Конспект урока окружающего мира "Народный календарь" для 2 класса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Конспект урока ориентирован на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ, чтобы познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздникам; помочь детям усвоить новое понятия «народный календарь»; познакомить с народными приметами и традициями народа.

Конспектом урока могут пользоваться молодые специалисты и студенты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayuschemu_miru.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

для 2 класса

Тема урока: «Народный календарь»

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Цели и задачи урока:

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками.

Предметные:

  • Помочь детям усвоить новое понятия «народный календарь»;
  • Познакомить с народными приметами и традициями народа;
  • Учится определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Ориентироваться в учебном материале;
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные:

  • Организация своего рабочего места;
  • Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Коммуникативные:

  • Строить объяснение в устной форме;
  • Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.

Личностные:

  • Формировать умение понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Евгения Владимировна, сегодня урок проведу у вас я.

Ребята, проверьте готовность к уроку.

Повернитесь к соседу,

Улыбнитесь ему,

И тихонько садитесь,

Не помешав никому!

Приветствуют учителя. Садятся на свои места, убирают лишние, проверяют, всё ли готово к уроку.

Актуализация знаний

Ребята, послушайте загадку.

Есть в квартире молодец, 
Математик и мудрец. 
Постоянно, круглый год 
Точный счет он дням ведет. 


-Что такое календарь?

- Какие календарные праздники вы знаете?

Сейчас откройте учебник на странице 44, найдём рубрику «вспомним» и ответим на вопросы:

Какими календарями пользуются в твоей семье ?

Как ты узнаешь, какой сегодня месяц, число, день ?

Как ты узнаешь о погоде на завтра ?

Молодцы ребята.

Календарь

календарь - это система счета промежутков времени

Посмотрю в календарь.

Посмотрю в календарь погоды.

Определение темы урока

Как мы уже знаем, существует несколько видов календарей – отрывной, настенный, карманный и т.д.

-  Кто знает, какие календари еще существуют?

- Существуют другие календари. Слайд 1,2,3.

Лунный календарь. Православный календарь. Календарь рыболова.

Лунный календарь - это календарь, в котором отображены фазы Луны, ее положение относительно небесных тел и созвездий. Лунные сутки немного длиннее солнечных. Их длительность составляет примерно на час больше, чем солнечные сутки. Лунный месяц длится около 29 суток, в течение которых Луна проходит четыре фазы.

(I - новолуние;  II - первая четверть; III - полнолуние; IV - последняя четверть).

Православный календарь - это уникальный календарь, показывающий текший православный праздник.

Календарь рыболова – это вся информация о клеве рыбы в разные сезоны.

На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов. Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник. А как же жили наши прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей.

Послушайте стихотворение.

Мой друг, заглянем в старь, 

Откроем народный  календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!

О каком календаре идёт речь в стихотворение ?

Какая же будет тема нашего сегодняшнего

урока?  

Слайд 4

Открытый вопрос.

Отвечают: о народном

Отвечают: народный календарь

Постановка целей и задач урока

Какие задачи мы можем поставить перед собой ?

Я желаю вам ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний .

Познакомится с народным календарем, познакомится с народными приметами.

Практическая деятельность

Работа в учебнике

Физминутка

Работа в рабочей тетради

Ребята, нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели.

-Что для этого нужно сделать?

Средства массовой информации сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того рассказывают о будущих праздниках, о приближающихся памятных днях.

А теперь представьте, что мы очутились в далеком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевиденья, газет, телефонов. Но зато люди гораздо внимательнее относились к природе.

- Почему в народе внимательно наблюдали за изменениями в живой и неживой природе?

 Люди наблюдали за звёздами, заходящем и восходящем солнцем, луной, цветом  неба, состоянием воздуха, ветра, облаками. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день и надолго вперёд. Знание примет помогала предсказывать перемену погоды, засуху, морозы.

Народные приметы подсказывали самое хорошее время для посева, сбора урожая. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

А какие народные приметы вы знаете?

Откуда вы их узнали ?

Посмотрите на экран, перед вами осенние приметы, про октябрь.

Давайте с вами будем читать примету и объяснять её.

  1. В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
  2. Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
  3. Октябрь и плачет, и смеется.
  4. К октябрю берёзы оголяются.
  5. В октябре - семь погод на дворе.
  6. Плачет октябрь холодными слезами. 

Слайд 5

Совпадают ли приметы наших предков с нашей погодой ?

Да, верно, эти приметы действительно отражают погоду в природе .

А сейчас ,ребята, откроем учебник на странице 46 и прочтем заголовок.
Рассмотрим две маленьких картинки слева от текста. Что на них изображено?
Верно, иконы.

А где обычно находятся иконы?
Верно, в церквях.

Дело в том, ребята, что помимо погодных сюрпризов в народном календаре, расписаны все народные праздники с их традициями, обычаями, к ним же относятся и церковные праздники.  

Так в обычную жизнь вошел и православный календарь , в котором каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена, например Фекла.

В старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. (показываю в презентации как выглядит календарь.)
Один из таких праздников православного календаря – 18 октября Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Давайте отдохнем. Встаем из-за парт и повторяем движения.

А теперь рассмотрим нижние картинки на стр.46
Скажите, что происходит на этих картинках?

Как вы думаете, какие времена года на них изображены?

Как вы это определили? По каким признакам?

Теперь откроем свои рабочие тетради на стр. 30 и найдем №1, прочитаем задание. (слежу за чтением)

Итак, какие органы чувств помогают наблюдать первое явление? Верно, слух.

А второе явление? Верно, осязание.

Заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневнике, по радио и телевизору тоже можно об этом услышать.

Знакомились с новыми явлениями.

Что бы определить смену времён года

Соль просыпать - слезы проливать

Дома свистишь - деньги проглядишь

Одежда наизнанку - к перебранке и  т.д

От родителей, знакомых, учителей и т.д

Смотрят на экран.

Читают и объясняют примету вместе с учителем.

Отвечают: да.

Открывают учебник.

Отвечают: это иконы.

Отвечают: в церквях, дома.

Слушают и смотрят презентацию.

Отдыхают.

Открывают учебник.

Отвечают: дети собирают урожай ,а на второй ягоды. На первой провожают журавлей, а на второй встречают их.

Отвечают: осень и весна.

Отвечают: на первой картинке собирают урожай, на второй ягоды в лесу и вокруг зеленый лес. Журавли улетают и прилетают.

Открывают рабочую тетрадь.

Читают задание.

Отвечают: слух.

Отвечают: с помощью ощущения, т.е.осязание.

Осуществление контроля

Вернемся к нашему учебнику, откроем его на стр. 47 и сделаем вывод. (читаю вывод для учащихся).

Скажите, зачем люди в народе внимательно следили за погодой?

Как вы понимаете сочетание слов “народный календарь?”

Открывают учебник. Слушают вывод, читают про себя.

Отвечают: чтобы определить смену времен года.

Отвечают: календарь сделал народ.

Подведение итогов

Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

О каких календарях мы с вами сегодня узнали?

Что запомнилось о православном календаре?

Отвечают: Народный календарь.

Отвечают: о лунном, народном, православном, календарь рыболова.

Открытый вопрос.

Домашнее задание

Запишем домашнее задание.
рабочая тетрадь стр. 30-31 №2,3,4.
Всем спасибо, урок окончен.

Записывают домашнее задание в дневник, прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока. Окружающий мир.1 класс. Система Л.В. Занкова Тема урока: «Транспорт и связь»

Цель: познакомить учащихся с видами транспорта и средствами связи.Задачи: 1. Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека; упражнять в умении ...

Конспект урока. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»

Тема урока: «В лес по ягоды пойдем»  Тип урока: урок закрепления.Цель урока: ознакомление с разнообразием растений, с питательными и целебными свойствами ягод, научить распознавать наиболее ...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема урока: "Сокровища земли под охраной человечества"

Знакомство с объектами Всемирного наследия и с "Чудесами света" древности....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающий мир 3 класс УМК "Школа России", тема урока : "Природа в опасности"

Урок окружающего мира  с формирующим оцениванием.Тема : "Природа в опасности!" УМК "Школа России"3 классРабота на уроке работа начинается с актуализации опорных знаний, д...