Разработка урока по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Разработка урока по теме: "Мир глаза астронома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_astronoma.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5  г.о. Лобня Московской области

Первый урок в 4 классе

по окружающему миру

УМК А.А. Плешаков

" Мир глазами астронома»

                                                                                                   Подготовила

учитель начальных классов

Карпова Марина Юрьевна

2019 – 2020г.

Цели урока:

Способствовать формированию первоначальных представлений об астрономии, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Формируемые УУД:

регулятивныеУУД-

  • понимать, принимать и сохранять поставленную учебную задачу;
  • проводить самооценку полученных результатов;
  • отвечать на итоговые вопросы;

познавательныеУУД-

  • строить речевое высказывание в устной форме, используя специальную терминологию;
  • ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию;
  • знать последовательность планет Солнечной системы;

коммуникативные УУД-

  • вести диалог с учителем, работать  в паре;

личностныеУУД:

  • формирование мотивационной основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть в правильной последовательности планеты Солнечной системы; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; работать в парах, группах; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир»4 класс, презентация к уроку, ромашки с буквами,  карточки с заданиями, звёздочки.

Ход урока

Этапы урока

Образовательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке:

-обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уче6ном занятии

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Я очень рада вас видеть на первом в этом учебном году уроке окружающего мира.

Дети приветствуют учителя.

II. Мотивационный этап

Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Ребята, часто говорят: «Земля – это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Чтобы разобраться в этом вопросе нам нужен учёный, а какой отгадайте.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Верно астроном.

Давайте сформулируем учебную задачу.

А кого мы можем назвать астрономом?

Астроном - человек, изучающий небесные объекты, например, звёзды, планеты и их спутники, кометы.

Астрономия  – это наука о небесных телах, или космических, телах.

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: - «астрон» – звезда и «номос» – закон. Астрономия – самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочётами. Прибор, с помощью которого можно увидеть звёзды, называется телескоп.

Учащихся высказывают свою точку зрения.

Астроном

Узнаем кого называют астрономом и чем он занимеется.

III. Исполнительский

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащихся изучаемого материала:

-существенных признаков квадрата

С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или космос. Так называется всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телесными телами. Звёзды – огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Планеты – холодные небесные тела, не излучающие собственного света.Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них – Солнце. Вокруг Солнца обращаются 8 планет, среди которых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы. Кометы - тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и хвостом. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

– Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран и Нептун и кроха Плутон.

Учащиеся заучивают стихотворение наизусть.

IV. Физминутка

Над Землёю ночью поздней, 
Только руку протяни, 
Ты ухватишься за звёзды: 
Рядом кажутся они. 
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах, 
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, 
Если бросить в небо взгляд, 
Ты увидишь, словно гроздья, 
Там созвездия висят.

Дети выполняют движения, описанные в физминутке.

Игра «Расположи планеты»

Пусть каждый назовется именем одной из планет, а кто-то будет солнцем. Встаньте вокруг солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет. А теперь в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так,чтобы не нарушалось расположение планет. Тот кто С»собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

Отгадайте загадку.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...


Работа в парах

Что вы знаете о солнце?

Прочитайте статью на с. 6-7учебника.

Работа в группе. Вставьте в текст недостающие данные.

Солнце – ближайшая к Земле … . Это огромное … космическое тело. Диаметр Солнца в … раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца - … километров. Температура на поверхности Солнца - … градусов, а в его центре - …градусов.

Я хочу обратить внимание на то, что солнце светит ярко! Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто вооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на солнце, да и то недолго – 1-2 минуты.

(Проводится игра)

Солнце

Солнце даёт свет и тепло. Это звезда, которая имеет форму шара.

Учащиеся выполняют задания.

V. Контрольный

Обеспечить в ходе закрепления повышения осмысление изученного материала, глубины его понимания.

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

А сейчас я предлагаю вам пройти тест и проверить себя.

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а) 7;
б) 9;
в) 11.

3. Плутон – это:

а) самая большая планета;
б) самая маленькая планета;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

5. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

6. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Проект (Групповая работа)

 Вспомним начало урока. Почему землю называют космическим домом, космическим кораблём?

Напишите мини – сочинение на тему «Земля – наш космический дом, наш космический корабль».

Учащиеся с помощью ромашек с буквами показывают ответы на вопросы теста.

Учащиеся выполняют задание.

VI. Рефлексия учебной деятельности

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации

Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно —
«Изучайте глубины Вселенной!»

Я предлагаю каждому из вас зажечь свою звезду.

http://blogtopsites.s3.amazonaws.com/av_e3040808df6f49e8f4e760b1dc73d632.png - активно работал

http://uahq.net/uploads/posts/2011-04/thumbs/1304188386_1216181106356570529jean_victor_balin_icon_star.svg.hi.png - работал, но не активно

http://www.stressballs.ru/images/main/400_400/MR/8337_1.jpg - был пассивен

Использованные ресурсы:

  1. А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова Окружающий мир 4 кл., 1 часть, Москва «Просвещение», 2014г.
  2. О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по окружающему миру» 4 класс Москва «ВАКО 2009
  3. myastronomy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...