Схема конспекта урока по Шадрикову
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Софронова Марина Валериановна

Софронова Марина Валериановна

Предмет Окружающий мир   Класс 3б

Тема урока Весна в неживой природе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_shadrikov.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока по Шадрикову

Софронова Марина Валериановна

Предмет Окружающий мир   Класс 3б

Тема урока Весна в неживой природе

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1

Организационный момент, включающий:

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Задачи: Образовательная: установить причину наступления весенних изменений в неживой природе; объяснить последовательную зависимость между изменениями в природе.

Развивающая: развивать  умение анализировать учебный текст; выделять главное; обобщать; формировать познавательные УУД на основе работы с текстом, используя различные технологии и методы работы;  

Воспитательная: воспитывать бережное к собственному здоровью, дружелюбие,  самостоятельность в работе.

- Здравствуйте, я рада вас видеть.

Ребята, в конце урока  мы с вами нарисуем необычную картину. А какую, поймете позднее. Картину мы составим по фрагментам, которые получим за работу в группах.

  1. Разминка для ума

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое всходит высоко

И душистого ландыша ждёт.    

 (А.Фет)

Ответы детей: Время года -  весна.

-Правильно и это название нашей большой темы.

-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова? Что значит зимобор, цветень, травень?

Ответы детей: Названия весенних месяцев.

-Давайте соотнесем месяц с его народным названием.

Ответы детей: Март - зимобор,  апрель - цветень, май - травень.

Народные названия месяцев отмечают зато, как просыпается природа от зимнего сна.

-Что мы должны будем узнать в этом разделе?

Ответы детей: Явления в неживой природе, в живой природе, весенний труд, охрану здоровья.

Молодцы! Какая тема должна изучаться первой? Почему?

Ответы детей: Явления в неживой природе. Потому что изменения в неживой природе влияют на явления в живой природе.

Ребята, чему мы сейчас учились?

Ответы детей: Мы учились планировать свою деятельность.

2

Актуализация ранее усвоенных знаний

Цель: повторить пройденный материал

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Что было задано?

- Назови весенние месяцы по порядку.

- Приведи примеры народных названий весенних месяцев.

- Когда в старину отмечали весенний новый год?

3

Проблемное объяснение нового знания

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия, организовать фиксацию преодоления затруднения

Физ.минутка

Весенняя игра "Ручеёк"

1. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о явлениях в неживой природе.

-Ребята, какая главная примета весны?

Ответы детей: Потепление.

- Назовите весенние явления в неживой природе.

Ответы детей: Таяние снега, ледоход, половодье.

                          - Что происходит с рекой, когда вода её переполняет?                                                     Таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать всё вокруг.

2. Работа в группах.

Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выберите лидера, который будет отвечать за работу в группе

- Внимательно прочитайте задание.

  • Какая учебная задача стоит перед  группой № 1?(Дать полный ответ на поставленные вопросы. Выбрать нужную иллюстрацию. Доказать свой выбор)

-Ваш источник информации - тетрадь.

Что нужно сделать группе № 2? Составим алгоритм. (1.Прочитать вопросы.

2.Составить текст (повторы исключить).3.Заинтересовать рассказом.

Вопросы при ответе читать не нужно.)

Какова задача группы № 3? (Пользуясь учебником на странице 63-64, найти ответы на вопросы.)

-Проверяем внимание класса.

-Каким источником информации будут пользоваться ребята?

-Значение, каких слов они будут объяснять? (Ледоход, половодье, наводнение. )

  • А у вас, ребята, группа № 4 проблемный вопрос. Источником будут иллюстрации и собственный опыт. (Читать задание, выполнять, работу используя учебник и свой жизненный опыт.)

  Начинайте работу. Вам дается 7 минут.

3. Проверка работы групп.

1 группа: Ответь на вопросы, пользуясь тетрадью (стр.34,№1):

1.Какая главная примета весны?

2. От чего зависит потепление?

-Посмотрите, как меняется положение Солнца над линией горизонта.

Ответы детей: Главная примета весны - потепление. Потепление зависит от наклона оси вращения Земли и положения Солнца над линией горизонта. Мы выбрали вторую иллюстрацию.

- А, скажите, одинаково ли солнце светит во все весенние месяцы? Какой месяц весны самый холодный, а какой самый теплый?     (на доске рисую солнышки под названием месяцев)  

Ответы детей:В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае теплее.

- А какое небо весной?

Ответы детей: Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.

- А какие осадки выпадают весной?

Ответы детей: В марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае – дождь.

- А бывают ли весной грозы? Когда?

Ответы детей: Первая гроза бывает в мае.

Вы отлично поработали! В награду - фрагмент картины (солнце).

2 группа: Составьте  рассказ, давая полные ответы на вопросы:

1. Какая река протекает в нашей деревне?

2. Что происходит с рекой весной?

  • главная примета весны;
  • температура воздуха.

Ответы детей: В нашей деревне протекает река Ошторминка. Главная примета весны - потепление, температура воздуха поднимается выше 00. На реке начинается таяние снега и движение льда. Это явление называется ледоход.

3. Как называется это природное явление?

4. Вы наблюдали это явление в природе?

5. Какое впечатление оно на Вас произвело?

-Ребята, будьте осторожны во время ледохода. (Рассматривают картину ледохода в учебнике на   ст. 64)

Вы отлично поработали! В награду - фрагмент картины (облако).

3 группа:Пользуясь учебником на странице 63-64, найди ответы на вопросы:

  • Что такое ледоход?
  • Что такое половодье?
  • Что такое наводнение?

- А что происходит весной с почвой.

Ответы детей: От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.

Ледоход – весной лёд на реке трескается, раскалывается на большие и маленькие льдины, которые быстро плывут по течению.

Наводнение -  когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города.

Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.

Награда - фрагмент картины (сугроб).

4 группа: Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом?

Ответы детей: Снег в городе тает раньше, потому, что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью и теплее, потому что под землей проходят трубы теплотрассы.

Награда - фрагмент картины (подснежник).

- А теперь мы подведем итог этой важной работы.

- Ребята, чему мы учились на этом этапе?

Ответы детей: Мы учились работать в группе: слушать и понимать других членов группы, оформлять свои мысли в устной форме.

Дети говорят слова:

Разлился родничок,

Золотой рожок. Ух!

Разлился ключевой,

Ледяной, снеговой. Ух!

По мхам, по болотам,

По гнилым колодам. Ух!

При каждом "Ух!" ребята прыгают через ручеёк, занимая место друг друга. Руки детей при этом на поясе друг друга.

4

Закрепление

Цель: Организовать усвоение детьми понятий: таяние снега, ледоход, половодье.

1. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Узнай явление". Я буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы должны догадаться, о каком весеннем явлении идет речь.

1. Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною... (Таяние снега)

2. Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи. (Ледоход )

3. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.( Половодье )

Умницы!

2. -Дети, есть ли весной какой - либо примечательный день?

-Весной есть примечательный день - 21 марта - день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. После этого дня дни становятся длиннее, а ночи короче. (В тетради на ст. 34 дети записывают дату)

- Что интересного сегодня узнали, нового?

- Какие весенние изменения в неживой природе происходят?

(на доске заполняем таблицу)

Солнце выше, чем зимой

Дни стали длиннее;

Потепление

Неживая природаНеживая природа

  • Небо голубое, высокое;
  • Облака белые, легкие;
  • Таяние снега, льда;
  • Ледоход;
  • Половодье;
  • Осадки: снег, дождь;

Первая гроза

            оттаивание

- А вот второй столбик нашей таблицы мы заполним на следующем уроке, как вы думаете, что там будет?

5

  1. Информация о дом.задание. Инструктаж по его выполнению

Цель: закрепить знания

1.Подготовить дополнительный материал «Приметы неживой природы весной»,

2.стр.62-65 ответить на вопросы

Приложение 1

Группа № 1

Ответь на вопросы, пользуясь тетрадью (стр.34,№1):

1.Какая главная примета весны?

2. От чего зависит потепление?

-Посмотрите, как меняется положение Солнца над линией горизонта.

Группа № 2

Составьте  рассказ, давая полные ответы на вопросы:

1. Какая река протекает в нашем посёлке?

2. Что происходит с рекой весной?

  • главная примета весны;
  • температура воздуха.

3. Как называется это природное явление?

4. Вы наблюдали это явление в природе?

5. Какое впечатление оно на Вас произвело?

-Ребята, будьте осторожны во время ледохода.

Группа № 3

Пользуясь учебником на странице

63-64, найдите ответы на вопросы:

  • Что такое ледоход?
  • Что такое половодье?
  • Что такое наводнение?

Группа № 4

Подумайте, почему снег раньше тает в городе, чем за городом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".

Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....

Схема конспекта урока в 3 классе

Схема конспекта урока по английскому языку в 3 классе.Урок-закрепление по теме «Части тела»...

Схема конспекта урока с самоанализом по ФГОС

Предлагаю вам схему конспекта урока по предмету с самоанализом. Подходит для любого УМК. Соответствует ФГОС НО....

Схема-конспект урока накопления фактического материала (групповая форма работы) по русскому языку в 1 классе по теме "Текст, предложение, диалог"

Схема-конспект урока накопления фактического материала(групповая форма работы) по русскому языку ...

Схема конспекта урока

Предмет       Математика...

Схема конспекта урока

О работе с самоанализом урока...