Урок с использованием кейс-технологии. Россия - Родина моя.
проект по окружающему миру (2 класс)
Индивидуальный проект
урока окружающего мира
с использованием кейс-технологии
«Россия − Родина моя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-urok_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 50.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Индивидуальный проект
урока окружающего мира
с использованием кейс-технологии
«Россия − Родина моя»
Выполнила:
Лесик Ольга Степановна,
учитель начальных классов
МБОУ «Барашевская СОШ»
Теньгушевского
муниципального района
г. Саранск
2017 г.
Урок окружающего мира
с использованием кейс-технологии
Класс: 2
Программа: Школа России
Автор: А.А. Плешаков.
Тема: Россия − Родина моя
Цели урока:
- Формирование представления о малой родине, России, её природе, городах, народе, своем посёлке, как части большой страны;
- Знакомство с государственной символикой, картой страны.
- Воспитание гражданской позиции по отношению к своему посёлку.
Формируемые УУД:
- Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, уважительного отношения к иному мнению;
- Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- Общеучебные познавательные: умение отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; формирование готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач – развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве).
- Коммуникативные: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивание своих достижений на уроке; формирование умения договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать; пользоваться книгой, рабочей тетрадью, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Планируемые результаты урока:
- сформировать представление о том, что такое малая родина;
- уметь распознавать государственную символику;
- воспитывать чувство гражданственности и любви к родному краю, Родине.
Ход урока
1. Организационный момент.
− Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.
− Что вы ощущаете?
− Это поддержка ваших товарищей на уроке. Ведь нам сегодня необходимо показать, насколько мы должны быть сплочёнными, дружными, потому что мы живём в одном государстве и у нас одна Родина.
А ещё с нами сегодня на уроке будут Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.
2. Постановка учебной задачи,
Муравей спросил у пчёлки:
«Где твой дом, твоя семья?»
Говорит пчела, летая:
«Там, где Родина моя!»
− Как вы думаете, какая тема у нас сегодня будет на уроке?
− Верно, мы на уроке узнаем, что такое Родина, как называется наша Родина, познакомимся с её символами, узнаем, что такое малая родина, поговорим о нашем посёлке.
3. Актуализация знаний.
Беседа по теме «Как называется наша страна».
− Какие близкие по смыслу слова к слову «Родина» вы знаете?
− Почему она дорога каждому человеку?
− Какие главные символы государства вы знаете? Как они выглядят?
4. Изучение нового материала.
−Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой красивой стране − России.
На планете Земля, на самом большом континенте – Евразия находится самая большая страна мира и имя этой стране – Россия. История нашей страны насчитывает сотни лет, за это время наша страна выросла из маленького Московского княжества до огромной по площади страны (17,1 кв. км).
А с чего, по-вашему, начинается Родина? Родина − это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок − деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его малая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. Подробнее изучим нашу Родину − Россию, и ближе познакомимся со своей малой родиной.
5. Организация работы с кейсами.
Мы обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит своё сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа называется: Историки.
Участники расскажут нам о нашей Родине − России.
2 группа: Географы.
Эта группа познакомит нас с городами и символикой нашего государства.
3 группа: Этнографы.
Поведают нам о людях, народах, живущих в нашей стране.
4 группа: Краеведы.
Они расскажут нам о своей малой родине.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете подготовиться к выступлению. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведён в оценку. Причём отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов, получают «5», 25-20 баллов − «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов, выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учётом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
6. Кейсы.
Кейс № 1.
Источник №1.
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. М., Просвещение, 2015.
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Источник № 2.
Наше Отечество, наша родина − матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью − потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать − одна у него и родина.
К. Д. Ушинский
Источник №3.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Российская Федерация или просто Россия. Родина − это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Наша Родина официально называется Российская Федерация или просто Россия. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда золотые стрелки кремлёвских часов показывают полдень, на Чукотке и Камчатке уже вечер. В нашей стране вся власть принадлежит народу. Граждане выбирают лучших рабочих, учёных, врачей, учителей, инженеров в депутаты. Они же выбирают президента Российской Федерации. В нашей стране все поля и леса, реки и моря принадлежат народу. Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, люди любой национальности.
Источник №4.
Россия − это огромная страна с большим количеством климатических и часовых поясов. Российская Федерация занимает почти 2/3 северной зоны материка Евразия. Площадь территории государства − 17 млн. квадратных километров. Столица России − город Москва, один из самых больших мегаполисов мира. Поездка в Россию может запомниться путешественнику по многим причинам. В первую очередь, это − страна с одной из самых больших территорий в мире и огромным количеством народов, населяющих её. Удивительна и разнообразна природа России. Кроме того, Россия является государством с богатой и интереснейшей историей. Многочисленные культурно-исторические памятники непременно оценят любители старины.
http://znanija.com/task/3482583
Кейс №2
Источник №1:
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. М., Просвещение, 2015.
Источник №2.
К государственным символам любой страны относятся герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг − в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
http://www.rosforce.ru/simvolika-rossii/
Источник №3.
Золотое кольцо России – это знаменитый туристический маршрут протяжённостью более 1000 километров, который проходит по древним городам Владимиро-Суздальской и Московской Руси. Маршрут включает в себя около 20 городов Московской, Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской и Тверской областей. Здесь сосредоточены исторические и архитектурные памятники XII-XVIII веков, которые составляют сокровищницу русской культуры. Эти уникальные достопримечательности охраняются Российским государством и ЮНЕСКО. Термин «Золотое кольцо» прикрепился к данному туристическому маршруту в 60-е годы прошлого века. В Золотое кольцо входят восемь основных городов Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.
http://www.privetstrana.ru/zolotoe-kolco.html
Источник №4.
Столица нашей Родины.
http://www.myshared.ru/slide/568278/
Источник №5.
Предлагается послушать или прочитать 2 музыкальных отрывка и ответить на вопрос: что их объединяет? (Звучат Гимн дореволюционной России и Гимн наших дней).
Эти музыкальные произведения являются гимнами, но 1 – это Гимн нынешней России,
2 – Гимн царской России, третий − Советский Гимн.
Слово ГИМН с греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Первые государственные гимны возникли в XVIII веке.
С гимна начинаются торжественные мероприятия. Звуки гимна звучат во время парадов. С гимна начинают свою трансляцию телеканалы. Гимн звучит, когда наступает новый год, когда на соревнованиях побеждают наши спортсмены, также звучит гимн России. Когда звучит музыка гимна, слушающие и поющие встают.
Гимн России
http://melody24.net/search/Гимн++России
Гимн Царской России
http://melody24.net/search/Гимн+Царской+России
Советский Гимн
http://melody24.net/search/Советский+Гимн
Кейс №3.
Источник №1.
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. М., Просвещение, 2015.
Источник №2.
Много народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью. Все края, области, республики объединились в одно большое государство − Федерацию.
Права и обязанности российских граждан записаны в Конституции − нашем Основном Законе. По этому Закону живут российские люди. Современная Конституция была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Этот день стал всенародным праздником.
(Население на начало 2017 года составляет 146 838 993 постоянных жителей, территория − 17 098 246 км² − занимает первое место в мире по территории и девятое место по численности населения.)
https://prezentacija.biz/narody-rossii/
Источник №3.
Ребята, разгадайте кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
- Как называлось наше государство? (□□□□)
- Столица нашей Родины? (□□□□□□)
- От какого слова образовалось слово русский? (□□□□□□)
- Маленькая ячейка общества? (□□□□□)
- Торжественный символ России? (□□□□)
- На нём говорят? (□□□□)
«Россия − многонациональная страна».
− Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?
− Что означают эти слова: "Россия − многонациональная страна"?
Российская семья
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим − степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один − рыбак с рожденья,
Другой − оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. (В. Степанов).
https://prezentacija.biz/narody-rossii/
Источник №4.
− Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Попробуйте соединить части пословиц.
Родина краше солнца, умей за нее постоять.
Родина − мать, дороже золота.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Источник №5.
Русский народ коренная область расселения русского народа − Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия − многонациональное государство.
https://infourok.ru/prezentaciya-obichai-obryadi-i-tradicii-russkogo-naroda-424049.html
Кейс №4.
Источник №1.
Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. М., Просвещение, 2015.
Источник №2.
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
Источник №3.
Для России наш посёлок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём.
Источник №4.
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город.
Для кого-то – сельская улица или уютный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя!
Малая родина.
На свете много есть красот,
Но вам открою душу я:
Меня всегда к себе влечёт
Мой край родной – Теньгушево.
Район не малый, не большой,
И сёла поразбросаны.
В той стороне блестят рекой,
А в этой – машут соснами.
Услышишь песню соловья,
О чём поёт − не спрашивай.
Слова тех песен знаю я –
Ведь он как я, с Барашева.
А в Дачном ветер-озорник
Шутя стволы гигантские
То к нам склоняет вперегиб,
То в сторону рязанскую.
Красот особых не ищи,
Здесь пашне служат преданно.
Село – трудяга Клемещи,
Село – добытчик Хлебино.
Искрится Мокша пояском
Живой струёю пущенным
Из сотен сёл и городов
Я узнаю Теньгушево.
Здесь яблочный весёлый дух
Тот самый, русский, сказочный,
Степенно обсуждают вслух
«Районку» старики на лавочке.
И расплеснётся вечерок
Гармоньиной мелодией.
Всё это вместе так тепло
Зовётся малой родиной.
(Шалманова Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Барашевская СОШ»).
Барашево – посёлок мой!
Ты мне сердцу дорогой,
Здесь люди − нет таких добрей,
Здесь у меня полно друзей.
Барашево − ты Родина моя.
Здесь живёт моя семья.
Здесь буду жить всегда и я.
Барашево − ты Родина моя!
Источник №5.
Географическое положение нашего посёлка.
История и происхождение названия.
Барашево – русский посёлок в Теньгушевском районе. Основан в 1929 году рабочими, заготавливающими лес для московских новостроек. Название связано с принадлежностью многих земель Темниковского уезда служилым татарам на юго-восточной границе Российского государства Барашевым.
7. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
8. Физминутка.
9. Презентация выступлений.
− Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы.
9. Подведение итогов. Оценивание.
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
− Наш урок подошёл к концу.
− На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чём говорили?
10. Рефлексия.
− У вас на столах лежат смайлы. Прошу выбрать один из них и показать мне.
Жёлтый. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить важную информацию, можете помочь другим.
Зелёный. Вы считаете, что хорошо поработали на уроке, но вам ещё нужна помощь.
Красный. Вы считаете, что было трудно на уроке.
− Мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологии в процессе подготовки учащихся к олимпиаде
Данный материал может быть использовани учителя, руководителями методического объединения учителей начальных классов для проведения олимпиады школьного и муниципального уровня....
Разработки уроков ОПК с использованием кейс-технологии
Разработка урока с использованием кейс-технологии...
Использование кейс - технологии на уроках в начальной школе.
laquo;Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-си...
Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологии на тему "Тундра"
Данный урок способствует сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятель...
Непосредственная образовательная деятельность по краеведению для подготовительной группы с использованием кейс-технологии Воспитатель: Мухаметзянова С.В. Тема: "Путешествие по малой Родине"
Прививать чувство любви к малой Родине....
Конспект урока по окружающему миру с использованием кейс технологии
Урок окружающего мира в 3 классеПо теме «Органы чувств человека»с использованием кейс-технологии.На этом уроке используются кейс - технологии. Это метод активного проблемно &nd...