Статья. Экологическое воспитание младших школьников
статья по теме
Статья. Экологическое воспитание младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Экологическое воспитание младших школьников" | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Зуева Эльвира Алексеевна,
учитель первой категории МКОУ « Дубровская СШ №21» Ефремовского района Тульской области.
…Мы все уносимся вдаль на одной и той же
планете — мы экипаж одного корабля.
Антуан де Сент-Экзюпери
Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. Термин «экология» в переводе с греческого означает: oikos – дом, жилище, местопребывание и logos – учение, т.е. учение о доме или месте, в котором мы живем. Он был введен в 1869 г. немецким биологом Э. Геккелем и обозначал раздел биологической науки о взаимоотношениях организмов и среде их обитания. В настоящее время в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология человека выделилась в отдельное направление, изучает закономерности взаимодействия природы и общества.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия . человека и природы трансформировались в глобальную экологическую проблему. Если люди уже не научатся бережно относиться к природе, они погубят в первую очередь себя. В « Экологической доктрине Российской Федерации» (2002г.) и ФГОС НОО особое внимание уделяется экологическому образованию и формированию культуры граждан и подрастающего поколения.
При правильной организации педагогической работы данное направление способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание : бережное отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание младших школьников может быть направлено на развитие таких универсальных учебных действий как:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-воспитание экологической культуры, включающее ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- воспитание в себе эстетических потребностей;
- воспитание эмоциональной стороны характера :восприимчивости к миру природы, чувства восторженности, эмоционально-положительного отношения к ее объектам;
- воспитание деловой готовности как возможности реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желании участвовать в мероприятиях по изучению, охране и защите окружающей среды;
- воспитание интеллектуальной готовности как определенного уровня информированности детей о природе, возрастного уровня эрудиции и познавательных интересов, осознания себя носителем экологической культуры.
Поиск эффективных форм и методов экологического воспитания подчеркивает их значимость для в эффективности образовательной работы с учащимися, которая должна быть содержательно связана в учебное и внеучебное время.
Формы и методы организации экологического воспитания также должны отвечать возрастным особенностям учащихся начальной школы. В этом возрасте не теряет своей актуальности в развитии детей ведущая деятельность школьников – игровая, которая наравне с учебной деятельностью способствует формированию мотивации у детей к освоению окружающего мира.
Наиболее эффективными методами экологического воспитания являются обеспечение наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира. Как пишет В.С. Мухина: «Младший школьник – это не зритель, а активный участник учебного процесса… маленький естествоиспытатель»
Широко используемый метод сближения человека с природой- наблюдение позволяет выявить причины природных изменений, влияние деятельности человека на окружающую среду. Этот метод можно использовать на учебных экскурсиях. Экскурсии в природу предоставляют богатейшие возможности для развития пространственных представлений учащихся. Учитель обязательно готовится к проведению экскурсий. Подготовка включает :
-формулировку целей и задач урока;
-выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии;
--определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках.
Во время самой экскурсии возможно проведение вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуальных самостоятельных наблюдений и сбора природного материала. Обязательная часть, где учащиеся совместно с учителем, подводят итог, а педагог обращает внимание учеников на общую картину природы.
Экскурсии в природу – наиболее любимый вид деятельности младших школьников, который они называют «идти экологической тропой», т.к. во время таких целевых прогулок каждый раз открывается что-то новое: новый родник, который предстоит очистить, новая птица, ранее не встречавшаяся детям, о которой предстоит узнать, в процессе экскурсий делаются зарисовки, составляются заповеди друзей леса, луга, водоема.
Приведу пример одной из весенних экскурсий в лесопарк. Характеристика растительности в парке начинается с определения главных лесообразующих пород. Далее беседа продолжается следующим образом: вспомните, что такое подлесок? Какими растениями образован подлесок в этом лесопарке? Назовите кустарники и травянистые растения этого участка лесопарка. Какие из них преобладают? Затем характеризуется санитарное состояние парка и условия лесовозобновления: посмотрите, чистая здесь зона или захламленная? Далее можно предложить рассмотреть, равномерно ли распределены по поверхности почвы травянистые растения лесопарка, много ли цветущих растений? И попытаться объяснить увиденные явления.
Во время проведения экскурсий обязательно надо постоянно обращать внимание детей на бережное отношение к природе.
Часто экскурсии перерастают в проектную деятельность детей. Дети самостоятельно находят материал на интересующую их тему, готовят презентации. Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учащимися начальных классов нашей школы были созданы следующие проекты: «Лекарственные растения Тульского края», «Первоцветы нашей местности», « Легенды Ефремовского района» и др., а с проектом «Красная книга Тульской области» учащиеся выступали в 2015 году на школьной научно-практической конференции.
В ходе наблюдений у детей часто возникают вопросы, влекущие за собой необходимость поисковой деятельности. Например:
- Почему цветок назван медуница?
- Почему ежи впадают в спячку?
- Сколько времени живут бабочки?
- Как зависят друг от друга насекомые и цветущие растения?
Особо любят задавать вопросы по краеведению:
- Почему река называется Красивая Меча?
- Почему родной город называется Ефремов?
- Что скрывает под собой Конь-камень?
- Какие легенды связаны с родным краем?
Экологическое воспитание неразрывно связано с художественной литературой. Как отмечала Л.П. Молодова, «сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистическое представление о ней, одновременно сопереживая живому. Чередование эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний, с чтением художественной литературы об увиденном, формирует у детей единство реального и гуманного видения живой природы». Часто увиденное дети соотносят с прочитанными ими стихотворениями И. Бунина, А. Майкова, А. Плещеева, Ф. Тютчева, А.Фета.
С энтузиазмом учащиеся выполняют творческие задания: сочинить стихотворения, загадки, природоведческие сказки.
Вот некоторые выдержки из их работ: « Мы оказались на небольшой красивой поляне. На нас смотрели желтыми глазками ромашки, тихонько звенели лиловые колокольчики. А на ярко-зеленой траве, как на ковре красовалась спелая земляника», « Солнце ярко осветило весенний луг. Одуванчики раскрылись на солнце. Луг стал золотым. И вдруг заиграл оркестр! Это загудели шмели и пчелы, застрекотал кузнечик, тоненько пропищала мошка»Не менее востребованной формой экологического воспитания является проведение экологических праздников, тематических представлений, направленных на формирование активной жизненной позиции школьников, гражданской ответственности за судьбу родной природы. В школе традиционными стали праздники: « Королева Осень», « Праздник урожая», «День Земли», «День птиц», «Праздник леса». Учащиеся делают экологические щиты « Родную природу- люби, сохраняй! Горящие спички в лесу не бросай!», «Траву не выжигай! В огне гибнут животные и насекомые» и другие. В последние три года учащиеся участвуют в смотрах – конкурса скворечников « Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» и занимают призовые места.
По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства.
Таким образом, теоретические и практические знания, полученные младшим школьником при реализации программ экологического воспитания должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:Просвещение, 1993,
2.Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.
3.Молодова Л.П. « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
4.Мухина, В.С. Младший школьник . М.: Новая школа, 2009.
5.Шкарбан, И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования .Советская педагогика. – 1981. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Экологическое воспитание младших школьников"
Статья о методах и приёмах в работе учителя начальных классов для формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, разумног...
Статья "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Данная статья не только теоретически знакомит с аспектами экологического воспитания младших школьников, но и содержит практический материал, разработанный на примере проектов....
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Статья. «Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня».
Материал данной статьи думаю пригодится воспитателям ГПД и учителям начальной школы во внеклассной работе по направлению "Экологическое воспитание". В статье я рассказала о различных ф...
Статья "Экологическое воспитание младших школьников ( из опыта работы)"
Аннотация Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического воспитания младших школьников приобретает особую остро...
Статья"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
2017 год – год экологии в Российской Федерации. О необходимостиэкологического воспитания речь идет и в принятых «Основах государ-ственной политики в области экологического развития Российс...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....