урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klasse_pochva.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9»

Винакова Ж.И.

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: создать условия для организации исследовательской работы при изучении понятия «почва»

Задачи:

Личностные: способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; пониманию причин успеха в учёбе; ориентации на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Метапредметные:

Коммуникативные: создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Регулятивные: развивать способность ставить учебные цели и задачи, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность.

Познавательные: содействовать развитию умения анализировать изучаемый объект (почву) с выделением существенных признаков.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Оборудование: учебник Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков, окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику, препараты для практической работы, лист самооценки, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Посмотрите на доску, рассмотрите иллюстрации, предложите задание для одноклассников. (сравнить)

-Какую бы из них во временной последовательности вы поставили бы на 1 место? Почему?

-Благодаря чему на земле появилась такая пышная растительность? (вода, воздух, ) А ещё? (Земля)

-Как по-другому можно назвать слово «земля» (Почва).  

Итак, тема нашего урока:  «Почва» (выставить на доску карточку). 

-А что вы знаете о почве? (Немного)

- А что ещё хотите узнать? (Из чего она состоит)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

- Что для этого нам надо сделать?

3.Подготовка к работе на основном этапе.

- Ребята, я предлагаю вам закончить фразу на листочках, как вы понимаете:

«Почва - это…»

- спросите у своего соседа, обменяйтесь информацией  с товарищем по парте. -Если вы считаете информацию правильной, допишите её в свой листочек. Обсудите в четвёрках, повернитесь. Можете дополнить  в свои листочки.

- Кто желает поделиться тем, что у вас получилось?

- Как узнать правильность определения? (Обратиться к учебнику).

-Откройте учебник на с.18, найдите определение, что такое почва. У кого был верный вариант или был похож на вариант в учебнике? Молодцы!

- Давайте запишем определение в словарь на с.50 (Почва - верхний плодородный слой земли.

Слайд

- Какую информацию вы прочитали в учебнике об этом человеке? (Василий Васильевич  Докучаев – русский учёный, всю свою жизнь посвятил изучению почвы).- слайд

-Да,  В.В.Докучаев изучал почву и сделал много открытий. Тогда почему авторы учебника не дают нам полную информацию о почве? (Чтобы мы сами делали открытия).

-Что они нам предлагают сделать? (провести исследование)

- Что в ходе исследования предлагают авторы нам узнать? ( В учебнике: Состав почвы).

-Какова цель исследования? (В учебнике: определить состав почвы)

4.Практическая работа.

- Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

- Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).

- Предлагаю вернуться к учебнику на с. 19.Посмотрите на картинки.

-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?  

-Почему (в целях безопасности).

 - Куда будем записывать наблюдения и выводы, посмотрите на значок? (в печатной  тетради).

 - Откройте тетрадь на стр.13. Эту таблицу будем заполнять поэтапно.

 - Предлагаю выполнить 1 опыт  в парах.  Прочитайте его описание.  

- Выполняем. Что вы увидели? Запишите свои наблюдения и вывод.

- А теперь смотрим на экран, сравните свои результаты с эталоном. Оцените себя. (лист самооценки.) Слайд  Воздух

- Прочитайте  2-ой опыт. Сделали, записали, сверили, оценили.Слайд Вода

-Предлагаю понаблюдать за следующим опытом, который сделаю сама.(3)

3 опыт

- Ребята, следующий я проделаю сама, а вы внимательно наблюдайте и выводы записывайте в таблицу.

- Высушенный комочек почвы кладу в керамическую чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? (Появление дыма с запахом)

-Что может гореть? (остатки насекомых, листьев)

- Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? (сгниют) Предположите, что же содержится в почве?

-Свои наблюдения и вывод запишите в тетрадь. Проверим себя, лист самооценки. Слайд-   Перегной

4 опыт

-Теперь остаток почвы сильно прокаливаю, высыпаю в стакан с водой, размешиваю и даю отстояться. Что вы заметили?(на поверхности воды плавает мусор, а на дне стакана грязь- муть.

-Как вы думаете, что получится в результате, когда вода отстоится?

- Этот опыт, ребята, требует большего времени, поэтому я сделала его до урока, а вы можете проделать это дома вместе с родителями.

- Посмотрите, что получилось. Как вы думаете, что оказалось на дне стакана? -Какой вывод сделаем?  Запишите в тетрадь. Слайд - Песок и глина

- А где можно увидеть песок и глину? Обратите внимание, когда роют котлован, эти слои могут быть хорошо заметны и выделяться.

5 опыт

-Насыпаем остатки прокаленной почвы в стакан с водой и пробуем растворить ее. Профильтруем воду, нальем несколько капель на стекло и нагреем.  

-Что вы видите на стекле после нагревания воды? На что похож этот белый налёт? Попробуйте предположить, что это. Сделайте выводы.Слайд 10- соли

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

5.Физминутка. 

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

- Мы завершили наше исследование. Какова была цель нашего исследования?(учебник с.19). Что мы хотели узнать? (Из чего состоит почва и что входит в её состав)

-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

-Какой вывод мы сделаем?(Дети называют)

ВЫВОД:  В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.                                    Слайд состав почвы

7.Первичная проверка усвоения новых знаний.

- Предлагаю проверить свои  знания. Перед вами карточка. Выберите  себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

- Давайте проверим свою работу, посмотрите на экран, оцените себя.

8.Итог урока. Рефлексия.

- Какова была цель нашего урока?

-Какой вид деятельности наиболее полезен на уроке?(на доске карточка со словом  полезно)

-Какие факты оказались для вас удивительными?(карточка со словом удивительно)

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

- Посчитайте количество баллов, которое у вас получилось.

9-12 баллов –«5»

6-8 баллов-«4»                    Слайд

3-5- балла-«3»

- Кто доволен собой и удовлетворён результатом? Молодцы!

9.Информация о домашнем задании.

-Домашнее задание предлагаю на выбор:

а) Прочитать учебник на с.18-20 и ответить на вопросы.

б) Прочитать учебник на с.18-20 и найти информацию о почвах Белгородской области.

в) Прочитать учебник на с.18-20 и составить кроссворд для своего соседа по теме «Почва».

Приложение к уроку:

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Лист самооценки

Фамилия уч-ся

Количество баллов

1.Почва-это

2.Опыт 1

3.Опыт 2

4.Опыт 3

5.Опыт 4

6.Опыт 5

7.Самостоятельная работа

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

Задание 1 уровня

Вставь подходящие слова

Задание 2 уровня

Вставь подходящие слова

1.Почва-это…

1.Чем _____________в почве перегноя, тем она плодороднее.

2.Русский учёный, изучающий почву-…

2.Основой почвы являются ____________и _______________.

3.В составе почвы есть:

3.Для хорошего развития растений необходимы ___________________________, содержащиеся в почве.

ПОЧВА


ПОЛЕЗНО

УДИВИТЕЛЬНО

ПОЧВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Конспект урока окружающего мира в 3-м классе по теме "Почва" (УМК "Планета знаний")

Задачи:Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах;Развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный...

Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Почва". УМК "Гармония" 3 класс...

Конспект и презентация урока окружающего мира по теме "Почва, её состав"

Представляю вашему вниманию конспект и презентацию урока окружающего мира по теме: "Почва, её состав" 3 класс УМК "Гармония"....

Конспект урока окружающего мира "Что такое почва?" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мираТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование знаний  о почве и ее  составе.Планируемые результатыПредметныезнать: понятие почва,  cостав ...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Почва и её состав"

Тема урока: Почва и её составЦель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.Задачи урока Дидактические:1. Знать понятие «почва» и её состав;2. Научить провод...