Конспект урока . Окружающий мир.Чтобы путь был счастливым. 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Мартынова Татьяна Алексеевна

Окружающий мир. Тема "Чтобы путь был счастливым". 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Урока  окружающего мира . 3 класс.

 Тема:  Чтобы путь был счастливым

Цели урока:    Научить   выполнять   правила   безопасного   поведения   на   улицах   и  дорогах;  учить

                         работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их,

                         задавать вопросы товарищам.

                         Развить мышление, речь, кругозор, память.

                         Учить быть  внимательными,  аккуратными, доброжелательными.

                                             

        Оборудование:  плакат с темой раздела, урока, девиз урока, дорожные  знаки , рабочие тетради, тетрадь

                                     «Проверим себя»,  карточки с заданиями, светофор, жетончики( для оценки), веера чисел.

                                                                    Ход    урока

    I. Организационный момент

                            Учитель: -   Начинается урок,                    

                                                 Он пойдет ребятам впрок.

                                  Дети: -   Постараюсь все понять,

                                                 Многое хочу узнать!

  II. Проверка домашнего задания

 1. Фронтальный опрос по изученному материалу:

    - Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( «Наша безопасность»)

    - О чём  мы говорили  на первом уроке  ?  ( об огне, о воде и газе)

     - Проверим, как вы усвоили урок. Задайте вопросы товарищам  по изученному.

     Проверка ответа:  светофором.

   ( - Как нужно действовать, если возник пожар?

- Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?

- Назовите номер телефона газовой службы.

- По какому телефону можно вызвать пожарных?  и др)

( Детям за ответы выдаются жетончики , по которым в конце урока будет ставиться оценка)

 2.Проверяется задание № 4 в рабочей тетради (с. 4).

- Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.

-Оцените работу товарища в рабочей тетради.  Взаимопроверка.

 3. Самостоятельная работа в тетради  «Проверим себя» ( с 4 «Огонь, вода  и газ»)

      Работу проверит учитель.

III.  Проблемная  ситуация. Определение темы урока.

- Как вы считаете, всё мы теперь  знаем  по теме  «Наша безопасность»?

- Чем вы предлагаете заняться на этом уроке? ( расширить наши знания по теме)

- Мы говорили о безопасности, которую надо соблюдать дома. Но очень часто мы покидаем   дом.

Что же говорят вам родители, когда вы собираетесь куда-то идти или ехать?

- Да, они вам говорят «Счастливого пути!».

- Какая будет тема нашего урока?  ( «Чтобы путь был счастливым»)

- Но для того, чтобы пожелание сбылось, надо  всем  постараться. Почему? ( дорога таит опасности)

- Если вы идете в школу, то кем вы становитесь в пути? (пешеходом)

- Если вы куда-то едете на каком-то  транспорте, то кем вы становитесь? ( пассажиром, велосипедистом)

- Опасностей в дороге много. Вы становитесь пешеходами, пассажирами или велосипедистами.

  Так  о чем ещё   сегодня  надо  говорить на уроке ?( о правилах  пешехода, пассажира, велосипедиста)

   IV. Актуализация знаний. Открытие  нового.

  Введение в тему. Работа в паре по карточкам.

 - А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения?

- На листиках  записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть как верные,

 так и неверные. Найдите ошибки , исправьте карандашом.

_______________________________________________________________________________________

     « Найди  ошибки в правилах дорожного движения, исправь»:

 - Ходить разрешается по проезжей части.

 - Переходить улицу только там, где положено.

 - Переходить только на желтый сигнал светофора.

 - Можно кататься там, где ездят автомобили.

 - Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

     - Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

______________________________________________________________________________________

Дети выбирают верные утверждения (работа ведется в парах), ищут ошибки.

-  Фронтальная  проверка  работы. Светофор.

  - Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до  

  нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

   Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик»:

        Говорит беспечный Петя:                      Каждый, кто машиной правит

   - Мне опасность не грозит.                    Скажет вам наверняка,

   Как шофер меня заметит -                   Что, конечно, не задавит

   В тот же миг и тормозит.                   Ученик грузовика.

    Что же может тут случиться?         Но, добавим мы серьезно,

    Ведь на улице пока                                  Что растяпа-ученик

    Грузовик меня боится.                           Может рано или поздно

    А не я - грузовика!                                   Сам попасть под грузовик.

 

    Он смеется:                                              Вот поэтому, всегда,

    - Не пойму.                                               Чтобы не стряслась беда,

    Отчего и почему                                      Должен путь ученик  

    Должен путь ученик                              Уступать грузовику,

   Уступать грузовику.                               На дороге каждый миг

   Если может грузовик                              Должен быть он начеку!

   Уступить ученику?

- Какой совет дадим  Пете?

V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме.

 Работа по учебнику.

1)-Проверим, правильно ли мы с вами  сделали выводы..

        2) - Читаем  текст в учебнике «Если ты пешеход» (с. 8-9).

3)- Каким должен быть современный пешеход? (Собранным, внимательным, осторожным).

          4)-Дома  составьте  торжественное обещание пешехода, которое вы дадите  своим  родным

         (учебник, с. 13,   задание 1).

(Например: «Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по  проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный».)

  5) - Выполним  задание раздела «Подумай»: продолжите  историю про Асю и Нину (с. 12).     

               

       6)- Что значит быть собранным? (Уверенность в себе, способность за секунды найти

      верное решение). 

       7)- Выполним  задание 1 (с. 12, раздел «Подумай»).

       8)- Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?

         

   9) -  Самостоятельно прочитайте  текст «Если ты велосипедист» с.10.

  10)- Проверим какие знания  вы приобрели. Задайте товарищам вопросы по прочитанному.

     ( - С какого возраста можно ездить на велосипеде?

      -  Как нужно переходить дорогу с велосипедом.

      - Где можно кататься на велосипеде?

      - Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?

      - Почему нельзя никого катать на раме велосипеда или багажнике? )

      11) -   Вы  - пассажиры.  Ответьте на вопросы:

      - Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?

      - Почему нельзя высовывать в окно руку и голову?

      - Почему нельзя брать вещи, оставленные без присмотра?

      - Почему нельзя прислоняться к двери во время движения?

     12) – Проверим, правильно вы ответили . Читаем текст «Если ты пассажир» с.11

      VI. Закрепление.

       1) Работа в рабочей тетради.

          1) С.5  №1.

        - Прочитайте. Вспомните три главных правила пешехода и заполните пропуски. Используйте слова

         для справок.

         Взаимопроверка .

            - Прочитайте правила, которые у вас получились. (Ходить только по тротуару и никогда не ходит  

            по  проезжей  части.  Переходить улицу  только там, где положено, и никогда не переходить (и не

            перебегать!)  в  неположенном  месте.  Переходить  улицу  только  на  зеленый  свет  светофора и

             никогда не переходить на красный.)

            2)  С.6  № 2.

      - Прочитайте. Рассмотрите рисунки. Все ли ребята на рисунках поступают правильно. Объясните.

        Найдите   рисунки, на которых ребята поступают правильно. Раскрасьте кружок зеленым  

        карандашом.

       Взаимопроверка.

           3) С.6-7   № 3.

      - Прочитайте первое высказывание. Оно верное? (Нет)

      - Обведите ответ НЕТ в кружок.

      - Прочитайте второе высказывание. А это высказывание верное? (Да)

      - Обведите ответ ДА в кружок.

       - Выполните задание самостоятельно.

        Проверка , чтение по цепочке, светофорами.

         4)  С.7  № 4.

         - Прочитайте.

        - Рассмотрите рисунки. Кто из мальчиков поступает правильно? Докажите.

        - Какое правило нарушает мальчик на первом рисунке?

        - Почему нельзя пересекать дорогу на велосипеде?

        - Раскрасьте кружок зеленым карандашом.

        5) С.8  № 5.

        - Прочитайте.

        - Найдите правильные ответы. Поставьте знак «+»

         Проверка.

         -  Прочитайте правильные ответы.

  2. Проверка знаний.( обвести  на листиках буквы)

     - Если ученик правильно ответит на все вопросы, он отгадает слово и будет знатоком правил

       дорожного движения, его путь будет счастливым!

________________________________________________________________________________________

                           Проверка знаний «Чтобы путь был счастливым»

   1) Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

      с) левой;

      з) правой.

   2) Если человек находится внутри транспорта, путешествует

      н) пассажир;

      м) водитель.

   3) Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется ...

      а) тротуар;

      о) шоссе.

    4) Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

      т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

      д) красный треугольник с изображением человека.

       5) Переходя улицу, надо сначала посмотреть ...

         а) направо;                                                  

         о) налево.

       6) С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?                                                    

          г) с 10 лет;

          к) с 14 лет.

_________________________________________________________________________________

       Если все ответы верные, должно получиться слово ЗНАТОК.

  VII. Итог урока. Выставление оценок за урок.

    - Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасности?

    - Кто сколько набрал жетончиков ? Подведем итог . (выставляются оценки )

VIiI. Домашнее задание

    1. Прочитать текст «Чтобы путь был счастливым» (учебники, с. 8-12).

    2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 12).

                   

                                                 

          Приложение к уроку

                                                         Ходить надо уметь

                      (отрывок из книги В. Стрелкова «Это должен знать каждый»)

      Да, надо уметь правильно ходить. Пешеходами считаются и те, кто передвигается в инвалидной коляске без двигателя, ведет по дороге руками велосипед, везет санки, тележку или детскую коляску.

             Если  человек находится  внутри  транспорта,  то   он   может   быть  водителем,  кондуктором,  

  пассажиром.

          Тротуар и пешеходная дорожка - это специально отведенные пути для ходьбы. Они отделены от проезжей части для того, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. Тротуар возвышается над проезжей частью и имеет твердое покрытие. Пешеходная дорожка может быть очень узкой, обозначается она знаком: в середине синего круга изображен белый силуэт шагающего человека и называется знак «Пешеходная дорожка».

         Но вот потребовалось перейти на другую сторону улицы, а для этого надо пересечь проезжую часть. Это можно делать только в строго определенных местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, где разметкой типа «зебра» обозначен пешеходный переход или где находится знак «Пешеходный переход» - синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением черного силуэта человека, идущего по «зебре». Если же нет ни переходов, ни мостиков, ни обозначенных дня перехода мест, тогда улицу надо переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Если это загородная дорога, то пересекать проезжую часть можно только под прямым углом и в таких местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

          Не забудь перед тем, как начнешь переходить улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части, - посмотреть направо. Эта мера безопасности связана с правосторонним движением: вначале убеждаешься в том, что безопасна ближайшая к тебе, правая сторона дороги, затем - противоположная, левая.

         На улицах с односторонним движением транспорт едет только в одном направлении. Вот почему и смотреть приходится только в одну сторону во время перехода улицы: направо или налево.

         В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика. Но главное - надо всегда быть предельно бдительным, осторожным при переходе улицы, даже если дан разрешающий для пешехода сигнал.

         Следует помогать перейти улицу маленьким детям, инвалидам, пожилым людям, которым затруднительно ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Необходимо быть не только внимательными, но и предупредительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме: "Чтобы путь был счастливым"

урок по окружающему миру в 3 классе....

Разработка урока по окружающему миру "Чтобы путь был счастливым"

Предлагаю вниманию подписчиков сайта свою разработку урока по окружающему миру по теме "Чтобы путь был счастливым"....

Презентация к уроку окружающего мира "Чтобы путь был счастливым" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Чтобы путь был счастливым". 3 класс...

Конспект урока окружающего мира "Чтобы путь был счастливым" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема: «Чтобы путь был счастливым»Цели деятельности учителя: формирование и закрепление знаний правил безопасности дорожного движения.Планируемые результатыПредметные:знать правила безопасн...

Тест по окружающему миру "Чтобы путь был счастливым"

Проверка знаний по изученной теме...

Технологическая карта урока окружающего мира «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки» УМК "Школа России", 3 класс

Тема урока «Чтобы путь был счастливым, дорожные знаки»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний безопасного передвижения на улице, в транспорте, ...