Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Наталья Сорочкина

Конспект урока по окружающему миру "Опасные незнакомцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir._peredelanno.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности  

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

-Нам предстоит большая работа,

 Все, что мы делаем – нужно,

 Значит, давайте трудиться

 Честно, усердно и дружно!

Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя,

включаются в работу на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности

Проверка домашнего задания с помощью теста  (приложение № 1). Обменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте, проверьте друг друга.
- Вы сегодня – исследователи. А с чего начинается любое исследование? (выбираем, что будем исследовать)
- У вас на столах лежит конверт, в нём информация, которая поможет вам определить объект исследования (в конверте даны рисунки – (приложение № 2). Я предлагаю вам их открыть, посовещаться и определить объект исследования. Время работы в группе 3 минуты.

Индивидуальная работа учащихся с тестами. Проверка работы в парах.
Работа в группах.

III. Постановка учебной задачи

-  Готовы озвучить, о чём будет наш урок? (незнакомец)
- Предположите, кто такой незнакомец? (незнакомец – это тот человек, которого мы не знаем)
- Кому из вас случалось сталкиваться с незнакомыми людьми? А было ли когда-нибудь такое, что незнакомый вам человек пытался вступить с вами в беседу?  

- Как вы вели себя в такой ситуации, вступали в диалог? (кто-то скажет «да», кто-то «нет»)
- Посмотрите на слайд (на слайде поговорка «Не каждый встречный – друг сердечный). Как вы понимаете эту поговорку (
приятная внешность незнакомого человека не всегда означает добрые намерения). Проверим, так ли это. Посмотрите на экран (показывается фрагмент из мультфильма «Волк и семеро козлят», начало сказки, где козлята не пустили волка. Продолжительность 3 минуты 30 секунд).
- Как вы считаете, с добрыми намерениями пришёл волк к козлятам
(нет)? А зачем пришёл волк (чтобы их съесть)?
- Вспомните сказки, где тоже появляются незнакомцы.
(Красная шапочка, Буратино, Сказка о мертвой царевне, Колобок...)
- Ребята, а где мы с вами можем встретиться с незнакомцами? (Везде: на улице, в подъезде, …)
- Правильно, мы действительно можем столкнуться с незнакомыми людьми везде и в различных ситуациях. Но самое главное – это не попасть в неприятные ситуации, как герои тех сказок, которые мы перечислили. Поэтому и тема нашего урока будет не просто «незнакомцы», а … Кто догадался? («Опасные незнакомцы»). (Тема выводится на экране)
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
(познакомиться с правилами безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми)

Дети определяют тему урока. Беседа с учителем. Самостоятельно выводят понятие «Незнакомец». Высказывают своё мнение. Выводят цели урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

«Открытие» нового знания.

- У вас на столах есть памятка с правилами безопасного поведения с незнакомцами. Только в ней пропущены некоторые слова. В течение урока мы будем знакомиться с правилами, и вы сможете дописать нужные слова в памятку (приложение № 3).
- Вам предлагаются различные ситуации встречи с незнакомыми людьми. Ваша задача – внимательно ознакомиться с ситуацией. Представьте, что вы оказались на месте этих детей, посовещайтесь внутри своей группы (заранее поделить класс на группы) и найдите выход из ситуации. Затем каждая группа презентует классу свою работу, и мы вместе с классом проверим.

Ученики делятся на  группы. Получают задания.

Ситуация № 1. «Ты один дома».
Предлагаемые обстоятельства: ребенок один дома, раздается звонок в дверь.

- Здравствуйте, я ваша соседка снизу. Вы нас затопляете.

- Взрослые дома есть? Открывай, я посмотрю,  где течет кран. Если не откроешь, твоим родителям придется оплачивать нам ремонт!
Ваши дальнейшие действия?
Обсуждение поведения героя
 (Используйте любые варианты ответов: говорите, что взрослые на кухне, что они уже перекрывают краны, что вы им уже сказали. Сами в это время вы должны позвонить родителям и сказать им, что кто-то стучится к вам в дом и говорит, что протекает кран. Если действительно случилась авария, то соседка в таком случае придет с полицией. А полицейский должен позвонить вашим родителям. Если он этого не делает, то открывать ему не надо)

Самостоятельная работа в группе. Обсуждение ситуации. Проверка выполненного, вместе со всем классом.

Ситуация №2 "Ты один дома. Зазвонил телефон"

Предлагаемые обстоятельства: ребенок один дома. Раздается телефонный звонок.

- Алло, это квартира Ивановых?

- Как нет!? Это какой номер квартиры?

- Это звонят из полиции, позови родителей!

- Когда они будут?

- А ты Маша (Дима)?

- Маргарита, слушай, сейчас к тебе придет полицейский. Он принесет документы для родителей. Ты их возьми у полицейского и аккуратно положи в прихожей. Как только родители придут, сразу им отдай документы. Поняла?
Ваши дальнейшие действия?
Обсуждение поведения героя (Правильное поведение здесь: вежливо, но твердо дать понять чужому человеку, что вы ему открывать не будете. А лучше, если он будет думать, что в доме есть взрослые или даже гости)

Самостоятельная работа в группе. Обсуждение ситуации. Проверка выполненного задания, вместе со всем классом.

- Итак, какие правила безопасного поведения в ситуации, когда ты один дома, мы можем записать в нашу памятку?  

(То, что дети должны записать в памятку:
Памятка

Не разговаривай с незнакомцами по телефону.

Не называй свой адрес, имя.

Не сообщай, когда придут взрослые.

Не открывай дверь незнакомым людям.)

Заполнение памятки. Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

Ситуация 3 "Ты один идешь из школы"

Предлагаемые обстоятельства: ребенок один выходит из школы, к нему подходит женщина и представляется подругой мамы.

- Здравствуй, Алеша. Я подруга твоей мамы - тетя Лена. Ей позвонили из ЖЭУ и вызвали, чтобы проверить сведения. А твоя мама попросила меня тебя встретить, проводить до дома и сказать тебе, чтобы ты передал мне документы по оплате, а то она ждет квитанции в ЖЭУ. Пойдем?

- Мама ведь ждет квитанции!
Ваши дальнейшие действия?
Обсуждение
(Родители обязательно предупредят тебя о том, кто тебя заберет из школы. Если незнакомый человек пытается увести вас от школы, возвращайтесь в школу, говорите, что забыли обувь, дневник. В школе предупредите учителя или дежурного о том, что случилось)

Самостоятельная работа в группе. Обсуждение ситуации. Проверка выполненного, вместе со всем классом. Заполнение памятки. Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

Физминутка

Я однажды потерялся - (изобразить испуг),

 Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),

 Посмотрел туда-сюда - (повороты), 

 Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу), 

 Побежал направо я - (бег на месте),

 Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”), 

 Побежал налево я - (бег на месте), 

 Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”), 

 Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя), 

 Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”), 

 Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди), 

 И на месте маму ждать.

Повторение движений за учителем.

Ситуация 4 "Тебя просят помочь"
Предлагаемые обстоятельства: взрослый на игровой площадке просит помочь в поисках котенка, затем пытается силой увести ребенка.
- Здравствуй, ты тут котенка не видел? У меня два котенка живут. Один у меня остался, а второй, вот, убежал. Везде его ищу и не нахожу. Тут не пробегал такой черно-белый с белыми ушами? Помоги, пожалуйста, его найти. Ты ловкий, может котенок за горкой? А там на дереве, кажется, кто-то мяукал. Пойдем посмотрим, если он забрался на дерево, я его не достану. Поможешь на дереве поискать? Пойдем, пойдем...
Ваши дальнейшие действия?

Обсуждение. (Иногда взрослые просят помощи. Случаи бывают разные, но вы всегда помните: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям)..

Самостоятельная работа в группе. Обсуждение ситуации. Проверка выполненного, вместе со всем классом.

Ситуация 5 "Тебя уводят силой"

Предлагаемые обстоятельства: ребенка силой уводят.
Ваши дальнейшие действия?
Обсуждение. (
Если вас пытаются увести силой, ваша задача привлечь внимание других людей, чтобы вам помогли. Для этого нужно кричать, вырываться, даже падать на землю. Обязательно кричите: "Я не знаю этого человека! Помогите! Это не моя мама (папа)! Позовите полицию!" Злоумышленник испугается повышенного к себе внимания и отпустит вас).

Самостоятельная работа в группе. Обсуждение ситуации. Проверка выполненного, вместе со всем классом. Заполнение памятки. Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

- Молодцы, вы очень хорошо работали.
Представьте следующую ситуацию:
Вот вы выходите из квартиры. Оказываетесь в подъезде. Как правильно себя вести? Просмотрите сюжет и ответьте на этот вопрос.
Обсуждение и запись правил в памятку:
Памятка

Не разговаривай с незнакомыми людьми.

Не заходи в лифт с незнакомцами.

Просмотр видео. (продолжительность 25 секунд) Обсуждение. Запись правил в памятку.
Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

- На улице вы можете гулять одни, а бывают ситуации, когда дети оказываются одни, потому что потерялись. Что же делать тогда?

Обсуждение (Оставайся на месте. Обратись за помощью к полицейскому или служащему (продавцу, кассиру, билетеру, дежурному).

Делают вывод

Часто дети попадают в опасные ситуации, потому что нарушают элементарные правила безопасного поведения. Предлагают посмотреть видеофрагмент об истории одной знаменитой девочки в оригинальной шапочке. Узнали, о ком пойдет речь? (О Красной шапочке.)
Обсуждение поведения героини:
Памятка

Не разговаривай с незнакомцами.

Просмотр отрывка "Петя и Красная шапочка".(Продолжительность 1 мин 18 секунд)
 Обсуждение поведения героини.

Молодцы! Следующая история.

Обсуждение. Запись правила в памятку.
Памятка

Не бери ничего у незнакомца.

Просмотр отрывка "Сказка о мертвой царевне"(когда старуха даёт девушке яблочко)
Обсуждение поведения героини. Запись правил в памятку.
Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

Хорошо! Вот еще одна известная история.

Обсуждение. Запись правила в памятку:
Памятка

Не садись с незнакомыми в машину.

Просмотр отрывка "Снежная королева". (когда Кай садится в сани)
обсуждение поведения героя. Запись правил в памятку.
Работа в парах. Проговаривание-запись-чтение.

V. Включение в систему знаний закрепление и повторение.

- Представьте, что ваш сосед (ученик, сидящий рядом), ещё не знает как нужно вести себя с незнакомыми людьми, поделитесь своими знаниями (дать учащимся пару минут для работы, затем выборочно спросить несколько пар учащихся, чтобы они озвучили всему классу, например, «правила безопасности, если ты один дома, а в дверь звонят» или «правила безопасности, если вас просят неизвестные люди чем-то им помочь»).

- Какие основные правила написали мы в памятке? Зачитываются правила (по цепочке)

Работа в группах. Закрепление нового материала. Демонстрация своего выполненного задания классу, комментирование.

VI. Рефлексия деятельности      

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока, и сделайте выводы, достигли ли мы их? Что нового узнали? Что было самым важным на уроке? Что вы вынесли из этого урока для себя?
- В начале урока я спрашивала у вас: Кому из вас случалось сталкиваться с незнакомыми людьми, которые пытаются вступить с вами в беседу? Как вы вели себя в такой ситуации, вступали в диалог? Кто-то сказал, что вступал в диалог, кто-то сказал, что нет. Ваши мнения разделились.
- Как вы считаете, как вы должны были повести себя в той ситуации ? Почему? (ни в коем случае нельзя вступать в диалог с незнакомцами, потому что не все они желают нам добра).
На партах у каждого из вас лежит радуга. Попытайтесь её заполнить (приложение № 4)
- Сегодня на уроке активно работали …  Они становятся экспертами по безопасности.

Напоследок хотелось прочитать вам такое напутствие, немного шуточное, но очень содержательное.


Может, человек хороший,                              

Ну, а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни — человек чужой!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Дальше от чужих держись!

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,
Если мама на работе.

 Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.

 Или даже скажет он,

 Что пришел к вам почтальон.

Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат!

 А за ним спешит «старушка»
У нее в авоське пушка.
 В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.

 Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомым ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!

Беседа с учителем. Заполнение карточки.

VII. Информация о

домашнем задании.

Выставление отметок.

Вам предлагаются два задания на выбор. Либо первое задание по вариантам, либо второе задание. Можете сделать и то и другое задание.
Задание № 1.
1 вариант

Приведите примеры ответов незнакомым людям, которые пытаются зайти к вам в квартиру, когда вы дома одни.

2 вариант

Приведите примеры ответов незнакомым людям, которые пытаются увести вас из школы.
Задание № 2. 
Подумайте, какие ещё опасные ситуации могут быть связаны с незнакомыми людьми. Попробуй сочинить об этом рассказ, пользуясь тем, что ты узнал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...