урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_pochva.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №9»
Винакова Ж.И.
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»
Задачи:
Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Метапредметные:
Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.
Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.
Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Оборудование: учебник Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков, окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, препараты для практической работы, лист самооценки, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите на доску, рассмотрите иллюстрации, предложите задание для одноклассников. (сравнить)
-Какую бы из них во временной последовательности вы поставили бы на 1 место? Почему?
-Благодаря чему на земле появилась такая пышная растительность? (вода, воздух, ) А ещё? (Земля)
-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).
Итак, тема нашего урока: «Почва» (выставить на доску карточку).
-А что вы знаете о почве? (Немного)
- А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Что для этого нам надо сделать?
3.Подготовка к работе на основном этапе.
- Ребята, я предлагаю вам закончить фразу на листочках, как вы понимаете:
«Почва - это…»
- спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией с товарищем по парте. -Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свой листочек. Обсудите в четвёрках, повернитесь. Можете дополнить в свои листочки.
- Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?
- Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).
-Откройте учебник на с.18, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике? Молодцы!
- Давайте запишем определение в словарь на с.50 (Почва - верхний плодородный слой земли.
Слайд
- Какую информацию вы прочитали в учебнике об этом человеке? (Василий Васильевич Докучаев – русский учёный, всю свою жизнь посвятил изучению почвы).- слайд
-Да, В.В.Докучаев изучал почву и сделал много открытий. Тогда почему авторы учебника не дают нам полную информацию о почве? (Чтобы мы сами делали открытия).
-Что они нам предлагают сделать? (провести исследование)
- Что в ходе исследования предлагают авторы нам узнать? ( В учебнике: Состав почвы).
-Какова цель исследования? (В учебнике: определить состав почвы)
4.Практическая работа.
- Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.
- Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).
- Предлагаю вернуться к учебнику на с. 19.Посмотрите на картинки.
-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?
-Почему (в целях безопасности).
- Куда будем записывать наблюдения и выводы, посмотрите на значок? (в печатной тетради).
- Откройте тетрадь на стр.13. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.
- Предлагаю выполнить 1 опыт в парах. Прочитайте его описание.
- Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.
- А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Оцените себя. (лист самооценки.) Слайд Воздух
- Прочитайте 2-ой опыт. Сделали, записали, сверили, оценили.Слайд Вода
-Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама.(3)
3 опыт
- Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.
- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)
-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)
- Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (сгниют) Предположите, что же содержится в почве?
-Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд- Перегной
4 опыт
-Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили?(на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь- муть.
-Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?
- Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.
- Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем? Запишите в тетрадь. Слайд - Песок и глина
- А где можно увидеть песок и глину? Обратите внимание, когда роют котлован, эти слои могут быть хорошо заметны и выделяться.
5 опыт
-Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.
-Что вы видите на стекле после нагревания воды? На что похож этот белый налёт? Попробуйте предположить, что это. Сделайте выводы.Слайд 10- соли
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
5.Физминутка.
6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.
- Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования?(учебник с.19). Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в её состав)
-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?
-Какой вывод мы сделаем?(Дети называют)
ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы. Слайд состав почвы
7.Первичная проверка усвоения новых знаний.
- Предлагаю проверить свои знания. Перед вами карточка. Выберите себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.
Задание 1 уровня Вставь подходящие слова | Задание 2 уровня Вставь подходящие слова |
1.Почва-это… | 1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. |
2.Русский учёный, изучающий почву-… | 2.Основой почвы являются ____________и _______________. |
3.В составе почвы есть: | 3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве. |
- Давайте проверим свою работу, посмотрите на экран, оцените себя.
8.Итог урока. Рефлексия.
- Какова была цель нашего урока?
-Какой вид деятельности наиболее полезен на уроке?(на доске карточка со словом полезно)
-Какие факты оказались для вас удивительными?(карточка со словом удивительно)
Лист самооценки | ||
Фамилия уч-ся | Количество баллов | |
1.Почва-это | ||
2.Опыт 1 | ||
3.Опыт 2 | ||
4.Опыт 3 | ||
5.Опыт 4 | ||
6.Опыт 5 | ||
7.Самостоятельная работа |
- Посчитайте количество баллов, которое у вас получилось.
9-12 баллов –«5»
6-8 баллов-«4» Слайд
3-5- балла-«3»
- Кто доволен собой и удовлетворён результатом? Молодцы!
9.Информация о домашнем задании.
-Домашнее задание предлагаю на выбор:
а) Прочитать учебник на с.18-20 и ответить на вопросы.
б) Прочитать учебник на с.18-20 и найти информацию о почвах Белгородской области.
в) Прочитать учебник на с.18-20 и составить кроссворд для своего соседа по теме «Почва».
Приложение к уроку:
Лист самооценки | |
Фамилия уч-ся | Количество баллов |
1.Почва-это | |
2.Опыт 1 | |
3.Опыт 2 | |
4.Опыт 3 | |
5.Опыт 4 | |
6.Опыт 5 | |
7.Самостоятельная работа | |
Лист самооценки | |
Фамилия уч-ся | Количество баллов |
1.Почва-это | |
2.Опыт 1 | |
3.Опыт 2 | |
4.Опыт 3 | |
5.Опыт 4 | |
6.Опыт 5 | |
7.Самостоятельная работа | |
Лист самооценки | |
Фамилия уч-ся | Количество баллов |
1.Почва-это | |
2.Опыт 1 | |
3.Опыт 2 | |
4.Опыт 3 | |
5.Опыт 4 | |
6.Опыт 5 | |
7.Самостоятельная работа |
Задание 1 уровня Вставь подходящие слова | Задание 2 уровня Вставь подходящие слова |
1.Почва-это… | 1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. |
2.Русский учёный, изучающий почву-… | 2.Основой почвы являются ____________и _______________. |
3.В составе почвы есть: | 3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве. |
Задание 1 уровня Вставь подходящие слова | Задание 2 уровня Вставь подходящие слова |
1.Почва-это… | 1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. |
2.Русский учёный, изучающий почву-… | 2.Основой почвы являются ____________и _______________. |
3.В составе почвы есть: | 3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве. |
Задание 1 уровня Вставь подходящие слова | Задание 2 уровня Вставь подходящие слова |
1.Почва-это… | 1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. |
2.Русский учёный, изучающий почву-… | 2.Основой почвы являются ____________и _______________. |
3.В составе почвы есть: | 3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве. |
Задание 1 уровня Вставь подходящие слова | Задание 2 уровня Вставь подходящие слова |
1.Почва-это… | 1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее. |
2.Русский учёный, изучающий почву-… | 2.Основой почвы являются ____________и _______________. |
3.В составе почвы есть: | 3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве. |
ПОЧВА |
ПОЛЕЗНО |
УДИВИТЕЛЬНО |
ПОЧВА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"
Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")
Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...
Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс...
Конспект и презентация урока окружающего мира по теме "Почва, её состав"
Представляю вашему вниманию конспект и презентацию урока окружающего мира по теме: "Почва, её состав" 3 класс УМК "Гармония"....
Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Почва. Как образуется почва»
Технологическая карта...
Конспект урока окружающего мира "Что такое почва?" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока окружающего мираТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование знаний о почве и ее составе.Планируемые результатыПредметныезнать: понятие почва, cостав ...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Почва и её состав"
Тема урока: Почва и её составЦель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.Задачи урока Дидактические:1. Знать понятие «почва» и её состав;2. Научить провод...