Конспект открытого урока по окружающему миру, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока разрабатывался учителем. В процессе работы участвовали ученики и их родители. Дети приносили семейные фотографии, писали мини-сочинения о своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_nasha_druzhnaya_semya.docx | 391.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по окружающему миру во 2 классе
Тема: «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
Учитель Шустова Наталья Анатольевна
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
- Развивать речь, внимание, мышление, память,
- Способствовать формированию понимания значимости семьи.
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
- Способствовать воспитанию доброго, внимательного отношения к окружающему миру.
- Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Оборудование:
- Карточки с названиями родственников
- Карточка с ребусом
- Картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)
Ход урока.
- Организационный момент:
Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
- Все ль внимательно глядят
Курское солнце смотрит к нам в класс
А лучик, играя, приветствует нас.
Доброго утра, хорошего дня
Я пожелаю вам, детвора СЛАЙД 1
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.
На уроке вам предстоит хорошо потрудиться, чтобы многое узнать, вспомнить и запомнить
На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте попробуем его отгадать
(Дети отгадывают ребус: 7Я,) СЛАЙД 2
Учитель:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.СЛАЙД 3
( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )
Ребята, как выдумаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Ответы детей….)
Урок будет и веселый, т.к. вы будете слушать сказку, отгадывать загадки, рисовать, нов то же время серьёзный, поучительный, потому что мы будем говорить о сам ом главном в жизни человека – семье На уроке вы узнаете, что такое семья, семейные традиции. Будем учиться оценивать взаимоотношения в семье, правильно вести себя с близкими людьми.
Учитель:
Оформление доски:
- Я загадаю загадки.
- Отгадывание загадок: (учитель ставит отгадки на доске)
Учитель:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша.............( БАБУШКА)
4. На него смотрю всегда И беру с него пример. Он на папу так похож! Но только с сединой – и что ж? (дедушка) |
5.Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)
6.Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, «Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ) | |
7. Я этим человеком очень-очень горжусь | 8.Со мною всегда она рядом, Спасибо вам, папа и мама, |
Оформление доски:
По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:
Вот такая схема у нас получилась.
- Основная часть.
Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?СЛАЙД 5
Как вы понимаете слово «семья»?
(ответы детей) это мама и папа, это близкие родные люди.)
А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
В Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.СЛАЙД 6
На партах у вас, ребята, листочки. На них вы сейчас напишите состав ваших семей ПЕРЕДАТЬ ПО ЦЕПОЧКЕ.
А может ли человек жить один и называть себя семьей? Конечно же нет… Сейчас я вам прочитаю сказку. Послушайте…
Слушание сказки
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)
- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье
IVРабота с учебником.
- Откройте учебники на с.42. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади. ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ…
Внизу страницы написан вопрос. Читает САША
- Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)
- Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.
- Рассмотрите иллюстрации на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.
- Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа) УЧИТЕЛЬ ПРОВЕРЯЕТ.
- А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).
-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них.( рассказы детей ) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Этот пальчик – дедушка, СЛАЙД
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
Ученики нашего класса в прошлом году выполняли проекты «Моя семья» Вот некоторые фотографии из их работ. СЛАЙДЫ 7-25
Ученица нашего класса… участвовала в областном конкурсе «Моя семья», где заняла 1 место сред учащихся 1-4 классов. Она рассажет о своей семье.
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
Первичное закрепление Работа с пословицами: Работа в группах .У вас на партах лежат карточки с пословицамиА теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
СЛАЙД 26
Группа 1:
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Согласие да лад - в семье клад.
- Отца с матерью почитать- горя не знать.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Семья-опора счастья.
Группа 2:
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Сейчас вы дружно работаете, как большая дружная семья. Наш класс – это школьная семья.
Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.
Ответы детей: Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь
Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.
Оформление доски:
Возврат к первой схеме:
(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)
Получилась новая схема:
В жизни , ребята, бывает много сложных ситуаций, в которых вам приходится выбирать решение. И от того, каким будет решение, может зависеть настроение окружающих вас людей.
1-я ситуация.
Ты вернулся с прогулки, а тапочки оставил в своей комнате. Кто должен тебе их принести:
Мама,
сестра,
ты сам?
2-я ситуация.
Мама накормила тебя вкусным обедом. После обеда ты;
Сказал спасибо.
Сказал спасибо и предложил помыть посуду.
Встал и ушел играть.
3 ситуация
Как бы ты поступил, если бы нечаянно разбил чашку?
Сказал бы, что это не ты, а котенок.
Признался бы во всем и извинился
Сказал бы, что не знаешь, кто это сделал
4 ситуация
Мама попросила тебя сходить за хлебом в магазин, а ты забыл. И вот мама пришла с работы и спросила, почему ты не купил хлеба. Как ты поступишь?
Промолчишь не отрываясь от своих дел.
Быстренько сбегаешь за хлебом
Признаешься, что забыл, а за хлебом за тебя сходит мама.
Творческая работа:
Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа
Я вам раздаю альбомные листы, в центре нарисован круг
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы представляете свою семью.
Выставка рисунков .
(дети объясняют, что нарисовали и почему.)
Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.
Учитель:СЛАЙД 27
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет СЛАЙД 28
IX. Подведение итогов урока
Итак, подведем итоги нашего урока
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
__________ _______ ___________добавить
-Оцените свои достижения на уроке. (возьмите смайлики и оцените свои достижения на уроке)
- Кому было интересно на уроке? Что удивило? - Кому было неинтересно? - Кому можете сказать спасибо, за помощь или открытие нового, которое он вам представил? |
-Вернемся к теме и задачам урока. -Что узнали нового? Чему учились? Вы сегодня молодцы. Хорошо потрудились Существует еще много различных групп животных, но о них вы узнаете в старших классах. |
X. Домашнее задание.Учебник : стр.42-45,
Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5
Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы с фотографиями)
- Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)
Анализ урока
Урок по теме: «Наша дружная семья» был проведён во 2 классе по окружающему миру
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Личностные:
- Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
- Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
- Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
- Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
- Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
- Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
- Уметь различать родственные взаимосвязи.
- Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Задачи:
- Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
- Развивать речь, внимание, мышление, память,
- Способствовать формированию понимания значимости семьи.
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
- Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
- Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Тема урока:
Соответствует требованию программы;это первый урок в разделе Общение. Далее мы будем выполнять проект родословная;
Содержание урока: выдерживалось в соответствии с требованиями ФГОС
ИМЕЕТСЯ соответствие содержанию программе;
доступность;
полнота освещения темы;
логичность и системность изложения;
доказательность, иллюстративность;
выделение главного, наличие выводов;
воспитывающий характер содержания;
Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.
Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.
В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.
Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:
- Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;
- Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;
- Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.
Время на уроке было использовано рационально.
Форма организации учебного процесса – урок изучения нового материала с опорой на жизненный опыт детей.
При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – совместная творческая деятельность.
Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.
Средства обучения, используемые на уроке: речь, фотографии семей детей, выступления детей и их родителей, музыка, представленные с помощью компьютерной презентации не интерактивной доске, игра.
Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.
Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.
Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся. Ситуация эмоционального переживания на уроке создавалась при помощи сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру в з классе "Умей предупреждать болезни"
Цель урока:формирование представления о здоровом образе жизни через знания о строении организма человека. Планируемые результаты. Предметные результаты: ознакомить с правилами закаливани...
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе
Воспитывать любовь к животным,ответственность за наших четвероногих друзей.Учить детей сопереживатьсочувствовать.Познакомить детей с различными по...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...