Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021
методическая разработка по чтению (4 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_it._chteniyu_4_klass.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП НОО
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по литературному чтению
для 4 класса
(УМК: Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова)
г. Калининград, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по литературному чтению Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова с использованием УМК Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Начальная школа 21 века».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.
На изучение литературного чтения в начальной школе согласно учебному плану школы отводится – 273 ч, из них в четвертом классе – 68 ч.
Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Литературное краеведение» - 20ч.
1. Планируемые результаты освоения программы
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- сформировано чувство гордости за свою Родину, её историю;
- сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе
ученик научится:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Ученик получит возможность научиться:
- строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
- описывать и сопоставлять различные объекты;
- самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
- развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
- пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
- воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
- различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
- размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами;
- навыку самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания: формирование представлений о многообразии языков, дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы; формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Живая старина (7 ч)
Народная мудрость. Слушая сказку. Песня русская старинная. Дела давно минувших дней. Библейские предания. Было- бывало, в былину попало. Пословица к слову молвится.
От фольклорных сказок к литературным (6ч)
Рождение литературной сказки. «Что за прелесть эти сказки!» Сказки братьев Гримм. Сказочные истории. Х.-К. Андерсена.
Продолжаем разговор о литературных сказках (5ч)
Сказка продолжается. Рождественская сказка. Сказка ключницы Пелагеи. Истории рассказанные Киплингом
Рождение детской литературы (5ч)
В.А. Жуковский : первые стихи про детей. Солнце русской поэзии. Городок в табакерке. Писатели о своем детстве.
Детские книжки для сердца и разума (19 век) (5ч)
Первые книги для обучения чтению. Л.Н. Толстой- детям. Рассказы Антоши Чехонте
Детская литература в начале 20 века (5 ч)
М.Горький -для детей и о детях. О сказке « Золотой ключик…» и ее авторе. Уральские сказы П.Б.Бажова Какой бывает школа
Советские писатели- детям (8ч)
Литературная викторина А.Л. Барто: 50 лет в детской литературе. «Веселый писатель» Н.Н. Носов .История, похожая на сказку
Познавательная книга для детей (4ч)
О произведения писателей- природоведов. «Любите читать!» Толковый словарь.
Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» (20 ч.)
Цели внутрипредметного модуля: воспитание интереса к самостоятельному чтению и книге, осознанному выбору книг для чтения, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.
Поэтическая тетрадь
Прибрежная, Л. «Похищение Мурчалки». Прибрежная, Л. «Где живёт радуга?», « Яна, бананы и обезьяны», «Белый жирафик». Самусевич Альбина Григорьевна. «Алатырь-камень». Самусевич, А.Г. « Янтарных тайн мозаика» («Легенда о янтаре»), Самусевич, А. « Про кляксу», Самусевич, А. «Сашкина болезнь», Самусевич, А. « Солнечный ёж», Самусевич Альбина Григорьевна. «Возьми меня с собой на Куршскую косу», «Букет», «Цветет шиповник в дюнах».
Самусевич, А. Г. «К юбилею города Калининграда», Сергеев В. «О ветре», Сергеев, В. «Про вишни, мёд и речку».
Погружение в историю
Серкова, И.С. «Письма из 1812 года». Серкова, И.С. «Письма из 1812 года» оригинальные задачи по отечественной истории. Развитие логики, воображения, пространственного мышления, памяти, внимания, навыков счёта. Шевцов Виталий Евгеньевич о согражданах-калининградцах «Дорогие мои земляки» (2008) Шевцов, В. Запах керосина Эхо войны. Тихонова, Т. Праздник длинной колбасы: сказка старого города. Сечко Л. В. Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области.
Рассказы о животных
Моткова Ирина Валерьевна «Калининградский зоопарк» маленькое путешествие по Калининградскому зоопарку. Шевцов, В. Е. «Черный аист и другие невыдуманные истории». Кудрявцева,З. М. «Болотница» Сказка. Сергеев, В. «В зоопарке». Гусева-Рыбникова Евгения Алексеевна «Горностай», сказки. Тихонова, Т. Б. «Маленький инопланетянин». Стручков, В. Е. «Почему молчат киты?» сказки, стихи, загадки
Мир сказок и приключений
Лариса Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. Колембет Л. «Бабушкины сказки». Колембет Лидия Васильевна Юмореска – «День рождения Афины». Кудрявцева, З. М. «Сказки Балтийского ветра». Гусева-Рыбникова, Е. А. «Пляски на луне», рассказы.
Резервные уроки (3 ч.)
Входной мониторинг образовательных достижений. Административная контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.
3. Тематическое планирование
№№ | Раздел программы | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Знакомство с детскими писателями нашего края. | 1 | Знать структуру учебника, приёмы ориентирования в учебнике; историю создания книг, отличия рукописной и печатной книги, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация), составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Осознанно подбирать и читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие, так и плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Выразительно читать и пересказывать текст. |
2 | Народная мудрость | 1 | |
3 | Сивка-Бурка. Русская народная сказка | 1 | |
4 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям З.М. Кудрявцева «Сказки Балтийского ветра» | 1 | |
5 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям З. М. Кудрявцева «Болотница» сказка | 1 | |
6 | Сивка-Бурка. Русская народная сказка | 1 | |
7 | Учебный проект «Важное историческое событие» | 1 | |
8 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Калининградские писатели – детям З. М. Кудрявцева «Алатырь-камень» | 1 | |
9 | Морозко. Русская народная сказка | 1 | Знать виды сказок и их структуру, различные произведения устного народного творчества. Уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки), читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения, пересказывать текст. |
10 | Морозко. Русская народная сказка | 1 | |
11 | Спасибо сказке! В.Д.Берестов Картинная галерея В.М.Васнецов | 1 | |
12 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная «Где живёт радуга? Яна, бананы и обезьяны Белый жирафик» (стихи) | 1 | |
13 | Певцы.(отрывок) И.С. Тургенев Картинная галерея В.М. Васнецов | 1 | |
14 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Колембет, Бабушкины сказки. | 1 | |
15 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска – «День рождения Афины». | 1 | |
16 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е.А. Пляски на луне: рассказы | 1 | |
17 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. В. Колембет Юмореска – «День рождения Афины». | 1 | |
18 | Народная песня: какая она? | 1 | |
19 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Гусева-Рыбникова, Е.А. Пляски на луне: рассказы. | 1 | |
20 | Дела давно минувших дней. Добрыня и Змей. Е.А.Грушко | 1 | |
21 | Дождь и лягушки(легенда) Почему у ворона перья не вызолоченны ( славянское предание) | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, имена, фамилии их авторов.Уметьчитать стихотворные произведения наизусть (по выбору), выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
22 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.Е. Прибрежная «Похищение Мурчалки». | 1 | |
23 | Библейские предания. Блудный сын. Картинная галерея. Н.Д. Лосев Каин и Ивель. | 1 | |
24 | Было- бывало, в былину попало. Добрыня и Змей. Былина отрывок | 1 | |
25 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь» | 1 | |
26 | Бабушкины старины. О.Э.Озаровская (отрывок) Картинная галерея С.П.Щипачев | 1 | |
27 | Х.-К.Андерсен «Гадкий утенок»Учебный проект «Любимые сказки» | 1 | |
28 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А.К.Самусевич «Про кляксу», « Сашкина «болезнь» | 1 | |
29 | Рождение литературной сказки. Ш.Перро « Кот в сапогах» | 1 | Знатьназвания, основное содержание изученных литературных произведений. отличие литературной сказки от фольклорной; имена, фамилии их авторов. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему, различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные, восстанавливать авторский текст по опорным словам, соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. |
30 | Сказки братьев Гримм | 1 | |
31 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А. Самусевич «К юбилею города Калининграда». В. Сергеев «О ветре» | 1 | |
32 | Сказка продолжается.Д.Н.Мамин –Сибиряк Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про мохнатого Мишу- короткий хвост Д.Ж. Родари Солнце и туча | 1 | |
33 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | |
34 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» А. Самусевич «К юбилею города Калининграда». В. Сергеев «О ветре» | 1 | |
35 | Рождественская сказка В. Гофман «Щелкунчик и мышиный король (отрывок) | 1 | |
36 | Истории, рассказанные Киплингом Рикки-Тикки Тави (отрывок) | 1 | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов, уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. |
37 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. | 1 | |
38 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке» | 1 | |
39 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке» | 1 | |
40 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л. Прибрежная «Повелитель мелодий» Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. | 1 | |
41 | В.Ф. Одоевский Мороз Иванович (отрывок) | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, отличие литературной сказки от фольклорной, уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров; передавать их содержание по вопросам, уметь различать жанры художественных произведений. |
42 | Писатели о своем детстве | 1 | |
43 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Л.В. Сечко «Край, в котором мы живём: Очерки истории Калининградской области» | 1 | |
44 | Н.Г. Гарин-Михайловский « Детство Темы» | 1 | |
45 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е.А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки. | 1 | |
46 | Н.Г. Гарин-Михайловский « Детство Темы» | 1 | Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии), уметь пересказывать текст, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
47 | Первые книги для обучения. К.Д. Ушинский «Два плуга». «Дети в роще» | 1 | |
48 | Рассказы Антоши Чехонте А.П.Чехов | 1 | |
49 | Внутрипредметный модуль «Литературное краеведение» Е.А. Гусева-Рыбникова «Горностай» сказки. | 1 | |
50 | Н.С.Шер « Малчики» | 1 | Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). |
51 | А.П. Чехов «Белолобый» | 1 | |
52 | М.Горький (А.М.Пешков)- для детей и о детях « Случай с Евсейкой» | 1 | |
53 | М.Горький « Воробьишко» «Детство» ( отрывок) | 1 | Знать основное содержание текста, их авторов; стили текстов, их различия. Уметьиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); уметь пересказывать текст; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
54 | О сказке «Золотой ключик….» и ее авторе. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» | 1 | |
55 | Учебный проект «Они защищали Родину». | 1 | |
56 | Уральские сказы П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» (отрывоу) | 1 | |
57 | Уральские сказы П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» (отрывоу) | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведений. Уметь участвовать в диалоге при обсуждении произведения, строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях), участвовать в литературных играх (инсценирование), оценивать события, героев произведения; |
58 | Какой бывает школа. А.П.Гайдар «Дым в лесу» | 1 | |
59 | А.П.Гайдар «Дым в лесу» (окончание) | 1 | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы, четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
60 | Советские писатели- детям Литературная викторина. | 1 | |
61 | «Веселый писатель» Н.Н. Носов Р.И.Фраерман «Знание детского сердца» (отрывок) | 1 | |
62 | История, похожая на сказку. К.Г.Паустовский «Стальное колечко(отрывок) | 1 | |
63 | О произведениях писателей- природоведов. Н.И. Сладков «Сушеные камни» | 1 | |
64 | Саша Черный « Дневник фокса Микки»(отрывок) | 1 | |
65 | «Любите читать!» Д.С.Лихачев «Любите читать» | 1 | |
Резервные уроки (3 ч.) | |||
66 | Резервный урок 1. Входной мониторинг образовательных достижений. | 1 | Контроль навыка чтения. |
67 | Резервный урок 2. Административная контрольная работа за 2 четверть. | 1 | Работа с текстом. |
68 | Резервный урок 3. Промежуточная аттестация. | 1 | Контроль навыка чтения. |
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" 2020-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для 3 класса 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградско...
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по русскому языку 2020-2021
Рабочая программа по русскому языку 2020-2021 УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа 1-4 классы 2020-2021
Рабочая программа по всем предметам 1-4 классы " Школа России" 2020-2021 уч.год...
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год.
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год....
Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 2-4 классы автор вербицкая
Актуальность и новизна настоящей рабочей программы состоит в том, что она учитывает особенности обучения английскому языку младших школьников. Она полностью отвечает требованиям времени и в соотв...