Конспект урока с презентацией. Окружающий мир "Разнообразие растений". 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Соловьёва Ольга Владимировна

В ходе урока дети познакомятся с основной классификацией растений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовила учитель начальных классов МАОУСОШ №8 г. Старая Русса Соловьёва О. В.

Слайд 4

Это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты.

Слайд 5

Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Слайд 6

Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Слайд 7

Это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Слайд 8

Это растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

Слайд 9

лилия Цветковое растение морская капуста Водоросли лиственница Хвойное растение

Слайд 10

кедр Хвойное растение календула Цветковое растение кладофора Водоросли

Слайд 11

В каждой группе растений много видов. Все растения одного вида очень сходны. ромашка василёк маргаритка

Слайд 12

Как называется наука о растениях? Перечислите группы растений, изученные на уроке. К какой группе растений относятся: липа, берёза, клён? Ботаника Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения Цветковые растения

Слайд 13

Narod-vrach.ru – морская капуста www.wood-style.ru – кедр forum.ostashkov.ru – кладофора www.riasamara.ru – мак www.biology.ru – хвойные растения pressa.irk.ru – водоросли www.knowbiology.ru – мхи www.liveinternet.ru - папоротники



Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру по теме:

«Разнообразие растений»

3 класс

Цели.

Предметные: познакомить с основной классификацией растений.

Метапредметные:

1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).

2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.

3) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя «От земли до неба», аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: 

1. Карточки с индивидуальными заданиями.

2. Презентация «Разнообразие растений».

3. Распечатки таблицы.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальные задания.

Нескольким человекам выдаются карточки с заданиями.

- Вставь пропущенные слова.

Перегной – минеральные соли - … (растения) – животные – перегной.

Умершим растениям и животным превращаться в перегной помогают … (бактерии).

Почва – это … (верхний) плодородный слой земли.

Самая плодородная почва называется … (чернозёмом).

Плодородие – это свойство почвы, способность давать … (высокий урожай).

2) Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на её плодородие?

III. Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадки:

 Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)

 Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

 Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий тёплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

 - Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)

- Назовите ещё представителей царства растений. 

- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Сегодня на уроке мы научимся  классифицировать растения.)

Слайд №1

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа

Разнообразие растений.

Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд  делает нашу планету удивительно  красивой.

Слайд №2

-Как  называется наука о растениях? (Ботаника.)

- Рассмотрите схему на доске.

        Растения

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

- На какие три группы можно разделить все растения?  (деревья, кустарники, травы).

- Дополните схему. Напишите название растений в каждой группе.

- Из каких частей состоят все растения? (из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами).

- Отгадайте загадки.

Орган находится в почве, растёт вниз. (Корень)

Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья)

Орган растёт вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель)

Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок)

Орган  образуется из цветка, в нём развиваются семена. (Плод)

Органы находятся в плодах, ими растения размножаются. (Семена)

2. Работа по учебнику

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет.  У одних растений иголки,  видоизменённые листья, у других – листья. Одни растения живут в воде,  другие на суше и т. д.)

- Прочитайте текст на странице 70.

-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)

Самопроверка по эталону: Слайд №3

-Где растут водоросли? (В воде.)

Слайд №4

-Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)

Слайд №5

-Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.)

Слайд №6

-Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и др.)

Слайд №7

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)

Слайд №8

3. Работа в рабочей тетради

№ 1 (страница 29)

- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)

После выполнения задания поводится взаимопроверка.

№ 2 (страница 29)

Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте свой ответ. ( В 1 ряду лишнее – морская капуста. Она относится к водорослям, остальные – цветковые. Во 2 ряду лишнее – липа.  Она относится к цветковым растениям, остальные – к хвойным.)

 Слайд №9, №10. Определите, к каким группам относятся растения.

4. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике на странице 72.

- К какой группе  относятся данные  растения? (К группе цветковых растений.)

- Сколько видов растений на иллюстрации? (3: одуванчик, подорожник, клевер.)

- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение – плоды с семенами. Различия: разные цветки и разные листья.)

Слайд №11

5. Работа в рабочей тетради

№ 4 (страница 29)

-Прочитайте задание и запишите по 3 примера различных видов растений.

Взаимопроверка в парах.

№ 5 (страница 30 - 31)

- Прочитайте стихотворение.

- К какой группе растений относятся яблоня и дуб? ( К группе цветковых растений.)

- Но яблоня и дуб – это растения разных … (видов).

- Выполните задание.

После выполнения задания проводится проверка.

V. Физкультминутка.

Игра  «Деревья, кустарники, травы»  направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик,  облепиха,  осина,  тополь,  малина,  тимофеевка,  кедр,  астра,  подосиновик,  липа, дуб,  огурец,  смородина,  подснежник,  комар,  берёза.

VI. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Работа в парах.

Детям выдаются распечатки таблицы.

- Заполните таблицу, используя текст учебника и атлас – определитель «От земли до неба».

Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Проверка по эталону: таблица на доске.

Разнообразие растений

Группа

растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

жизнедеятельности

Водоросли

Нет

Нет

Нет

Спорами

Живут в основном в воде

Мхи

Нет

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Папоротники

Есть

Есть

Есть

Спорами

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

Одеревенелый

В виде иголок

(хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозелёным

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

VII. Рефлексия «Всё в твоих руках».

- На листе бумаги обведите левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной – красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было интересно – зелёным.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни– фиолетовым.

- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.

 VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?

Слайд №12 «Проверь себя»

IX. Домашнее задание.

1. Учебник: прочитать текст на странице 69 -73, ответить  на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 73.

2. Рабочая тетрадь: страница 31 №7, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс

Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

" Жизнь древних славян" конспект открытого урока с презентацией. Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков " Школа России."

Материал содержит конспект  в который включены  сообщения учащихся и итоговый тест по теме урока.  Весь излагаемый учителем материал и сообщения учащихся опираются на презентацию. Урок ...

Конспект урока с презентацией" Какие бывают растения"

Данный конспект разработан по программе "Школа 21 века"...

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....