Конспект урока окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели деятельности учителя:
· формирование знаний о первом полете в космос;
· формирование представлений о жизни страны в период СССР;
· воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формирование уважительного отношения к истории России.
Планируемые результаты
Предметные:
· знать историю периода СССР;
· уметь находить информацию из разных источников.
Личностные:
· принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
· проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 20 .04.2020 г. ФИО учителя: Шабалина М.Г.
Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская сош ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.
Класс: 4 ФИО методиста: Сачкова Т.А.
Кабинет: 4
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос»
Цели деятельности учителя:
- формирование знаний о первом полете в космос;
- формирование представлений о жизни страны в период СССР;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы и формирование уважительного отношения к истории России.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать историю периода СССР;
- уметь находить информацию из разных источников.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хрономет-раж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин. | - Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает! - Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 3 мин. | - Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке. - Что отмечалось в 1913 году, в феврале? - Какое событие произошло в начале 20 века, что изменило ход истории? - Кто такие большевики? - Что такое гражданская война? - Когда образовался Советский Союз? - Как изменилась жизнь в деревнях? - Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война? - Какие события Великой Отечественной войны тебе известны? - Сейчас мы послушаем проекты ребят, про героев Великой отечественной войны. | - 300-летие со дня избрания Романовых на царство. - Первая мировая война произошла в начала 20 века. - Сторонники В.И. Ленина. - Война, происходившая между гражданами одной страны. - Советский Союз образовался 1922 год. - Стали образовываться колхозы. - 22 июня 1941 года. Закончилась 9 мая 1945. - блокада Ленинграда, Сталинградская битва и другие. Защищают проекты. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: диалог. Практический метод: карточки, иллюстрации. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 4 мин. | - Сейчас я буду загадывать вам загадки, а ваша задача слушать их внимательно. В конце мы посмотрим, что объединяет все эти загадки. - Чудо – птица – алый хвост Полетела в стаю звезд. - В синей чашке – алый мяч, Он и светел и горяч. - Четыре стороны горизонта, А только из одной выходит солнце. - На шаре – леса, горы, моря, Он такой родной для тебя и меня. - Синий потолок, Очень он высок. Сколько ни пожелаем, До него мы не достанем. - Назовите ключевое слово. - Назовите синоним слова космос. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какие цели мы можем поставить на урок? - Молодцы. |
- Это ракета. - Солнце. - Восток. - Земля. - Небо. - Ключевое слово Космос. - Синонимы к слову космос: Вселенная, земля, орбита. - Тема нашего урока «Страна, открывшая путь в космос». - Цели: узнать, что такое космос, узнать, кто первый отправился в космос. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 10 мин. | - Что вы представляете, когда слышите слова космос, вселенная, воздушное пространство? - У каждого человека есть мечта. И мечты бывают разные. Русские люди давным – давно мечтали о полетах, о покорении звездного пространства. Герои любимых сказок летали на ковре - самолете. А русский человек такой: если он о чем – то мечтает – значит, обязательно будет стараться, чтобы его мечта осуществилась. - Как вам известно, помимо нашей планеты Земли существует много других планет. - Какие планеты вы знаете? - Космонавтика сравнительно новая наука. Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. - К. Э. Циолковский, которого называют отцом космонавтики, почти сто лет назад писал в своих книгах, что в состоянии невесомости у человека возможны головокружение, прилив крови к голове и другие серьёзные нарушения в организме. Но Циолковский не сомневался, что живые существа, в том числе и человек, смогут приспособиться к жизни в невесомости. - 2 апреля 1961 года весь мир облетела весть о том, что в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. - Кто был этим человеком? - Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в селе Клушино Смоленской области. В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в Оренбурге по первому разряду. И по собственному выбору был отправлен в Заполярье в одну из авиационных частей Северного флота. В 1960 году в числе кадровых летчиков, обладающих отличной летной выучкой и хорошими теоретическими знаниями, был зачислен в первый отряд космонавтов, где успешно освоил специальную программу подготовки. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур совершил первый в истории человечества полет в космос на космическом корабле «Восток», за 108 минут облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестностях деревни Смеловки Саратовской области. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны. 14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. Физминутка - Садитесь, пожалуйста. | - Огромное небо, звезды, Солнце, Землю, Луну, все планеты Солнечной системы, млечный путь, невесомость. - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. - Юрий Алексеевич Гагарин. Слушают учителя. Выполняют упражнения. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление Словесный метод: диалог. Наглядный метод: презентация. | 6 мин. | - Космонавт СССР, генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. - С детства любил и умел рисовать. Во время войны рисовал сцены сражений и дарил их раненым бойцам в соседнем госпитале. Летом 1944 г. эти рисунки были вывешены в больничных палатах. Это была его первая выставка. - До зачисления в отряд космонавтов проходил летную службу в Группе Советских войск в Германии. - Зачислен в отряд космонавтов 7 марта 1960 г. - Первый космический полет совершил в качестве второго пилота корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. В ходе полета совершил первый в мире выход в открытый космос. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд. - В одно мгновение Леонов стал живым спутником Земли. Он парил, плавал и кувыркался над планетой и в то же время летел рядом с кораблем со скоростью 28000 километров в час. Экспериментально было доказано: человек может жить и работать в открытом космосе. - Только ли мужчины летали в космос? - Верно. Всем известно имя первой в мире женщины - космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Она совершила космический полёт в июне 1963 года. Она пробыла в космосе 71 час, совершив 48 оборотов вокруг Земли. - Еще одна известная женщина - космонавт Савицкая Светлана Евгеньевна. Свой первый космический полет совершила в 1982 году в качестве космонавта - исследователя. Второй космический полет совершила в 1984 году. Светлана Савицкая - первая в мире женщина- космонавт, осуществившая выход в открытый космос. | Слушают учителя. - Нет, была еще и женщина. Валентина Терешкова. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение работы в парах. | 7 мин. | - Сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать вопрос, а ваша задача, ответить на него по поднятой руке. - Не попросив подмог ни у кого, Сама восстав из пепла и из праха Моя страна, не знающая страха Шлёт в космос сына своего. - Назовите фамилию этого человека. - Как звали собаку совершившую первый полет в космос? - Кто является основоположником космонавтики? - Человек, который первым в мире вышел в открытый космос. - Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил свой полет? - Первая женщина – космонавт. - Фамилия женщины-космонавта, осуществившей выход в открытый космос. - Молодцы. | Участвуют в викторине. - Это Юрий Алексеевич Гагарин. - Собаку звали Лайка. - Циолковский Константин Эдуардович. - Алексей Леонов. - Корабль Восток. - Валентина Терешкова. - Савицкая. | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: беседа. | 6 мин. | - Сейчас мы выполним задания в рабочей тетради на странице 52. Выполняем задания в парах. - Давайте проверим то, как вы выполнили их. | Выполняют задания. | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 3 мин. | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 53 № 3,4. Учебник стр. 147 – 149. | - Тема нашего урока «Страна, открывшая путь в космос». - Цели: узнать, что такое космос, узнать, кто первый отправился в космос. - Цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |
Задания, разработанные для дистанционного обучения:
- Для данного урока детям был отправлен документальный фильм «Космос».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока . Окружающий мир.Чтобы путь был счастливым. 3 класс.
Окружающий мир. Тема "Чтобы путь был счастливым". 3 класс....
Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России»
Урок-исследование...
Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»
Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...
Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)
Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...