Дополнительная общеразвивающая программы «Мы – за раздельный сбор мусора»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема отходов является одной из важнейших проблем современного общества и одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием. Формирование экологической грамотности необходимо начинать с детства, так как дети эмоционально чувствительнее к восприятию экологических проблем, чем взрослые люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rp_my_-_za_razdelnyy_sbor_musora_matsulevich.docx | 91.03 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея дополнительной общеразвивающей программы «Мы – за раздельный сбор мусора» (далее по тексту – «программа») состоит в том, что она раскрывает содержание отдельных тем предметной области «Экология». Раздельный сбор мусора – это стремление защитить окружающую природную среду от загрязнения отходами в результате деятельности человека.
Программа имеет естественнонаучную направленность.
Актуальность программы
Проблема отходов является одной из важнейших проблем современного общества и одним из эффективных ее решений является организация селективного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием. Формирование экологической грамотности необходимо начинать с детства, так как дети эмоционально чувствительнее к восприятию экологических проблем, чем взрослые люди.
Актуальность программы определяется также переходом г. Москвы и Подмосковья с 01.01.2019 года на раздельный сбор мусора, поэтому очевидна ее (программы) значимость по использованию в общеобразовательных учреждениях г.о. Красногорск.
Цель программы – формирование у учащихся экологической культуры и ответственного отношения к раздельному сбору мусора.
Задачи программы:
личностные:
– формирование у учащихся экологического сознания экоцентрического типа;
– формирование у учащихся гражданской позиции при изучении основных принципов государственной политики в области обращения с отходами;
– формирование у учащихся личной ответственности за состояние окружающей природной среды;
– формирование коммуникативных навыков;
– развитие умения работать в команде;
метапредметные:
– развитие аналитического мышления, творческих способностей у учащихся,
– развитие умения анализировать собственное поведение;
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– формирование способности и готовности к использованию экологических знаний и умений в повседневной жизни, учебе в школе;
образовательные:
– расширение у обучающихся знаний в области основных экологических законов, зависимости природы и человека от его деятельности и поведения;
– формирование у учащихся знаний об отходах, видах их утилизации, преимуществах раздельного сбора мусора;
– формирование положительного отношения к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству.
Отличительные особенности программы
Содержание программы «Мы – за раздельный сбор мусора» отличается от имеющихся программ экологической направленности развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы в области обращения с отходами.
Программа предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. Также при проведении занятий учащиеся работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, оформляют стенгазеты, плакаты, что способствует развитию творческих способностей ребят.
Обучение предусматривает получение знаний не только во время специальных занятий в аудитории, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы; нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
В программу включено большое количество проектов с целью выработки новых знаний, а также ряд учебно-исследовательских работ, которые в дальнейшем можно использовать для выступлений на научно-практических конференциях и участия в конкурсах. Исследовательская деятельность у учащихся является важным звеном в самообразовании и самоорганизаци, позволяет привить навык работы с дополнительной литературой, создает устойчивую мотивацию к учению.
Адресат программы – учащиеся 7-14 лет.
Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста:
- ведущая деятельность – учение;
- повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость;
- развивается внимание (значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание), слабость произвольного внимания;
- доминирующая функция – мышление, завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
- в начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно;
- память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Возрастные особенности учащихся подросткового возраста:
- целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления;
- стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей;
- внутреннее стимулирование познавательной деятельности;
- развитие личностных особенностей подростков, связанных с их положением в коллективе сверстников, с отношением к педагогу и взрослым;
- возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания.
Срок реализации программы: 1 год для учащихся в возрасте 7-14 лет.
Объем программы: общее количество часов программы составляет 144 часа для учащихся в возрасте 7-10 лет и 144 часа – в возрасте 11-14 лет.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор обучающихся в объединение свободный, без конкурсов и тестирования. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места.
Состав групп разновозрастной, постоянный. Группа формируется, учитывая возрастную дифференциацию:
1 возрастная группа – учащиеся 7-10 лет;
2 возрастная группа – учащиеся 11-14 лет.
В группах занимаются по 15-20 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в котором количество посадочных мест соответствует количеству учащихся в группе.
Программа предусматривает индивидуализацию обучения в соответствии с составленными индивидуальными планами учащихся. В индивидуальный план включаются занятия, пропущенные по болезни или иным причинам.
Индивидуальный план (пример)
№ п/п | Тема | Задание | Дата | Проверка | Результат |
1 | Правила поведения в природе | 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Оформить памятку с правилами поведения в природе | 01.10.2019 | 08.10.2019 | Задание выполнено |
Программа предусматривает разнообразные формы обучения, организацию проектной и исследовательской деятельности, имеет дифференцированный подход к обучению:
1 уровень – учащиеся в возрасте 7-10 лет;
2 уровень – учащиеся в возрасте 11-14 лет.
Принципы организации учебного процесса следующие:
- непрерывность;
- межпредметность;
- комплексность;
- взаимосвязанность теоретических знаний с практической деятельностью.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут между занятиями (144 часа в год).
Год обучения | Количество часов | Количество обучающихся в группе | Возраст обучающихся (лет) | |
в год | в неделю | |||
I | 144 | 4 | 15-20 | 7-10 |
144 | 4 | 15-20 | 11-14 |
Планируемые результаты:
личностные:
– развитие у учащихся гражданственности;
– бережное отношение к природе;
– сформированность сознания экоцентрического типа;
– формирование у учащихся личной ответственности за состояние окружающей природной среды;
– развитие навыков практической деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
– работа в команде, взаимопомощь;
метапредметные:
– мотивация к познавательной и исследовательской деятельности;
– сформированность навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– способность и готовность к использованию экологических и творческих знаний и умений в повседневной жизни;
– умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
– умение анализировать собственное поведение;
– умение оформлять проекты и докладывать результаты своих исследований;
– умение самостоятельно работать с литературой;
– умение создавать поделки из бросового материала;
образовательные:
– понимание основных законов экологии и важности проблем утилизации отходов как предпосылка сохранения окружающей природной среды и человека;
– понимание понятия «отходы», знание классификации отходов и способов их утилизации;
– знание преимуществ раздельного сбора мусора и способов правильной сортировки бытовых отходов;
– воспитание положительного отношения к раздельному сбору мусора.
Формы аттестации: проект, доклад, эссе, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство, сертификат, статья, эссе и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, конкурс, олимпиада, открытое занятие, дневник наблюдений, материал анкетирования, материал тестирования, защита проектов и учебно-исследовательских работ.
Материально-техническое обеспечение: кабинет учебного класса.
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный.
Перечень материалов, необходимых для работы:
- бросовый материал;
- карандаши цветные;
- фломастеры;
- клей;
- ватман;
- бумага писчая;
- бумага цветная;
- мусорные пакеты;
- лопата;
- перчатки.
Информационное обеспечение:
интернет-источники:
1. Экосистема
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экосистема
2. Экологическое воспитание учащихся в начальной школе
3. Экологическое воспитание учащихся в средней школе
https://infourok.ru/ekologicheskoe_vospitanie_uchaschihsya_v_sredney_shkole-415470.htm
4. Как достичь реализации программы раздельного сбора мусора в России?
https://promdevelop.ru/kak-dostich-realizatsii-programmy-razdelnogo-sbora-musora-v-rossii/
5. Методическая разработка урока экологической культуры по теме «Твердые бытовые отходы наша общая проблема»
https://studylib.ru/doc/4872560/rok-e-kologicheskoj-kul._tury-po-teme-%C2%ABtverdye--bytovye-otho...
6. Экологическая игра «Бытовые отходы» (автор: Подольская Татьяна Николаевна)
https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200301203
7. Пластиковое загрязнение
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пластиковое_загрязнение
8. Методическая разработка урока экологической культуры по теме «Твердые бытовые отходы наша общая проблема»
https://him.na5bal.ru/doc/2901/index.html
9. Раздельный сбор отходов – мой выбор!
http://просторазделяй.рф/
10. Разделение мусора
http://ru. wikipedia.org/wiki/ Разделение_мусора
11. Быть или не быть: реален ли в России раздельный сбор отходов?
https://vegetarian.ru/interview/byt-ili-ne-byt-realen-li-v-rossii-razdelnyy-sbor-otkhodov.html
12. Документальный фильм «Мусор»
https://www.youtube.com/watch?v=PhibZ8tL-wI
13. Доходы из отходов
https://infourok.ru/klassniy-chas-ustniy-zhurnal-dohodi-iz-othodov-1401482.html
14. Экологическая раскраска. Плакаты
http://ecoportus.ru/taxonomy/term/86
15. Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка
https://moluch.ru/th/2/archive/8/221/
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования или учитель, имеющий профильное образование.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Раздел 1. Что такое экология? | Основные законы Б. Коммонера | 8 | 2 | 6 | Опрос. Конкурс рисунков/ поделок. Викторина. Защита проектов |
2 | Защитники природы | 22 | 7 | 15 | ||
3 | Экологические проблемы | 4 | 2 | 2 | ||
4 | Итоговое занятие по разделу «Что такое экология?» | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Раздел 2. Мусор и что с ним делать? | «Поставщики» мусора. Классификация отходов | 22 | 4 | 18 | Опрос. Защита проектов. Подведение итогов учебно-исследовательской работы. Публикация статей. Защита рефератов. Конкурс рисунков, плакатов. Игра. Эссе |
6 | Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов | 8 | 2 | 6 | ||
7 | Проблема мусора в России. Ситуация в г.о. Красногорск и микрорайоне Павшинская Пойма | 18 | 3 | 15 | ||
8 | Итоговое занятие по разделу «Мусор и что с ним делать?» | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Раздел 3. Раздельный сбор мусора | Международный опыт раздельного сбора мусора. Селективный сбор отходов | 10 | 3 | 7 | Опрос. Защита проектов. Подведение итогов учебно-исследовательской работы. Публикация статей. Защита рефератов. Игра |
10 | Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов | 12 | 2 | 10 | ||
11 | Помоги своему городу | 22 | 4 | 18 | ||
12 | Итоговое занятие по разделу «Раздельный сбор мусора» | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Раздел 4. Вторая жизнь отходов | Вторая жизнь вещей | 4 | 1 | 3 | Выставка. Конкурс поделок. Защита проектов. Подведение итогов эксперимента. Публикация статей |
14 | Доходы из отходов | 4 | 1 | 3 | ||
15 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Завершение эксперимента по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?» | 4 | 2 | 2 | ||
Всего: | 144 | 36 | 108 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Раздел 1. Что такое экология? (36 ч)
Тема 1.1. Основные законы экологии Б. Коммонера (8 ч)
Теория: Основные законы экологии Б. Коммонера: «Все связано со всем», «Ничто не дается даром», «Природа знает лучше», «За все надо платить». Живая и неживая природа. Экосистема.
Практика:
1 уровень: Экскурсия по школьному участку, сбор природного материала. Конкурс рисунков «Красота природы», поделок из природного материала.
2 уровень: Экскурсия по школьному участку, сбор природного материала. Информационная стенгазета «Красота природы», конкурс поделок из природного материала.
Тема 1.2. Защитники природы (22 ч)
Теория: Исторические сведения об экологии как науке. Связь между живыми организмами и окружающей средой. Экологи – защитники природы. Экологические акции. Правила поведения в природе. Исторические сведения об экологии. Великие исследователи Ч. Дарвин и Дж. Дарелл. Как работают исследователи?
Практика:
1 уровень: Экологическая акция «Наш лес. Посади свое дерево». Выбор девиза для объединения, создание эмблемы. Экологическая акция «Чистый двор». Создание памятки «Правила поведения в природе/лесу» на выбор.
2 уровень: Экологическая акция «Наш лес. Посади свое дерево». Выбор девиза для объединения, создание эмблемы. Экологическая акция «Чистый двор». Проект по одному из исследователей на выбор (индивидуальный или групповой).
Тема 1.3. Экологические проблемы (4 ч)
Теория: Глобальные экологические проблемы. Экологические катастрофы. Восстановление нарушенных экосистем.
Практика:
1 уровень: Викторина «Знатоки природы».
2 уровень: Викторина «Знатоки природы».
Тема 1.4. Итоговое занятие по разделу (2 ч)
Теория: Подведение итогов по разделу «Что такое экология?».
Практика:
1 уровень: Защита проектов.
2 уровень: Защита проектов.
Раздел 2. Мусор и что с ним делать? (50 ч)
Тема 2.1. «Поставщики» мусора. Классификация отходов (22 ч)
Теория: Понятие «отходы». Классификация отходов. «Поставщики» мусора, откуда берется мусор? Виды, способы утилизации отходов, их «плюсы» и «минусы».
Практика:
1 уровень: Интерактивное занятие «Во что превращается мусор?»
Игра «Куда это выбросить?», «Что в корзине класса?». Стенгазета «Виды мусора». Учебно-исследовательская работа «Сколько мусора выбрасывает моя семья?». Проект «Проблема мусора в школе».
2 уровень: Интерактивное занятие «Во что превращается мусор?» Игра «Куда это выбросить?», «Что в корзине класса?». Стенгазета «Опасные отходы». Учебно-исследовательская работа «Сколько мусора выбрасывает моя семья?». Проект «Определение наиболее рационального способа утилизации бытовых отходов».
Тема 2.2. Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов (8 ч)
Теория: Время разложения материалов при захоронении. Влияние ТБО на окружающую природную среду, живые организмы и здоровье человека.
Практика:
1 уровень: Эксперимент по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?». Игра «Определение периода разложения различных материалов». Экологический проект «Знаки против мусора».
2 уровень: Эксперимент по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?». Изготовление плаката «Время разложения различных материалов в земле/ в воде» (по подгруппам). Экологический проект «Знаки против мусора».
Тема 2.3. Проблема мусора в России. Ситуация в г.о. Красногорск и микрорайоне Павшинская Пойма (18 ч)
Теория: Проблема мусора в России, в г.о. Красногорск. Меры по раздельному сбору мусора, предпринимаемые в нашей стране. Свалки в г.о. Красногорск. Пункты приема вторсырья в округе и микрорайоне Павшинская Пойма.
Практика:
1 уровень: Сообщение на тему «Город, в котором я живу». Прогулка по микрорайону. Поиск несанкционированных свалок. Создание карт свалок округа, пунктов приема вторсырья. Конкурс рисунков «Мы – против мусора». Экологическая игра «Бытовые отходы». Статья «Проблема мусора в г.о. Красногорск».
2 уровень: Эссе на тему «Проблема мусора в Красногоске». Прогулка по микрорайону. Поиск несанкционированных свалок. Создание карт свалок округа, пунктов приема вторсырья. Экологическая игра «Бытовые отходы». Стенгазета «Мы – против мусора». Создание видеоролика «Возьмём планету под защиту». Реферат «Проблема мусора в России».
Тема 2.4. Итоговое занятие по разделу «Мусор и что с ним делать?» (2 ч)
Теория: Подведение итогов по разделу.
Практика:
1 уровень: Акция «Сдай батарейку – спаси природу Подмосковья». Защита проектов. Публикация статей. Подведение итогов учебно-исследовательской работы.
2 уровень: Акция «Сдай батарейку – спаси природу Подмосковья». Защита проектов. Защита рефератов. Подведение итогов учебно-исследовательской работы.
Раздел 3. Раздельный сбор мусора (36 ч)
Тема 3.1. Международный опыт раздельного сбора мусора. Селективный сбор отходов (10 ч)
Теория: Международный опыт раздельного сбора мусора. Селективный сбор отходов. Что подлежит переработке. Культура раздельного сбора мусора.
Практика:
1 уровень: Игра «Собирай мусор правильно». Игра «Карусель отходов». Составление анкет и анкетирование учащихся школы. Учебно-исследовательская работа «Что учащиеся нашей школы знают о раздельном сборе мусора?».
2 уровень: Игра «Собирай мусор правильно». Игра «Карусель отходов». Составление анкет и анкетирование населения микрорайона Павшинская Пойма. Учебно-исследовательская работа «Готовы ли жители микрорайона Павшинская Пойма к сортировке мусора?».
Тема 3.2. Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов (12 ч)
Теория: Переработка и вторичное использование бытовых отходов. Промышленная переработка. Подготовка отходов к утилизации. Что происходит с каждым видом мусора в отдельности при переработке. Правила сортировки мусора. Цветные баки.
Практика:
1 уровень: Статья по подготовке отходов к утилизации. Создание памятки по обращению с ТБО. Разработка информационных стендов и плакатов «Раздельный сбор мусора». Учебно-исследовательская работа «Мусор превращается…»
2 уровень: Реферат по технологии переработки бумаги, металла, стекла, пластика на производстве. Создание памятки по обращению с ТБО. Разработка информационных стендов и плакатов «Раздельный сбор мусора». Учебно-исследовательская работа «Мусор превращается…». Проект «Раздельный сор мусора».
Тема 3.3. Помоги своему городу (22 ч)
Теория: Как сократить количество отходов на Земле? Как мусор может быть природным капиталом? Пропаганда, ее формы, методы, средства. Меняем привычки.
Практика:
1 уровень: Создание инструкции с рекомендациями по снижению бытовых отходов «Помоги городу». Создание буклета с советами по вторичному использованию бытовых отходов. Оформление листовок «Раздельный сбор мусора». Проект «Сохранить планету может каждый» (распространение листовок и разъяснительная работа по утилизации отходов среди учащихся школы). Размещение листовок в социальных сетях. Пропаганда правильной утилизации отходов и раздельного сбора мусора.
2 уровень: Создание инструкции с рекомендациями по снижению бытовых отходов «Помоги городу». Создание буклета с советами по вторичному использованию бытовых отходов. Оформление листовок «Раздельный сбор мусора». Проект «Сохранить планету может каждый» (распространение листовок и разъяснительная работа по утилизации отходов среди населения микрорайона Павшинская Пойма). Размещение листовок в социальных сетях. Создание информационно-медийного ролика «Разделяй и используй». Пропаганда правильной утилизации отходов и раздельного сбора мусора.
Тема 3.4. Итоговое занятие по разделу «Раздельный сбор мусора» (2 ч)
Теория: Подведение итогов по разделу.
Практика:
1 уровень: «Сдай макулатуру – спаси дерево!». Защита проектов. Публикация статей. Подведение итогов учебно-исследовательской работы.
2 уровень: «Сдай макулатуру – спаси дерево!». Защита проектов. Защита рефератов. Подведение итогов учебно-исследовательской работы.
Раздел 4. Вторая жизнь отходов (12 ч)
Тема 4.1. Вторая жизнь вещей (4 ч)
Теория: Вторая жизнь упаковки. Вторая жизнь вещей.
Практика:
1 уровень: Выставка-конкурс поделок из бросового материала. Индивидуальные и групповые проекты «Вторая жизнь вещей». Игра «Из какого вторсырья сделана эта вещь?».
2 уровень: Выставка-конкурс поделок из бросового материала. Индивидуальные и групповые проекты «Вторая жизнь вещей». Мастер-класс для учеников начальной школы по изготовлению поделок из ненужных вещей.
Тема 4.2. Доходы из отходов (4 ч)
Теория: Доходы из отходов. Ресурсы со свалки. Трудолюбивые червячки. Пластиковое нашествие. Альтернативное топливо. Изношенные автомобили.
Практика:
1 уровень: Создание устного журнала (статья по понравившейся теме).
2 уровень: Создание устного журнала (статья по понравившейся теме).
Тема 4.3. Заключительное занятие. Завершение эксперимента по закапыванию (4 ч)
Теория: Подведение итогов обучения.
Практика:
1 уровень: Подведение итогов эксперимента по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?». Защита проектов. Публикация статей.
2 уровень: Подведение итогов эксперимента по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?». Защита проектов. Публикация статей.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы обучения:
Словесный метод – рассказ, беседа, разъяснение.
Наглядный метод – демонстрация экранных пособий, таблиц, опытов, натуральных объектов, изображений.
Практические методы – эксперимент, наблюдение, игра. Практические методы развивают интерес к учению, активизируют теоретическую и практическую деятельность учащихся, развивая их мышление.
Поисковый метод – эвристическая беседа.
Исследовательский метод – учащиеся не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний, что ведёт к развитию мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.
Одним из видов представления результатов исследовательской деятельности учащегося является реферат. Применительно к исследовательской деятельности учащихся, реферат представляет построенное на обзоре одного или нескольких источников краткое, лаконичное изложение материала по конкретной теме, оформленное в соответствии с определенными требованиями.
Другим видом представления результатов исследовательской деятельности обучающихся квалификационного характера являются исследовательские работы. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Исследовательские работы являются самым сложным квалификационным видом представления результатов исследовательской деятельности учащихся, поскольку их выполнение связано с решением учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
– постановку проблемы;
– изучение теории, связанной с выбранной темой;
– подбор методик исследования и практическое овладение ими;
– сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
– собственные выводы.
Поскольку знания, приобретенные учащимся в ходе выполнения исследовательской работы, являются субъективно новыми, данная форма представления результатов называетя учебно-исследовательской.
Проектный метод – это возможность для учащегося самостоятельно или в группе решить значимую проблему, интегрировать знания из различных видов деятельности, использовать разные способы и методы обучения в процессе работы.
Методы воспитания – мотивация, поощрение.
Ведущие методы – исследовательский и метод проектов.
Формы организации образовательного процесса
Занятия в объединении носят вариативный характер. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная направленность работы. На занятиях используются разные формы работы, в любых сочетаниях, в зависимости от подготовленности обучающихся и их эмоционального психологического настроя.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, круглый стол, лекция, конкурс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, акция, игра, экскурсия, эксперимент, устный журнал.
Педагогические технологии
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).
Игровые технологии (педагогическая игра в отличие от игр) обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающим усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.
Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств учащихся, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогичность, проблемность, интегративность, контекстность.
Технология модульного обучения характеризуется тем, что учащийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения педагога и учащегося.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап – моделирующий – по результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:
- обозначение задач учебного занятия;
- определение темы и ее воспитательного и обучающего потенциалов;
- определение вида занятия;
- продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия.
3 этап – обеспечение учебного занятия:
- самоподготовка педагога, подбор информации познавательного материала;
- обеспечение учебной деятельности учащихся (подбор, изготовление дидактического, наглядного материала, раздаточного материала; подготовка заданий, игр, викторин и т.д.);
- хозяйственное обеспечение (подготовка кабинета, местности, инвентаря, оборудования и т.д.).
Алгоритм будет изменяться, уточняться, детализироваться в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемой педагогом дополнительной общеразвивающей программы.
Для успешной работы объединения необходима определенная материально-техническая база. Помещение для занятий отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии. Инвентарь соответствует современным эстетическим представлениям.
1. Методические пособия: научная, специальная, методическая литература (см. список литературы).
2. Дидактические материалы:
– стихи, загадки на экологические темы;
– карточки с изображением разноцветных баков для мусора, различных видов бытовых отходов, свалок, полигонов и т.п.;
– видеофильм «Мусор»;
– памятка «Правила поведения в природе»;
– серия плакатов по раздельному сбору мусора.
3. Методические разработки:
– компьютерные презентации («Живая и неживая природа», «Что такое экология?», «Великие исследователи Ч. Дарвин и Дж. Дарелл», «Классификация мусора», «Способы утилизации бытовых отходов», «Раздельный сбор мусора», «Как сократить количество мусора на Земле», «Глобальные экологические проблемы» (https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2FДокументы%2FГлобальные%20проблемы_Мацулевич.pptx?sk=y41f2bab25530fd54db844bf9dddab3a5);
– разработки занятий («Что нас окружает?», «Вторая жизнь ненужных вещей» (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/20/vtoraya-zhizn-nenuzhnyh-veshchey ), «Раздельный сбор мусора», «Разделяй и используй»);
– викторина «Знатоки природы»;
– игра «Карусель отходов» (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/20/ekologicheskaya-igra-karusel-othodov).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Дайнега Д.В. Из отходов в доходы. – Снежинск, 2013.
- Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. – М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск: Асар, 1996.
- Мусор Земле не к лицу: Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013.
- Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Стерхова Н. С. Виды представления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся и их оценка // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 43-49. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/8/221/
- Суравегина И.Т. Здоровье и окружающая среда. – М.: Центр «Экология и образование», 1993.
Литература, рекомендуемая для учащихся и родителей:
- Бабанин И.В. Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации // Твердые бытовые отходы. 2009. № 9. – С.10-17.
- Дайнега Д.В. Из отходов в доходы. – Снежинск, 2013.
- Кларина М.М. Экономика и экология для малышей. – М.: Вита-Пресс, 1995.
- Кнунянц И.Л. Химия: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. И.Л. Кнунянц. – М.: БРЭ, 1998.
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
- Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие / Сост. Л.Д. Черемисина. – М: Изд. Аркти, 2006.
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы – за раздельный сбор мусора»
(базовый уровень)
.
год обучения: 1
группа: 1 (7-10 лет)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Что такое экология? | ||||||||
1 | Сентябрь | 6,10,13,17 | Вт. 14:30-16:10 Пт. 14:30-16:10 | Комбинированная | 8 | Основные законы Б. Коммонера | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Конкурс рисунков |
2 | Сентябрь Октябрь | 20,24,27 1,4,8,11,15,18,22,25 | Комбинированная | 22 | Защитники природы | Каб.215 | Устный или письменный опрос | |
3 | Октябрь Ноябрь | 29 1 | Комбинированная | 4 | Экологические проблемы | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Викторина | |
4 | Ноябрь | 5 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Что такое экология?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов | |
Раздел 2. Мусор и что с ним делать? | ||||||||
5 | Ноябрь Декабрь | 8,12,15,19,22,26,29 3,6,10,13 | Вт. 14:30-16:10 Пт. 14:30-16:10 | Комбинированная | 22 | «Поставщики» мусора. Классификация отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Игра |
6 | Декабрь | 17,20,24,27 | Комбинированная | 8 | Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Игра | |
7 | Январь Февраль | 10,14,17,21,24,28,31 4,7 | Комбинированная | 18 | Проблема мусора в России. Ситуация в г.о. Красногорск и микрорайоне Павшинская Пойма | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Статья. Игра. Конкурс рисунков | |
8 | Февраль | 11 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Мусор и что с ним делать?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов. Статья | |
Раздел 3. Раздельный сбор мусора | ||||||||
9 | Февраль | 14,18,21,25,28 | Вт. 14:30-16:10 Пт. 14:30-16:10 | Комбинированная | 10 | Международный опыт раздельного сбора мусора. Селективный сбор отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Игра |
10 | Март | 3,6,10,13,17,20 | Комбинированная | 12 | Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Статья | |
11 | Март Апрель | 24,27,31 3,7,10,14,17,21,24,28 | Комбинированная | 22 | Помоги своему городу | Каб.215 | Устный или письменный опрос | |
12 | Май | 5 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Раздельный сбор мусора» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов. Публикация статей | |
Раздел 4. Вторая жизнь отходов | ||||||||
13 | Май | 8,12 | Вт. 14:30-16:10 Пт. 14:30-16:10 | Комбинированная | 4 | Вторая жизнь вещей | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Конкурс поделок |
14 | Май | 19,22 | Комбинированная | 4 | Доходы из отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Сообщение | |
15 | Май | 26,29 | Комбинированная | 4 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Завершение эксперимента по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов |
год обучения: 1
группа: 11 (11-14 лет)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Раздел 1. Что такое экология? | ||||||||
1 | Сентябрь | 6,10,13,17 | Пн. 14:30-16:10 Ср. 14:30-16:10 | Комбинированная | 8 | Основные законы Б. Коммонера | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Конкурс поделок |
2 | Сентябрь Октябрь | 20,24,27 1,4,8,11,15,18,22,25 | Комбинированная | 22 | Защитники природы | Каб.215 | Устный или письменный опрос | |
3 | Октябрь Ноябрь | 29 1 | Комбинированная | 4 | Экологические проблемы | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Викторина | |
4 | Ноябрь | 5 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Что такое экология?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов | |
Раздел 2. Мусор и что с ним делать? | ||||||||
5 | Ноябрь Декабрь | 8,12,15,19,22,26,29 3,6,10,13 | Пн. 14:30-16:10 Ср. 14:30-16:10 | Комбинированная | 22 | «Поставщики» мусора. Классификация отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Игра |
6 | Декабрь | 17,20,24,27 | Комбинированная | 8 | Влияние ТБО на окружающую природную среду и живые организмы. Эксперимент по закапыванию бытовых отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос | |
7 | Январь Февраль | 10,14,17,21,24,28,31 4,7 | Комбинированная | 18 | Проблема мусора в России. Ситуация в г.о. Красногорск и микрорайоне Павшинская Пойма | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Эссе. Игра. Защита рефератов | |
8 | Февраль | 11 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Мусор и что с ним делать?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов. Защита рефератов | |
Раздел 3. Раздельный сбор мусора | ||||||||
9 | Февраль | 14,18,21,25,28 | Пн. 14:30-16:10 Ср. 14:30-16:10 | Комбинированная | 10 | Международный опыт раздельного сбора мусора. Селективный сбор отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Игра |
10 | Март | 3,6,10,13,17,20 | Комбинированная | 12 | Правила сортировки отходов. Переработка и вторичное использование отходов. | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита рефератов | |
11 | Март Апрель | 24,27,31 3,7,10,14,17,21,24,28 | Комбинированная | 22 | Помоги своему городу | Каб.215 | Устный или письменный опрос. | |
12 | Май | 5 | Комбинированная | 2 | Итоговое занятие по разделу «Раздельный сбор мусора» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов Защита рефератов | |
Раздел 4. Вторая жизнь отходов | ||||||||
13 | Май | 8,12 | Пн. 14:30-16:10 Ср. 14:30-16:10 | Комбинированная | 4 | Вторая жизнь вещей | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Конкурс поделок |
14 | Май | 19,22 | Комбинированная | 4 | Доходы из отходов | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Сообщение | |
15 | Май | 26,29 | Комбинированная | 4 | Заключительное занятие. Подведение итогов. Завершение эксперимента по закапыванию разных видов мусора «Что произойдет через год?» | Каб.215 | Устный или письменный опрос. Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Раздельный сбор мусора
Цели:расширить представление детей об экологических законах;способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере пр...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Классный час во 2 классе «Раздельный сбор мусора»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19502158","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"233"}}]]Ход занятия:1. Организационный этап.1.1. Приветствие. Сообщени...
Открытый урок "Раздельный сбор мусора"
Конспект открытого урока в 1 классе "Раздельный сбор мусора"...
Проект по экологии "Раздельный сбор мусора"
Эта тема была представлена учеником 4класса на районный конкурс исследовательских работ "Знайка". Такое актуальное исследование по экологии поможет избежать глобальных проблем, если выполнят...
Раздельный сбор мусора. Решение мусорного кризиса
В разработке рассматривается такое понятие, как мусорный кризис. Проведен литературный обзор, рассмотрено, как собирают и перерабатывают мусор в России и других странах, проведено сравнение и сделан в...