конспект урока по окружающему миру 1 класс "Почему солнце светит днём, а звёзды ночью ?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Стрельцова Марина Анатольевна

урок по программе " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr.miru_1kl.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

Дата: 09.03.2020 г.

Класс: 1-В

Учитель: Стрельцова Марина Анатольевна

Цели

Образовательные: формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной  и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

- научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;  

-  наблюдать картину звездного неба,

- выстраивать рассуждения на заданную тему;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

-  работать в группах.

Метапредметные:

  - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

 - формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

   Личностные:

 - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

 - развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, группе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные  – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

 логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

- принимают и сохраняют учебную задачу;

      - оценивают результат своих действий;

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

- согласовывать свои действия с партнером;

      -  строить понятные речевые высказывания.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.

Ход урока

I Организационный момент.

У-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Д-Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

II Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31.    (Почему и зачем?)  

- Кто из вас часто задаёт такие вопросы?

- С какой целью вы их задаёте?  (Чтобы узнать новое).

Сегодня как всегда с нами на уроке  Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

 Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить их задание .Черепаха принесла вот такую загадку.

( В древности ему поклонялись как Богу. Египтяне называли его Ра. А греки лучезарным Гелиосом. Славянские племена называли его Ярилом. Но все сходились в одном мнении: без него жизнь невозможна.)

-Какова же отгадка?( Солнце) А теперь задание от Муравьишки. Задание будем выполнять в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая  подскажет вам тему урока.  (Работа в парах)

- Какие картинки у вас получились?    

  III .Постановка цели урока.

- Вы догадались, о чем будем говорить сегодня?

- Какая буде тема урока? (Будем говорить о солнце и звездах)

  - Прочитайте тему урока на экране.

(Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью?)

- Какова  же цель урока?( узнать почему это происходит)

 

Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка-Вопросик  предлагает отправиться в необычное путешествие, где нас ждёт только самое удивительное.

Все новые знания будем крепить на доску.

- Отгадав загадку мы узнаем  на чём мы отправимся в путешествие.

   Загадка

           Чудо птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд.

            Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

           И поднимется до звёзд. (Ракета)  

  Итак, приготовились к путешествию.

Сесть удобнее -  

Пристегнуть ремни -  

Включить мотор -    

5, 4, 3, 2, 1  Поехали!

IY Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

1)       Мы пролетаем над нашей планетой.            

- На какой планете мы с вами живём?  Земля

- Как называется страна,(город) в которой мы живем? Россия (Тула)

Молодцы! Вы хорошо это знаете.  

2) -  Что это светиться вдали?   (Солнце)    

А можем мы подлететь к нему поближе?

- Что вы знаете про Солнце?  (ответы детей)

-Где можно найти дополнительную информацию обо всем на свете?

(в энциклопедиях)

 3.Поиск информации (работаем в группах).

Будем работать в группах. Повторим правила работы в группах.

Каждая группа выступит сегодня в роли экспертов и поделится новой информацией. У каждой группы есть несколько карточек с информацией из энциклопедий. Вам нужно отобрать те, которые содержат информацию по нашей теме.

На парте карточка

1 группа  Солнце – это ближайшая к Земле звезда.  Она похожа  на  огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

 Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров.  Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину)

Какие ключевые слова можно прикрепить на доску.

 Солнце- звезда, пылающий шар.

Y. Этап выявления места и причины затруднений

Мудрая Черепаха спрашивает: что будет, если погаснет Солнце? (ответы) Что думает 2 группа?

 2 группа Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю.

Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь.

Физкультминутка Полет в космос  

1,2,3,4,5

В космос мы летим опять,

Отрываюсь от Земли,

Долетаю до Луны,

На орбите повисим,

И опять домой летим.

YI.Реализация построенного проекта

Муравьишка спрашивает :Почему же солнце светит днем? (Ответы

детей.) Попробует ответить 3 группа.

3группа Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день, другие звёзды очень далеки от нас: их слабый блеск  виден только ночью . 

Итог ?

Солнце - самая ближайшая к Земле звезда: она и создаёт нам день.

Летим дальше. Что мы видим?

И вот перед нами бесконечное космическое пространство, в котором много звёзд. Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу.

-Что вы знаете про звезды? (ответы детей)

Давайте  послушаем группу 4.

4 Группа Все звезды-огромные пылающие шары. Звезды различаются по размерам, цвету и температуре.  На ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным. Самые горячие звёзды – белого и голубого цвета, затем жёлтые, а наиболее холодные – красные. Наше Солнце – жёлтая звезда.

Горячие звёзды-белого, голубого цвета, жёлтые менее горячие, самые холодные-красные.

Найдите в учебнике на стр. 32 самые горячие звёзды.

- Какого они цвета?  (Белого и голубого  )

- Прочитайте,  как они называются. (Регул, Сириус)

Давайте вместе прочитаем. А одинаковы ли звёзды по размеру? Послушаем мнение 5группы.

 5 группа Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Звёзды, которые в десятки раз больше Солнца – гиганты.  Самая большая звезда  (Альдебаран).

-Найдите на рисунке звезду Альдебаран.  Что вы можете сказать про эту звезду по её цвету?

Какая звезда из представленных самая маленькая? Что можно про нее сказать?

YII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

-На стр.21 в тетради в номере 1 подпишите названия изображенных звезд. Сверьте свою работу с учебником. Подведём итог по информации 5 группы.

  Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики.

- Когда мы можем любоваться звёздами? (ночью)

 (Проблемная ситуация)

- Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды выключают свет и ложатся спать. Это правда?

6 группа - Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть. Лучше всего смотреть на звёзды в безлунные ночи.

Звёзды светят всегда, но днём их не видно.    

YIII.Этап включения в систему знаний и повторения               

- Давайте полюбуемся звездным небом.

  - Кто изображён на картинке?     (Звездочёт)    

 - Кто такой звездочёт? (человек, который  наблюдает за звёздами.)  

Было принято считать, что они носили звездный колпак и плащ.       

      - А что это за прибор  у  звездочёта?  (телескоп)    

- Для чего он служит?      (для изучения звезд и других небесных тел)

- А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы

Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия.

Давайте мы ещё раз прочитаем эти слова и постараемся запомнить их значение.  

Физкультминутка

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На 4 руки шире

5 руками помахать

6 за парту сесть опять

Учитель  Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры.  Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.  

Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий.

Мудрая Черепаха предлагает отправиться к созвездию Льва. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь”

Найдите это созвездие в учебнике на стр. 33. Рассмотрите его внимательно. 

- На стр. 22 в тетради есть задание номер 3.  Что же нужно сделать в нем?

Самостоятельная работа. Капитаны проверяют работы.

Все ли справились с заданием?

Нам пора возвращаться домой. Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить, хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия.  

1.Игра Звездный час                            

За правильный ответ ученику дается звездочка.

  1. Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
  2. Какой прибор используют для изучения звезд?
  3. Как называется группа звезд?
  4. Как называют ученых, которые изучают космические тела?
  5. Какого цвета бывают звезды?
  6. Кокой цвет имеют горячие звезды?
  7. Назовите звезду-гиганта.
  8. Солнце относится к холодным или горячим звездам?
  9. Что же происходит со звездами днем?

 Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие. Как его можно назвать? Поднимите звезды. Молодцы.

IX.    Рефлексия.

– Вот завершилось наше путешествие

Оцените свою работу .

 Пусть солнышко отобразит ваше настроение от  урока.

- Урок окончен! Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс

Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....

Открытый урок в 1 классе "Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью"

Данный урок интересен тем, что дети в процессе урока сами узнают, что такое звёзды, когда мы их видим , а когда нет, и почему это происходит. На уроке используются различные формы работы, поэтому на н...

Открытый урок по окружающему миру "Почему солнце светит днем, а звёзды ночью?"

Презентация и конспект урока окружающего мира на тему "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о Солнце, звёздах, созвездиях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся со...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Через тернии к звёздам". 3 класс

Знакомство учеников с послевоенной историей нашей страны, показать достижения и противоречия в развитии государства....