План-конспект урока по окружающему миру. 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
- Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
- Познакомить местами их зимовки.
- Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.
Развивающие задачи урока:
- Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
- Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края
- научиться приводить примеры птиц каждой группы.
План урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепление и расширение знания о птицах. | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по окружающему миру. 1 класс.
Автор: Фёдорова Лариса Николаевна – учитель начальных классов.
Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.
Тема. Где зимуют птицы?
Место занятия в учебном процессе: 2 часть, раздел «Где и когда?», урок № 6.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закрепить и расширить знания о птицах.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
- Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о перелётных птицах и зимующих в наших краях.
- Познакомить местами их зимовки.
- Формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.
Развивающие задачи урока:
- Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.
- Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
- Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Воспитательные задачи урока:
- Воспитание в детях интереса к окружающей среде и, как следствие, бережного отношения к природе.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края
- научиться приводить примеры птиц каждой группы.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Мотивация и организация целеполагания.
- Изучение нового материала:
- знакомство с зимующими и перелётными птицами: разгадывание загадок, работа с учебником;
- практическая работа с картой;
- Первичная проверка понимания: беседа по прочитанному.
- Закрепление знаний и способов действий: выполнение задания «Подумай!», «Третий лишний», «Узнай птицу».
- Обобщение и систематизация знаний по теме: беседа.
- Контроль и самопроверка знаний: задание «Проверим себя».
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия.
- Подведение итогов занятия.
Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
- Компьютер, медиапроектор, экран.
- Презентация к занятию.
- Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. В двух частях. – М.: Просвещение, 2011.
- Тесты по предмету « Окружающий мир». В 2-х частях. Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, – М.: Просвещение, 2011.
- Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». Е.М. Тихомирова – М.Издательство «Экзамен», 2012
- Цветные карандаши.
- Карточки для групповой работы.
- Призы.
Методическая литература:
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: поуроч. разработки: 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2006. – 142 с. – (Зелёный дом).
- Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2006.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2011. – 173-181с. – (Зелёный дом).
Перечень используемых мультимедиа-ресурсов:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 2-х дисках: СD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2007.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия: В 6-ти дисках: CD-ROM. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2004.
Ход урока:
Название этапа урока | Содержание | Использование презентации |
Орг. Момент Учитель: | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ну-ка, проверь, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. | Слайд 1 |
Проверка выполнения домашнего задания | 1. Беседа. - О чём мы говорили на прошлом уроке? (О холодных и тёплых районах Земли) - Назовите холодные районы (Северный Ледовитый океан и Антарктида), тёплые районы (Саванна и Тропический лес) - Кто подготовил рассказ о интересном к сегодняшнему уроку? 2. Самостоятельная работа в тетради «Тесты». 3. Обобщение и систематизация знаний по изученным темам. 4. Оценка учителем успешности усвоения темы предыдущего урока. | Слайд 2
|
Мотивация и организация Закрепление знаний и способов действий Закрепление знаний и способов действий Физкульминутка Закрепление знаний и способов действий (Продолжение) Закрепление знаний и способов действий Сообщение темы и целеполагания |
Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик. - Ребята, у нашего Муравьишки проблема. Он просит вас о помощи. Кто готов ему помочь? Тогда слушайте. Муравьишка, наш Вопросник Очень –очень сильно просит Разыскать ему подружку, Ласточку Танюшку. Подружился летом с ней И соскучился по ней. Ребята, какая проблема у Вопросника? ( Не может найти подружку) Побежал он к ….(воробью) Рассказать беду свою. Воробей ему в ответ: «У кормушек я летаю Ничего «чирик» не знаю. Зиму здесь я провожу От холода я дрожу».
Так ответил Муравьишке воробей. Ребята, а кто знает, как зимой по воробьям погоду определить можно (Если воробей распушил свои пёрышки - быть сильному морозу). Муравьишка к другой птице По названию…..(синица) «Никуда не улетала И танюшку не видала В городе вороны, галки, Голуби и воробьи. Знают может … (снигири) Ты сходи у них спроси. «Ласточку твою не знаем Летом здесь мы не бываем. Не боимся мы простуды С первым снегом тут как тут мы» Ребята, а где проводят лето снегири? (Снегирь - птица кочующая. В течении зимы она постоянно движется к югу. В марте-апреле снегири возвращаются обратно к северу. Поэтому их называют кочующими). Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом. - Вы еще знаете таких птиц? (белые совы, клесты, снегири, чиж, чечётка) Не нашёл Вопросник свою подругу, отправился в лес. Зимний лес не спит, а дремлет Серебром унизан весь. Не покинув эту землю Много птиц осталось здесь. В яркой шапке пёстрый …(дятел) Барабанит мёрзлый ствол. Ловко-ловко по стволам Верх и вниз, и тут и там, Он мелькает целый день Эта птица …(поползень) Эта птица клювом шишки потрошит В еловых ветках всё шуршит (клёст) Трещит…(сорока) по утрам Пора, пора, а что пора? А пора нам отдохнуть Чтоб продолжить дальше путь
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки Стоп. Немного отдохнём И работать вновь начнём.
Да не просто бывает птицам зимовать. Как мы им можем помочь? ( Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом). -А чем они питаются? Составьте меню для птиц - Что нужно помнить при составлении меню для птиц? (Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного- не годятся. Можно давать кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя. Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину!
Не встретил ласточку Дружок наш, Муравей. Решил спросить у вас, Умненьких детей. - Ребята, о каких птицах мы говорили? (О зимующих). -Почему их так называют? (Они остаются зимовать в наши края. У них образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. По - другому их называют оседлыми). - Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева). - С какими ещё птицами мы уже знакомы? (С перелётными). Вы их знаете? Отгадайте загадки, о ком идёт речь?
Всех перелётных птиц черней Чистит пашню от червей Взад вперёд по пашне вскачь А зовётся птица (грач). На шесте дворец, Во дворце певец, а зовут его (скворец). Прилетел к нам, наконец, Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролёт Он поёт (соловей) - Почему их называют перелётными? ( Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).
- Ребята, какой вопрос стоит перед Вопросником? ( Где зимует ласточка?) Значит, как называется тема нашего урока? ( Где зимуют птицы?) - Какая цель стоит перед нами? (Узнать, все ли птицы зимуют одинаково или по-разному). - Сегодня мы говорим о птицах, которые встречаются в природе; узнаем, где зимуют перелётные птицы и как об этом узнали учёные. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
Усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка понимания | -Ребята, может ли Муравьишка найти зимой свою подружку? (Нет). Почему? (Она улетела в тёплые края). Где именно, зимуют перелётные птицы? (В Африке). Докажите. (Ответы детей). В прошлом, люди думали, что птицы улетают на Луну, и они добираются туда, как будто за 60 дней и погружаются в спячку. Некоторые думали, что маленькие птицы летят, пристроившись на спинах больших птиц. А ласточки будто бы никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно, что птицы улетают в тёплые края. - Как вы думаете, как люди узнали об этом?
Открывайте учебник на с. 17. Фотографии и рисунок подскажут вам, как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы. Учёные надевали на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом районе, об этом сообщают учёным, которые окольцевали птицу.
Таким образом, выяснили, что скворцы и грачи зимуют во Франции, утки в Северной Америке; мухоловка, горихвостка, жаворонок и наша подружка Муравьишки - ласточка в Африке. Птицы осенью разлетаются по всем материкам, даже до Австралии и Южной Америки. Последние годы для изучения перелётных птиц используют и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится. Сейчас учёные используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также учёные задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолёте, перевозили птенцов, но они всё равно возвращались домой и на следующий год опять повторяли свой путь. Оказывается, птицы летящие днём ориентируются на солнце, а летящие ночью – на звёзды. Ученики рассматривают рисунки зимующих птиц, читают их названия и отмечают синими фишками возле тех птиц, которых они видели зимой, а остальные красными фишками. Далее самостоятельно проверяют себя с. 84-85 ()
Затем рассматриваются карты в рабочей тетради, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли. Синими стрелками отмечают направление осенних перелётов ласточек и журавлей, а красными направление их весенних перелётов. | Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 |
Обобщение и систематизация знаний | Учитель организует фронтальную работу по формированию целостной системы ведущих знаний по теме. (На доске: Птицы Зимующие Перелётные Оседлые Кочующие Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся птицы? (Зимующие и перелётные) На какие группы можно разделить зимующих птиц? (Оседлые и кочующие). Почему? (Оседлые – остаются, никуда не улетают, кочующие – кочуют в поисках пищи) - Где зимуют перелётные птицы? | Слайд 23 |
Контроль и самопроверка знаний | 1. Задание «Проверим себя» (работа в группах) Ученики в группах выполняют задания по карточкам (приложение 2, 3), затем работа проверяется, отмечаются группы, выполнившие работу быстро и правильно. (Ответы детей с объяснениями) | Слайд 24 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Рабочая тетрадь с. 14-15, в дополнительной литературе, Интернете узнайте подробнее о перелётных птицах, приготовьте сообщение на следующий урок, что показалось вам самым интересным. Не забудьте покормить птиц! Учитель даёт каждому ребёнку «Рекомендации для занятий в семье». (Приложение 4) | Слайд 25 |
Рефлексия | -Что же мы посоветуем Вопроснику Муравьишке, как ему увидеться с Танюшей? Скоро придёт весна остаётся чуть-чуть подождать. А пока давайте представим, что весна уже пришла. Закройте глазки. (звучит пение птиц) | Слайд 26 |
Подведение итогов урока | Муравьишка благодарит вас за помощь и дарит вам маленький подарок с изображением птиц. (Приложение 5). Молодцы, все хорошо поработали. Много отвечал сегодня …… Спасибо за урок. | Слайд 27 |
Примеры вопросов:
Какая птица выше всех летает? | (орёл) |
Какая птица быстрее всех летает? | (стриж) |
Какая птица самая большая в мире? | (страус) |
Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? | (королёк) |
Какая птица имеет длинный хвост? | (павлин, сорока) |
Какую птицу называют лесным доктором? | (дятел) |
Приложение 1
Меню:
Арбузные семечки
Солёное сало
Дынные семечки
Жевательную резинку
Семечки подсолнуха
Просо
Крошки белого хлеба
Меню:
Пшено
Конфеты
Овес
Кедровые орешки
Ягоды рябины, бузины, черемухи
Крошки чёрного хлеба
Кусочки сала (несоленого)
Приложение 2
Приложение 3
Проверим себя.
ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1. Муравей нарисовал картину "Перелётные птицы". Всё ли на ней верно? Обведи "лишнюю" птицу. 2. Какая из птиц может съесть комаров, а какая — лягушку? Покажи стрелками этих птиц. |
Приложение 4
Рекомендации для занятий в семье
|
Приложение 5
Подарки от Мудрой Черепахи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"
Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...