Конспект урока с презентацией. Окружающий мир "Разнообразие растений". 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
В ходе урока дети познакомятся с основной классификацией растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Разнообразие растений" | 2.95 МБ |
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты.
Растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.
Это растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.
лилия Цветковое растение морская капуста Водоросли лиственница Хвойное растение
кедр Хвойное растение календула Цветковое растение кладофора Водоросли
В каждой группе растений много видов. Все растения одного вида очень сходны. ромашка василёк маргаритка
Как называется наука о растениях? Перечислите группы растений, изученные на уроке. К какой группе растений относятся: липа, берёза, клён? Ботаника Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения Цветковые растения
Narod-vrach.ru – морская капуста www.wood-style.ru – кедр forum.ostashkov.ru – кладофора www.riasamara.ru – мак www.biology.ru – хвойные растения pressa.irk.ru – водоросли www.knowbiology.ru – мхи www.liveinternet.ru - папоротники
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру по теме:
«Разнообразие растений»
3 класс
Цели.
Предметные: познакомить с основной классификацией растений.
Метапредметные:
1)Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
2)Учиться способам выполнения заданий поискового характера.
3) Учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа – определителя «От земли до неба», аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.
Оборудование:
1. Карточки с индивидуальными заданиями.
2. Презентация «Разнообразие растений».
3. Распечатки таблицы.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальные задания.
Нескольким человекам выдаются карточки с заданиями.
- Вставь пропущенные слова.
Перегной – минеральные соли - … (растения) – животные – перегной.
Умершим растениям и животным превращаться в перегной помогают … (бактерии).
Почва – это … (верхний) плодородный слой земли.
Самая плодородная почва называется … (чернозёмом).
Плодородие – это свойство почвы, способность давать … (высокий урожай).
2) Фронтальный опрос.
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Как образуется почва?
- Какие живые существа обитают в почве?
- Как они влияют на её плодородие?
III. Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадки:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий тёплый майский день
Глаз наш радует... (сирень)
- Что общего между отгадками? (относятся к царству растений)
- Назовите ещё представителей царства растений.
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Сегодня на уроке мы научимся классифицировать растения.)
Слайд №1
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа
Разнообразие растений.
Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверно, слышали выражение: «Растение – зелёное одежда земли». На земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой.
Слайд №2
-Как называется наука о растениях? (Ботаника.)
- Рассмотрите схему на доске.
Растения
1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
- На какие три группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы).
- Дополните схему. Напишите название растений в каждой группе.
- Из каких частей состоят все растения? (из корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами).
- Отгадайте загадки.
Орган находится в почве, растёт вниз. (Корень)
Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат. (Листья)
Орган растёт вверх, по нему проходят питательные вещества и вода. (Стебель)
Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды. (Цветок)
Орган образуется из цветка, в нём развиваются семена. (Плод)
Органы находятся в плодах, ими растения размножаются. (Семена)
2. Работа по учебнику
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на странице 69. Сравните растения, найдите сходства и различия. (У одних растений есть цветки, у других нет. У одних растений иголки, видоизменённые листья, у других – листья. Одни растения живут в воде, другие на суше и т. д.)
- Прочитайте текст на странице 70.
-На какие группы делится царство растений? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения.)
Самопроверка по эталону: Слайд №3
-Где растут водоросли? (В воде.)
Слайд №4
-Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
Слайд №5
-Как узнать папоротники? ( По красивым листьям, похожим на перья.)
Слайд №6
-Назовите хвойные растения. (Сосна, ель, кедр и др.)
Слайд №7
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения.)
Слайд №8
3. Работа в рабочей тетради
№ 1 (страница 29)
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Найдите их отличительные признаки, пронумеруйте рисунки. (2, 4, 5, 1, 3.)
После выполнения задания поводится взаимопроверка.
№ 2 (страница 29)
Прочитайте. Зачеркните лишнее в каждом ряду. Обоснуйте свой ответ. ( В 1 ряду лишнее – морская капуста. Она относится к водорослям, остальные – цветковые. Во 2 ряду лишнее – липа. Она относится к цветковым растениям, остальные – к хвойным.)
Слайд №9, №10. Определите, к каким группам относятся растения.
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст в учебнике на странице 72.
- К какой группе относятся данные растения? (К группе цветковых растений.)
- Сколько видов растений на иллюстрации? (3: одуванчик, подорожник, клевер.)
- Найдите сходства и различия между этими растениями. (Сходства: части растений одинаковые, размножение – плоды с семенами. Различия: разные цветки и разные листья.)
Слайд №11
5. Работа в рабочей тетради
№ 4 (страница 29)
-Прочитайте задание и запишите по 3 примера различных видов растений.
Взаимопроверка в парах.
№ 5 (страница 30 - 31)
- Прочитайте стихотворение.
- К какой группе растений относятся яблоня и дуб? ( К группе цветковых растений.)
- Но яблоня и дуб – это растения разных … (видов).
- Выполните задание.
После выполнения задания проводится проверка.
V. Физкультминутка.
Игра «Деревья, кустарники, травы» направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.
Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.
VI. Закрепление изученного материала.
Практическая работа.
Работа в парах.
Детям выдаются распечатки таблицы.
- Заполните таблицу, используя текст учебника и атлас – определитель «От земли до неба».
Разнообразие растений
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | |||||
Мхи | |||||
Папоротники | |||||
Хвойные | |||||
Цветковые |
Проверка по эталону: таблица на доске.
Разнообразие растений
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | Нет | Нет | Нет | Спорами | Живут в основном в воде |
Мхи | Нет | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Папоротники | Есть | Есть | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков |
Хвойные | Стержневая или мочковатая система | Одеревенелый | В виде иголок (хвоя) | Семена образуются в шишках | Почти все относятся к вечнозелёным |
Цветковые | Стержневая или мочковатая система | Травянистый или одеревенелый | Листовая пластина с черешком | Из цветков образуются плоды с семенами | Очень разнообразны и многочисленны |
VII. Рефлексия «Всё в твоих руках».
- На листе бумаги обведите левую руку.
Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной – красным.
Указательный – узнал много нового – жёлтым.
Средний – мне было интересно – зелёным.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни– фиолетовым.
- На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
Слайд №12 «Проверь себя»
IX. Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на странице 69 -73, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 73.
2. Рабочая тетрадь: страница 31 №7, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс
Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
" Жизнь древних славян" конспект открытого урока с презентацией. Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков " Школа России."
Материал содержит конспект в который включены сообщения учащихся и итоговый тест по теме урока. Весь излагаемый учителем материал и сообщения учащихся опираются на презентацию. Урок ...
Конспект урока с презентацией" Какие бывают растения"
Данный конспект разработан по программе "Школа 21 века"...
Конспект урока с презентацией. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века". Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе".
Тема: "Животные - часть природы. Роль животных в природе"....
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....