конспект урока по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Тема урока – «Красная книга»

 

Тип урока:  урок  изучения нового материала

 

Цели урока:

Образовательные:

  1. Познакомиться с Красной книгой России.
  2. Сформировать представление о некоторых видах растений и животных, занесённых в Красную книгу
  3. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_krasnaya_kniga.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во 2 «Б» классе

Учитель – Захарова Татьяна Николаевна

Тема урока – «Красная книга»

Тип урока:  урок  изучения нового материала

Цели урока:

Образовательные: 

  1. Познакомиться с Красной книгой России.
  2. Сформировать представление о некоторых видах растений и животных, занесённых в Красную книгу
  3. Обобщить представление о факторах, угрожающих живой природе.

                                 

Развивающие:     

  1. Развивать поисковую деятельность (развивать способность целесообразно наблюдать, исследовать и давать  правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).  
  2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами  природы.              
  3. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при  изучении растений и животных.

Воспитательные:  

Учить уважительному отношению ко всему живому.

Продуктивно работать в коллективе, уметь сопереживать.

Воспитывать межличностные отношения в группах

Формы организации познавательной деятельности:  (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия, самооценка

Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ.

Образовательные технологии обучения: деятельностный подход, исследовательская, технология создания проблемной ситуации, продуктивное чтение.

План – конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД  

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Цель этапа: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

 Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Сегодня у нас очень ответственный урок.

 К нам пришли гости- учителя .

 Улыбнитесь  и подарите им частичку своего тепла.

 Давайте пожелаем им добра и здоровья.

А мы на этом уроке будем работать в группах, поэтому нужно вспомнить правила работы в группах

 

Дети  улыбаются  учителям.

           

Чему – то научиться, узнать что – то новое.

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению предмета;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний.

Цель этапа:

 дать возможность самостоятельно вывести правила друзей природы

3.Самоопределение

к деятельности.

Цель этапа:

 самопроверка умения применять новое знание в разных ситуациях

О чём мы говорили на прошлом уроке? Проверка Д/з

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

               Говорит она беззвучно,

               Но понятно и не скучно.

               Ты беседуй чаще с ней,

               Станешь вчетверо умней. (книга)

- Причём здесь книга?

Ведь животные не умеют читать.

Да. Значит тема нашего урока:…………… «Красная книга»

Что мы должны узнать, чему научиться?

Прочитайте задачи урока в учебнике. С.88

Что вы знаете о Красной книге?

Посмотрите видео (сформулируйте тему урока), уточните и дополните ваши знания

Видео

Понравилось вам видео. Какое настроение оно вызвало у вас.

Почему?

Что нового вы узнали?

Сформулируйте вывод (понятие) о Красной книге

Сверим с определением в учебнике. С.91

Тетрадь с. 60 задание №1. Что нужно сделать в этом задании? Допишем определение

Красная книга

Предположения детей

Грустное

Природа просит о помощи

Регулятивные УУД:

-прогнозирование;

- самооценка;

-самоконтроль;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

 Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-умение строить высказывание;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли;

-владение монологической и диалогической речью;

Познавательные УУД:

- анализ  и синтез;

- контроль и оценка процесса и      результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

-контроль;

- саморегуляция;

-коррекция;

 

4. Работа над темой урока.

Цель этапа:

Самостоятельное озвучивание темы урока

Презентация «Красная книга».

Первичное усвоение новых знаний

Динамическая пауза

Творческая работа

Первичная проверка понимания

Частично -поисковая работа

(Что вы ещё узнали из определения о Красной книге?)

Значит, почему она имеет красный цвет?

О чём он говорит?

Показ  Красной книги

Сообщение (дети)

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась «Красная книга СССР». Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растениях уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.

Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984г. в двух томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, в каких лесах обитает, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь его от вымирания.

Книга имеет разноцветные страницы.

- Как вы думаете, зачем?

Для того, чтобы понять, в каком положении находится животное или растение

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения. Например, красный волк.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – розовый пеликан.

- На белых — сведения о редких видах. Например, египетская цапля.

- На серых — сведения о малоизученных и редких видах.  Например, беломорский дельфин.

- На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению.

- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии была создана Красная книга России и других стран.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

«Потанцуем»

О некоторых животных, занесённых в Красную книгу,  мы сейчас узнаем. Тетрадь с. 61, задание №4

Какое задание нужно выполнить?

Из каких частей состоит текст?

Прочитайте название частей на доске. О чём мы будем говорить в начале? О чём в основной части? О чём в конце?

Название, описание, интересные факты

Составьте в группах и расскажите всем об одном из растений или животном

-  С какой целью была создана Красная книга? Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды
растений и животных?
 

От чего они погибают, обсудите в группах.

Таким образом, гибнут не только животные, но и растения.

А что делают люди, для сохранения и восстановления численности растений и животных.

Что же  мы с вами можем сделать для охраны природы?

А как мы можем помочь природе?

На партах у вас лежат листочки. Выберите, что можно делать в  природе и раскрасьте значок красным цветом, а что можно зелёным цветом.

  • Ломать ветки деревьев
  • Убивать зверей и птиц
  • Любоваться природой
  • Трогать домики животных и их детёнышей
  • Разорять птичьи гнёзда.
  • Дышать свежим воздухом
  • Разбрасывать мусор
  • Засорять родники и речки
  • Собирать грибы и ягоды
  • Рвать цветы
  • Соблюдать тишину
  • Фотографировать
  • Громко слушать музыку

Проверка. Прочитайте, что нельзя делать в природе

Прочитайте, что можно и нужно делать в природе.

Используйте опорные слова:

Не будем…Можно…Согласен…Полезно.. Нельзя

Ответы детей

-  «Красная книга, или

Красный цвет говорит об опасности. Привлекает внимание, призывает к ответственности

-  Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь.

- В светофоре. Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя.

- В дорожных знаках красный цвет – цвет предупреждения.

Предположения

- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения.

- Все природные объекты разделены по природным зонам.

Составить и записать план

Начало, основная часть, концовка

Составление рассказа о животных и растениях на цветных страницах

Охота, халатное отношение к окружающей среде, стихийные бедствия (пожары, наводнения, засуха), по вине человека разрушение мест обитания

-Учёные изучают природу

-Создают Красные книги в регионах

-Вырабатывают правила и нормы поведения человека в природе

-Запрещают сбор редких растений

-Запрещают охоту

Регулятивные УУД:

планирование;                                

прогнозирование;

ПознавательныеУУД:

-работа с различными источниками информации;

  - решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений;

-находить нужную информацию в тексте;

- смысловое чтение;

КоммуникативныеУУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение слушать и понимать других;

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

логические:  решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные УУД:

-чувство ответственности за порученное дело;

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

общеучебные –

умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением

партнёра – контроль, коррекция, оценка действий

партнёра.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения; личностные: самоопределение.

5. Рефлексия.

Цель этапа:

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее,

  аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Оценивание успешности на уроке смайлом

Наш урок  подошёл к концу.

- Над чем вы задумались на уроке?

- Какие открытия сделали?

-Что вас удивило?

-Что дал вам урок?

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о любом растении или животном из Красной Книги.

- Спасибо за работу!

 

Делают вывод.

Каждый человек должен быть другом природе.

Должны охранять и беречь её, чтобы окружающий нас мир продолжал радовать нас своей красотой.

Мы в ответе за нашу природу.

Познавательные УУД:

- строить рассуждения;

- установление причинно – следственных связей;

Коммуникативные УУД:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные УУД:

-эмоциональность;

-умение осознавать и определять свои эмоции;

Регулятивные УУД:

-определять степень успешности своей работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...