Методическая разработка урока окружающего мира "Какая бывает промышленность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Раздел: «Чему учит экономика»
Тема: «Какая бывает промышленность»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью.
Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
• Исследователи - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;
• Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;
• Критики - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;
• Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okr._miru_rayonnyy_seminar.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру,
проведённого в 3 классе
ГБОУ школы №98 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга
Учитель: Васильева Лариса Геннадиевна
Раздел: «Чему учит экономика»
Тема: «Какая бывает промышленность»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью.
Образовательные задачи: (предметные результаты):
-познакомить с важнейшей отраслью экономики – промышленностью;
-учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;
Развивающие задачи: (метапредметные результаты):
Познавательные:
-извлекать информацию из разных источников, анализировать её и делать выводы;
-соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, изучить информацию о предприятиях Санкт-Петербурга.
Регулятивные:
- формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы;
- формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
-развивать в ходе групповой работы коммуникативные навыки;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-самостоятельно систематизировать знания;
-развивать устную речь.
Оборудование: карточки с названиями отраслей промышленности, учебник А.А. Плешаков 3 класс с.60 – 63, рабочая тетрадь с. 38 – 41, кейсы с материалами по теме урока.
Урок проводится в режиме кейс-метода, основой которого является групповой метод обучения с элементами дискуссии.
Организационный момент
Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
• Исследователи - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;
• Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;
• Критики - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;
• Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.
Урок делится на четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли исследователей, затем в роли оптимистов, затем - критиков, затем - экспертов.
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
- 3-4 минуты – выступление «исследователей»;
- 2 минуты – работа в группах оптимистов, критиков, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
- 2 минуты – выступление оптимистов и критиков (по 1 минуте на каждую группу);
- 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
- 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.
Вместе с учащимися обсуждаются правила оценивания групп правила работы.
Критерии оценивания группы исследователей: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.
Критерии оценивания критиков и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и критиков.
Важным правилом в рамках занятия является возможность выразить свои эмоции и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.
Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группы | Исследователи | Оптимисты | Критики | Штрафы | Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.
3-5 минут - итог урока.
Подготовительный этап
Всем ученикам предлагается кейс: прочитать дома некоторые страницы учебника, просмотреть дополнительный материал по теме: «Какая бывает промышленность», заранее подготовленный учителем. Подготовленный материал содержит статьи, схемы, иллюстрации. Детям предложено самостоятельно поискать информацию по теме.
Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание - изучить определённый материал, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:
- Какова роль добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике? – 1 группа
- Какова роль металлургии и машиностроения в экономике? – 2 группа
- Что производит электронная и химическая промышленность? – 3 группа
- Что производит лёгкая и пищевая промышленность? – 4 группа
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос
– Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)
- Что такое экономика? (Хозяйство, правила ведения хозяйства)
- Как называются части экономики? (Отрасли)
- С какими отраслями мы уже познакомились? (Растениеводство, животноводство)
- Чем занимается растениеводство? (Разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)
- Чем занимается животноводство? (Разведением животных)
- Животноводство, растениеводство к какой части экономики относятся эти отрасли? (Сельское хозяйство)
III. Сообщение темы и целей урока
- А мы с вами сегодня будем говорить о промышленности.
- Прочитайте тему урока на доске. ( «Какая бывает промышленность?»)
IV. Знакомство с новым материалом
- Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)
Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.
- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Что же это за отрасли? Какова их роль в экономике? Какую продукцию они производят? Предлагаю вам ответить на эти вопросы.
Для работы мы создали 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня темы.
Каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
- Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
-Отмечать в выступлении все положительное.
- Другая группа – «критиками». Что будет делать эта группа?
-Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Третья группа – «эксперты».
- Оценивать работу групп исследователей, оптимистов и критиков.
- Четвертая группа - «исследователи». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.
В конце урока поведем итоги. Напоминаю вам о 10-ти бальной оценочной шкале и обращаю ваше внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
1 раунд: Выступление первой группы. (Исследователи)
Вопрос: Какова роль добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике?
Выступление группы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Оптимисты:
- Дети выступали очень организованно.
- Выделили главное.
- Рассказали о роли добывающей промышленности и электроэнергетики в экономике.
- Чётко сформулировали вывод.
Критики:
Ребята не указали, что в СПб есть предприятия, относящиеся к электроэнергетике (ЛАЭС).
Эксперты:
- К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.
- Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята привели примеры из жизни.
- Исследователям ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Критикам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
2 раунд: Выступление второй группы.
Вопрос: Какова роль металлургии и машиностроения в экономике?
Выступление группы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Меняются ролевые позиции.
3 раунд: Выступление третьей группы.
Вопрос: Что производит электронная и химическая промышленность?
Выступление группы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Меняются ролевые позиции.
4 раунд: Выступление четвертой группы.
Вопрос: Что производит лёгкая и пищевая промышленность?
Выступление группы.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Заполняем таблицу, считаем очки.
Группы | Исследователи | Оптимисты | Критики | Штрафы | Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
Победившая группа – молодцы!
V. Итог
– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли промышленности, с которыми вы познакомились.
– Как надо относиться к природе?
Рефлексия:
А сейчас каждый оценит себя, свою работу в группе, заполнив лист оценивания.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Методическая разработка урока окружающего мира "Какой бывает транспорт"
Технологическая карта урокаФормируемые УУД:Личностные- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Регулятивные- обеспечение учащимся организации их учебной деятель...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Какой бывает транспорт?"
В разработке представлен конспект урока и презентация "Какой бывает транспорт"...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Промышленность"
Данный урок составлен в соответствии с УМК "Школа России". Будет полезен учителям начальных классов для проведения урока по теме "Промышленность" в 3 классе....