Окружающий мир. "Перспектива". Почва. Состав почвы.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название темы: «Почва. Состав почвы»
Средства обучения (в том числе технические средства обучения)
Компьютер, интерактивная доска, почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами.
Использованная литература:
1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс
2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows»
3. Ресурсы Интернет:
Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»
Задачи:
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Метапредметные:
Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Ход урока ------- Дети сидят группами по 4-6 человек
На доске Тема урока
Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства». Давайте вспомним что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: Какие водоемы бывают?
Ученик: Реки, озера, водохранилища, моря.
Учитель: Назовите крупные водоёмы нашей области.
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли? Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Сегодня познакомимся с ещё одним природным богатством.
- Отгадайте загадку: Слайд
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют?
Ученик: Почва ( Земля. У слова “земля” несколько значений. Назовите их. (Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.)
Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? (Почва)
Учитель: Что ещё узнаете о почве? (Чтение плана на доске)
План
- Что такое почва?
- Образование почвы.
- Состав почвы. Её основное свойство.
- Что должен предпринять человек, чтобы уберечь почву?
Учитель: У каждого на столе таблица для работы, которую мы будем заполнять по ходу урока.
-Земля – говорим в быту, научное название ПОЧВА
Учитель: Дайте определение слову ПОЧВА
1 Ученик Почва (академический словарь русского языка) Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь
2 Ученик Почва (энциклопедия «Биологи») - самый поверхностный слой суши земного шара, образовавшийся в результате разрушения горных пород под действием температур воздуха и атмосферных осадков, живых и мёртвых растений, животных и микроорганизмов.
Учитель: -Поищем информацию в справочном материале.
Почва – верхний плодородный слой земли (записываем в таблицу)
Учитель: Прежде чем повести рассказ о земле, давайте вспомним историю. Мы отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные.
- Почему изменился облик земли? (Появилась вода; вода и тепло создАли условия для появления жизни в океане, а потом на суше.)
Если вы в дождь пройдете по полю, это легко будет сделать?
Ученик: нет, на обувь сразу налипнет земля.
Учитель: Вам и в голову не приходит, что вы идете по настоящему чуду природы – почве. Не сразу люди осознали, что это одно из главных наших богатств. Изучению почвы посвятил свою жизнь русский ученый, профессор Василий Васильевич Докучаев. Все, что вы дальше узнаете о почвах, - во многом результат его исследований. Но сначала давайте сами познакомимся с составом почвы.
Для этого мы проведём опыты, но прежде ознакомимся с памяткой.
Выключи проектор
Перед работой познакомимся с правилами при проведении опытов. У каждого на столе памятка (прочитаем вслух)
Памятка.
- Необходимо бережно относится ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- Во время работы нельзя вставать с мест.
- Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
- После окончания работы необходимо вымыть руки.
Практическая работа. Состав почвы.
Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.
Опыт № 1 учащиеся
Учитель: возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух. (записали в таблицу)
Учитель: Размешиваем почву палочкой и отставлю стакан в сторону. учащиеся
____________________________________
Опыт № 2 учащиеся
Учитель: Кладем немного почвы в салфетку, сжимаем, выкладываем почву, ЧТО увидели? (салфетка влажная). Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода. (записали в таблицу)
Опыт № 3 учитель
Учитель: Нагреваю почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорают мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых перегной (образовался из остатков растений и животных). Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Учитель: Перегной определяет плодородие почвы. Чем его больше, тем плодороднее почва. Это основное (или главное) свойство почвы. (записали в таблицу) Почва, богатая перегноем, называется – чернозём.
Опыт № 4 учащиеся
Учитель: Посмотрим на стакан с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх, которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина. (записали в таблицу)
Опыт № 5 учитель
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде. (записали в таблицу)
Учитель: Пользуясь кластером, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».
Состав почвы
Учитель: Какое основное свойство почвы?
Ученик: Плодородие (записали)
Учитель: Зачем нужно знать состав почвы, плодородна она или нет?
Задание. Прочитайте текст (про себя)
Учитель: Почему почва является важной частью жизни человека?
Учитель: Что является основным источником загрязнения?
Обобщение (по плану)
Учитель: Какие пословицы о почве, о земле вы подобрали?
Ответы учеников
Учитель: О чем говорят пословицы?
Ученик: наши предки называли землю матушкой, кормилицей. Оберегали её.
Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами будем любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Птице – воздух, рыбе – вода, а человеку – вся земля.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?
Включи проектор
Слайд (полный ответ)
Рефлексия. Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнал…
- На уроке интересным для меня было…
- На уроке новым для меня было…
Оценивание – устно с пояснением.
Д/З. А сейчас я вам предлагаю выбрать себе домашнее задание на следующий урок.
1. Составить кроссворд по теме “Почва”.
2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.
Справочный материал.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы – плодородие.
В почве есть всё необходимое для растений. Воздух – для дыхания, вода и соли – для питания, песок, чтобы почва была рыхлой, то есть каждый компонент имеет свой значение, но всё же главный-перегной. От его количества зависит основное свойство почвы – плодородие.
Загрязнение почвы в современном мире.
Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды.
Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем.
Основные источники загрязнения почвы:
- Человек загрязняет почву разного рода вредными веществами - от промышленных выбросов, от автомобилей, от мусора.
- Человек может загрязнить почву химическими и радиоактивными осадками.
- Изъятие земель под строительство городов, дорог и прочих объектов инфраструктуры.
- Распашка и неправильная агротехника приводит к обеднению почв, вымыванию плодородного слоя, использование удобрений нарушает баланс энергии и отравляет почву.
- Вырубка лесов позволяет дождям и талой воде смывать огромные участки почв, а в перспективе грозит опустыниванию почвы.
- Добыча полезных ископаемых как открытым (в карьерах), так и закрытым (в шахтах), способом уничтожает огромные участки плодородной почвы.
Вывод: Любая промышленная или иначе техногенная деятельность человека наносит вред почвам, нарушает сложившийся биологический баланс.
Д/З. Выбери
1. Составить кроссворд по теме “Почва”.
2. Подготовить сообщение о том, как повысить плодородность почвы.
3. Подготовить рисунок по теме “Берегите почву”.
Почва -_______________________________________________________
__________________________________________
Предварительный просмотр:
Памятка.
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- Во время работы нельзя вставать с места.
- Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
- После окончания работы необходимо вымыть руки.
Памятка.
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- Во время работы нельзя вставать с места.
- Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
- После окончания работы необходимо вымыть руки.
Памятка.
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
- Во время работы нельзя вставать с места.
- Опыт проводит один ученик, остальные молча наблюдают. Только после этого обмениваетесь мнениями по результатам проведённого опыта.
- Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену оборудования можно только с разрешения учителя.
- После окончания работы необходимо вымыть руки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва – верхний плодородный слой земли
Предполагаемый облик Земли на догеологическом этапе
Образование почвы скалы лишайники
Докучаев Василий Васильевич Русский учёный Василий Васильевич создал науку о почве, о законах её образования, сохранения, плодородия – почвоведение . Почвоведение – это наука, изучающая почвы.
Продолжите фразу Сегодня на уроке я узнал… На уроке интересным для меня было… На уроке новым для меня было…
https://img-fotki.yandex.ru/get/6311/48540211.24/0_b9f30_2a2c8881_L https://d.backbook.me/file/2018/05/12/af/full_56bf0978d9.jpg http://www.reignbeauxfilms.com/wp-content/uploads/2015/09/rainbowbutterflies-210x210.png https://www.superprof.es/imagenes/anuncios/clases-particular-clases-apoyo-fisica-quimica-matematicas-economicas.jpg https://kak2z.ru/my_img/img/2017/07/14/85526.png http://korablik86.ru/upload/iblock/8fa/2017-07-14_115719.jpg Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва. Состав почвы.
В презентации представлены опыты по определению состава почвы....
урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".
Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...
Урок окружающего мира "Почва.Состав почвы." 3 класс УМК "Планета знаний"
Занимательный и содержательный урок с мини-исследованием....
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Почва. Состав почвы"
формирование у учащихся понятие почвы и ее состава...
Урок окружающий мир "Почва.Состав почвы"
Урок окружающий мир, с применением мини-лаборатории. Урок был показан на зональном семинаре для учителей начальных классов 2018г...