Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру на тему
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу: как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zueva_e._a.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель начальных классов МКОУ АСОШ №6,
Iквалификационная категория
Проектная деятельность
на уроках окружающего мира в начальной школе.
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу: как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Я работаю по программе УМК «Школа России». Обучение строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста, ориентируется на формирование компонентов учебной деятельности, на развитие умения, и желание детей учится, на воспитание духовной и эмоциональной культуры школьника, развитие его эрудиции и творчества с самого начала своей педагогической деятельности основными методами работы по окружающему миру были рассказ учителя, беседы с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили тексты. Эти методы работы убедили меня в том, что дети теряют интерес к такой чудесной дисциплине, как окружающий мир. Некоторое время я находилась в поиске, как сделать обучение ребёнка радостным и интересным. Изучив большое количество педагогических источников, просмотрев ещё несколько раз курс по окружающему миру, я пришла к выводу, что отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир»- его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать эрудицию и творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе, а ведущей идеей обновления методов работы на уроках окружающего мира- отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов ( практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проектов;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.
Педагогическая ценность проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержание в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Как это может выглядеть практически, представлено на примере учебного занятия по курсу А.А.Плешакова «Окружающий мир», которое прошло в 1 классе.
Тип проектной деятельности: исследовательский.
Тема звучит следующим образом: «Откуда в снежках грязь?». Она не надумана, она вытекает из требования программы по этому курсу. И как видно из названия, уже предполагает проблему и нацеливает учащихся на выдвижение гипотез и поиск ответа. А задача учителя - быть помощником на всех этапах урока.
В ходе учебного занятия были определены следующие задачи:
- организация деятельности учащихся для знакомства
- способствовать формированию умения учащихся исследовать практически природные объекты; развитию умения систематизировать и классифицировать, умения устанавливать связь между деятельностью людей и состоянием окружающей среды;
- воспитание интереса к изучаемому предмету.
Была проведена подготовительная работа: с прогулки принесены снежки, положены в стаканы для таяния.
Потребовалось оборудование: стаканы с тающим снегом (4), стакан с воронкой и фильтром (4), фишки, учебник 1 класс и рабочая тетрадь для 1 класса.
Занятие проходило по плану:
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности. В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы.
Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Выделение цели с помощью учителя.
Третий этап является подготовительным.
Разработка проекта( план деятельности по достижению цели.) В ходе этой деятельности составляется план деятельности по разработке проекта. Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. Выполнение проекта (конкретное практическое дело, либо ряд практических шагов к намеченной цели.)
Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной ролью.
Пятый этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но значение остальных групп, также остается важным. Группы внимательно следят за работой своей части проекта и при необходимости могут внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. В ходе самоанализа дети получают положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.
На доске план действия.
Действия в группе
- Обсуждение заданий (Коллективно)
- Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
- Оформление задания («иллюстраторы»)
- Формулирование выводов («аналитики»)
- Применение результатов («Исследователи»)
На мой взгляд, этот метод работы позволяет не только развивать знания, умения, навыки, но и индивидуальные способности каждого ребенка в своем классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
Из опыта работы "Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья из опыта работы...
Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
В статье "Проектная деятельность на уроках «Окружающего мира» в начальной школе" рассматривается метод проектов как условие развития социального аспекта личности за счёт включени...
"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"
Статья " Проэктная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"....
"Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"
Окружающий мир....
проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе
проекты на уроках...