Органы чувств
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме: "Органы чувств" (УМК "Школа России", автор учебника А.А. Плешаков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv.docx | 476.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств»
Тип урока : объяснение нового материала
Тема : «Органы чувств»
Цель: дать полное представление обучающимся об органах чувств
Задачи:
-расширить и углубить представление об органах чувств и их роли в жизни человека.
-развивать умение работать с различными источниками информации.
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы? (да)
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2.Актуализация знаний
Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке? ( Организм человека)
- Какие органы человека вы знаете?
- Что такое системы органов? Приведите примеры
- Какую работу они выполняют?
- Какая система управляет деятельностью всего организма?
- Какие науки изучают человека?
3.Постановка темы и целей урока
- Сегодня мы продолжим изучение организма человека. Для того, чтобы узнать тему урока, мы с вами разгадаем кроссворд.
1.С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2.С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?
3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4.Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5.С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
Прочитайте ключевое слово (органы)
Какое название у этих органов? (органы чувств)
Итак, тема нашего урока….(«Органы чувств»)
- Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4.Изучение нового материала
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать,
Кожа-прикосновения ощущать.
И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.
Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор:
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)
- Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.
- Какой орган нам помогает увидеть?
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать окружающие нас предметы.( В тетради: орган зрения – глаза)
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Работа по учебнику.
« Глаза-главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало, мы увидим посередине глаза черный кружок. Это зрачок. Через него как через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле помогает понять нам мозг. Зрение-это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер. Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы-пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся»
- Ребята, а какие правила мы должны выполнять, чтобы глаза были всегда здоровыми?
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.
Физминутка для глаз
К нам в класс залетела бабочка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
« Моргание»
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч.15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
О каком органе следующая загадка?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз..(уши)
Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.
Игра «Узнай по голосу»
-Итак, с помощью какого органа мы определяли звуки? Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки). Особенно нам важно слышать речь других людей, потому что общаясь, мы получаем информацию.( Запись в тетради: орган слуха – уши)
- Нужно ли беречь орган слуха? Работа по учебнику.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- Какой орган помогает нам определять запахи?
Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
(Запись в тетради: орган обоняния- нос)
Найдите определение, что такое ОБОНЯНИЕ. Запишите в тетрадь.
- Когда мы плохо различаем запахи? ( когда болеем)
Поэтому нужно беречь свой организм, закаливать и не простужаться.
Всегда он в работе
Когда говорим
А отдыхает, когда молчим. (язык)
- Как определить, какая пища на вкус? Сладкий ли чай? Солёный ли суп?
- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
(Запись в тетради: орган вкуса – язык)
Снаружи язык покрыт множеством сосочков .Они ощущают, что попало в наш рот. Слишком горячая пища обжигает наш язык, мы не чувствуем её вкуса.
Поэтому пища не должна быть очень горячей.
- Закройте глаза и представьте, что вы потрогали подушку, кошку, стол. Что чувствуете?
С помощью какого органа почувствовали разницу между предметами? (кожа)
- Ребята, кожа-это орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.
(Запись в тетради: орган осязания – кожа)
В учебнике найдите определение ,что такое ОСЯЗАНИЕ и запишите в тетрадь.
Нужно беречь нашу кожу от повреждений, ожогов и обмораживания.
- Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир. Как называются все эти органы?( Органы чувств)
Посмотрите и запомните названия органов.
А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.
5.Закрепление
На листочках соедините линиями слова в правом и левом столбиках.
Поменяйтесь листочками, давайте проверим
Проверка на доске.
7.Рефлексия
- Представьте, что вы тихо вошли в лес. Остановились. Прислушались. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли и по пути прикоснулись к стволу дерева, присели, потрогали камень, на котором только что сидела ящерица, сорвали и съели ягодки.
- Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная, вкусная.
Ствол дерева белый, шершавый, холодный. Камень твердый, холодный.)
- Какие органы помогли вам узнать это? (Глаза, язык, нос ….. )
Итак, перечислите органы чувств у человека?
Теперь вы знаете правила, которые помогут вам вырасти здоровыми, крепкими и жизнерадостными.
Кому было комфортно на уроке работать?
А кому было трудно?
8. Домашнее задание
с 126-129 , повторить с.122-125.
Урок окончен, всем хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"
Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....
Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.
Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...
Новые знания о человеке. Органы чувств.
Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....
Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...
Урок"Наши помощники - органы чувств"
Интересный конспект урока. Урок - исследование....