Урок по курсу «Окружающий мир», 2 класс «Школа России». Тема: «Пожар!»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Баркова Наталья Васильевна

План-конспект урока по окружающему миру, тема "Пожар", 2 класс. УМК "Школа России". Урок соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира, 2 класс26.69 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок по курсу «Окружающий мир», 2 класс «Школа России».

Тема: «Пожар!»

Цель урока: довести до сознания учащихся необходимость           внимательного и серьёзного обращения с огнём.

Задачи урока:

  1. Познакомить с правилами пожарной безопасности, учить их соблюдать
  2. Учить правильным действиям при возникновении пожара
  3. Познакомить с профессией пожарного, оборудованием пожарных, повторить телефон пожарной охраны
  4. Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь окружающих людей.

Оборудование урока.

  • Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. 2 часть.
  • Презентация к уроку.
  • Карточки для индивидуального опроса.
  • Карточки-картинки с изображением огня, картинного плана
  • Карточки для групповой работы

ОРГ МОМЕНТ.

Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
Все ль готовы?
Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?
На уроке не зевай,
Часто руку поднимай!

-Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

- Как вы думаете, все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

- Хотелось бы узнать ещё что-то нового об окружающем мире?
– Желаю вам сегодня на уроке открыть новые тайны окружающего мира!
– Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. Предположите, какой успех ждёт вас на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

II.Актуализация знаний

- У меня на доске рассыпались буквы-бусины. Помогите мне составить слово - бусы.

- Что такое безопасность?  (отсутствие риска, состояние защищенности)

- О какой безопасности мы говорили на прошлых уроках? Давайте вспомним.

2) Индивидуальный опрос по карточкам

- Ребята, у которых лежат листочки с тестами, работают самостоятельно. Тесты проверю сама, оценку скажу после урока. Как только вы закончите работать с тестами, подключайтесь к работе с классом.

3) фронтальный опрос ( Презентация, 1 слайд)

- Остальные работают со мной. Внимание на экран. Вспомним правила, которые надо соблюдать, чтобы не пришла беда.

- Какие ещё правила безопасности вы знаете?

III.Работа по теме урока

1.Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку. У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий. Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон. Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры. Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься! Я ….– огонь!

- Огонь может быть другом. Что это значит?

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал приготовить пищу.

- Но огонь может быть врагом. Что это значит?

Огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – это результат легкомыслия и беспечности.

- Сформулируйте тему урока. (на доске карточка «Пожар!»).

– Прочитайте тему урока.

– Предположите, Какие цели сегодняшнего урока? (Узнать причины пожара; узнать основные правила противопожарной безопасности; научиться вызывать пожарных по телефону). 

- Какие цели ставите перед собой?

- Мы в самом начале изучения этой темы. Что вы знаете по этой теме? Что вам неизвестно?

- Чему вы хотите научиться?

- Какие средства помогут нам открыть новые знания на уроке? Кто и что нам помогает? Откуда вы сможете получить эту информацию?

- Вернёмся к нашей проблеме. Я приглашаю к доске учеников нашего класса, они прочитают стих-я.

Причины пожара (4 ученика читают на лист стих)

1 С открытым огнём обращаться опасно!

Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно,

А если зажёг – никуда не роняй:

Прожорливо пламя горячее, знай!

2  Пожалуйста, не разжигай
ты костра возле сарая.
Для построек и людей
Может быть беда большая.

3   Смазка, газ, бензин!
Быть нельзя огню вблизи.
О них ведь не напрасно
Говорят: “Огнеопасно!”

4  Пожалуйста, не забывай -
Фейерверки не игрушки.
Ведь пожар случиться может
И от огненной хлопушки.

- О каких причинах пожара рассказали ребята? (учитель выставляет карточки: Игра со спичками, зажженная свечка, разведение костров, горючие вещества, бензин, газ; фейерверки)

- Работа в малых группах: Обсудите, по каким еще причинам может возникнуть пожар????

- Давайте вместе сформулируем причины возникновения пожара. По каким еще причинам он может возникнуть? ( карточки: удар молнии, короткое замыкание, повреждение электрического провода, курение, выпавший из печи уголь)

- Работа по учебнику стр 22-23.

- Обратимся к учебнику, прочитать текст.

-Сопоставьте текст и рисунок на стр 22.

- Чем опасен пожар?

- Какая тема урока? Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? Какими средствами достигли цели урока?

3)Физкультминутка – Немного отдохнем.

Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

4)Поведение при пожаре

- Чтобы не случилась беда, как не надо себя вести? О чем вас предупреждал автор в физкультминутке?

- Мы узнали причины возникновения пожара.

- Ответьте на вопрос: Что необходимо знать человеку, чтобы не возник пожар? (правила поведения…)

- Мы должны знать правила противопожарной безопасности. Какие правила знаете вы?

- Работа в учебнике, стр 23 Памятка в рамочке. Прочитать.

- Если всё-таки случился пожар, как мы должны поступить?

- Что делать? Об этом сейчас прочитают наши ученики.

Помни каждый гражданин
главный номер - 01!
Панику не поднимай,
Адрес сразу сообщай.

Закрой все двери по пути -
огню дорогу прегради.
А чтоб от дыма вам не сгинуть
Платок сырой на нос накинуть!

Убегая от пожара,
всех о нем предупреди.
Когда огнем этаж охвачен,
Кнопку лифта ты не жми,
По ступенькам вниз беги.

-Какие правила поведения вы запомнили? ( не паниковать!! Закрывать двери по пути; намоченный платок к носу; предупредить всех; покинуть помещение!!)

-Давайте составим памятку «Как действовать в случае пожара». Что надо сделать, если вдруг случился пожар?

- Проверим себя, Внимание на экран.  (СЛАЙД)

Позвони 01

Сообщи точный адрес

Скажи, что горит

Назови свою фамилию, имя

Продиктуй номер своего телефона

- Если вы стали свидетелями пожара, пожар случился у вас в квартире, какие ваши действия, что вы должны делать? (покинуть квартиру, помещение, если одни сообщить пожарным)

5)практическая работа в группах («вызов» пожарной охраны)

-  Предлагаю собраться в группы.

 - Вспомним правила работы в группе.

- Каждой группе дано задание: вызвать пожарную охрану.

1 ситуация. Представьте, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора.  Вы дома одни. Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

-  Памятка

         1.Что горит?                  4.Код подъезда.

  2.Адрес.                         5.Фамилия.

 3.Какой этаж?              6.Телефон.

2 ситуация. Представьте, что у вас в подъезде загорелась квартира соседей. Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

3 ситуация. Представьте, что вы возвращались домой из школы и увидели, как из окна  дома, который расположен по соседству с вашим домом, клубиться черный дым . Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

4 ситуация. Представьте, что у вас горит квартира, возгорание произошло из-за замыкания электропроводки.  Вы дома одни. Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

- Каждая группа выбирает оратора. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

- Представьте, в школе случился пожар.

 Как в школе узнаем, что случился пожар?   Как мы должны действовать? Куда идти?

 - Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? Какими средствами достигли цели урока?

-7) физкультминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

8) помощники при пожаре

- Мы позвонили по номеру 01. Кто к нам приедет?

- У пожарных есть помощники – те устройства и приспособления, с помощью которых они тушат пожар.

Работа с учебником – с 25( пожарный шланг/ пожарный рукав – брандспойт, огнетушитель, пожарный ремень,  топорик, каска с маской, огнеупорные перчатки, щит, ящик с песком. и т.д.)

- Прочитаем текст на стр 24

- Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя эту профессию?

IV. Закрепление изученного на уроке.

- Откройте РТ на стр 15 задание № 1.

Составление памятки для первоклассников (работа в парах)

                           Памятка «Чтобы не было пожара»

Нигде и никогда не играйте со ____________и ______________.

Самостоятельно не зажигайте ___________________________.

Не оставляйте включенным _____________________________.

Если случился пожар, предупредите ______________________ и позвоните по телефону _____.

VI. Рефлексия.  Выставление отметок. 

Какой цели урока достигли? Где пригодятся эти знания? Какими средствами достигли цели урока?

- Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» вторую часть делений, посмотрите, совпал ли ваш прогноз с прогнозом на начала урока

. Подведение итогов урока.

- Вспомните, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Все ли цели выполнили?

- О чём мы говорили на уроке? Чем опасен пожар?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Завершите высказывания одним предложением.

10. Оценки за урок.

11. Домашнее задание

Учебник стр 22-25, Ртстр 15 № 2, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Урок литературного чтения во 2 классе. Школа России. Тема: "Зарубежная литература"

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе. Программа "Школа России" Зарубежный фольклор. "Бульдог по кличке Дог"...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Школа России» Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?

технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии эффективного чтения...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...

Конспект урока по русскому языку ,4 класс, "Школа России".Тема урока :Закрепление пройденного материала по теме "Имя существительное".

Тема урока :Закрепление пройденного материала  по теме "Имя существительное". С презентацией....

Конспект урока по курсу окружающий мир УМК Школа России

Конспект урока по курсу окружающий мир УМК Школа России...