Значение проектной деятельности на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (4 класс)

Нефёдова Любовь Евгеньевна

Выступление на научно-практической конференции "Территория открытий" ГБОУ школа №464 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение проектной деятельности на уроках окружающего мира.

 Выступление на научно — практической конференции «Территория открытий» ГБОУ школа №464 февраль 2019

Нефёдова Любовь Евгеньевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №464


 Отправляясь с классом на осеннюю экскурсию, мы выбрали маршрут, который проходил по реке, о которой нам мало, что известно. Мы привыкли говорить о реке Славянка, которая впадает в Неву и это краса и гордость нашего города. А что же за ручей с неприятным запахом протекает прямо за нашей школой? Почему мы так мало знаем о его происхождении? О чём нам может рассказать река , если вернуться на много лет назад?   Стало очень интересно,  любопытно… и мы всем классом решили  провести исследование.

 Ж. Пиаже утверждал, что обучая детей конкретным навыкам и умениям, взрослые зачастую лишают его шанса сделать собственное открытие. Использование учителем начальных классов проектного метода на своих уроках помогает решить эту сложную задачу.

Реализовать этот интерес помогает проектная деятельность на уроках окружающего мира.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми), представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой.

Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни,  бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям.

 Актуальность данного исследования определяется тем,  что  мы живём в замечательном месте, гордимся своим родным краем, но есть страницы, которые нам не до конца известны.   Малая река - чрезвычайно занимательный объект для краеведческого и экологического изучения. Здесь просто огромный простор для ведения интереснейших наблюдений.  Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и заниматься устранением этих проблем в условиях школы, ДДТ с использованием простейших лабораторий силами учащихся.

 

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребенка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять). 

В настоящее время учащиеся младшего школьного возраста не проявляют должного интереса к предмету «Окружающий мир». Поэтому учителя начальных классов должны повышать интерес учеников к предмету, используя разнообразные формы и методы работы в рамках предмета «Окружающий мир». В настоящее время деятельностный подход является неотъемлемой частью процесса обучения. Одной из форм работы на уроках окружающего мира, способной пробудить интерес учащихся к предмету, формировать самостоятельность освоения новых знаний, является проектная деятельность.

Младшие школьники проявляют наибольший интерес к деятельности практического характера. Для них важно изучать работать с материалом, который они смогут применить на практике, в реальной жизни. Проектная деятельность в рамках предмета «Окружающий мир» помогает, учащимся самостоятельно понять ценность природы для человека, важность гармоничного отношения человека с природой, необходимость здорового образа жизни людей. Важно обратить внимание на то, что, создавая учебные проекты, учащийся получает не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности. Ученик учится общаться с другими людьми, исследовать окружающий его мир, определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы. Именно поэтому метод проектов является одной из основных форм работы на уроках в рамках программы «Окружающий мир».

 На уроке мы сформулировали гипотезу:» Если река, протекающая за нашей школой, имеет такой резкий неприятный запах, значит что- то с ней происходит и она нуждается в нашей защите.» После этого мы с ребятами поставили перед собой цель: провести комплексное эколого-краеведческое исследование реки Тызвы в черте города Павловска.

Задачи,которые стояли перед учениками:

  1. Собрать и проанализировать материал из разных источников по истории и экологическому состоянию реки Тызва.
  2. Определить возможные экологические показатели воды р.Тызвы, используя цифровую лабораторию «Архимед».
  3. Продумать и организовать «полезное творческое» дело по благоустройству и сохранению реки.
  4. Сделать выводы о состоянии реки и прогноз ее будущего развития.

 

Хочется призвать учителей младших классов не бояться внедрять метод проектов в свою деятельность. Поверьте, затраченные усилия окупятся с лихвой! В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно – исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно - нравственное воспитание. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уровень самооценки, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

 Нашему проекту мы определи область применения:

          Мы предложили:

- Вести просветительскую работу среди школьников об истории своего края и о значении природного богатства.

- Регулярно принимать участие в очистке русла реки .

- Не допускать случаев помывки  автомобилей в реке.

- Убирать за собой мусор после пикника.

Мы очень хотим, чтобы наша река  Тызва всегда была полноводной, красивой, чтобы в ней было много рыбы, и чтобы она постоянно пополняла Славянку. Мы призываем всех принять участие в решении этой проблемы. Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной!

«Спасём Тызву – реку нашего края и потомки нам скажут спасибо!

Давайте заботиться о природе: ведь это наше будущее!»

К такому выводу пришёл наш класс после трудоёмкой работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе

В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...