Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Руженкова Т. А.
МОУ «Ялгинская СОШ» (Саранск)
2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимости
экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-
ственной политики в области экологического развития Российской Феде-
рации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).
Здесь сказано, что необходимо включение вопросов формирования эколо-
гической культуры, экологического образования и воспитания в государ-
ственные, федеральные и региональные программы [3]. В связи с этим ак-
туализация вопроса экологического воспитания младших школьников в
пространстве нравственно-духовных координат носит безусловный харак-
116
тер.
В данном случае для нас представляются важными следующие тео-
ретические моменты.
1. Младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологи-
ческой культуры личности, именно это время характеризуется качествен-
ным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окру-
жающей среде. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие
направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьни-
ков. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологи-
ческим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того,
удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно-ценностное
отношение к природе, удалось ли вызвать у детей эмоциональные пере-
живания.
2. Цель экологического воспитания младших школьников – это фор-
мирование экологической культуры в широком ценностном, нравственно-
духовном контексте [4, с. 172–176]. Экологическая культура включает в
себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
Экологическая культура – это эстетические и этические чувства ребенка,
его интерес к природе и проблемам ее охраны, его деятельность по сохра-
нению и улучшению природной среды, это навыки культурного поведения
в природе. В младшем школьном возрасте усвоение основ экологических
знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок
воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие
ее особенности, которые взрослый человек просто не замечает. Младший
школьник способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу
вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных,
сочувствует им, сопереживает вместе с ними, проявляет эмпатию, ведет с
ними своеобразный нравственный диалог, что в конечном итоге формиру-
ет систему нравственных ориентиров – представлений о добре и зле, че-
сти, совести, сострадании, сопереживании, любви к природе, Родине в це-
лом. Именно эта особенность младшего школьного возраста – эмпатия
должна быть использована в достижении главной, приоритетной задачи
экологического воспитания – эмоционально-нравственного и творческого
развития младшего школьника.
3. Именно сопереживание, эмпатия ребенка помогает ему входить в
безбрежный океан духовности, нравственности. От соприкосновения с
пространством экологического знания в сознании младшего школьника
актуализируется нравственный смысл картин природы, формируется си-
стема нравственных ценностей, закладываются основы духовности. Ребе-
нок никогда не сможет войти в этот океан нравственности, если не увидит
перед собой духовный свет, перспективу. Колокола детства зазвучат толь-
117
ко тогда, когда в них зазвонит лучезарная знаковая личность – учитель.
Именно от грамотного педагогического инструментария зависит успех
формирования экологической культуры и нравственности детей.
4. Большую роль в экологическом воспитании младших школьников
играет выбор тех педагогических условий, которые эффективно способ-
ствуют вхождению ребенка в духовно-нравственную вселенную смыслов.
Здесь мы имеем ввиду следующее – цель экологического воспитания, за-
дачи, методы и основные подходы экологического воспитания, формы ор-
ганизации занятий, обучающий материал. Данная статья не претендует на
расстановку всех точек над «и», мы не ставим своей целью подробно опи-
сывать весь комплекс педагогических условий, это предмет специального
разговора [4, с. 172–176]. Отметим только то, что приоритетным в эколо-
гическом воспитании младших школьников для нас является аксиологиче-
ский подход. Осмысление духовно-нравственных основ экологического
воспитания детей чрезвычайно важно тогда, когда общество находится на
этапе цивилизационного перепутья, когда в общественном сознании зву-
чит тревога по поводу состояния духовного мира личности.
5. Аксиологический подход к вопросам экологического воспитания
предполагает формирование у детей потребности и способности в реали-
зации ценностного отношения к природе, людям, к себе как части приро-
ды. Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как выс-
шую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных
идей. Аксиология (образовано от греческого слова: ἀξία – ценность;
λόγος – слово, рассуждение, учение) – это философская дисциплина, ис-
следующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований че-
ловеческого бытия, задающих направленность и мотивированность чело-
веческой жизни. Мы понимаем аксиологию как теорию о социальных
ценностях и оценках. Таким образом, еще раз подчеркнем, что в качестве
ценности выступает не только личность ребенка, но и природа, экологиче-
ское к ней отношение.
6. Аксиологический подход в экологическом воспитании нацелен на
создание условий для самореализации творческой личности, раскрытие ее
нравственного потенциала. На передний план выдвигается проблема Homo
faber – Человека творящего. На наш взгляд, в данном случае представ-
ляют особый интерес творческие работы моих школьников, которые в
процессе экологического осмысления явлений природы открыли для себя
на наших интегрированных занятиях (межпредметный контекст) непо-
вторимые нравственные смыслы, по- своему описали картины окружаю-
щего мира в экологических сказках, этюдах, стихах.
Так, Кафторева Аня, ученица 3 класса написала трогательные поэти-
ческие строки, в которых показала свое соучастное мышление, эмпатию.
118
В нашем дворе
Рубили березы.
Мы видели все,
Как текли у них слезы.
Мы молча стояли,
И каждый тогда
Пронзительно понял, –
Пришла к нам – беда!
Прижались березки к земле,
Как солдаты,
Хотелось к их ранам
Прикладывать вату.
Хотелось кричать
И бездумье нарушить:
«Зачем вы посмели
Их жизни порушить?» [1, с. 29].
Передо мной другая творческая работа по экологической тематике –
Киселевой Кати. Ученица 2 класса ярко выразила в прозе свое эмоцио-
нальное переживание, отзывчивость, сострадание. В экологическом этюде
«Щенок» девочка пишет:
«Дело было зимой. Мы с братом были на зимних каникулах у ба-
бушки, Ходили в лес на лыжах, катались с горки на санках, играли в
снежки и, в общем, проводили время просто замечательно. Как-то раз, гу-
ляя возле дома, увидели, что на маленького щенка напали большие злые
собаки. Они жестоко кусали его, а он, беспомощный, громко взвизгивал.
Это был плач беззащитного животного! Мы с братом подбежали, взяли
палку и отогнали злых, бессердечных собак. Так мы спасли жизнь крохот-
ному щенку. А это (жизнь) – самое дорогое на свете сокровище! Потом
мы взяли мокрый несчастный комочек на руки. Вздрагивая всем телом, он
зализывал своим маленьким розовым язычком собачьи укусы. Занеся его в
дом, мы дали ему молочка. Схватка закончилась, щенок с аппетитом лакал
молоко и был очень доволен. А бабушка сказала, глядя на нас с братом,
что мир не без добрых людей!» [2, с. 7]. Таким образом, главная задача
экологического воспитания – формирование экологической культуры де-
тей в широком нравственном контексте. То есть эмпатия ребенка способ-
ствует актуализации в его сознании нравственного смысла важной эколо-
гической проблемы. Дети видят большие и маленькие раны природы, они
119
тонко, эмоционально воспринимают, что все живое нуждается в защите,
почтении, корректном отношении, а значит,– сострадании и любви.
Литература
1. Кафторева, А Плач берез / А. Кафторева // Родничок. – 2013. – № 3 (12). –
С. 29.
2. Киселева, К. Щенок / К. Киселева // Родничок. – 2011. – № 3. – С. 7.
4. Основы государственной политики в области экологического развития Рос-
сийской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля
2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70169264/#
friends#ixzz4b5dpNnqK.
5. Руженкова, Т. А. Экология природы – экология души /
Т. А. Руженкова //Актуальные проблемы педагогики и методики начального образо-
вания : материалы межрегионального научно- практического семинара (24 марта
2015 г.) редкол. : Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,
2015. – С. 172–176.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание младших школьников"
Статья о методах и приёмах в работе учителя начальных классов для формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумног...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693824-1445525887.jpg)
Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/09/picture-789083-1462793638.jpg)
Статья. Экологическое воспитание младших школьников
Статья. Экологическое воспитание младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/25/picture-936903-1500967347.jpg)
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/06/picture-1155018-1565108786.jpg)
Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».
Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/02/picture-1253705-1591081869.jpg)
Статья "Экологическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)"
Аннотация Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остро...