конспект урока по окружающему миру 1 класс "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью ?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
Дата: 09.03.2020 г.
Класс: 1-В
Учитель: Стрельцова Марина Анатольевна
Цели
Образовательные: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
- наблюдать картину звездного неба,
- выстраивать рассуждения на заданную тему;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в группах.
Метапредметные:
- формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
- формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, группе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:
общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради;
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- оценивают результат своих действий;
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
- согласовывать свои действия с партнером;
- строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
I Организационный момент.
У-Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Д-Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
II Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?)
- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?
- С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое).
Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.
Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить их задание .Черепаха принесла вот такую загадку.
( В древности ему поклонялись как Богу. Египтяне называли его Ра. А греки лучезарным Гелиосом. Славянские племена называли его Ярилом. Но все сходились в одном мнении: без него жизнь невозможна.)
-Какова же отгадка?( Солнце) А теперь задание от Муравьишки. Задание будем выполнять в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока. (Работа в парах)
- Какие картинки у вас получились?
III .Постановка цели урока.
- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?
- Какая буде тема урока? (Будем говорить о солнце и звездах)
- Прочитайте тему урока на экране.
(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)
- Какова же цель урока?( узнать почему это происходит)
Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.
Все новые знания будем крепить на доску.
- Отгадав загадку мы узнаем на чём мы отправимся в путешествие.
Загадка
Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Итак, приготовились к путешествию.
Сесть удобнее -
Пристегнуть ремни -
Включить мотор -
5, 4, 3, 2, 1 Поехали!
IY Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
1) Мы пролетаем над нашей планетой.
- На какой планете мы с вами живём? Земля
- Как называется страна,(город) в которой мы живем? Россия (Тула)
Молодцы! Вы хорошо это знаете.
2) - Что это светиться вдали? (Солнце)
А можем мы подлететь к нему поближе?
- Что вы знаете про Солнце? (ответы детей)
-Где можно найти дополнительную информацию обо всем на свете?
(в энциклопедиях)
3.Поиск информации (работаем в группах).
Будем работать в группах. Повторим правила работы в группах.
Каждая группа выступит сегодня в роли экспертов и поделится новой информацией. У каждой группы есть несколько карточек с информацией из энциклопедий. Вам нужно отобрать те, которые содержат информацию по нашей теме.
На парте карточка
1 группа Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.
Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)
Какие ключевые слова можно прикрепить на доску.
Солнце- звезда, пылающий шар.
Y. Этап выявления места и причины затруднений
Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы) Что думает 2 группа?
2 группа Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.
Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь.
Физкультминутка Полет в космос
1,2,3,4,5
В космос мы летим опять,
Отрываюсь от Земли,
Долетаю до Луны,
На орбите повисим,
И опять домой летим.
YI.Реализация построенного проекта
Муравьишка спрашивает :Почему же солнце светит днем? (Ответы
детей.) Попробует ответить 3 группа.
3группа Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск виден только ночью .
Итог ?
Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день.
Летим дальше. Что мы видим?
И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд. Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.
-Что вы знаете про звезды? (ответы детей)
Давайте послушаем группу 4.
4 Группа Все звезды-огромные пылающие шары. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре. На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.
Горячие звёзды-белого, голубого цвета, жёлтые менее горячие, самые холодные-красные.
Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.
- Какого они цвета? (Белого и голубого )
- Прочитайте, как они называются. (Регул, Сириус)
Давайте вместе прочитаем. А одинаковы ли звёзды по размеру? Послушаем мнение 5группы.
5 группа Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты. Самая большая звезда (Альдебаран).
-Найдите на рисунке звезду Альдебаран. Что вы можете сказать про эту звезду по её цвету?
Какая звезда из представленных самая маленькая? Что можно про нее сказать?
YII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
-На стр.21 в тетради в номере 1 подпишите названия изображенных звезд. Сверьте свою работу с учебником. Подведём итог по информации 5 группы.
Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.
- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)
(Проблемная ситуация)
- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?
6 группа - Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
Звёзды светят всегда, но днём их не видно.
YIII.Этап включения в систему знаний и повторения
- Давайте полюбуемся звездным небом.
- Кто изображён на картинке? (Звездочёт)
- Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.)
Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.
- А что это за прибор у звездочёта? (телескоп)
- Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел)
- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы
Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.
Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться
Два согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На 4 руки шире
5 руками помахать
6 за парту сесть опять
Учитель Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.
Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.
Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”
Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно.
- На стр. 22 в тетради есть задание номер 3. Что же нужно сделать в нем?
Самостоятельная работа. Капитаны проверяют работы.
Все ли справились с заданием?
Нам пора возвращаться домой. Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить, хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.
1.Игра Звездный час
За правильный ответ ученику дается звездочка.
- Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
- Какой прибор используют для изучения звезд?
- Как называется группа звезд?
- Как называют ученых, которые изучают космические тела?
- Какого цвета бывают звезды?
- Кокой цвет имеют горячие звезды?
- Назовите звезду-гиганта.
- Солнце относится к холодным или горячим звездам?
- Что же происходит со звездами днем?
Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать? Поднимите звезды. Молодцы.
IX. Рефлексия.
– Вот завершилось наше путешествие
Оцените свою работу .
Пусть солнышко отобразит ваше настроение от урока.
- Урок окончен! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....
Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"
Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...
Открытый урок по окружающему миру "Почему солнце светит днем, а звёзды ночью?"
Презентация и конспект урока окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...
Технологическая карта по предмету Окружающий мир "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью"
Тема: "Почему Солнце светит днём, а звёзды - ночью"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о Солнце, звёздах, созвездиях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся со...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Через тернии к звёздам". 3 класс
Знакомство учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства....