Технологическая карта урока по предмету: окружающий мир 3 класс с детьми ЗПР
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработка урока по окружающему миру в 3 классе .Тема урока: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
УМК: «Начальная школа ХХI века.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по предмету " Окружающий мир" 3 класс | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по предмету: окружающий мир в 3 классе
с детьми с ЗПР
Тема урока: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
УМК: «Начальная школа ХХI века.»
Состав класса: в классе 18 учеников, из них с нормой развития 16 человек, с ЗПР -2 человека.
Цели урока: | |
для обучающихся с нормой развития | для обучающихся с ОВЗ |
Изучить особенности (общие признаки) каждого класса Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения | |
Планируемые результаты: | |
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника, работать в группе. | учащиеся научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства; работать в парах, группах. учащиеся получат возможность ставить вопросы по ходу выполнения задания; развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль правильности действий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности . |
Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке. Коммуникативные: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе. Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. б) учиться распределять работу между участниками проекта в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы г) уметь выполнять различные роли в группе( лидера, исполнителя, критика) | Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: формулируют, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу урока; планируют и контролируют свои действия . Умение оценивать результат своей работы на уроке. Коммуникативные: уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками, слушать собеседника и вести диалог ;работать в группе, в паре; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают своё мнение, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения. Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы) Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения; Воспитывать самостоятельность, аккуратность и прилежность в работе, трудолюбие ; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы |
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Тип урока открытие новых знаний.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группе, исследование.
Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный
проектор, наглядный и раздаточный материал, дополнительная литература по
теме. Презентация по данной теме Индивидуальные карточки для учащихся
Специфика применения педагогических технологий в инклюзивном классе.
В классе обучаются дети с ЗПР. Планирование урока в инклюзивном классе включает в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно – развивающие задачи, предусматривает в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке часть заданий демонстрируется на экран с помощью проектора.
На уроке использованы здоровьесберегающие технологии (физкультминутка составлена с учетом упражнений для детей с ОВЗ).
Для детей с ОВЗ подобраны дифференцированные задания.
Устные задания выполняются по алгоритму.
Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя.
На уроке применяются следующие коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование).
Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
Оценочные методы (поощрение, оценка).
Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности; сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных особенностей.
Название этапа урока | Цель этапа | Предполагаемый результат | Формулирование задания для детей. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации деятельности учащихся | Примечания Условия для детей с особыми образовательными потребностями |
I.Организационный момент. | Активизация учащихся. | Учащиеся контролируют свои действия. | Настрой детей на работу. Ну теперь, ребят, молчок | Проверка готовности к уроку. | Фронтальная. | Оказать помощь в организации рабочего места. |
II.Актуализация изученного материала. | Повторить и закрепить ранее изученные приемы устных вычислений, видов задач. | Ученики принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задания творческого и поискового характера, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, доносят свои мысли до всех участников образовательного процесса. | На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных». Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных). Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов. Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). | Работают с информацией. Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выполняют задания по инструкции. Формируют собственное мнение и аргументируют его. | Фронтальная, индивидуальная на доске. | Работа с информацией. при затруднении подсказка. . |
III.Мотивация к учебной деятельности, постановка темы и целей урока. | Формировать интерес к учебной задаче | Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют задание поискового характера, извлекают информацию, классифицируют. | На экране таблица, пробуем заполнить. - Можем мы сейчас заполнить всю таблицу (нет, у нас не хватает информации) Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы). Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы. Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня? ( вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных). | Работая в парах: распределяют выражения, записанные на карточках, на группы. Одна пара работает у доски. -Умножение однозначного числа на однозначное Умножение двузначного на однозначное Умножение трехзначного на однозначное Тема урока «Умножение на однозначное число» Знаем: правило умножения суммы на число; умножение двузначного числа на однозначное Высказывают предположения о том, чему будут учиться на уроке Определяют задачи и формулируют тему урока | Фронтальная, работа в парах, работа у доски | Слушают объяснение учителя, работают в паре с более сильными учениками. Высказывают свое предположение о теме урока. Знакомятся с маршрутным листом ,возможные формы выполнения Повторяют формулировку темы урока |
IV. Открытие нового знания | Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | Понимают и анализируют конкретные задания; умеют извлекать информацию из иллюстрации; на основе анализа делать выводы; составляют алгоритм. Оформляют речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умеют слушать и понимать других работая в паре. | Совместное открытие новых знаний в форме исследования. Работа в группах. На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. Правила работы в группе (повторить) СЛАЙД У каждой группы будет свое задание. - Выбираем класс, который Вы будите исследовать, (один от группы РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом. | Дети отвечают на вопросы | Фронтальная, работа в парах | Работают в коллективе, отвечают на вопросы, строят предположения Работают с учебником, делают выводы. Работают в паре с более сильными учениками. |
V.Физкультминутка.( составлена с учетом упражнений для ребенка с ОВЗ) | Развитие здорового образа жизни и снятие утомляемости на уроке для лучшего усвоения материала | Учащиеся понимают, принимаю инструкцию. | Так проворны наши руки- Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад- С ними можно полетать! Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать, А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим | Выполняют упражнения, повторяют рифмованные строки. | Фронтальная. | Обратить дополнительное внимание на выполнение упражнений |
VI. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний | Cоздать условия для самостоятельного выполнения учащимися заданий на использование изученного способа действия | Ученики понимают и объясняют план действий при работе над конкретным заданием. Умеют слушать и понимать других; работать в группе; внесение своего вклада в работу группы для достижения общих. Удерживают цели урока; оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей; Проявляют толерантность к чужим ошибкам и другому мнению, умеют видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок. | - Перевоплощаемся в исследователей – одеваем шляпы, очки, берём в руки Работа со справочными материалами. Проверка работы в группах. - Вывешивают заполненные таблицы на доску и рассказывают о своих Рассказ учителя. Учитель обобщает ответы учащихся (Приложение) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Включение новых знаний в систему знаний | Проговаривают цель урока. | Индивидуальная в карточке, групповая, индивидуальная с детьми ОВЗ. | Заполнение таблицы, используя алгоритм на карточке, вступают в диалог с учителем и учениками, дополнительное объяснение, помощь при решении, пользуются образцом записи на доске. Сокращение объема выполнения задания. Самопроверяют, сравнивая с ответами на слайде. Проверка проводится учителем Работают в группе. Учитель помогает оценить свои достижения. |
VII.Итог урока | Сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы | Осознают успешности своей деятельности при изучении темы. Соотносят полученный результат с поставленной целью; оценивают результата учебной деятельности. Аргументируют свои высказывания. | Обобщение материала, тестирование по данной теме. Самостоятельная работа учащихся. Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.
ПРОВЕРКА: Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6). -Какие цели мы ставили на уроке? -Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей? -Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты). | Фронтальная. | Участвуют во фронтальном обсуждении результатов урока. Соотносят полученный результат с целью, оценивают свое участие, делают выводы. При участии учитель хвалит за ответ. | |
VIII.Рефлексия | Формирование навыка самоконтроля и самооценки. | Осваивают начальные формы рефлексии. Проявляют осознание успешности при изучении темы. | А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.
| Ученики оценивают свою работу на уроке | Фронтальная. | Ученики оценивают свою работу на уроке. |
XI. Домашнее задание | Обсуждение и запись домашнее задание | Ученики понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свои действия. | Сообщение об одном из представителей классов. Урок окончен. | Вставляют карточку с домашним заданием в дневник | Фронтальная. | Вставляют карточку с домашним заданием в дневник |
Приложение
Класс | Среда | Покров | Конечности | Органы | Температура | Способ |
Рыбы |
Что особенно интересное об этом классе животных Вам запомнилось _____________________________________________________________________________________________________________
Класс | Среда | Покров | Конечности | Органы | Температура | Способ |
Земноводные |
Что особенно интересное об этом классе животных Вам запомнилось ___________________________________________________________________________________________________________
Класс | Среда | Покров | Конечности | Органы | Температура | Способ |
Пресмыкающиеся |
Что особенно интересное об этом классе животных Вам запомнилось ________________________________________________________________________________________________________
Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.
1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.
2.У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.
3.В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.
4.В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.
5.Пресмыкающиеся дышат жабрами.
6.У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.
1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.
2.У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.
3.В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.
4.В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.
5.Пресмыкающиеся дышат жабрами.
6.У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.
1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.
2.У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.
3.В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.
4.В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.
5.Пресмыкающиеся дышат жабрами.
6.У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.
1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.
2.У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.
3.В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.
4.В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.
5.Пресмыкающиеся дышат жабрами.
6.У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).
Класс | Среда | Покров | Конечности | Органы | Температура | Способ |
Рыбы | ||||||
Земноводные | ||||||
Пресмыкающиеся | ||||||
Птицы | ||||||
| ||||||
Класс | Среда | Покров | Конечности | Органы | Температура | Способ |
Рыбы | вода | чешуя | плавники | жабры | хладнокровные | икра |
Земноводные | Вода/суша | кожа | 4 лапы | Лёгкие+кожа | хладнокровные | Икра |
Пресмыкающиеся | Суша/вода | чешуя | 4 лапы | Лёгкие | хладнокровные | яйца |
Птицы | ||||||
|
Карась- это рыба.
1. Черепаха – это пресмыкающееся. 6.Сом – это рыба.
2. Окунь – это рыба. 7. Змея – это пресмыкающиеся.
3. Хамелеон – это пресмыкающиеся 8. Бабочка – это насекомое.
4. Тритон – это земноводное. 9. Тарантул – это паук. 5. Лягушка – это земноводное.
Карась Черепаха
Змея Окунь
Тритон Хамелеон
Тарантул Лягушка
Бабочка
Земноводные Рыбы
Пресмыкающиеся
Дополнительный материал
РЫБЫ Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей).
Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников). Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?
- Среда обитания (водная среда)
- Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)
- Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)
- Органы дыхания (жабры)
- Способ размножения (мечет икру)
Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД . Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД . СЛАЙД (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок.
Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13
Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем.
Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие.
Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."
познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...
Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...
Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс
Технологическая карта урока по теме "Какой бывает вода"....
Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: "Кладовые Земли", 3 класс.
Урок проведён в рамках районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., в Санкт-Петербурге, Красносельском районе....
Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: «Какие бывают животные?» 1 класс
Учитель: Сухова Анна ЮрьевнаУчебный предмет: Окружающий мирТема урока: «Какие бывают животные?»Тип урока: «Открытие» новых знанийДата урока: 13.11.18Цели урока: ...
Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир", 1 класс по теме "Растения в классе"
Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии с требованиями современного урока....
Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир 1 класс Какая наша планета Земля?
Технологическая карта урока по предмету Окружающий мир 1 класс Какая наша планета Земля?...