Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 2 класса "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа
по окружающему миру для 2а класса, 68 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по окружающему миру к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей А.А. Плешакова «Окружающий мир», Москва «Просвещение» 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_ovz.docx | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР,
утвержденной приказом №568 от 31.08.2016г.
с изменением от «31».08.2018г., приказ № 322
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « __» 20 __ г.
Руководитель кафедры: ____________ / Шабалина Л.В. /
Согласовано
Заместитель директора по УВР: ________ / Зверева Е.А./
« __ » .20 г.
Рабочая программа
по окружающему миру для 2а класса, 68 часов
Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы: специальных (коррекционных) учреждений и Рабочей программы по окружающему миру к предметной линии учебников для 1-4 классов общеобразовательной школы авторов-составителей А.А. Плешакова «Окружающий мир», Москва «Просвещение» 2014г.
Учебник: Окружающий мир. 2 класс в 2ч., А.А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2018г.
Тетрадь: Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2ч. А.А. Плешаков, М.: «Просвещение» 2019г.; разноуровневые задания по окружающему миру, 2 класс. Т.Н. Максимова, М.:ВАКО, 2017г.
Составитель:
Горохова Виктория Николаевна,
учитель начальных классов
2019 г.
- Пояснительная записка
- Адаптированная рабочая программа по окружающему миру во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г);
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Авторская программа. А.А. Плешакова,
- Учебный план МБОУ СОШ пгт. Пионерский на 2019-2020 уч.год.
1.2 Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Развитие представлений об окружающем мире.
- Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
1.3. Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью
Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно- нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно- смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира: . природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; . природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; . мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
3.Место учебного предмета, курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. 1-е классы — 66 ч. (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч. (34 учебные недели).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса.
Основное значение имеет естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в основу для формирования научного мировоззрения.
Учебный материал по большинству тем способствует коррекции существенных недостатков мыслительных операций. Он предполагает наличие обобщенных представлений о видах животных – выделение общих признаков насекомых, птиц, зверей. Активизируются также операции анализа, сравнения.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для улучшения учебных высказываний, преодоления речевой инактивности детей с ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный интерес, побуждать их к выполнению различных заданий.
Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
6) проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
6.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Наименование разделов учебной программы.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Контрольных работ | проекты |
1 | Где мы живем? | 4 | 1 | 1 |
2 | Природа. | 20 | 1 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 | 2 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 | |
5 | Общение. | 7 | 1 | 1 |
6 | Путешествия | 18 | 1 | 2 |
итого | 68 | 6 | 7 |
Характеристика основных содержательных линий программы.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
7. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коррекционная работа | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Где мы живём (4ч) Родная страна | Словесное описание по опорным словам или картинкам | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, национальном составе населения. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать. Рассказывать о своём городе и доме по плану. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира, заполнять таблицу в тетради. Находить на схемах нашу планету, сравнивать планеты и звёзды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
2 | Город и село | Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям | |
3 | Природа и рукотворный мир | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
4 | Проверим себя и оценим достижения по разделу «Где мы живём» | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
5 | Неживая и живая природа. ИКТ | Развитие речемыслительной деятельности | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры объектов живой и неживой природы, сезонных изменений в природе, заполнять таблицу в тетради. Работать в паре: сравнивать, описывать, оценивать, осуществлять самооценку. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Определять сезон по характерным сезонным признакам. Знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру, фиксировать результаты. Характеризовать погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды. Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Находить на рисунке знакомые созвездия. Сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий. Различать горные породы и минералы. Исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животного и человека. Устанавливать по схеме различия между группами растений и животных. Определять растения и животных с помощью атласа-определителя. Работать в группе: знакомиться с разнообразием растений и животных, находить новую информацию о них, выступать с сообщениями; моделировать изучаемые взаимосвязи. Сравнивать и различать группы растений и животных. Узнавать по рисункам комнатные растения. Оценивать роль комнатных растений и животных живого уголка для здоровья человека. Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями и животными живого уголка в соответствии с инструкцией. Определять и приводить примеры пород кошек и собак. Подготовить с помощью взрослых сообщение о растении или животном из Красной книги России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
6 | Явления природы. Практическая работа №1: «Как измерять температуру» ТБ: «Правила работы с термометром» | Работа над предложениями с местоимениями и числительными | |
7 | Что такое погода | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
8 | Урок – экскурсия «В гости к осени» | Развитие слухового и зрительного восприятия .Составление рассказа по опорным картинкам | |
9 | В гости к осени (урок) | Развитие слухового и зрительного восприятия Формирование умения давать точный ответ. Упражнения в группировке и классификации предметных картинок по различным основаниям | |
10 | Звёздное небо. ИКТ Путешествие по Зодиаку | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь .Работа над предложениями с местоимениями и числительными | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2: «Моя коллекция» | Расширять представления об окружающей действительности и обогащать словарь | |
12 | Про воздух… ИКТ | Составление продолжения рассказа | |
13 | …И про воду ИКТ | Формирование умения давать точный ответ. | |
14 | Какие бывают растения. ИКТ Практическая работа №3: «Какие бывают растения?» ТБ: «Ядовитые растения» | Развитие речемыслительной деятельности | |
15 | Какие бывают животные. ИКТ | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
16 | Невидимые нити. ИКТ | Развитие речемыслительной деятельности | |
17 | Дикорастущие и культурные растения. ИКТ | Формирование умения давать точный ответ. | |
18 | Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Про кошек и собак. ТБ: «Меры безопасности при обращении и уходе за домашними животными ИКТ | Работа над предложениями с местоимениями и числительными Формирование умения давать точный ответ. | |
19 | Комнатные растения Практическая работа №4 «Уход за комнатными растениями» | Словесное описание по опорным словам или картинка | |
20 | Животные живого уголка. | Составление рассказа по картинному плану | |
21 | Про кошек и собак. | Развитие речемыслительной деятельности | |
22 | Красная книга. Красная книга родного края. | Развитие речемыслительной деятельности | |
23 | Будь природе другом. Проект№ 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» | Развитие речемыслительной деятельности Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
25 | Что такое экономика. ИКТ | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Словесное описание по опорным словам или картинкам | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать об отраслях экономики по плану, о труде людей различных профессий. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры. Запомнить номер телефона экстренной службы 01. Различать, называть и обсуждать роль учреждений культуры и образования, виды профессий, роль профессии в жизни человека. Характеризовать зимнюю погоду как сочетание температуры, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных зимних явлений. Сопоставлять научные и народные предсказания погоды зимой. Наблюдать изменения в живой и неживой природе в зимнее время, устанавливать взаимозависимость между ними. Дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями. Определять деревья по силуэтам, распознавать осыпавшиеся на снег плоды и следы животных. Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления детей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
26 | Урок – практикум «Из чего что сделано» ИКТ ТБ: «Опасные предметы» | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
27 | Как построить новый дом | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
28 | Какой бывает транспорт. ПДД «Знакомство с дорожными знаками». Внимание – светофор! ИКТ | Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений через слуховое и зрительное восприятие. Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
29 | Культура и образование. | Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | |
30 | Все профессии важны | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
31 | Проект: «Профессии», «Как хлеб появился на столе» ИКТ | Составление небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета .Развитие речемыслительной деятельности | |
32 | Урок – экскурсия: «В гости к зиме» ПДД: «Опасности на льду» | Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений через слуховое и зрительное восприятие | |
33 | Неживая и живая природа зимой .Невидимые нити в зимнем лесу. Экологическая цепочка. ИКТ | Развитие аналитико-синтетической деятельности .Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Жизнь города и села» | Развитие речемыслительной деятельности | |
35 | Строение тела человека. Внутренние органы человека, их функции ИКТ | Устанавливать последовательность по серии картинок. Развитие речемыслительной деятельности | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать о режиме дня. Работать в группе: анализировать взаимосвязи; извлекать из различных источников необходимую информацию; составлять рассказ, приводить примеры, моделировать строение человека. Формулировать правила личной гигиены и правила пожарной и дорожной безопасности, характеризовать назначение предметов гигиены, пожароопасные предметы, потенциальные опасности пребывания в лесу, у воды, одному дома. Различать съедобные и несъедобные растения, жалящих насекомых. Осваивать правила поведения в определённых ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
36 | Если хочешь быть здоров. Режим дня. Основные правила личной гигиены. То, что мы едим. Зубы и уход за ними. | Развитие речемыслительной деятельности. Работа над предложениями с местоимениями и числительными .Устные высказывания о простых случаях из собственной жизни | |
37 | Поговорим о болезнях. ТБ: «Осторожно! Домашняя аптечка!» Профилактика болезней | Составление высказываний по вопросам; по наблюдениям .Развитие речемыслительной деятельности | |
38 | Берегись атомобиля.Школа пешехода. Практическая работа№5 : «Школа пешехода» | Устные высказывания о простых случаях из собственной жизни | |
39 | Домашние опасности. | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
40 | Пожар! ИКТ | Устанавливать последовательность по серии картинок | |
41 | На воде и в лесу. Лесные опасности. | Развитие речемыслительной деятельности. Составление высказываний по вопросам; по наблюдениям | |
42 | Опасные незнакомцы. Как избежать беды. | Устанавливать последовательность по серии картинок. Устные высказывания о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным. | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Здоровье и безопасность» | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
44 | Наша дружная семья. Семейные традиции. | Устные высказывания о простых случаях из собственной жизни. Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Рассказывать по рисунку и фотографиям о семейных отношениях и общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения», правила этикета в гостях. Интервьюировать родителей о их имени, отчестве, фамилии. Составлять родословное древо семьи. Обсуждать: вопрос о культуре общения, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения, проблему подарка в день рождения, правила поведения за столом. Оценивать с нравственных позиций допустимые и недопустимые формы поведения. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
45 | Проект «Родословная» ИКТ | Составление небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета | |
46 | В школе. ТБ: «Поведение в школе» .В классе. | Развитие речемыслительной деятельности | |
47 | Правила вежливости. | Развитие речемыслительной деятельности | |
48 | Ты и твои друзья. | Составление небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. ПДД «Мы-пассажиры» ТБ: «Поведение в транспорте» | Составление высказываний по вопросам; по наблюдениям | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Общение». | Развитие речемыслительной деятельности | |
51 | Путешествия (18 ч.) Посмотри вокруг. ИКТ | Развитие речемыслительной деятельности | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. Сравнивать фотографии в учебнике; находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; виды водоёмов, узнавать их по описанию. Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом из космоса; формы земной поверхности. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, с ориентированием по природным признакам. Наблюдать за весенними изменениями в природе. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Осваивать приёмы чтения карты, показывать объекты на ней. Находить на карте Москву, Екатеринбург и другие города России. Отличать гербы городов. Описывать достопримечательности городов. Находить материки на карте мире. Готовить сообщения и выступать с ними перед классом. Приводить примеры летних изменений в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других детей и свои. |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа№6 : «Ориентирование по компасу». | Работа над предложениями с местоимениями и числительными | |
53 | Формы земной поверхности. | Составление высказываний по вопросам; по наблюдениям | |
54 | Водные богатства. ИКТ | Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | |
55 | Урок – экскурсия «Сезонные изменения в природе весной». ТБ: «Осторожно! Сосульки!» | Уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и уточнения непосредственных впечатлений через слуховое и зрительное восприятие | |
56 | В гости к весне. ИКТ | Развитие речемыслительной деятельности | |
57 | Россия на карте. Практическая работа №7 : «Работа по физической карте». | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
58 | Путешествия по родной стране. Как читать карту. ИКТ | Устные высказывания о простых случаях из собственной жизни .Работа над предложениями с местоимениями и числительными | |
59 | Проект «Города России». | Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | |
60 | Путешествие по Москве. | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
61 | Московский Кремль. ИКТ | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
62 | Город на Неве. ИКТ | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
63 | Путешествие по планете. Вокруг света с фотоаппаратом. | Отношение к миру: сохранение и развитие способности удивляться многогранности мира на основе постоянно расширяющегося его познания | |
64 | Путешествие по материкам. ИКТ | Развитие речемыслительной деятельности | |
65 | Страны мира. Вокруг света с фотоаппаратом. Проект «Страны мира». ИКТ | Развитие аналитико-синтетической деятельности | |
66 | Впереди лето | Устанавливать последовательность по серии картинок | |
67 | Природы дивная краса | Словесное описание по опорным словам или картинкам | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | Работа над предложениями с местоимениями и числительными |
8. Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
1. Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.: – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А. А . «Окружающий мир. Рабочая тетрадь» в 2 ч. – М. Просвещение, 2014.
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. CD – ДИСКИ «Электронное приложение» к учебнику Окружающий мир Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс
6. Иллюстративный материал, глобус, карты природных зон.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2012
Приложение
Поурочное календарно-тематическое планирование учебного предмета
№ урока с начала уч. года | № урока по теме | Тема урока | Дата-план | Дата-факт | Примечание |
«Где мы живём?» (4 ч) | |||||
1 | 1 | Родная страна. | 02.09 | ||
2 | 2 | Город и село. Проект № 1 «Родной город (село)» | 06.09 | ||
3 | 3 | Природа и рукотворный мир. Р/к: Влияние деятельности человека на растения и животных. | 09.09 | ||
4 | 4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Р/к: Типы поселений: традиционные и сезонные. | 13.09 | ||
«Природа» (20 ч) | |||||
5 | 1 | Неживая и живая природа. Практическая работа №1 | 16.09 | ||
6 | 2 | Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры» | 20.09 | ||
7 | 3 | Что такое погода | 23.09 | ||
8 | 4 | В гости к осени экскурсия №1. Р/к: Сезонные изменения в природе. | 27.09 | ||
9 | 5 | В гости к осени (урок) | 30.09 | ||
10 | 6 | Звёздное небо | 04.10 | ||
11 | 7 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами» Р/к: Бережное отношения и рациональное использования природных богатств Югры. | 07.10 | ||
12 | 8 | Про воздух и про воду. Опыт №1. | 11.10 | ||
13 | 9 | Про воздух и про воду. Опыт №2. | 14.10 | ||
14 | 10 | Какие бывают растения. Практическая работа №3. «Распознавание деревьев, кустарников и трав». Р/к: Природные сообщества края. | 18.10 | ||
15 | 11 | Какие бывают животные. Р/к: Растительный и животный мир леса. | 21.10 | ||
16 | 12 | Невидимые нити | 25.10 | ||
17 | 13 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | 08.11 | 2 четверть | |
18 | 14 | Дикие и домашние животные | 11.11 | ||
19 | 15 | Комнатные растения Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями» | 15.11 | ||
20 | 16 | Животные живого уголка. | 18.11 | ||
21 | 17 | Про кошек и собак | 22.11 | ||
22 | 18 | Красная книга. Р/к: Красная книга родного края. | 25.11 | ||
23 | 19 | Будь природе другом. Проект№ 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 29.11 | ||
24 | 20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 02.12 | ||
«Жизнь города и села» (10 ч) | |||||
25 | 1 | Что такое экономика | 06.12 | ||
26 | 2 | Из чего что сделано. Практическая работа. | 09.12 | ||
27 | 3 | Как построить дом | 13.12 | ||
2 | 4 | Какой бывает транспорт | 16.12 | ||
29 | 5 | Культура и образование. Р/к: Сказки, легенды, мифы Югры. | 20.12 | ||
30 | 6 | Все профессии важны. Проект № 3 «Профессии» | 23.12 | ||
31 | 7 | В гости к зиме (экскурсия) | 27.12 | ||
32 | 8 | В гости к зиме (урок) | 10.01 | ||
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 13.01 | ||
34 | 10 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 17.01 | ||
«Здоровье и безопасность» (9 ч) | |||||
35 | 1 | Строение тела человека | 20.01 | ||
36 | 2 | Если хочешь быть здоров | 24.01 | ||
37 | 3 | Берегись автомобиля! | 27.01 | ||
38 | 4 | Школа пешехода | 31.01 | ||
39 | 5 | Домашние опасности | 03.02 | ||
40 | 6 | Пожар | 07.02 | ||
41 | 7 | На воде и в лесу | 10.02 | ||
42 | 8 | Опасные незнакомцы | 14.02 | ||
43 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 17.02 | ||
«Общение» ( 7 ч) | |||||
44 | 1 | Наша дружная семья | 21.02 | ||
45 | 2 | Проект № 4 «Родословная» | 28.02 | ||
46 | 3 | В школе | 02.03 | ||
47 | 4 | Правила вежливости | 06.03 | ||
48 | 5 | Ты и твои друзья. Практическая работа | 13.03 | ||
49 | 6 | Мы – зрители и пассажиры | 16.03 | ||
50 | 7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 20.03 | ||
«Путешествия» (18 ч) | |||||
51 | 1 | Посмотри вокруг | 30.02 | ||
52 | 2 | Ориентирование на местности. | 03.04 | ||
53 | 3 | Ориентирование на местности. Практическая работа | 06.04 | ||
54 | 4 | Формы земной поверхности | 10.04 | ||
55 | 5 | Водные богатства. Практическая работа. | 13.04 | ||
56 | 6 | В гости к весне (экскурсия) | 17.04 | ||
57 | 7 | В гости к весне (урок) | 20.04 | ||
58 | 8 | Россия на карте | 24.04 | ||
59 | 9 | Проект № 5 «Города России» | 27.04 | ||
60 | 10 | Путешествие по Москве. | 08.05 | ||
61 | 11 | Московский Кремль | 15.05 | ||
62 | 12 | Город на Неве | 18.05 | ||
63 | 13 | Путешествие по планете | 22.05 | ||
64 | 14 | Путешествие по материкам | 25.05 | ||
65 | 15 | Страны мира. Проект № 6 «Страны мира» | 29.05 | ||
66 | 16 | Контроль знаний. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | . | ||
67 | 17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | |||
68 | 18 | Впереди лето |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы для детей с задержкой психического развития по программе "Школа России". 1 класс 2017-2018 (август 2017)
Адаптированные рабочие программы по всем предметам 1-го класса по программе "Школа России" для детей с задержкой умственного развития....
Адаптированная рабочая программа по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру 4 класс
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении происходит с учетом уровня развития каждого ребенка. Построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с РАС (вариант 8.2) по предмету «Окружающий мир» 2 класс
Пояснительная запискаДанная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по изобразительному искусству для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета«Изобразительное искусство»Базовый уровень, начальное образование, 1 класс, 33 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной програм...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 3 класса "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 3а класса, 68 часовДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. Рабочая программа п...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по окружающему миру для 3 класса "Школа России". Задание для аттестации.
Аттестационное задание № 1Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для де...
Адаптированная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру, 2 класс
Общая цель состоит в обеспечении выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, о...