Конспект урока окружающего мира "Народный календарь" для 2 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока ориентирован на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ, чтобы познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздникам; помочь детям усвоить новое понятия «народный календарь»; познакомить с народными приметами и традициями народа.
Конспектом урока могут пользоваться молодые специалисты и студенты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
для 2 класса
Тема урока: «Народный календарь»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Цели и задачи урока:
Цель:
- Познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками.
Предметные:
- Помочь детям усвоить новое понятия «народный календарь»;
- Познакомить с народными приметами и традициями народа;
- Учится определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду.
Метапредметные:
Познавательные:
- Ориентироваться в учебном материале;
- Извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные:
- Организация своего рабочего места;
- Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Коммуникативные:
- Строить объяснение в устной форме;
- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.
Личностные:
- Формировать умение понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Владимировна, сегодня урок проведу у вас я. Ребята, проверьте готовность к уроку. Повернитесь к соседу, Улыбнитесь ему, И тихонько садитесь, Не помешав никому! | Приветствуют учителя. Садятся на свои места, убирают лишние, проверяют, всё ли готово к уроку. |
Актуализация знаний | Ребята, послушайте загадку. Есть в квартире молодец,
- Какие календарные праздники вы знаете? Сейчас откройте учебник на странице 44, найдём рубрику «вспомним» и ответим на вопросы: Какими календарями пользуются в твоей семье ? Как ты узнаешь, какой сегодня месяц, число, день ? Как ты узнаешь о погоде на завтра ? Молодцы ребята. | Календарь календарь - это система счета промежутков времени Посмотрю в календарь. Посмотрю в календарь погоды. |
Определение темы урока | Как мы уже знаем, существует несколько видов календарей – отрывной, настенный, карманный и т.д. - Кто знает, какие календари еще существуют? - Существуют другие календари. Слайд 1,2,3. Лунный календарь. Православный календарь. Календарь рыболова. Лунный календарь - это календарь, в котором отображены фазы Луны, ее положение относительно небесных тел и созвездий. Лунные сутки немного длиннее солнечных. Их длительность составляет примерно на час больше, чем солнечные сутки. Лунный месяц длится около 29 суток, в течение которых Луна проходит четыре фазы. (I - новолуние; II - первая четверть; III - полнолуние; IV - последняя четверть). Православный календарь - это уникальный календарь, показывающий текший православный праздник. Календарь рыболова – это вся информация о клеве рыбы в разные сезоны. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник. А как же жили наши прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей. Послушайте стихотворение. Мой друг, заглянем в старь, Откроем народный календарь! О каком календаре идёт речь в стихотворение ? Какая же будет тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 4 | Открытый вопрос. Отвечают: о народном Отвечают: народный календарь |
Постановка целей и задач урока | Какие задачи мы можем поставить перед собой ? Я желаю вам ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний . | Познакомится с народным календарем, познакомится с народными приметами. |
Практическая деятельность Работа в учебнике Физминутка Работа в рабочей тетради | Ребята, нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. -Что для этого нужно сделать? Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того рассказывают о будущих праздниках, о приближающихся памятных днях. А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевиденья, газет, телефонов. Но зато люди гораздо внимательнее относились к природе. - Почему в народе внимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе? Люди наблюдали за звёздами, заходящем и восходящем солнцем, луной, цветом неба, состоянием воздуха, ветра, облаками. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперёд. Знание примет помогала предсказывать перемену погоды, засуху, морозы. Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа. А какие народные приметы вы знаете? Откуда вы их узнали ? Посмотрите на экран, перед вами осенние приметы, про октябрь. Давайте с вами будем читать примету и объяснять её.
Слайд 5 Совпадают ли приметы наших предков с нашей погодой ? Да, верно, эти приметы действительно отражают погоду в природе . А сейчас ,ребята, откроем учебник на странице 46 и прочтем заголовок. А где обычно находятся иконы? Дело в том, ребята, что помимо погодных сюрпризов в народном календаре, расписаны все народные праздники с их традициями, обычаями, к ним же относятся и церковные праздники. Так в обычную жизнь вошел и православный календарь , в котором каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена, например Фекла. В старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. (показываю в презентации как выглядит календарь.) В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука. На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты. Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела. День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины. Давайте отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения. А теперь рассмотрим нижние картинки на стр.46 Как вы думаете, какие времена года на них изображены? Как вы это определили? По каким признакам? Теперь откроем свои рабочие тетради на стр. 30 и найдем №1, прочитаем задание. (слежу за чтением) Итак, какие органы чувств помогают наблюдать первое явление? Верно, слух. А второе явление? Верно, осязание. | Заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневнике, по радио и телевизору тоже можно об этом услышать. Знакомились с новыми явлениями. Что бы определить смену времён года Соль просыпать - слезы проливать Дома свистишь - деньги проглядишь Одежда наизнанку - к перебранке и т.д От родителей, знакомых, учителей и т.д Смотрят на экран. Читают и объясняют примету вместе с учителем. Отвечают: да. Открывают учебник. Отвечают: это иконы. Отвечают: в церквях, дома. Слушают и смотрят презентацию. Отдыхают. Открывают учебник. Отвечают: дети собирают урожай ,а на второй ягоды. На первой провожают журавлей, а на второй встречают их. Отвечают: осень и весна. Отвечают: на первой картинке собирают урожай, на второй ягоды в лесу и вокруг зеленый лес. Журавли улетают и прилетают. Открывают рабочую тетрадь. Читают задание. Отвечают: слух. Отвечают: с помощью ощущения, т.е.осязание. |
Осуществление контроля | Вернемся к нашему учебнику, откроем его на стр. 47 и сделаем вывод. (читаю вывод для учащихся). Скажите, зачем люди в народе внимательно следили за погодой? Как вы понимаете сочетание слов “народный календарь?” | Открывают учебник. Слушают вывод, читают про себя. Отвечают: чтобы определить смену времен года. Отвечают: календарь сделал народ. |
Подведение итогов | Какая была тема нашего сегодняшнего урока? О каких календарях мы с вами сегодня узнали? Что запомнилось о православном календаре? | Отвечают: Народный календарь. Отвечают: о лунном, народном, православном, календарь рыболова. Открытый вопрос. |
Домашнее задание | Запишем домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник, прощаются с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»
Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...
Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»
Тема урока: «В лес по ягоды пойдем» Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...
Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"
Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...
Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...
Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"
Урок окружающего мира с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...