Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ok.miru_4_klass.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

                                        Рабочая программа

по окружающему миру

для 4 класса

   

(УМК: Н.Ф.Виноградова)

                                            г. Калининград, 2020

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по окружающему миру Н.Ф.Виноградовой с использованием УМК  Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», входящего в состав образовательной системы « Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ  № 53.

На изучение всего курса « Окружающий мир»  в начальной школе отводится 232 часа, из них в четвертом классе- 64 часа.   Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников» - 10 часов.

1. Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  • сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической национальной принадлежности;
  • сформирован целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • принятие и освоение  социальной роли обучающегося, развита учебная деятельность и сформирован личностный смысл обучения;
  • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  • освоены способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • сформировано  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и  открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в т.ч. с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты

К концу обучения в 4 классе:

ученик научится:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных и   раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;
  • оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и - участвовать в ее охране;
  • удовлетворять познавательный интерес, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края.
  • читать простейший план местности;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);
  • называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);
  • рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);
  • выполнять основные правила гигиены человека;
  • ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувство гордости за    национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Содержание учебного предмета

Основные задачи реализации содержания:

формирование уважительного отношения к семье, поселку, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Человек — живое существо (организм) (9 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье (8 ч)

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи.

Человек — часть природы (2 ч).

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой

Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна от края до края (10 ч)

Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума совре 

Человек — творец культурных ценностей (9ч)

Что такое культура. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек – защитник своего Отечества (5 ч).

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии. В краеведческий музей.

Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике )

Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников» (10 ч.)

Экология планеты Земля. Что означает «Экология планеты Земля». Мир вокруг нас. Конкурс рисунков на тему «Цвети, Земля». КВН на тему «Я – житель планеты Земля». Экология города. Я и город. Родная земля. Викторина «Экология города». Дом, где я учусь. Я и школа. Упражнение «Экологическая этика». Составление икебан (конкурс). Викторина «Что я знаю об экологии».

Резервные уроки (3 ч.)

Входной мониторинг образовательных достижений.  Проверочная работа. Тест. Административная контрольная работа за 2 четверть. Тест. Промежуточная аттестация. Тест.

                                       

                                          3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

                       Человек — живое существо (организм) (9 ч+ 1ч. В. м.)

1

Организм человека. Нервная система.

1

 Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

объяснять роль нервной системы  и других в организме;

2-3

Двигательная система организма человека.

2

4

Пищеварительная система.

1

5

Дыхательная система.

1

6

Кровеносная система.

1

7

В.м. «Экология для младших школьников» Вводное занятие. Экологическая тропинка.  Мир вокруг нас.

1

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

9-10

Кожа.

2

                               Твоё здоровье (8 ч+ 1ч. В. м.)

11

Режим дня.

1

Раскрывать принципы здорового образа жизни;

рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

Практические работы: Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи.

12

В.м. «Экология для младших школьников» Природа моей жизни Конкурс рисунков на тему «Цвети, Земля!»

1

13

Правила закаливания.

1

14

Можно ли снять усталость?

1

15

Поговорим о вредных привычках.

1

16

Когда дом становится опасным.

1

17

Улица полна неожиданностей

Практическая работа на тему: Безопасный путь в школу.

1

18

Если случилась беда. Практическая работа на тему: Оказание первой помощи

1

19

Контрольная работа по теме обобщение: Твоё здоровье

1

                        Человек — часть природы (2 ч+ 1. В. м.)

20

Чем человек отличается от животного.

1

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

характеризовать условия роста и развития ребенка;

21

От рождения до старости.

1

22

В.м. «Экология для младших школьников» КВН на тему «Я – житель планеты Земля»

1

                             Человек среди людей (5 ч+ 1ч. В. м.)

23

Поговорим о доброте.

1

Различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

  24

Что такое справедливость.

1

25

О смелости.

1

26

В.м. «Экология для младших школьников»  Я и город.

1

27

Умеешь ли ты общаться?

1

28

Практическая работа по теме:   Умеешь ли ты общаться?

1

Родная страна от края до края (10 ч + 2ч. В. м.)

29

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

1

Работать по физической карте России, моделировать характерные цепи питания, рассказывать об освоении природных богатств в  разных природных зонах , готовить сообщения на заданную тему.

описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

находить на карте равнины и горы России (своего края);

выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

30

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

1

31

Практическая работа по теме: Природные зоны России. Степи и пустыни.

1

33

Практическая работа по теме: Почвы России.

1

34

Рельеф России.

1

35

Практическая работа по теме: Рельеф России.

1

Работать с терминологическим словариком.

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета дополнительную информацию,  

- работать с терминологическим словариком.

36

Россия и её соседи. Япония.

1

37

В.м. «Экология для младших школьников» Родная земля. Викторина « Экология города»

1

38

Как возникали и строились города.

1

39

Россия и её соседи. Китай.

1

40

Россия и её соседи. Королевство Дания. Практическая работа: Работа с картой

1

             Человек — творец культурных ценностей (9ч+ 4ч. В. м.)

41

Что такое культура.

1

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

42

В.м «Экология для младших школьников» Упражнение

 « Экологическая этика».

1

43

Из истории письменности.

1

44

О первых школах и книгах.

1

45

Чему и как учились при Петре I.

1

46

Русское искусство до XVIII века

1

47

 В.м. «Экология для младших школьников» Викторина « Что я знаю об экологии»

1

48

В.м. «Экология для младших школьников» Составление икебан

 ( конкурс)

1

49

В.м. «Экология для младших школьников» Экологический букварь.

1

50

Искусство России XVIII века.

51

Золотой век русской культуры (XIX)

52

Искусство России XX века.

53

Контрольная работа по теме обобщение по разделу: Человек — творец культурных ценностей .

                            Человек – защитник своего Отечества (5 ч).

54

Как Русь боролась с половцами.

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике )

55

Отечественная война 1812 года.

56

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

57

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

58

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

                                          Гражданин и государство (3 ч)

59

Гражданин и государство.

Характеризовать права и обязанности гражданина России;

обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

60

Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России.

61

Символы государства.

Резервные уроки (3ч.)

62

Резервный урок 1  Входной мониторинг образовательных достижений  Проверочная работа Тест

1

Тест

63

Резервный урок 2 ВПР

1

64

Резервный урок 4. Промежуточная аттестация. Тест

1

Итого: 64 часа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 класса 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Окружающий мир 3 класс» А.А. Плешакова, УМК «Школа России». В программе представлены кал...

Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021

Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку 2020-2021

Рабочая программа по русскому языку 2020-2021 УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа 1-4 классы 2020-2021

Рабочая программа по всем предметам 1-4 классы " Школа России" 2020-2021 уч.год...

Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год.

Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год....

рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2020-2021 у.г.

рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2020-2021 у.г....