Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Органы чувств" (УМК "Школа России", автор учебника А.А. Плешаков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx476.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств»

Тип урока : объяснение нового материала

Тема : «Органы чувств»

Цель: дать полное представление обучающимся об органах чувств

Задачи:

-расширить и углубить  представление об органах чувств и их роли в жизни человека.

-развивать умение работать с различными источниками информации.

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, карточки.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы? (да)

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2.Актуализация знаний

Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке? ( Организм человека)

- Какие органы человека вы знаете?
- Что такое системы органов? Приведите примеры

- Какую работу они выполняют?

- Какая система управляет деятельностью всего организма?

- Какие науки изучают человека?

3.Постановка темы и целей урока

- Сегодня  мы продолжим изучение организма человека. Для того, чтобы узнать тему  урока, мы с вами разгадаем кроссворд.

1.С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?

2.С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?

3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?

4.Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

5.С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

Прочитайте ключевое слово (органы)

Какое название у этих  органов? (органы чувств)

Итак, тема нашего урока….(«Органы чувств»)

-  Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала

                  Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Кожа-прикосновения ощущать.
                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор:

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят (глаза)

- Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.

- Какой орган нам помогает увидеть?
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать окружающие нас предметы
.( В тетради: орган зрения – глаза)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Работа по учебнику.


 « Глаза-главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало, мы увидим посередине глаза черный кружок. Это зрачок. Через него как через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле помогает понять нам мозг. Зрение-это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер. Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы-пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся»

- Ребята, а какие правила мы должны выполнять, чтобы глаза были всегда здоровыми?

Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

Делать зарядку для глаз.

При письме свет должен падать слева.

Физминутка для глаз

К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)

« Моргание»

Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.

О каком органе следующая загадка?


У зверушки –на макушке,

А у нас –ниже глаз..(уши)

Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.

Игра «Узнай по голосу»

-Итак, с помощью какого органа мы определяли звуки? Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки). Особенно нам важно слышать речь других людей, потому что общаясь, мы получаем информацию.( Запись в тетради: орган слуха – уши)

- Нужно ли беречь орган слуха?  Работа по учебнику.

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

- Какой орган помогает нам определять запахи?

Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.

(Запись в тетради: орган обоняния- нос)

Найдите определение, что такое ОБОНЯНИЕ. Запишите в  тетрадь.

- Когда мы плохо различаем запахи? ( когда болеем)

Поэтому нужно беречь свой организм, закаливать  и не простужаться.

Всегда он в работе

Когда говорим

А отдыхает, когда  молчим. (язык)

- Как определить, какая пища на вкус? Сладкий ли чай? Солёный ли суп?

- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)

(Запись в тетради: орган вкуса – язык)

Снаружи язык покрыт множеством сосочков .Они ощущают, что попало в наш рот. Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса.

Поэтому пища не должна быть очень горячей.

- Закройте глаза и представьте, что вы потрогали подушку, кошку, стол. Что чувствуете?

С помощью какого органа  почувствовали разницу между предметами? (кожа)

- Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.

(Запись в тетради: орган осязания – кожа)

В учебнике  найдите определение ,что такое ОСЯЗАНИЕ и запишите в тетрадь.

Нужно  беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.

- Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир. Как называются все эти органы?( Органы чувств)

Посмотрите и запомните названия органов.

А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

5.Закрепление

На листочках соедините линиями слова в правом и левом столбиках.

Поменяйтесь листочками, давайте проверим

Проверка на  доске.

7.Рефлексия

- Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Прислушались. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.

- Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная, вкусная.

Ствол дерева белый, шершавый, холодный. Камень твердый, холодный.)

- Какие органы помогли вам узнать это? (Глаза, язык, нос ….. )

Итак, перечислите органы чувств у человека?

Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.

Кому было комфортно на уроке работать?

А кому было трудно?

8. Домашнее задание

 с 126-129 , повторить с.122-125.

Урок окончен, всем хорошего настроения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....