Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Готянская Елена Владимировна

Урок по окружающему миру в 4 классе "Мир глазами историка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon test_mir_glazami_istorika.ppt515 КБ
Office presentation icon tema_no4_mir_glazami_istorika.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир глазами ИСТОРИКА

Слайд 2

Мир глазами историка Историки получают информацию 1 В газетах В телепередачах 5 2 3 4 2 3 Из разговоров В библиотеках

Слайд 3

Археология изучает вещи: 1 старые древние 5 2 3 4 2 3 ненужные выброшенные Мир глазами историка

Слайд 4

История - наука о 1 будущем 5 2 3 4 2 3 прошлом настоящем Мир глазами историка

Слайд 5

Древние рукописи, книги, другие письменные источники хранятся в 1 дома архивах 5 2 3 4 2 3 музеях библиотеках Мир глазами историка

Слайд 6

Археологи при работе не пользуются 1 лопатами 5 2 3 4 2 3 молотками Ножами Мир глазами историка

Слайд 7

Вещественные источники - это 1 книги Оружие, украшения 5 2 3 4 2 3 Былины и сказки папирусы Мир глазами историка

Слайд 8

Письменные источники – это 1 одежда Частушки 5 2 3 4 2 3 Летописи и книги Орудия труда Мир глазами историка

Слайд 9

1 5 3 4 2 3 2 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 10

1 5 2 4 2 3 3 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 11

1 5 2 4 2 3 3 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 12

1 5 2 4 2 3 3 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 13

1 5 2 3 4 2 3 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 14

1 5 2 3 2 3 4 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 15

1 5 2 3 2 3 4 Н а з в а н и е т е с т а

Слайд 16

1 2 3 4 2 3 5 Н а з в а н и е т е с т а


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир глазами историка

Слайд 2

Мы с тобой знакомимся с миром, который нас окружает. На предыдущих уроках мы узнали о взглядах на этот мир ученых-астрономов и ученых-географов. Сегодня мы узнаем о том, как получают информацию об окружающем мире учёные-историки. Мы часто слышим выражения «история страны», «история человечества», «история семьи»…Что такое история ? Если ответить на этот вопрос кратко, то это наука о прошлом .

Слайд 3

О чем же пойдёт речь, если ты услышишь выражение «история страны»? «История семьи»? О каких отрезках времени мы говорили в прошлом году? Также нам могут подсказать времена глаголов. В каком времени находится сегодняшний день? День твоего рождения? Когда будет день твоего четырнадцатилетия и ты получишь паспорт?

Слайд 4

А какое время интересует историков? Прочитай страницы учебника, где говорится о том, что такое история. В статье сказано, что историки трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Как в этих заведениях оказались сведения о нашем прошлом? Далёкое прошлое не исчезает бесследно, остаются развалины древних зданий, городов, могилы людей, остатки одежды, обломки посуды, оружие, другие предметы.

Слайд 5

Их нужно найти и изучить, чтобы узнать о жизни людей в древности. Всё, что может рассказать о прошлом людей, называется историческими источниками . К ним относится всё: от высочайшей пирамиды до крошечной бусинки, от небольшой надписи на надгробной плите до толстенных книг. Одни из них мы можем потрогать руками, другие прочитать, третьи услышать. Все исторические источники мы можем разделить на письменные, устные и вещественные.

Слайд 6

От какого названия произошло название « вещественные источники »? Вещественные источники можно потрогать руками. К ним относятся орудия труда, оружие, монеты, одежда, украшения, постройки – всё, что создано руками человека. Наука, изучающая историю по вещественными источникам, называется археологией. Богатейшей кладовой вещественных источников является земля. Обнаружив места, где находятся «следы» жизни древних людей, учёные производят раскопки.

Слайд 7

Найденные археологами вещественные источники дают представление об обычаях, оружии, орудиях труда, домашней утвари людей. Раскапывая остатки поселения людей, древние города, дома, мастерские, археологи могут понять, как выглядели эти поселения и города, представить себе жизнь людей.

Слайд 8

Развалины зданий, оружие, украшения могут о многом рассказать, но разве вещь может рассказать о чём мечтали древние люди? Чему радовались, о чём печалились наши предки? А ведь очень интересно узнать, какой у них был характер, какие качества они ценили в людях, какие они пели песни, какую музыку любили. Ответы на эти вопросы могут дать письменные и устные источники . Как ты думаешь, что относится к письменным источникам?

Слайд 9

К письменным источникам относится всё, что написано на бумаге, пергаменте, камне, дереве, металле, глине – на всё, на чём можно писать. Это княжеские указы, грамоты, договоры о мире и торговле между странами, деловые документы, письма, книги, описания путешествий и сражений…

Слайд 10

И конечно же летописи. Откуда взялась дата возникновения столицы нашей Родины Москвы? Из летописей историки узнали о том, что весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: «Приди ко мне , брате, в Москов!» Так впервые в древних летописях упоминается о Москве, поэтому принято считать, что 11547 год – год рождения Москвы.

Слайд 11

А вот как в одной из летописей описывается выбор места для строительства этого города. «Князь Юрий, взыде на гору и обзоре с неё очами своими семо и овамо (туда и сюда), по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, возлюби сёла оные и повеле вскоре сделати град мал, деревян, и нарече его Москва – град».

Слайд 12

Что же может быть устным источником ? Устным источником является устное народное творчество. На уроках чтения мы знакомились с многими видами этого творчества. Что же относится к устному народному творчеству? Сказки, былины, песни, докучные сказки, пословицы, поговорки. Загадки, частушки, легенды. Можно сказать фольклор .

Слайд 13

Из фольклора о нащших предках можно узнать очень многое: название городов, в которых они проживали, имена князей и героев, охранявших родную сторону, о быте семей. Предметах обихода, занятиях людей. Может ли произойти встреча людей из далёкого прошлого и настоящего? Но если бы такая встреча произошла, о чём бы рассказали люди друг другу? Вот как описывает свою воображаемую встречу поэт Степан Щипачев

Слайд 14

Велю холмам её и рекам на миг раздеться догола. Москва 12 века – какой она тогда была? Всё частоколы да заборы, ещё не встали терема, И пахнет травами и бором на всех её семи холмах. Не обо всём расскажут книги: в них кое-что и невпопад. вдыхаю свежесть земляники, где нынче Балчуг и Арбат. я с вятичами, кривичами – истории наперекор – у красного костра ночами веду серьёзный разговор. я говорю о нашем веке, что, пробивая толщу тьмы, придёт, в бетон оденет реки, в асфальт – болота и холмы.

Слайд 15

И встанет с облаками вровень тот город завтрашнего дня. С опаскою, нахмурив брови, те люди смотрят на меня. Их всё пугает: гром из тучи, болото, омуты, леса. из под бровей глядят, колючи, их суеверные глаза. Свои у нас пути-дороги: не станем пращуров корить. Нам в мыслях с будущим далёким, бровей не хмуря говорить. Какие вопросы у тебя возникли к этому стихотворению?

Слайд 16

Вспомни дату своего рождения. Что мы должны знать, если будем говорить о дате рождения города? Когда мы говорим о каком-то историческом событии, то употребляем в речи слова «век» и «тысячелетие». Какой отрезок времени они обозначают? Годы принято обозначать арабскими цифрами: 1941, 2008. а века - римскими. Прочитай, какие это века: XII , XVI , XX . Разные народы по-разному вели счёт времени. Счёт лет называется летосчислением.

Слайд 17

Прочитай об истории летосчисления на страницах учебника. Как считали года в древнем Египте? В древнем Риме? Удобно ли каждый раз менять календарь после смерти царей? Хорошо ли, когда в каждой стране своей календарь? Давай узнаем, как появился календарь. Календарь очень нужен был земледельцам. Им необходимо точно знать, когда начинать сеять, жать, не теряя времени зря. Недаром сложена русская поговорка, что во время полевых работ один день год кормит.

Слайд 18

Опоздаешь с посевом – не снимешь хорошего урожая. Опоздаешь с жатвой – останешься без хлеба. Предок нашего солнечного календаря родился примерно 6 – 7 тысячелетий назад, в древнем Египте. Ученые Древнего Египта были искусными математиками и астрономами. Они наблюдали за звёздным небом и фиксировали свои наблюдения на папирусе. Папирусом называлась бумага, которую делали из болотного растения папиур.

Слайд 19

По подсчётам египетских жрецов. В году было 365 дней. Этот длинный отрезок времени они разделили на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, - получилось з60 дней, а оставшиеся 5 дней поместили в конец как довесок. Календарь древних египтян был очень удобен и прост, но в их расчёты вкралась ошибка – год оказался длиннее на 6 часов. За 4 года складывались уже сутки. Самые древний календарь - лунный. Таким календарём пользовались древние римляне.

Слайд 20

Изначально первый месяц был посвящен богу войны Марсу – это наш март. В старом римском календаре было 10 месяцев. Потом в него добавили ещё 2 месяца. Первым месяцем стал январь. Этот месяц получил название 0в честь Януса – бога, по преданию изменившего дикий образ жизни людей. Считалось, что двуликий Янус одной стороной своего лица смотрит в прошлое, а другой – в будущее. Ему и пристало как раз начинать новый год.

Слайд 21

Вторым месяцем стал февраль, посвященный богу смерти – Фебруарису. В этом месяце приносились жертвы умершим. А затем уже шел воинственный март. В те далёкие времена календарём ведал – понтифик – так назывался верховный жрец. Понтифики приказывали выкликать на площадях начало нового месяца, новой недели, нового дня. Калео – по латыни значит выкликать. Календа – название первого дня месяца. В этот первый день месяца проходили денежные расчёты с должниками, эти расчёты записывались в особые долговые книги – календариум. Отсюда и пошло само название календарь.

Слайд 22

Знаменитый римский государственный деятель Гай Юлий Цезарь ввёл новый календарь 1 января 45 года до нашей эры. До сих пор его называют юлианским. Сравни количество дней современного календаря и календаря Цезаря Януариус - 31 Майус – 31 Сентембер – 30 Фебруариус - 28 Юниус – 30 Октобер – 31 Мартиус - 31 Июль – 31 Новембер – 30 Априлис - 30 Август - 31 Децембер - 30

Слайд 23

Мы познакомились с календарями, которые помогают историкам ответить на вопрос :»Когда произошло событие?» а теперь рассмотрим помощницу историков, которая помогает ответить на вопрос: «Где это произошло?» М ы с тобой хорошо знаем географические карты. Существуют ещё исторические карты. На них чаще всего отражены войны. Рассмотри карту на страницах учебника.

Слайд 24

Подведём итог Ответь на вопросы тренировочного теста Что означает слово «век»? «Тысячелетие»? В каком веке произошло Ледовое побоище, состоявшееся в 1242 году? Куликовская битва произошла в 1380 году, какой это век? С помощью какой карты можно узнать об исторических событиях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"

Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;Задачи: 1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показа...

Самоанализ урока по окружающему миру, по теме «Мир глазами историка»

Дата проведения урока: 23. 09. 2014 годКласс: 4 «б»Учитель: Молчанова К. С....

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада" 4 класс

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка. О прошлом Сергиева Посада"....

Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.

Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....