Окружающий мир. Тема:"Энциклопедии, справочники, словари"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Окружающий мир. Тема:"Энциклопедии, справочники, словари"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.02 КБ |
![]() | 357.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
УМК: «Планета знаний»
Тема: Энциклопедии, справочники, словари
Цель: познакомиться с понятиями «информация», «справочник», словарь», «энциклопедия».
Планируемые результаты
Предметные:
- знать понятия «информация», «справочник», «словарь», «энциклопедия»;
- уметь пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;
- уметь составлять свой справочник.
Метапредметные:
- уметь пересказывать прочитанный текст;
- уметь находить ответы на вопросы,
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.
Личностные:
- формирование познавательного интереса,
- формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и наглядные пособия:энциклопедии, справочники, словари, иллюстрации источников информации, карточки с заданиями, надписи, магнитики, доска, презентация, «Фиксики - Помогатор» (физминутка), ноутбук, колонки, экран.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент 3 минуты | - Здравствуйте дети! Повернитесь, поздоровайтесь с нашими гостями. Вы готовы к открытиям? | Готовятся к уроку. | Умение настроить себя на работу. |
2. Целеполагание и мотивация 5 мин | - Ребята, посмотрите на слайд 1. Пока мы с вами готовились, проказницы мартышки разбросали буквы. Нам предстоит собрать их в слово. Что у нас получилось? Давайте вместе его скажем! И Н Ф О Р М А Ц И Я - Вы знаете это слово? Что оно означает? Информация – это сведения об окружающем мире. Кто согласен со мной? Кто не согласен? А проверим мы, кто прав, в конце урока. - Чтобы проверить, нам нужно понять, где искать эту информацию? Посмотрите вокруг, заметили ли вы в классе что-нибудь новое? Кто заметил, поднимите руку. - Молодцы. Что же мы видим? Где можно найти интересующую нас информацию? В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей. - Сегодня мы с вами на уроке рассмотрим один из источников информации, а какой именно, вы мне ответите сами. Прочитайте название этих книг у доски. А как называются все эти книги? Давайте откроем страницу 32 в учебнике и прочтем, правы ли мы. (Зачитывает Регина) Как же называются все эти книги? Справочники. А всё вместе, ребята, это называется справочная литература. | Информация. Ответы детей. Дети высказывают свое мнение. Дети ищут таблички с иллюстрациями источников информации. В интернете, в книгах, в музее, спросить у людей. Дети зачитывают названия энциклопедий, словарей, справочников. Открывают учебник, читают информацию. Справочники. | Коммуникативные: высказывание своего мнения. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
3. Актуализация знаний 5 минут | - Справочная литература – это книги, в которых собрана необходимая информация по определенной науке. - Где и как располагается вся информация о книге? - Как она располагается? - Почему же так много разных энциклопедий и словарей? Почему нельзя было создать одну большую книгу, где собрана вся информация обо всем? Это сделано для того, чтобы вам было удобнее пользоваться ими. Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний. - Деление на разные направления и группы называется классификацией. И мы с вами увидели, какой разной может быть справочная литература. Посмотрите на слайд 2, на какие группы делится справочная литература: - для мальчиков и девочек; - по возрастам; - по наукам; - по интересам. - Мы сегодня с вами, как вы уже поняли будем работать в группах. Для начала давайте вспомним правила работы в группах (картинку на доску) И так, перед вами лежит разная справочная литература и несколько карточек. Я предлагаю вам разделиться по направлениям. Те, кто считает, что у них справочная литература про животных, выберите карточку ЖИВОТНЫЕ. Те, кто считает, что у них справочная литература про растения, выбирает карточку со словом РАСТЕНИЯ. Те, кто считает, что у него справочная литература по истории, выбирает карточку по ИСТОРИИ. Те, кто считает, что у него словари, выбирает карточку СЛОВАРИ. Итак, каким же одним словом можно назвать то, что мы с вами сделали сейчас? | На обложке учебника, в содержании. В алфавитном порядке. Информация в них собрана по интересам, по наукам, по разным отраслям знаний. Дети раскладывают книги по группам, направлениям. Классификация. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
4. Физминутка 2 минуты | - А сейчас я предлагаю отдохнуть. | Повторяют движения за учителем под музыку. | |
5. Первичное закрепление знаний 7 минут | - Продолжаем наш урок. На ваших столах лежат энциклопедии и конверт № 1. Достаньте, пожалуйста, то, что находится в этом конверте. Что вы нашли? Правильно, вопросы. Ваша задача – ответить на эти вопросы с помощью энциклопедии. Чья группа быстрее найдет ответ, поднимайте руку. На выполнение задания даю вам минуту. - Как вы думаете, почему кто-то раньше нашел ответ, а кто-то позже. - Я предлагаю вам составить памятку по пользованию энциклопедией. слайд 3 Памятка: 1. Определи тему своего вопроса. 2. Подбери справочную литературу. 3. Открой оглавление (алфавитный указатель) 4. Найди нужную страницу 5. Прочитай информацию, поделись информацией с другими. | Дети работают в группах, выполняют задание. Вопросы. Те, кто знают, как пользоваться энциклопедией, быстрее смогут найти информацию. | Регулятивное:контроль за своими действиями. Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, работать в группе. |
6. Самостоятельная работа и самопроверка 7 мин | - Как вы думаете, вы – второклассники, которых все считают маленькими, сами сможете составить свой справочник? У вас есть знания, которыми вы можете поделиться? Конечно есть. И мы с вами сегодня составим свои справочники по разным темам. - Для этого я вас попрошу достать из конверта номер 2 слова . Определите в группе, как можно одним словом назвать эти слова? К какой теме они относятся? (спросить каждую группу). Распределите эти слова между собой в группе. Про это слово вы будете делать свою страничку. - Каждый из вас сделает одну страничку для вашего справочника. А я вам в этом помогу. Вы, наверное, заметили, что все справочники и энциклопедии составлены по-особенному, у них все страницы оформлены в одном стиле. Вот и мы с вами должны придерживаться этого правила. - Посмотрите на слайд 4. На нем образец странички, которые все вы будете делать. В верхнем левом углу мы размещаем букву, на которую начинается ваше слово (ее можно найти в конверте №3). А в верхнем правом углу клеим картинку, которая показывает ваше слово (ее можно найти в конверте №4). И наконец, в центральной части вы размещаете информацию про это слово (конверт № 5). Посмотрите, у всех ли есть эти конверты? Когда у вас есть вся необходимая информация, вам остается правильно ее разложить и наклеить на свою страничку. Даю вам две минуты. - Вот ваши странички и готовы. Чтоб это было похоже на справочник, что осталось сделать? Пока вы раскладываете, я раздам вам обложку вашего справочника. А вы не забудьте подписать, кто был его авторами. Как вы думаете, кому мы сможем подарить эти справочники? | Дети выполняют задания. Дети выполняют инструкцию учителя. Расставить страницы в алфавитном порядке и сделать обложку. Детям, которые младше нас. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
7. Подведение итогов. Рефлексия. 2 минуты | - Помогла ли вам информация, которую вы узнали на уроке, при составлении справочника для малышей? Ваши справочники обязательно помогут малышам детского сада и мы передадим их нашим гостям, потому что они из деского садика. - Так, правы ли мы были, когда говорили в начале урока, что информация это сведения об окружающем мире? - Ребята, а ведь информация это не только слова, но и жесты. Я вам предлагаю оценить свою работу с помощью жестов. Если вы можете сказать про себя «Я молодец! Я справился со всеми заданиями и мне понравился урок» - поднимите руки вверх. Кто считает, что он молодец, но у него остался маленький вопрос, разведите руки в стороны. А кто считает, что он тоже молодец, но ему нужно еще раз повторить дома эту информацию, ставит руки на пояс. Потренируемся. А теперь показываем. Мне очень понравилось ваша работать, и я довольна каждым из вас! | Оценивают свою работу. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: рефлексия; смыслообразование. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
информация
Справочная литература делится: - для мальчиков и девочек; - по возрастам; - по наукам; - по интересам.
Памятка: Определи тему своего вопроса. Подбери справочную литературу. Открой оглавление. Найди нужную информацию Прочитай информацию, поделись информацией с друзьями.
Роза Р Роза - очень необычный цветок. Её множество лепестков, соединяясь друг с другом, образуют пышный бутон, который привлекает внимание своей изысканностью и красотой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе по теме:" Когда командует словарь" УМК "Гармония"
конспект урока с презентацией...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема: «Когда командует словарь».
Урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема: «Когда командует словарь».Цель: формирование навыка выделять и писать слова с нетрадиционным написанием....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.
Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Библиотечный урок на тему "Энциклопедии, справочники, словари"
Библиотечный урок для учащихся 2-5 классов. На первом этапе - информация о справочной литературе (энциклопедии, справочники, словари), второй этап урока Мини - викторина....
«Твои первые словари, энциклопедии, справочники».
Занятие по внеурочной деятельности "Клуб любознательных в мире книг"....

Презентация на тему: "Энциклопедия одного слова"
Презентация проекта "Энциклопедия одного слова" - Зима...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии".
Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. Окружающий мир. 2 класс. "Справочники, словари, энциклопедии"....