Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Душкина Екатерина Александровна

Тема

Наименование темы

Количество часов

Обоснование

программа

уменьш

увелич

авторская

РУП

1

Темы, не изученные в 3 классе

0

3

 

3

В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года 4 часа отведены на изучение не пройденных тем за предыдущий класс

2

Земля и человечество

9

7

2

 

3

Природа России

10

9

1

 

4

Родной край – часть большой страны

15

15

 

 

.

5

Страницы Всемирной истории

5

5

 

 

 

6

Страницы истории России

20

20

 

 

 

7

Современная Россия

9

9

 

 

 

Итого

68

68

3

3

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Явасская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянский муниципальный район РМ

СОГЛАСОВАНО

ШУМО учителей начальных классов

(протокол от 26.08.2020 г. № 1)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Явасская СОШ»

_______________  Л.С. Михайлова

28.08.2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

____________ В.С. Дьякова

27.08.2020 г.

Распределение учебных часов:

тематическое планирование, календарно-тематическое планирование

Уровень образования: начальное общее образование 

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4-а

2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Душкина Екатерина Александровна,

   учитель начальных классов

Явас

2020 год

Класс

Используемый учебник

Количество часов

Автор/авторский коллектив

Наименование учебника

 в неделю

в год

А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Окружающий мир. 4 класс

2

68

Изменения, внесенные в авторскую программу

Тема

Наименование темы

Количество часов

Обоснование

программа

уменьш

увелич

авторская

РУП

1

Темы, не изученные в 3 классе

0

3

3

В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года 4 часа отведены на изучение не пройденных тем за предыдущий класс

2

Земля и человечество

9

7

2

3

Природа России

10

9

1

4

Родной край – часть большой страны

15

15

.

5

Страницы Всемирной истории

5

5

6

Страницы истории России

20

20

7

Современная Россия

9

9

Итого

68

68

3

3

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание материала (Окружающий мир 4 класс)

Используемые организационные формы обучения

Количество часов

практические работы

экскурсии

проекты

Темы, не изученные в 3 классе

0

0

0

3

Земля и человечество

1

0

7

Природа России

0

0

9

Родной край – часть большой страны

2

3

1

15

Страницы Всемирной истории

0

0

5

Страницы истории России

0

0

20

Современная Россия

0

0

1

9

Итого

3

3

2

68

Календарно-тематическое планирование.

№/п

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

план

факт

Примечания

Темы, не изученные в 3 классе (3 ч)

1.

Что такое Бенилюкс. По знаменитым местам мира

1

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения

2

В центре Европы. На юге Европы.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии

3

По Франции и Великобритании

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции (Великобритании), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Описывать достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям. Составлять вопросы для викторины о Франции (Великобритании). Выполнять задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции (Великобритании). Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции (Великобритании). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Земля и человечество (7 ч)

4.

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1

- - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения; - рассказывать о мире, с точки зрения астронома; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; -извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения; - формулировать выводы из изученного материала. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; - различать планеты и их спутники; - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года; наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля ( телескопа); - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.

Звездное небо – Великая книга Природы

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить - работать в паре :изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; - моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде; - выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; -работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6.

Мир глазами географа

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные знаки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества ;- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; - извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; -работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7.

Мир глазами историка

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять рассказы о мире , с точки зрения историка; - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого ; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города(села);-работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8.

Когда и где?

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; - работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9.

Мир глазами эколога Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о мире с точки зрения эколога; - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы ,предлагать меры по их решению; - знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды ; - находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Проверочная работа № 1 по разделу «Земля и человечество».

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре : знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия , определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений; - извлекать из дополнительной литературы , Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Природа России (9 ч)

11.

Равнины и горы России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре : находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте ; - различать холмистые и плоские равнины ; - характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям; - извлекать из доп. литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; - выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; - работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.

Моря, озера и реки России

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте; - различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов; - находить в интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; - работа со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»; - готовить сочинения на тему урока; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку; - устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; -находить на карте природных зон области высотной поясности. - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; -находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами; - работа в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания; - рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - характеризовать зону арктических пустынь по плану; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14.

Тундра

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами; - работа в паре: рассматривать вы гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания; -рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; - характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; - изготавливать макет участка тундры; - извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы, энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.

Леса России

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу тундры и лесных зон; - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16.

Лес и человек

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу тундры и лесных зон; - находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;                         -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.

Зона степей

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; - обсуждать экологические проблемы зоны степей и пусти их решения; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18.

Пустыни

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительными животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; - обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; - изготавливать макет участка пустыни; - характеризовать зону пустынь по плану; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.

У Чёрного моря.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; - устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;- обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; - совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий Г.Сочи, в национальный парк «Сочинский»; - обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; - работать с терминологическим словариком; - характеризовать зону субтропиков по плану; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

20.

Наш край.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; - оценивать свои достижения на уроке.

21.

Поверхность нашего края.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края; - обсуждать меры по охране поверхности своего края; - изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом(селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения .

22.

Водные богатства нашего края.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работа в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); - моделировать значение водных богатств в жизни людей; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов; - обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»; - участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе); -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23.

Наши подземные богатства.

Практическая работа № 2 «Изучение полезных ископаемых».

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; - практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу; - сравнивать изученные полезные ископаемые;- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; - извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24.

Земля – кормилица.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; - работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; - выполнять задания из электронному приложения к учебнику;- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата –под ногами» из книги «Великан на поляне»; - извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25.

Жизнь леса.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; - моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; - обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.

Жизнь луга.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; - рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона; - моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; - характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану; - сравнивать природные особенности леса и луга; - приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; - обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; - составлять памятку «Как вести себя на лугу»; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27.

Жизнь в пресных водах.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края; - моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; - характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану; - обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; - извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её; - работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28.

Экскурсии в природные сообщества родного края.

1

- Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя; - фиксировать результаты наблюдения; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах.

29.

Экскурсии в природные сообщества родного края.

1

- Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя; - фиксировать результаты наблюдения; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах.

30

Экскурсии в природные сообщества родного края.

1

- Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя; - фиксировать результаты наблюдения; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах.

31.

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа № 3

«Культурные растения края».

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий; - работа в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур;- различать сорта культурных растений ( на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32.

Животноводство в нашем крае.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; - различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); - работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

33.

Презентация проектов «Человек и природа»

(по выбору).

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музее, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

34.

Проверочная работа № 3 по разделу «Родной край – часть родной страны».

1

- Выполнить тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

35.

Начало истории человечества.  Знакомство с темами проектов.

1

- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения; - понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; - понимать роль археологии и изучении первобытного общества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

36.

Мир древности: далекий и близкий.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств; - извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; - понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; -обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; - развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проверочная работа № 4 по разделу «Страницы Всемирной истории». 

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Страницы истории России» (20 ч)

40.

Жизнь древних славян.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - анализировать карту расселения племен древних славян; - выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян; - моделировать древнеславянское жилище; - составлять план рассказа на материале учебника; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

41.

Во времена Древней Руси.

(

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 11 веках; - характеризовать систему государственной власти в 9-11 веках в Древней Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

42.

Страна городов.

1

-Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения , занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения презентовать их на уроке; - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; - развивать воображение , реконструируя жизнь древних новгородцев; -обсуждать. Почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; - обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

44.

Трудные времена на Русской земле.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь; - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия ; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов ; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; - находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками ; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказать своё отношение к личности Александра Невского ; - работать с терминологическим словарём; - заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради); -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

45.

Русь расправляет крылья.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления ; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

46.

Куликовская битва.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; - составлять план рассказа о Куликовской битве; - рассказывать о Куликовской битве по составленному плану; - моделировать ход Куликовской битвы; - отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждать, почему так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского ; - рассказывать о поединке богатырей; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - осознавать роль Куликовской битвы в истории России; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

47.

Иван Третий.

1

-Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды; - описывать по иллюстрации в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига , венчания Ивана Грозного на царство; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

48.

Мастера печатных дел.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника(по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; - работать с терминологическим словарём; - развивать воображение , «обучая грамоте « учеников 17 века; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

49.

Патриоты России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём ; - рассказывать об этом событии от имени участников ополчения; - осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

50.

Пётр Великий.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре 1, которой нет в учебнике; - описывать достопримечательности Санкт-Петербурга ; - обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим ; - отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находить на карте приобретения города, основанные Петром 1; - высказывать своё отношение к личности Петра Великого; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета ; - извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова; - высказывать своё отношение к личности М.В.Ломоносова; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

52.

Екатерина Великая.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая; - описывать достопримечательности Петербурга ; - сравнивать положение разных слоёв российского общества; - рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва; - прослеживать по карте рост территории государства ; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; - извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

53.

Отечественная война 1812 года.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года; - заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждать , почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; - извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

54.

Страницы истории XIX века.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

55.

Россия вступает в ХХ век.

1

-Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны , Февральской и Октябрьской революций; - составлять план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану; - интервьюировать взрослых членов семьи о том , какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; - развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

56.

Страницы истории 1920–1930-х годов.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии ,знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей – в ходе внеурочной экскурсии ); -прослушивать в записях песни 1930-х годов; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

57.

Великая война и Великая Победа.

        

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны ,рассказывать о ней по плану; - обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны , интервьюировать их; - прослушивать в записи песню «Вставай страна огромная» и другие песни времён войны ; - делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы; - выяснять в краеведческом музее , какой вклад внёс город (село) в Победу; - собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе) регионе; - интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне , как они встретили День Победы в 1945 году; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

58.

Великая война и Великая Победа.

1

59.

Страна, открывшая путь в космос.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - извлекать из дополнительной литературы , Интернета информацию об освоении космоса; - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны , о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с электронным пособием; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Современная Россия (9 ч)

60.

Основной закон России и права человека.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа , автономные области, города федерального значения; - анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - готовить проекты»Декларация прав» (членов семьи, обучающихся класса, учителей и обучающихся) , обсуждать их в классе; - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

61.

Мы – граждане России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - различать права и обязанности гражданина ,устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; - моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры); - работать с терминологическим словарём; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

62.

Славные символы России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться с особенностями герба Российской Федерации , его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения , с историей гимна России , отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств; - обсуждать, зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

63.

Такие разные праздники.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; - знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина; - выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае обучающихся; - рассказывать о своих любимых праздниках; - работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

64.

Путешествие по России.

 

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; - знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; - совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; - рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; - анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; - пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору); -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

65.

Путешествие по России.

1

66.

Путешествие по России.

1

67.

Проверочная работа № 5 по разделу «Страницы Всемирной истории».

1

- Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

68.

Презентация проектов (по выбору)

1

В процессе презентации проектов обучающиеся демонстрируют умения:-извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий; - интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; - готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; -оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....