Окружающий мир. "Перспектива". Почва. Состав почвы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗДУХ

ВОДА

СОЛИ

ОСТАТКИ ЖИВОТНЫХ

И РАСТЕНИЙ -ПЕРЕГНОЙ

ПЕСОК, ГЛИНА

ПЛОДОРОДИЕ

СОСТАВ ПОЧВЫ



Предварительный просмотр:

Название темы: «Почва. Состав почвы»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.

 Использованная литература:

1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс

2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows»

3. Ресурсы Интернет:

http://www.myshared.ru/ 

http://www.5klass.net/ 

http://www.nsportal.ru/ 

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Задачи:

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Ход урока  -------   Дети сидят группами по 4-6 человек

На доске Тема урока

Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

Голова хорошо ... (думает).

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: Какие водоемы бывают?

Ученик: Реки, озера, водохранилища, моря.

Учитель: Назовите крупные водоёмы нашей области.

Ответы учащихся.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли? Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Сегодня познакомимся с ещё одним природным богатством.

 - Отгадайте загадку: Слайд

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

Ученик: Почва ( Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.) 

Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? (Почва)

Учитель: Что ещё узнаете о почве? (Чтение плана на доске)

                                План

  1. Что такое почва?
  2. Образование почвы.
  3. Состав почвы. Её основное свойство.
  4. Что должен предпринять человек, чтобы уберечь почву?

Учитель: У каждого на столе таблица для работы, которую мы будем заполнять по ходу урока.

 

-Земля – говорим в быту, научное название ПОЧВА

Учитель: Дайте определение  слову  ПОЧВА

1 Ученик Почва (академический словарь русского языка) Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь
2 Ученик
 Почва (энциклопедия «Биологи») - самый поверхностный слой суши земного шара, образовавшийся в результате разрушения горных пород под действием температур воздуха и атмосферных осадков, живых и мёртвых растений, животных и микроорганизмов. 

Учитель: -Поищем информацию в справочном материале.

Почва – верхний плодородный слой земли (записываем в таблицу)

Учитель: Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.

Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.

- Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создАли условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)

Если вы в дождь пройдете по полю, это легко будет сделать?

Ученик: нет, на обувь сразу налипнет земля.

Учитель: Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Василий Васильевич Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, - во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с составом почвы.

Для этого мы проведём опыты, но прежде ознакомимся с памяткой.

Выключи проектор

Перед работой познакомимся с правилами при проведении опытов. У каждого на столе памятка (прочитаем вслух)

Памятка.

  1. Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время работы нельзя вставать с мест.
  3. Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
  4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
  6. После окончания работы необходимо вымыть руки.

Практическая работа. Состав почвы.

Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.

Опыт № 1 учащиеся

Учитель:  возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух. (записали в таблицу)

Учитель: Размешиваем почву палочкой и отставлю стакан в сторону. учащиеся

____________________________________

Опыт № 2 учащиеся

Учитель: Кладем немного почвы в салфетку, сжимаем, выкладываем почву, ЧТО увидели? (салфетка влажная). Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода. (записали в таблицу)

Опыт № 3 учитель

Учитель: Нагреваю почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорают мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых перегной  (образовался из остатков растений и животных). Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Учитель: Перегной определяет плодородие почвы. Чем его больше, тем плодороднее почва. Это основное (или главное) свойство почвы. (записали в таблицу) Почва, богатая перегноем, называется – чернозём.

Опыт № 4 учащиеся

Учитель: Посмотрим на  стакан с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх, которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина. (записали в таблицу)

Опыт № 5 учитель

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

      Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде. (записали в таблицу)

Учитель: Пользуясь кластером, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

 

Все ответы детей учитель записывает на доске в виде  Кластера «Состав почвы».

    Состав почвы

 

Учитель:  Какое основное свойство почвы?  

Ученик:  Плодородие (записали)

Учитель: Зачем нужно знать состав почвы, плодородна она или нет?

 Задание. Прочитайте текст  (про себя)

Учитель: Почему почва является важной частью жизни человека?

Учитель: Что является основным источником загрязнения?

Обобщение (по плану)

Учитель: Какие пословицы о почве, о земле вы подобрали?

Ответы учеников

Учитель: О чем говорят пословицы?

Ученик: наши предки называли землю матушкой, кормилицей. Оберегали её.  

 

 

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

Включи проектор

Слайд (полный ответ)

Рефлексия.  Продолжите фразу

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На уроке интересным для меня было…
  • На уроке новым для меня было…

Оценивание – устно с пояснением.

 Д/З.  А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.

1. Составить кроссворд по теме “Почва”.

2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.

3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.

 

 

Справочный материал.

Почва – верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы – плодородие.

В почве есть всё необходимое для растений. Воздух – для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет свой значение, но всё же главный-перегной. От его количества зависит основное свойство почвы – плодородие.

Загрязнение почвы в современном мире.

Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды.  

Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем.

Основные источники загрязнения почвы:

  1. Человек загрязняет почву разного рода вредными веществами - от промышленных выбросов, от автомобилей, от мусора.
  2. Человек может загрязнить почву химическими и радиоактивными осадками.
  3. Изъятие земель под строительство городов, дорог и прочих объектов инфраструктуры.
  4. Распашка и неправильная агротехника приводит к обеднению почв, вымыванию плодородного слоя, использование удобрений нарушает баланс энергии и отравляет почву.
  5. Вырубка лесов позволяет дождям и талой воде смывать огромные участки почв, а в перспективе грозит опустыниванию почвы.
  6. Добыча полезных ископаемых как открытым (в карьерах), так и закрытым (в шахтах), способом уничтожает огромные участки плодородной почвы.

Вывод: Любая промышленная или иначе техногенная деятельность человека наносит вред почвам, нарушает сложившийся биологический баланс.

Д/З.  Выбери

1. Составить кроссворд по теме “Почва”.

2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.

3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.

 Почва -_______________________________________________________

        __________________________________________

        



Предварительный просмотр:

        Памятка.

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время работы нельзя вставать с места.
  3. Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
  4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
  6. После окончания работы необходимо вымыть руки.

Памятка.

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время работы нельзя вставать с места.
  3. Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
  4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
  6. После окончания работы необходимо вымыть руки.

Памятка.

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время работы нельзя вставать с места.
  3. Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
  4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  5. Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
  6. После окончания работы необходимо вымыть руки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самый верхний слой земельный, В ней растут трава, деревья, Плодородием обладает, Как её все называют?

Слайд 2

Почва – верхний плодородный слой земли

Слайд 3

Предполагаемый облик Земли на догеологическом этапе

Слайд 4

Образование почвы скалы лишайники

Слайд 5

Докучаев Василий Васильевич Русский учёный Василий Васильевич создал науку о почве, о законах её образования, сохранения, плодородия – почвоведение . Почвоведение – это наука, изучающая почвы.

Слайд 6

Продолжите фразу Сегодня на уроке я узнал… На уроке интересным для меня было… На уроке новым для меня было…

Слайд 7

https://img-fotki.yandex.ru/get/6311/48540211.24/0_b9f30_2a2c8881_L https://d.backbook.me/file/2018/05/12/af/full_56bf0978d9.jpg http://www.reignbeauxfilms.com/wp-content/uploads/2015/09/rainbowbutterflies-210x210.png https://www.superprof.es/imagenes/anuncios/clases-particular-clases-apoyo-fisica-quimica-matematicas-economicas.jpg https://kak2z.ru/my_img/img/2017/07/14/85526.png http://korablik86.ru/upload/iblock/8fa/2017-07-14_115719.jpg Источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва. Состав почвы.

В презентации представлены опыты по определению состава почвы....

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"

Занимательный и содержательный урок  с мини-исследованием....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы"

формирование у учащихся понятие почвы и ее состава...

Урок окружающий мир "Почва.Состав почвы"

Урок окружающий мир, с применением мини-лаборатории. Урок был показан на зональном семинаре для учителей начальных классов 2018г...