16 | Растения, их разнообразие. Ягоды нашего края. Р.к. | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | |
17 | Дыхание и питание растений. | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | |
18 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | |
19 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Красная книга Югры. Р.к. | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. | |
20 | Животные, их разнообразие. Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к. | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | |
21 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | |
22 | Сеть питания и экологическая пирамида. | Определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе, составлять цепи питания. | |
23 | Проект: «Разнообразие природы родного края». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | |
24 | Размножение и развитие животных. | Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | |
25 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных. | С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных. | |
26 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к. | Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | |
27 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | |
28 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа» | Развитие аналитико-синтетической деятельности. | |
Мы и наше здоровье (10 ч) | |||
29 | Организм человека. | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеристика систем органов человека. Обсуждение взаимосвязи наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализ схемы расположения органов человека, умение показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. Самостоятельное изучение материала темы и подготовка рассказа по предложенному плану. Распознавание предметов на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулирование правил гигиены органов чувств. Практическая работа: изучение свойств кожи. Осваивание приёмов оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовка рассказа об уходе за кожей. Характеристика роли скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрытие роли правильной осанки для здоровья человека. Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Характеристика изменений, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждение правил рационального питания. Составление меню здорового питания. Актуализация знаний о лёгких и сердце. Характеристика строения дыхательной системы и её роли в организме. Моделирование строения дыхательной системы. Характеристика строения кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделирование строения кровеносной системы. Измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке. Выполнение задания; проверка своих знания. Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. Характеристика и формулирование факторов закаливания. Составление памятки по закаливанию. Составление инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Обсуждение и формулирование правил здорового образа жизни и стремление их соблюдать. |
30 | Органы чувств, их значение и гигиена. | Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | |
31 | Кожа, её значение и гигиена. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». | Объяснять значения слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. | |
32 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. | Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | |
33 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. | Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | |
34 | Проект: «Школа кулинаров» | Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | |
35 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. | |
36 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | |
37 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. | Объяснять значения понятий: «закаливание»,«инфекционные болезни»,«аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии. | |
38 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье». | Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни». Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. | |
Наша безопасность (8 ч) | |||
39 | Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. | Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и стремление их выполнить. Актуализация знаний об опасностях в быту. Характеристика действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделирование действий при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализ схемы эвакуации из школы и моделирование её в ходе учебной тревоги. Актуализация правила безопасного поведения на улице. Изучение по материалам учебника правил поведения на улице и в транспорте; подготовка сообщения. Обсуждение предложенных ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделирование своих действий в ходе ролевой игры. Выполнение теста о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Актуализация знаний дорожных знаков. Анализ разных типов знаков, обсуждение, как они помогают пешеходам. Моделирование в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнение теста с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков. Нахождение в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформление собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентация и оценивание результата проектной деятельности. Актуализация полученных ранее знаний о потенциально опасных местах. Обсуждение потенциальных опасностей в доме и вне его. Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Характеристика опасности природного характера. Нахождение информация о ядовитых растениях и грибах. Характеристика правила гигиены при общении с домашними животными. Различение гадюки и ужа. Анализ по схеме цепи загрязнения, приведение примера цепей загрязнения. Моделирование пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждение проблемы экологической безопасности и мер по охране окружающей среды. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. |
40 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | |
41 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. | Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | |
42 | Проект: «Кто нас защищает». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | |
43 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д. | |
44 | Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | |
45 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды. | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | |
46 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность» | Развитие аналитико-синтетической деятельности |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
47 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд». Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Объяснять значение слова: «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня. Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. |
48 | Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике. | |
49 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к. | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. | |
50 | Растениеводство - отрасль сельского хозяйства. | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства. | |
51 | Животноводство - отрасль сельского хозяйства. | Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. | |
52 | Промышленность и её основные отрасли. Нефть, газ, каменный уголь, торф- «земное тепло» Югры Р.к. | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. | |
53 | Проект: «Экономика родного края» | Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | |
54 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | |
55 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. | |
56 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными. Моделировать семейный бюджет. | |
57 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. | |
58 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика». | Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. | |
Путешествие по городам и странам. 10ч | |||
59 | Города золотого кольца России - слава и гордость страны. | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. | Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Называть города, которые входят в Золотое кольцо. Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей. Объяснять значение слова: «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Объяснять значение слова: «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы. Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания. Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. |
60 | Проект «Музей путешествий» Путешествие по городам нашего округа. История в названиях улиц твоего поселка. Р.к. | Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | |
61 | Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией. | |
62 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны | Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | |
63 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. | |
64 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. | |
65 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. | |
66 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | |
67 | Контроль знаний. «Путешествие по городам и странам». | Выполнять задания; проверять свои знания. | |
68 | Работа над ошибками. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Современные архитектурные памятники Югорского края Р.к. | Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Приложение
Поурочное календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ урока с начала уч. года | № урока по теме | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Как устроен мир 7ч | |||||
1 | 1 | Природа. Значение природы для людей. Многообразие природы Югры Р.к. | 02.09.2020 | ||
2 | 2 | Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Проект «Богатства, отданные людям» | 04.09 | ||
3 | 3 | Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. | 09.09 | ||
4 | 4 | Мир глазами эколога. | 11.09 | ||
5 | 5 | Природа в опасности. Охрана природы. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник « Малая Сосьва» Р.К. | 16.09 | ||
6 | 6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». | 18.09 | ||
7 | 7 | Проверочная работа по теме: «Как устроен мир» | 23.09 | ||
Эта удивительная природа 21ч | |||||
8 | 1 | Тела, вещества, частицы. Твёрдые вещества, жидкости и газы. | 25.09 | ||
9 | 2 | Разнообразие веществ. | 30.09 | ||
10 | 3 | Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения. | 02.10 | ||
11 | 4 | Вода, её свойства. | 07.10 | ||
12 | 5 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | 09.10 | ||
13 | 6 | Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды. | 14.10 | ||
14 | 7 | Разрушение твёрдых пород в природе. | 16.10 | ||
15 | 8 | Почва, её состав. Значение почвы для живых организмов. Использование песка и глины Р.к. | 21.10 | ||
16 | 9 | Растения, их разнообразие. Ягоды нашего края. Р.к. | 23.10 | ||
17 | 10 | Дыхание и питание растений. | 28.10 | ||
18 | 11 | Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. | 30.10 | ||
19 | 12 | Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Красная книга Югры. Р.к. | 11.11 | 2 четверть | |
20 | 13 | Животные, их разнообразие. Приспособленность к условиям жизни Севера. Р. к. | 13.11 | ||
21 | 14 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. | 18.11 | ||
22 | 15 | Сеть питания и экологическая пирамида. | 20.11 | ||
23 | 16 | Проект: «Разнообразие природы родного края». | 25.11 | ||
24 | 17 | Размножение и развитие животных. | 27.11 | ||
25 | 18 | Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животных. Охрана животных. | 02.12 | ||
26 | 19 | Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы. Грибы нашего края Р.к. | 04.12 | ||
27 | 20 | Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | 09.12 | ||
28 | 21 | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Проверочная работа по теме: «Эта удивительная природа» | 11.12 | ||
Мы и наше здоровье. 10 ч | |||||
29 | 1 | Организм человека. Органы и системы органов. | 16.12 | ||
30 | 2 | Органы чувств, их значение и гигиена | 18.12 | ||
31 | 3 | Кожа, её значение и гигиена. | 23.12 | ||
32 | 4 | Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. | 25.12 | ||
33 | 5 | Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. | 13.01.2021 | 3 четверть | |
34 | 6 | Проект: «Школа кулинаров» | 15.01 | ||
35 | 7 | Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. | 20.01 | ||
36 | 8 | Инфекционные болезни и способы их предупреждения. | 22.01 | ||
37 | 9 | Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. | 27.01 | ||
38 | 10 | Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» Проверочная работа по теме: «Мы и наше здоровье». | 29.01 | ||
Наша безопасность. 8 ч | |||||
39 | 1 | Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа. | 03.02 | ||
40 | 2 | Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. | 05.02 | ||
41 | 3 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. | 10.02 | ||
42 | 4 | Проект: «Кто нас защищает». | 12.02 | ||
43 | 5 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. | 17.02 | ||
44 | 6 | Гроза - опасное явление природы. Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. | 19.02 | ||
45 | 7 | Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды. | 24.02 | ||
46 | 8 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа по теме: «Наша безопасность» | 26.02 | ||
Чему учит экономика. 12ч | |||||
47 | 1 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. | 03.03 | ||
48 | 2 | Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение. | 05.03 | ||
49 | 3 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО Р.к. | 10.03 | ||
50 | 4 | Растениеводство - отрасль сельского хозяйства. | 12.03 | ||
51 | 5 | Животноводство - отрасль сельского хозяйства. | 17.03 | ||
52 | 6 | Промышленность и её основные отрасли. Нефть, газ, каменный уголь, торф- «земное тепло» Югры Р.к. | 19.03 | ||
53 | 7 | Проект: «Экономика родного края» | 24.03 | ||
54 | 8 | Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. | 26.03 | ||
55 | 9 | Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. | 07.04 | 4 четверть | |
56 | 10 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 09.04 | ||
57 | 11 | Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. | 14.04 | ||
58 | 12 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа по теме: «Чему учит экономика». | 16.04 | ||
Путешествие по городам и странам. 10ч | |||||
59 | 1 | Города золотого кольца России - слава и гордость страны. | 21.04 | ||
60 | 2 | Проект «Музей путешествий» Путешествие по городам нашего округа. История в названиях улиц твоего поселка. Р.к. | 23.04 | ||
61 | 3 | Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи. | 28.04 | ||
62 | 4 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Скандинавские страны | 30.04 | ||
63 | 5 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс. | 05.05 | ||
64 | 6 | Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной Европы. | 07.05 | ||
65 | 7 | Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания | 12.05 | ||
66 | 8 | Страны на юге Европы. Греция и Италия | 14.05 | ||
67 | 9 | Контроль знаний. «Путешествие по городам и странам». | 19.05 | ||
68 | 10 | Работа над ошибками. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран. Современные архитектурные памятники Югорского края Р.к. | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру 4 класс
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Окружающий мир» 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной програм...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 2 класса "Школа России"
Рабочая программапо окружающему миру для 2а класса, 68 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая програ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 3 класса "Школа России". Задание для аттестации.
Аттестационное задание № 1Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для де...
Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...