рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«_____»________________2019г.
___________________________
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
начальное общее образование
«Начальная школа XXI века»
на 2019 – 2023 учебные годы
Разработчик:
Безменова Н.П.
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Обсуждена и согласована на МО Принята на педсовете
Протокол № ____от «______»_____________2019 г. Протокол № _____от «______»____________2019 г.
Берёзовка, 2019
2. Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова»;
- авторской программы «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) М.: Вентана- Граф, 2013
- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ БСШ №1 имени Е. К. Зырянова;
- положения о рабочей программе учебного предмета в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Изучение окружающего мира на уровне начального общего образования направлено на достижение следующей цели: представление в обобщенном виде культурного опыта человечества, системы его отношений с природой и обществом и на этой основе формирование у младшего школьника понимания общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения принимать правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
На основе установленной цели изучения предмета «Окружающий мир» определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.
Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.
Воспитывающая
функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» выделено 270 часов.
Программа рассчитана на четыре года обучения, на проведение двух уроков в неделю в каждом классе. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов.
Программа рассчитана:
Класс | Количество часов | |
в учебном году | в неделю | |
1 | 66 | 2 |
2 - 4 | 68 | 2 |
Программа обеспечена учебно - методическим комплексом:
- Окружающий мир: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф.
- Окружающий мир: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф.
Изменения в программе: распределение часов по разделам выполнено учителем, ориентируясь на рекомендации программы, с учётом особенностей класса и УМК. Изменено количество часов на разделы:
В 3 классе: "Введение"- 1 час, «Земля – наш общий дом» - 7 часов на 8 часов, тематика раздела "Человек изучает Землю" вошла в раздел "Земля- наш общий дом", "Царства природы" - 26 часов сокращены на 3 часа и отвела 23 часа. На изучение раздела " Наша Родина от Руси до России" по программе отводится 11 часов- сокращены на 8 часов. "Как жили люди в старину"- 12 часов сокращен до 9 часов. На изучение раздела "Как люди трудились в старину" увеличено количество часов с 7 часов до 15 часов. В программе 4 резервных часа отвела на проведение комплексных проверочных и контрольных работ: 2 часа - раздел "Царства природы", 1 час резерва- "Как люди жили в старину", 1 час- "Как люди трудились в старину" .
В 4 классе изменено количество часов в следующих разделах: "Введение"- 1 час, «Человек – живое существо (организм)» - 16 часов на 11 часов (уменьшено на 5 часов), раздел «Родная страна от края до края» - 10 часов на 12 часов (увеличено на 2 часа), раздел « Человек - творец культурных ценностей» 12 часов на 15 часов (увеличено на 3 часа).
3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающего мира»
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих личностных качеств:
- знает историю своего посёлка, семьи, школы, страны;
- осознаёт свою принадлежность к России, русскому народу;
- ценит культурные и исторические памятники посёлка;
- уважает другие народы России;
- уважает личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
- уважает ценности семьи;
- бережно относится к родной природе;
- понимает необходимость соблюдения правил здорового образа жизни;
- выполняет нормы и требования школьной жизни;
- выполняет моральные нормы в отношении взрослых, сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- положительно относится к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих регулятивных универсальных учебных действий:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих познавательных универсальных учебных действий:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеет общими приёмами решения задач.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» будут созданы условия для формирования следующих коммуникативных универсальных учебных действий:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты
и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации, Красноярского края, Березовского района; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, Красноярский край, Березовский район;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
1 класс 2019 – 2020 учебный год.
Раздел курса | Содержание раздела | Планируемые результаты | |
Предметные результаты | УУД | ||
Введение. Что такое окружающий мир | Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности. | Личностные УУД 1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважает свою семью, своих родственников, ценить родителей. 3. Принимает роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в учёбе; 4.Знает основные моральные нормы поведения. 5. Имеет представление о правилах здорового образа жизни. Регулятивные УУД 1. Организовывает свое рабочее место под руководством учителя. 2 . Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя; 3. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя. 5. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками. 6. Осуществляет первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности. 7. Осуществляет действия по образцу и заданному правилу; 8. Принимает и понимает алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД 1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечает на простые вопросы учителя, находит нужную информацию в учебнике и учебных пособиях. 3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов по заданным критериям (основаниям). 4. Группирует предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывает прочитанное или прослушанное; определять тему; 6. Понимает знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебниках и учебных пособиях; 7.Осуществляет синтез как составление целого из его частей; 8. На основе кодирования строит простейшие модели понятий Коммуникативные УУД 1. Участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечает на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдает простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушает и понимать речь других. 4. Принимает участие в работе парами и группами; 5. Допускает существование различных точек зрения; 6.Договаривается, приходит к общему решению. 7. Строит простые речевые высказывания. | |
Мы - школьники | Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. | Описывает назначение различных школьных помещений. Конструирует игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Конструирует игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Связно рассказывает о правилах поведения в школе (по вопросам учителя). Задает вопросы по изучаемой теме. | |
Твоё здоровье | Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | |
Труд людей. | Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними. ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов. | Различает понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Различает основные нравст- венно-этические понятия. Кратко характеризует труд людей разных профессий. Моделирует си туации ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами. Находит ошибки в предъявленной последовательности | |
Родная природа | Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями. Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные). | Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Различает животных по классам (без термина). Сравнивает домашних и диких животных, выделяет признаки домашних животных. Различает животных по месту обитания. | |
Наша страна – Россия. Родной край | Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. | Воспроизводит домашний адрес. Воспроизводит название города, страны. Описывает здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Получает информацию из материалов учебника (самостоятельно и при работе в группе). Понимает и объясняет значение некоторых вывесок. Узнает здания по вывеске. |
5. Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
1 класс
№ | Тема урока | Кол- во уроков | Дата | ||
План | Факт | ||||
Этот удивительный мир - (1 ч.) | |||||
1. | Нас окружает удивительный мир | 1 | 3.09 | ||
Мы - школьники - (2 ч.) | |||||
2. | Давай познакомимся | 1 | 06.09 | ||
3. | Мы школьники | 1 | 10.09 | ||
Родная природа - (3ч.) | |||||
4. | Сентябрь – первый месяц осени | 1 | 13.09 | ||
5. | Что нам осень подарила | 1 | 17.09 | ||
6. | Грибная пора | 1 | 20.09 | ||
Семья - (2 ч.) | |||||
7. | Семья | 1 | 24.09 | ||
8. | Любимые занятия | 1 | 27.09 | ||
Труд людей - (2 ч.) | |||||
9. | Как из зерна получилась булка | 1 | 01.10 | ||
10. | Человек и домашние животные | 1 | 04.10 | ||
Родная природа - (2ч.) | |||||
11. | Октябрь уж наступил | 1 | 08.10 | ||
12. | Явления природы | 1 | 11.10 | ||
Наша страна - Россия. Родной край - (2ч.) | |||||
13. | Где ты живёшь? | 1 | 15.10 | ||
14. | Правила поведения на дороге | 1 | 18.10 | ||
Труд людей - (2ч.) | |||||
15. | Ты и вещи | 1 | 22.10 | ||
16. | Кто работает ночью | 1 | 25.10 | ||
Твоё здоровье - (4 ч.) | |||||
17. | Твои помощники- органы чувств | 1 | 29.10 | ||
18. | Правила гигиены | 1 | 01.11 | ||
19. | О режиме дня | 1 | 12.11 | ||
20. | Урок в спортивном зале | 1 | 15.11 | ||
Родная природа - (4ч.) | |||||
21 | «Ноябрь – зиме родной брат» | 1 | 19.11 | ||
22. | Дикие животные | 1 | 22.11 | ||
23. | Звери-млекопитающие | 1 | 26.11 | ||
24. | Что мы знаем о птицах | 1 | 29.11 | ||
Наша страна - Россия. Родной край - (2ч.) | |||||
25. | Родной край | 1 | 03.12 | ||
26. | Дом, в котором ты живешь | 1 | 06.12 | ||
Труд людей - (1 ч.) | |||||
27. | Зачем люди трудятся | 1 | 10.12 | ||
Родная природа - (2ч.) | |||||
28. | «В декабре, в декабре, все деревья в серебре» | 1 | 13.12 | ||
29. | Какая бывает вода? | 1 | 17.12 | ||
Я и другие люди - (3ч.) | |||||
30. | О дружбе | 1 | 20.12 | ||
31. | С Новым годом! | 1 | 24.12 | ||
32. | Идем в гости | 1 | 27.12 | ||
Родная природа - ( 5 ч.) | |||||
33. | Январь – году начало, а зиме – середина | 1 | 10.01 | ||
34. | Январь – году начало, а зиме – середина | 1 | 14.01 | ||
35. | Хвойные деревья | 1 | 17.01 | ||
36. | Жизнь птиц зимой | 1 | 21.01 | ||
37. | Жизнь птиц зимой | 1 | 24.01 | ||
Наша страна - Россия. Родной край - (5 ч.) | |||||
38. | Наша страна – Россия | 1 | 28.01 | ||
39. | Наша страна – Россия | 1 | 31.01 | ||
40. | Богата природа России | 1 | 04.02 | ||
41. | Богата природа России | 1 | 07.02 | ||
42. | Мы – россияне | 1 | 18.02 | ||
Родная природа - (6ч.) | |||||
43-44. | Февраль – месяц метелей и вьюг | 2 | 21.02 25.02 | ||
45-46. | Звери– млекопитающие | 2 | 28.02 03.03 | ||
47-48. | Наш уголок природы | 2 | 06.03 10.03 | ||
Наша страна-Россия. Родной край - (4ч.) | |||||
49. | Мы –граждане России | 1 | 13.03 | ||
50. | Правила поведения | 1 | 17.03 | ||
51. | Праздники в России | 1 | 20.03 | ||
52. | Праздники в России | 1 | 31.03 | ||
Родная природа - (2ч) | |||||
53-54. | Март-капельник | 2 | 03.04 07.04 | ||
Твое здоровье - (2ч.) | |||||
55 | «Если хочешь быть здоров» | 1 | 10.04 | ||
56. | Здоровая пища | 1 | 14.04 | ||
Родная природа - (2 ч.) | |||||
57-58. | «Апрель – водолей» | 2 | 17.04 21.04 | ||
Труд людей - (1ч.) | |||||
59. | Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте. День космонавтики | 1 | 24.04 | ||
Родная природа - (5ч.) | |||||
60. | «Май весну завершает….» | 1 | 28.04 | ||
61. | Жизнь земноводных весной | 1 | 08.05 | ||
62. | Животное – живое существо | 1 | 12.05 | ||
63. | Природе нужны все! | 1 | 15.05 | ||
64. | Промежуточная аттестация: контрольная тестовая работа | 1 | 19.05 | ||
Наша страна – Россия. Родной край - (2 ч.) | |||||
65 | Природе нужны все! | 1 | 22.05 | . | |
66 | Ты – пешеход. | 1 | 26.05 |
«Утверждаю»
Директор школы Зырянова Т. Н.
«_____»________________2020 г.
____________________________
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс 2020-2021 учебный год
Раздел курса | Содержание | Планируемые результаты | |
УУД | Предметные результаты | ||
Что окружает человека (1 ч) | Окружающий мир: живая и неживая природа, предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошедшее, будущее. | «читает» информацию, представленную в виде схемы; сравнивает внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. реализует в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях; описывает кратко особенности разных органов чувств; сопоставляет орган чувств с выполняемой им функцией; анализирует режим дня, рассказывает о его значении в жизни школьника; различает арабские и римские цифры, время с точностью до минуты; характеризует значение и особенности физической культуры, закаливания; | Личностные УУД: 1. Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважает свой народ, родину. 3. Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 5. Проявляет интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности. 6. Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников; 7. Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе. 8. Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей. 9. Понимает этические чувства (стыда, сочувствия, вины, совести). 10. Имеет представление о своей этнической принадлежности. 11. Знает основные правила здорового образа жизни. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место. 2. Следует режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя. 4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя. 6. Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками. 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. 8. Корректирует выполнение задания в дальнейшем. 10. Адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД: 1.Ориентируетсяся в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего «незнания». 2. Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп. 4. Определяет, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 6. Наблюдает и делает самостоятельные простые выводы. 7. Пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе. 8. Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков. 9. Обобщает (выделяет ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). Коммуникативные УУД: 1.Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывает свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях. 3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимает прочитанное. 4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничает в совместном решении проблемы (задачи). 5. Принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства. 6. Допускает существование различных точек зрения. 7. Использует в общении правила вежливости. 8. Следит за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. |
Кто ты такой (14 ч) | Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Ты и твоё здоровье. Что такое здоровье, как сохранить своё здоровье. Наши помощники- органы чувств. Значение режима дня и закаливания. Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя. ОБЖ, здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях. Помощь человеку, попавшему в беду. | составляет небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; характеризует правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; реализует правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | |
Кто живёт рядом с тобой (6 ч) | Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность и доброта. Твоё участие в жизни семьи. Правила поведения. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению- правила взаимоотношений и дружбы. Могут ли обидеть жесты. | составляет небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; характеризует правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими; реализует правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях. | |
Россия – твоя Родина (13ч ) | Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край – частица Родины. Особенности родного края. Достопримечательности родного края. Чем знаменит твой родной край. Труд, быт людей. Хлеб- главное богатство России. Города России. Москва- главный город РФ. Россия- многонациональная страна. Как наше государство заботится о своих гражданах, какой была наша Родина в давние времена, какие древние города есть в России, какие права имеют граждане России. | ориентируется в понятии «Родина», приводит примеры синонимов к слову «Родина»; различает флаг и герб России; различает основные достопримечательности родного края и описывать их; ориентируется в понятии «Конституция РФ»: называет основные права и обязанности граждан России, права ребенка; воспроизводит в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси; | |
Мы - жители Земли (9 ч) | Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля- планета. Чем земля отличается от других планет солнечной системы. Природные сообщества. Сколько на небе звёзд. | кратко характеризует Солнечную систему (солнечную «семью»); выделяет отличия Земли от других планет Солнечной системы; | |
Природные сообщества (23 ч) | Сколько у природы царств, кто живёт в царствах природы, какие животные обитают на Земле Почему цапля живёт рядом с лягушкой, сколько этажей у леса, какие растения помогают человеку, что такое природное сообщество, чем луг отличается от леса и водоема. | называет царства природы, описывает признаки животного и растения различает этажи леса: называть особенности каждого этажа; узнаёт в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); различает понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; составляет небольшое описание на тему «Лес —сообщество»; моделирует на примере цепи питания жизнь леса; конструирует в игровых и учебных | |
Природа и человек (2 ч) | Человек – часть природы, дружба с животными, почему нужно беречь природу. Зачем создают заповедники. | ситуациях правила безопасного поведения в лесу; отличает водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; различает состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; проводит несложные опыты по определению свойств воды; отличает водоем от реки как водного потока; описывает представителей растительного и животного мира луга (поля, сада); приводит примеры лекарственных растений луга; узнаёт в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения; отличает поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводит примеры культур, выращиваемых на полях. «Читает» информацию, представленную в виде схемы; описывает сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры; составляет небольшой рассказ о роли природы в жизни человека; приводит примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе; приводит примеры из Красной книги России (своей местности). |
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс 2021-2022 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Введение | Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия «история» и «география». Дополняет рубрики. | Личностные 1. Знает историю своего посёлка, семьи, школы. 2. Ориентирован на принятие образца «хорошего» ученика. 3. Демонстрирует предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. 4. Осознаёт ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежности. 5. Проявляет чувство гордости за свою Родину, народ, посёлок. 6. Осознаёт свою гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России. 7. Понимает нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей. 8. Ориентируется в поведении на принятие моральных норм. 9. Выполняет основные правила соблюдения здорового образа жизни. 10. .Участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детской организации «Росток», школьных и внешкольных мероприятиях). Регулятивные: 1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определяет важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Понимает и сохраняет учебную задачу, понимает смысл инструкции учителя и вносит в неё коррективы. 4.Самостоятельно определяет цель учебной деятельности самостоятельно. 5 . Планирует свои действия в соответствии с учебными задачами, различает способ и результат собственных действий. 6 . Оценивает выполнение задания по определённым критериям. 7.Различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем; 8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя исамостоятельно. 9. Вносит коррективы в выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 10. Определяет правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 11. Выполняет учебные действия в устной, письменной речи. Познавательные: 1.Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернет. 2. Кодирует информацию в знаково-символической или графической форме; 3. На основе кодирования информации самостоятельно строит модели понятий. 4.Проводит сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление) самостоятельно строит выводы на основе сравнения. 5.Осуществляет анализ объекта(по нескольким существенным признакам). 6.Проводи классификацию изучаемых объектов (по самостоятельно выделенным основаниям); 7. Выполняет обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков. 8. Строит индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирует общие выводы на основе сравнения нескольких объектов). Коммуникативные: 1. Участвует в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читает вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняет различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивает свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относится к своему мнению. 7. Понимает точку зрения другого. 8. Участвует в работе группы, распределять роли, договаривается друг с другом. | |
Земля — наш общий дом
| Где и когда ты живёшь. Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле | Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. Понимает, что воздух – это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ – нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». | |
Человек изучает Землю | Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование | Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего. | |
Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. | Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек. Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные | Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. Понимает, что грибы – это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии. Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. Понимает, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». Понимает, что всё поведение животного подчинено инстинктам – врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения. Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. | |
Наша Родина: от Руси до России | Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян –русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр I –император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга. Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой, развитие промышленности, образования и др. Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. | |
Как люди жили в старину. Как люди трудились в старину.
| Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника | Приводит примеры труда славян в далёкой древности. Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов. Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие». Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера». | |
Уроки резерва 4 часа | Выполняет задания комплексных проверочных разноуровневых работ по изученным темам. |
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс 2022-2023 учебный год
Раздел | Содержание раздела | Предметные результаты (на каждый раздел) | Универсальные учебные действия (на весь год обучения) |
Введение 1 час | Природа – источник существования человека.Зависимость жизни и благополучия человека от природы | Регулятивные УУД: - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; Сохранять учебную задачу в течении всего урока; - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изученным материалом; - выделять из темы урока известные знания и умения; - планировать свое высказывание; - планировать свои действия; -фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетв/неудовл своей работой на уроке; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: (научатся) - понимать, толковать и организовывать свою деятельность; -осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; - выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ; - моделировать экологические связи в природных сообществах Коммуникативные: (научатся) - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнера по общению, не перебивать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; -аргументировать свою позицию; -понимать различные позиции других людей, отличные от собственной.; - признавать свои ошибки, озвучивать их; - употреблять вежливые слова в случае неправоты; - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; Строить монологическое высказывание; - готовить сообщения, выполнять проекты по теме; - составлять рассказ на заданную тему; - строить понятные для партнера высказывания. Личностные: (будут сформированы) - основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России; - умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина РФ; - чувства сопричастности к отечественной истории своей семьи и гордости за вою родину; -сознание своем этнической принадлежности в контексте принципа российской принадлежности; -уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи; - начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире; -самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки; - этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - установка на безопасный, здоровый образ жизни; -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. |
5. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс 2020-2021 учебный год
№ | Тема раздела курса | Кол- во уроков | Дата | ||
План | Факт | ||||
Введение. Что тебя окружает (1 ч). | |||||
1 | Что окружает человека | 1 | 2.09 | ||
Кто ты такой (14ч) | |||||
2 | Я, ты, он, она… Все мы люди… | 1 | 4 | ||
3 | Наши помощники – органы чувств. | 1 | 9 | ||
4 | Наши помощники – органы чувств. | 1 | 11 | ||
5 | Что такое здоровье? | 1 | 16 | ||
6 | Что такое здоровье? | 1 | 18 | ||
7 | Режим дня. | 1 | 23 | ||
8 | Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных». | 1 | 25 | ||
9 | Физическая культура. | 1 | 30.09 | ||
10 | Утренняя гимнастика | 1 | 2.10 | ||
11 | Почему нужно правильно питаться | 1 | 7 | ||
12 | Из чего состоит пища | 1 | 9 | ||
13 | Правила поведения во время приема пищи | 1 | 14 | ||
14 | Почему нужно быть осторожным | 1 | 16 | ||
15 | Правила предусмотрительного поведения | 1 | 21 | ||
Кто живет рядом с тобой (6 ч) | |||||
16 | Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа». | 1 | 23 | ||
17 | Труд в семье. Как семья отдыхает? | 1 | 28 | ||
18 | Проверочная работа по теме «Моя родословная». | 1 | 30.10 | ||
19 | Какие бывают правила и зачем их создают. | 1 | 11.11 | ||
20 | Правила поведения в обществе. | 1 | 13 | ||
21 | О правилах поведения с друзьями. | 1 | 18 |
| |
Россия — твоя Родина (13 ч) | |||||
22 | Родина – что это значит? | 1 | 20 | ||
23 | Прошлое. Настоящее. Будущее. Как начиналась Русь. | 1 | 25 | ||
24 | Предки русских людей – славяне. | 1 | 27.11 | ||
25 | Москва – столица России. | 1 | 2.12 | ||
26 | Москва – столица России. | 1 | 4 | ||
27 | Города России. | 1 | 9 | ||
28 | Родной край – частица Родины. | 1 | 11 | ||
29 | Как трудятся россияне. | 1 | 16 | ||
30 | Хлеб – всему голова. | 1 | 18 | ||
31 | Все профессии важны. | 1 | 23 | ||
32 | Мы – граждане России. | 1 | 25.12 | ||
33 | Права и обязанности граждан. Права ребенка. | 1 | 13.01 |
| |
34 | Россия – многонациональная страна. Проверочная работа по теме «Россия — твоя Родина». | 1 | 15 | ||
Мы — жители Земли (9 ч) | |||||
35 | Солнечная система. | 1 | 20 | ||
36 | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | 22 | ||
37 | Земля – планета жизни. | 1 | 27 | ||
38 | Глобус – модель Земли. | 1 | 29.01 | ||
39 | В некотором царстве…. | 1 | 3.02 | ||
40 | Грибы. | 1 | 5 | ||
41 | Жизнь животных. Какие животные живут на Земле. | 1 | 10 | ||
42 | Разнообразие растений. | 1 | 12 | ||
43 | Функции разных частей (органов) растений. | 1 | 17 | ||
Природные сообщества (23 ч) | |||||
44 | Среда обитания – что это такое. | 1 | 19 | ||
45 | Лес и его обитатели. | 1 | 24 | ||
46 | Деревья леса | 1 | 26.02 | ||
47 | Кустарники леса | 1 | 3.03 | ||
48 | Травы – растения нижнего яруса. | 1 | 5 | ||
49 | Лечебные и ядовитые растения. | 1 | 10 | ||
50 | Животные смешанного леса. | 1 | 12 | ||
51 | Звери леса, птицы – лесные жители. | 1 | 17 | ||
52 | Экологические связи в природе. | 1 | 19.03 | ||
53 | Животные леса. | 1 | 7.04 | ||
54 | Проверочная работа по теме «Обитатели леса» | 1 | 9 |
| |
55 | Что мы знаем о воде. | 1 | 14 | ||
56 | Круговорот воды в природе. | 1 | 16 | ||
57 | Что такое водоем? | 1 | 21 | ||
58 | Болото-водоем со стоячей водой. | 1 | 23 | ||
59 | Река – водный поток. | 1 | 28 | ||
60 | Обитатели пресных и соленых водоемов. | 1 | 30.04 | ||
61 | Рыбы – представители разных водоемов. | 1 | 5.05 | ||
62 | Луг и его обитатели. | 1 | 7 | ||
63 | Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле. | 1 | 12 | ||
64 | Практическая работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | 1 | 14 | ||
65 | Сад и его обитатели | 19 | |||
66 | Промежуточная аттестация: контрольная тестовая работа по теме «Определение уровня сформированности предметных знаний». | 1 | 21 | ||
Природа и человек (2 ч) | |||||
67 | Человек – часть природы. Правила взаимодействия с природой. | 1 | 26 | ||
68 | Будем беречь природу. Составляем памятку поведения в природе | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...