Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018_g.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Руженкова Т. А.
МОУ «Ялгинская СОШ» (Саранск)
2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимости
экологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-
ственной политики в области экологического развития Российской Феде-
рации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).
Здесь сказано, что необходимо включение вопросов формирования эколо-
гической культуры, экологического образования и воспитания в государ-
ственные, федеральные и региональные программы [3]. В связи с этим ак-
туализация вопроса экологического воспитания младших школьников в
пространстве нравственно-духовных координат носит безусловный харак-
116
тер.
В данном случае для нас представляются важными следующие тео-
ретические моменты.
1. Младший школьный возраст – значимый этап в развитии экологи-
ческой культуры личности, именно это время характеризуется качествен-
ным скачком, определяющим дальнейшее осознанное отношение к окру-
жающей среде. Нагрузку экологического воспитания выполняют другие
направления воспитания, в том числе нравственное воспитание школьни-
ков. В свою очередь, развитие нравственного сознания связано с экологи-
ческим воспитанием, успех которого будет во многом зависеть от того,
удалось ли учителю сформировать у школьников субъективно-ценностное
отношение к природе, удалось ли вызвать у детей эмоциональные пере-
живания.
2. Цель экологического воспитания младших школьников – это фор-
мирование экологической культуры в широком ценностном, нравственно-
духовном контексте [4, с. 172–176]. Экологическая культура включает в
себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
Экологическая культура – это эстетические и этические чувства ребенка,
его интерес к природе и проблемам ее охраны, его деятельность по сохра-
нению и улучшению природной среды, это навыки культурного поведения
в природе. В младшем школьном возрасте усвоение основ экологических
знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок
воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие
ее особенности, которые взрослый человек просто не замечает. Младший
школьник способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу
вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных,
сочувствует им, сопереживает вместе с ними, проявляет эмпатию, ведет с
ними своеобразный нравственный диалог, что в конечном итоге формиру-
ет систему нравственных ориентиров – представлений о добре и зле, че-
сти, совести, сострадании, сопереживании, любви к природе, Родине в це-
лом. Именно эта особенность младшего школьного возраста – эмпатия
должна быть использована в достижении главной, приоритетной задачи
экологического воспитания – эмоционально-нравственного и творческого
развития младшего школьника.
3. Именно сопереживание, эмпатия ребенка помогает ему входить в
безбрежный океан духовности, нравственности. От соприкосновения с
пространством экологического знания в сознании младшего школьника
актуализируется нравственный смысл картин природы, формируется си-
стема нравственных ценностей, закладываются основы духовности. Ребе-
нок никогда не сможет войти в этот океан нравственности, если не увидит
перед собой духовный свет, перспективу. Колокола детства зазвучат толь-
117
ко тогда, когда в них зазвонит лучезарная знаковая личность – учитель.
Именно от грамотного педагогического инструментария зависит успех
формирования экологической культуры и нравственности детей.
4. Большую роль в экологическом воспитании младших школьников
играет выбор тех педагогических условий, которые эффективно способ-
ствуют вхождению ребенка в духовно-нравственную вселенную смыслов.
Здесь мы имеем ввиду следующее – цель экологического воспитания, за-
дачи, методы и основные подходы экологического воспитания, формы ор-
ганизации занятий, обучающий материал. Данная статья не претендует на
расстановку всех точек над «и», мы не ставим своей целью подробно опи-
сывать весь комплекс педагогических условий, это предмет специального
разговора [4, с. 172–176]. Отметим только то, что приоритетным в эколо-
гическом воспитании младших школьников для нас является аксиологиче-
ский подход. Осмысление духовно-нравственных основ экологического
воспитания детей чрезвычайно важно тогда, когда общество находится на
этапе цивилизационного перепутья, когда в общественном сознании зву-
чит тревога по поводу состояния духовного мира личности.
5. Аксиологический подход к вопросам экологического воспитания
предполагает формирование у детей потребности и способности в реали-
зации ценностного отношения к природе, людям, к себе как части приро-
ды. Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как выс-
шую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных
идей. Аксиология (образовано от греческого слова: ἀξία – ценность;
λόγος – слово, рассуждение, учение) – это философская дисциплина, ис-
следующая категорию ценностей как смыслообразующих оснований че-
ловеческого бытия, задающих направленность и мотивированность чело-
веческой жизни. Мы понимаем аксиологию как теорию о социальных
ценностях и оценках. Таким образом, еще раз подчеркнем, что в качестве
ценности выступает не только личность ребенка, но и природа, экологиче-
ское к ней отношение.
6. Аксиологический подход в экологическом воспитании нацелен на
создание условий для самореализации творческой личности, раскрытие ее
нравственного потенциала. На передний план выдвигается проблема Homo
faber – Человека творящего. На наш взгляд, в данном случае представ-
ляют особый интерес творческие работы моих школьников, которые в
процессе экологического осмысления явлений природы открыли для себя
на наших интегрированных занятиях (межпредметный контекст) непо-
вторимые нравственные смыслы, по- своему описали картины окружаю-
щего мира в экологических сказках, этюдах, стихах.
Так, Кафторева Аня, ученица 3 класса написала трогательные поэти-
ческие строки, в которых показала свое соучастное мышление, эмпатию.
118
В нашем дворе
Рубили березы.
Мы видели все,
Как текли у них слезы.
Мы молча стояли,
И каждый тогда
Пронзительно понял, –
Пришла к нам – беда!
Прижались березки к земле,
Как солдаты,
Хотелось к их ранам
Прикладывать вату.
Хотелось кричать
И бездумье нарушить:
«Зачем вы посмели
Их жизни порушить?» [1, с. 29].
Передо мной другая творческая работа по экологической тематике –
Киселевой Кати. Ученица 2 класса ярко выразила в прозе свое эмоцио-
нальное переживание, отзывчивость, сострадание. В экологическом этюде
«Щенок» девочка пишет:
«Дело было зимой. Мы с братом были на зимних каникулах у ба-
бушки, Ходили в лес на лыжах, катались с горки на санках, играли в
снежки и, в общем, проводили время просто замечательно. Как-то раз, гу-
ляя возле дома, увидели, что на маленького щенка напали большие злые
собаки. Они жестоко кусали его, а он, беспомощный, громко взвизгивал.
Это был плач беззащитного животного! Мы с братом подбежали, взяли
палку и отогнали злых, бессердечных собак. Так мы спасли жизнь крохот-
ному щенку. А это (жизнь) – самое дорогое на свете сокровище! Потом
мы взяли мокрый несчастный комочек на руки. Вздрагивая всем телом, он
зализывал своим маленьким розовым язычком собачьи укусы. Занеся его в
дом, мы дали ему молочка. Схватка закончилась, щенок с аппетитом лакал
молоко и был очень доволен. А бабушка сказала, глядя на нас с братом,
что мир не без добрых людей!» [2, с. 7]. Таким образом, главная задача
экологического воспитания – формирование экологической культуры де-
тей в широком нравственном контексте. То есть эмпатия ребенка способ-
ствует актуализации в его сознании нравственного смысла важной эколо-
гической проблемы. Дети видят большие и маленькие раны природы, они
119
тонко, эмоционально воспринимают, что все живое нуждается в защите,
почтении, корректном отношении, а значит,– сострадании и любви.
Литература
1. Кафторева, А Плач берез / А. Кафторева // Родничок. – 2013. – № 3 (12). –
С. 29.
2. Киселева, К. Щенок / К. Киселева // Родничок. – 2011. – № 3. – С. 7.
4. Основы государственной политики в области экологического развития Рос-
сийской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля
2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.garant.ru/70169264/#
friends#ixzz4b5dpNnqK.
5. Руженкова, Т. А. Экология природы – экология души /
Т. А. Руженкова //Актуальные проблемы педагогики и методики начального образо-
вания : материалы межрегионального научно- практического семинара (24 марта
2015 г.) редкол. : Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск,
2015. – С. 172–176.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание младших школьников"
Статья о методах и приёмах в работе учителя начальных классов для формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумног...
Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....
Статья. Экологическое воспитание младших школьников
Статья. Экологическое воспитание младших школьников"...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....
Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».
Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...
Статья "Экологическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)"
Аннотация Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остро...