план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2
Предмет : Окружающий мир
Тема урока: «Путешествие по материкам»
УМК: Школа России
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: Учебник 2 класс,2 часть; презентация
Цель урока: формирование ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с особенностями материка Евразия.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с особенностями материка Евразия: месторасположением материка, его географическими объектами, флорой и фауной материка, достопримечательностями; со странами, расположенными на материке.
Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор;
развивать умение работать с физической картой, научным текстом; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение); прививать уважительное отношение друг к другу; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_po_okr.mir_3.docx | 42.35 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.82 МБ |
prilozhenie.docx | 12.06 КБ |
pril.1.docx | 19.42 КБ |
prilozhenie_1.docx | 701.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
Дата: 14.05.20 г.
Предмет : Окружающий мир
Тема урока: «Путешествие по материкам»
УМК: Школа России
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: Учебник 2 класс,2 часть; презентация
Цель урока: формирование ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с особенностями материка Евразия.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с особенностями материка Евразия: месторасположением материка, его географическими объектами, флорой и фауной материка, достопримечательностями; со странами, расположенными на материке.
Развивающие: развивать логическое мышление, пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор;
развивать умение работать с физической картой, научным текстом; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение); прививать уважительное отношение друг к другу; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
1.уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;
2.уметь работать с готовой моделью (физической картой);
3.уметь находить на физической карте материки и океаны, географические объекты и их названия;
4.уметь расширить знания о материках нашей планеты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1.формулировать тему урока при помощи учителя;
2.в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
1.ориентироваться в учебнике;
2.перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
1.высказывать свою точку зрения;
2.задавать вопросы, отвечать на вопросы;
3.учиться слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
1.осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап урока: | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||
Контроль и самоконтроль | Планируемые результаты | |||||||
Мотивационный | Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок доставит удовольствие от общения друг с другом. На уроках внеклассного чтения мы знакомились с притчей. Напомните, пожалуйста, что такое «притча»? Позвольте начать урок с притчи. Читает притчу. Ребята, послушайте притчу и ответьте, чему она учит? Один моряк потерпел кораблекрушение и сумел доплыть до необитаемого острова. Из обломков мачт он соорудил хижину, нашёл себе пропитание. Место было глухое, а моряк умел читать карты, которые прибило к берегу. Когда обитатель острова был в лесу, хижина сгорела от удара молнии. Моряк сел и заплакал. Вдруг он поднял голову и увидел корабль, приближающийся к берегу. Матросы уже спускали на воду шлюпку, чтобы спасти товарища, попавшего в беду. - Как вы нашли меня здесь? – спросил моряк. - Мы увидели огонь и дым от костра, - отвечали матросы. Предлагает определить в чем смысл пословицы. -В чём заключается смысл этой притчи? На нашем уроке вас ждёт много интересных заданий[a], новых открытий. Если возникают затруднения, что надо проявлять по отношению друг к другу? | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Притча – это краткий поучительный рассказ. Объясняют смысл пословицы. Смысл притчи заключается в том, что матрос выжил в таких трудных условиях благодаря своим знаниям, находчивости, выносливости, трудолюбию, терпению, а, самое главное, что ему помогли товарищи. Отвечают на вопросы учителя. Взаимовыручку, взаимоуважение. | Ф | Интерактивное оборудование (Доска) | Устный контроль | Р1 |
Актуализация знаний | Создание условий усвоения пройденного материала | Словесный (беседа) | Актуализирует знание учащихся. -Какое путешествие мы совершили на прошлом уроке? -Кто впервые совершил кругосветное путешествие? -Что доказал путешественник? Предлагает продолжит путешествие. -Вы хотите продолжить путешествие? Тогда мы снаряжаем три корабля и отправляемся в дальнее плавание. (Класс украшен макетами кораблей). (Ребятам предлагается почувствовать себя в роли моряков – повязать синие галстуки, капитанам кораблей - надеть фуражки). Мотивирует учащихся. К берегам неведомой земли Плывут по океанам корабли, Командам не страшны преграды, На острове всех ждут награды! -За активность на уроке будут выдаваться кораблики. Чем больше заработаете корабликов, тем быстрее познаете неведомые дали. Полный вперёд! (Звучит гудок корабля). Пока отплываем от берега, проверим, что вы запомнили из прошлого путешествия. Предлагает вспомнить прошлый материал и выполнить задание на карточке. Объясняет задание. Разбейте слова на группы. Тихий океан Северная Америка Южная Америка Индийский океан Евразия Африка Атлантический океан Австралия Северный Ледовитый океан Антарктида Продолжаем вспоминать, что запомнили из прошлого путешествия. Предлагает вспомнить определение океана. -Что такое океан? -Каким цветом на карте обозначают океаны? Ведёт беседу про океаны. Определите по контуру на карте океан. Задаёт вопросы. -Сколько океанов в Мировом Океане? -Самый большой океан? -Самый маленький океан? -Самый узкий океан? -Самый тёплый океан? -Самый холодный океан? -Самый глубокий океан? -Самый мелкий океан? -Какой океан имеет второе, не вполне официальное, название «Великий»? Название какого океана говорит о своём месторасположении? -Этот океан получил своё название от страны, берега которой он омывает. -Какой океан не пересекает экватор? Даёт словесную оценку. Молодцы! Многое вы запомнили из прошлого путешествия об океанах. | Вспоминают пройденный материал. -На прошлом уроке мы совершили кругосветное путешествие по нашей планете. -Впервые совершил кругосветное путешествие Фернан Магеллан – на пяти кораблях. -Путешественник доказал, что Земля имеет форму шара. -Соглашаются. Разбивают на группы слова. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый Материки: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида Вспоминают определение океана. -Океан – это огромное водное пространство. -Океаны на карте обозначают синим цветом. Беседуют с учителем про океаны. -По контуру на карте определяют океан. Отвечают на вопросы учителя. -В Мировом океане – 4 океана. -Самый большой океан – Тихий. -Самый маленький океан - Северный Ледовитый. -Самый узкий океан – Атлантический. -Самый тёплый океан – Тихий, так как самая широкая часть находится вблизи экватора. -Самый холодный океан - Северный Ледовитый. -Самый глубокий океан – Тихий. Наибольшая глубина (11 022 м) в Марианской впадине. -Самый мелкий океан - Северный Ледовитый, так как средняя глубина 1 125 м. -Другое название есть у Тихого океана. -Северный Ледовитый океан -Индийский океан. -Северный Ледовитый океан | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Р1 |
Постановка учебной задачи | Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока. | Словесный (Беседа) | Предлагает послушать стихотворение для того чтобы определить тему урока. -Послушайте стихотворение. Оно поможет сформулировать тему урока. Читает стихотворение. С давних времён, из века в век, Узнать стремился человек, Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли, И опускался до глубин, И поднимался до вершин. Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал. Задаёт вопросы по стихотворению. -О чём говорится в стихотворении? -Попробуем предположить, какова тема урока? -Какова цель урока? Предлагает наметить план. -Давая природную и географическую характеристику, наметим план, что будем изучать о материке. Предлагает вспомнить всё что знаем о материках. Вспомним, что уже знаем о материках. Задаёт вопросы о материке. -Что такое «материк»? -Скажите другое название материка. -Каким цветом на карте обозначают огромные участки суши? -Чего больше на Земле: воды или суши? Создаёт проблемную ситуацию. Говорит, что к нам сегодня в гости пришёл муравьишка – вопросик и просит нас о помощи. Давайте посмотрим с каким же вопросом он к нам пришёл. (Какие материки есть? Сколько всего материков?) Проводит воспитательный момент. Предлагает посмотреть видео ролик «Материки» Предлагает предположить к какому первому материку приплывут корабли. -Как вы думаете, к какому первому материку приплывут наши корабли? | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. В стихотворении говорится о том, как люди путешествовали, хотели познать мир и открывали материки. Тема урока «Путешествие по материкам». Цель урока: дать природную и географическую характеристику материка. План: 1)изучить материки – определить их месторасположение; 2)выяснить, какие океаны омывают; Вспоминают все что знают о материках. Отвечают на вопросы о материке. -Материк (континент) – это огромный участок суши, окружённый водой. -Огромные участки суши обозначают жёлтым, коричневым, зелёным цветом. -Больше на Земле воды – ¾ (71%), суши - ¼ (29 %). Читают вопрос Муравьишки – вопросика. Смотрят видео ролик «Материки» | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | П2; К3; Р1; Р2 |
Учебные действия | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы. Составление алгоритма своих | Словесный (Беседа) | Предлагает начать путешествие с материка Евразия. -Кто знает, на каком материке расположена наша страна Российская Федерация? -Начнём наше путешествие с изучения Евразии. Напоминаю, кто больше наберёт корабликов, тот станет самым почётным гостем Евразии. Беседует по теме урока. Задаёт вопросы. -К какому информационному источнику можем обратиться дополнительно, чтобы пополнить знания о материке на уроке. -В путешествии необходимо ориентироваться. Что для этого надо взять? -Что такое «глобус»? -Что такое «карта»? -Чем удобнее пользоваться в путешествии картой или глобусом? Корабли по морю плыли, К чуду острову спешили. Ждали там давно гостей, Лучших первооткрывателей. Предлагает поработать с картой. -Выясним месторасположение Евразии. Какой источник может нам помочь? -Покажите на карте материк Евразия. Учит показывать материк на карте. Предлагает сделать вывод о материке Евразии. -Если сравнить материк Евразия с другими материками по площади, то какой вывод можем сделать? Задаёт вопросы про океаны Евразии. -Чтобы узнать, какие океаны омывают Евразию, к какому источнику обратимся? Вызывает ученика к доске, для показа на карте океаны, омывающие Евразию. -В каком источнике можем узнать, из каких двух частей света состоит материк Евразия? Делит детей на 5 групп. Вспоминает правила работы в группах. Каждой группе даёт ознакомится из учебника с одним материком. 1 группа- Евразия - с. 118 2 группа - Северная Америка - с. 120 3 группа - Южная Америка - с. 121 4 группа- Африка - с. 122 5 группа- Австралия - с. 123. Предлагает каждой группе рассказать подготовленную информацию. Дополняет ответы учащихся, если нужно, показывает картинки, фотографии. Предлагает оценить работу каждой группы по критериям. (Если группа представила материал интересно и у вас нет вопросов – то говорим отлично, а если есть вопросы – хорошо) — О каком материке в учебнике не рассказано? — Что вы о нем знаете? | Материк Евразия. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. -Чтобы узнать о материке больше, нам может помочь электронная библиотека – электронная энциклопедия. -Карту, глобус. -Глобус – уменьшенная модель Земли. -Карта – это изображение Земли на плоско-сти. -В путешествии удобнее пользоваться картой. Работают с картой. -Карта. Ученик показывает на карте материк Евразия. Делают вывод о материке Евразия. -Материк Евразия – самый большой. -Наш помощник в этом – карта. -Ученик показывает на карте океаны, омывающие материк Евразия. Евразия омывается четырьмя океанами: на юге – Индийским, на севере – Северным Ледовитым, на западе – Атлантическим, на востоке – Тихим. -В учебнике. Делятся на группы. Вспоминают правила работы в группе. Знакомится с информацией. Каждая группа представляет свою информацию. Оценивают представленную ин-ию каждой группы по критериям. -Об Антарктиде. Ответы детей. | Ф, Г | Интерактивное оборудование (доска) Дидактическое средство (карточки) | Устный контроль Письменный контроль | ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, П1, К1,К2, К3, Р2 |
Физминутка | Обеспечение условий усвоения выполнения упражнений | Словесный (Беседа) | Предлагает отдохнуть. И поиграть в игру. Объясняет задание. Если я говорю названия океанов, то вы приседаете. А если я говорю название материков, то вы тянитесь вверх на носочках. | Выполняют упражнения. | Ф | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль | Л1 |
Действие контроля, самоконтроля | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи. | Словесный (Беседа) | Предлагает поработать самостоятельно в рабочей тетради на стр. 76 выполнить задание под №1. Предлагает поменяться тетрадями и проверить работу. Оцените работу. (Если работа выполнена без ошибок поставьте +, если есть ошибки !) Предлагает поработать в парах. Объясняет задание. -Возьмите конверты со стола. Вам нужно соединить фотографию и название материка. Приступайте к выполнению задания. Предлагает оценить себя. | Открывают рабочие тетради, выполняют задание под №1. Меняются тетрадями и проверяют работу. Оценивают работу. Слушают учителя. Выполняют задание. Оценивают себя. | И, П, Ф | Интерактивное оборудование (доска) Дидактические средства (карточки) | Устный контроль Письменный контроль Самооценка Взаимопроверка | ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, К1, К2, К3, Р2 |
Действие оценки и самооценки. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Словесный (Беседа) Наглядный | Вворачивается к проблемному вопросу. -Давайте вспомним кто же к нам сегодня приходил в гости? Предлагает вспомнить с каким вопросом он к нам приходил. -Смогли ли мы с вами ответить на его вопрос? Предлагает для закрепления ответить на вопрос Муравьишки - вопросика -Какие материки есть? Сколько всего материков? Предлагает оценить свою деятельность на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли Поднимите руки, если работать вам понравилось, но возникали трудности Поднимите руки, если вы многое не поняли и у вас возникали трудности - Ребята, кому за работу на уроке можно поставить 5? - Почему вы так думаете? - Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы учителя. Вворачиваются к проблемному вопросу. -К нам приходил Муравьишка – вопросик. Вспоминают проблемный вопрос Муравьишьки – вопросика. -Да Оценивают свою деятельность на уроке. | Ф, И | Интерактивное оборудование (доска) | Устный контроль Самооценка | Л1,Р1 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ
Проблемный вопрос : Какие материки есть? Сколько всего материков ?
Евразия Самый большой материк. В Евразии находится наша Россия. Евразию делят на 2 части света – Европу и Азию. Россия расположена в обеих частях света.
Северная Америка Большую часть материка занимают 2 страны – США и Канада. США Канада
Южная Америка Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов; по площади лишь чуть больше России ), население — 387 489 196 (2011 г.) человек (4-е место среди континентов).
Африка Второй по площади континент после Евразии , омывается Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга. Африкой называется также часть света , состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км² [3] , покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши.
Австралия самый маленький материк Земли Государство в Южном полушарии , занимающее одноимённый материк , остров Тасмания и несколько других островов Индийского и Тихого океанов; является шестым государством по площади в мире.
Антарктида материк расположен на самом юге Земли
Антарктида Антарктический ледяной щит является крупнейшим на нашей планете. Из-за сурового климата в Антарктиде нет постоянного населения, здесь расположены несколько десятков научных станций. Средняя температура зимних месяцев (июнь, июль, август) от −60° до −75 °С, летних (декабрь, январь, февраль) от −30° до −50 °С; Самая низкая температура воздуха достигла -89° -93 °С. Район считается полюсом холода Земли.
Проблемный вопрос : Какие материки есть? Сколько всего материков ?
Предварительный просмотр:
Тихий океан, Северная Америка, Южная Америка, Индийский океан, Евразия, Африка, Атлантический океан, Австралия, Северный Ледовитый океан, Антарктида
Тихий океан, Северная Америка, Южная Америка, Индийский океан, Евразия, Африка, Атлантический океан
Австралия, Северный Ледовитый океан, Антарктида
Тихий океан, Северная Америка, Южная Америка, Индийский океан, Евразия, Африка, Атлантический океан
Австралия, Северный Ледовитый океан, Антарктида
Тихий океан, Северная Америка, Южная Америка, Индийский океан, Евразия, Африка, Атлантический океан
Австралия, Северный Ледовитый океан, Антарктида
Предварительный просмотр:
Антарктида
Антарктида — самая южная область нашей планеты, 99% ее территории покрыто льдом. Толщина льда в среднем 1720 м, наибольшая же — свыше 4300 м. А под ним находится земля, а не океан, как на Севере. Льды покрывают и ближайшие к Антарктиде острова.
Но есть в Антарктиде и небольшие участки суши, свободные ото льда. Они называются оазисами, как в пустынях. Там встречается растительность.
Это самая высокая часть света. В Антарктиде есть свои горы и возвышенности. Лед с них постоянно сползает и очень медленно движется к побережью. Здесь периодически отделяются огромные глыбы — айсберги. Антарктида — своеобразная фабрика по их производству. Антарктиду омывают самые южные части Индийского, Атлантического и Тихого океанов.
В Антарктиде очень суровый климат. В Восточной Антарктиде (на станции «Восток») находится полюс холода Земли (—89,2 °С), средние температуры зимних месяцев — от —60 до —70 °С, летних — от —30 до —50 °С. Несмотря на такие условия, свой животный мир есть и здесь. Животные обитают лишь на побережье, так как пищей для них служат обитатели моря. Самые распространенные обитатели Антарктиды — это пингвины, морские львы, морские слоны и морские леопарды. Здесь обитают самый большой из китов — синий, зубастый кит кашалот, очень странный кит горбач, касатка и дельфины.
А вот люди в Антарктиде не живут. Приезжают только на время многочисленные научные экспедиции.
Что может увидеть путешественник, который приплыл к берегам этого материка? Над белой ледниковой стеной не дымят трубы, нигде не видно волноломов и кранов. Здесь нет портов. Но люди на берегу есть. Это ученые. Они здесь, чтобы изучать покрытый льдом материк. Они еще не основали городов, но уже построили поселки. Один из них — поселок Мирный. Это место работы российских ученых. Есть свои поселки у английских ученых, у аргентинцев и американцев, новозеландцев и французов. В Антарктиде никогда не было войн. Это первый материк на Земле, где звучат только мирные взрывы — ими пробивают во льду дорогу кораблям. Около новозеландского поселка Скотт высится трехметровый крест из красного дерева. Его установили в память о капитане Роберте Скотте и его спутниках, которые погибли, возвращаясь с Южного полюса. На кресте известная всему миру надпись: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Зимой над поселками ревет пурга. Столбик термометра опускается до — 60 °С. Но упорные люди пробиваются к местам, где стоят приборы. Все нужно делать в срок, сдаваться нельзя.
Европа
С севера Европа омывается Северным Ледовитым океаном, с запада — Атлантическим океаном и его морями, главным образом Средиземным и Черным. Сухопутная граница между Европой и Азией проходит как раз по территории России — по гребню Уральских гор. С юга — по Главному Водораздельному хребту Большого Кавказа, по морям: Каспийскому, Азовскому, Черному и Мраморному, по проливам Босфор и Дарданеллы. Кое-где на этой условной границе установлены памятные знаки. Вместе с Азией Европа образует материк Евразия. При этом площадь Европы (около 10 млн кв. км) в четыре раза меньше, чем площадь Азии.
Это самая низкая часть света. Четыре пятых Европы занято равнинами, остальное — горы. Самые высокие горы Европы — Альпы с вершиной Монблан (ее высота около 5 тыс. м). Крупнейшая европейская равнина — Восточно-Европейская, или Русская (на ней расположена Москва). Среди главных рек Европы — Волга (3530 км), Дунай, Днепр, Дон, Печора, Северная Двина, Рейн, Висла, Эльба, Одер, Рона.
Климат в Европе ученые называют умеренным, но умеренность эта разная. На западе и юге редко видят снег, а вот на севере и востоке (в том числе и в России) нормальными считаются снежные и морозные зимы.
В Европе очень высокая плотность населения. Почти во всех странах городское население составляет большинство. В таких странах, как Германия, Австрия, маленькие городки сливаются в один огромный город, и границу между ними провести почти невозможно, но свои названия и почтовый адрес они сохраняют прежние.
В Европе очень развита промышленность. С древности здесь добывали полезные ископаемые, научились плавить железо. Именно на этом континенте началась промышленная революция.
Европа пережила немало войн. Две самые ужасные войны, Первая мировая и Вторая мировая, начались в Европе и нанесли ей большой ущерб. Сейчас большинство европейских стран стараются объединиться. Для этого создан Европейский союз. Во многих странах Европы введены общие деньги — евро.
Австралия
Еще ведутся споры о том, что же такое Австралия: самая маленькая часть света или самый большой остров? И то и другое. Название «Австралия» означает «южная земля».
Ее площадь 7 млн 631,5 тыс. кв. км. Восточные берега Австралии омывает Тихий океан, на севере, западе и юге — Индийский океан. Близ Австралии расположены крупные острова — Новая Гвинея и Тасмания.
Это самая засушливая часть света, а в Южном полушарии — самая жаркая часть суши. Поскольку Австралия лежит целиком к югу от экватора, то январь здесь самый жаркий месяц, а июль — самый холодный. Наибольшее количество осадков выпадает на востоке. На севере, востоке, юго-востоке и юго-западе полупустыни переходят в саванны, которые сменяются лесами из эвкалиптов, пальм, древовидных папоротников вдоль побережий и в горах.
Удивителен животный мир Австралии. Здесь сохранились самые примитивные сумчатые млекопитающие, которые вымерли в остальном мире миллионы лет назад. Это и знаменитые кенгуру, и симпатичные коалы, и утконосы с ехиднами. Близкие к Австралии острова Новой Зеландии до прихода европейцев были настоящим птичьим царством. Здесь почти не водились млекопитающие. Сейчас редкие животные и птицы взяты под охрану.
Коренное население Австралии до прихода европейцев находилось на очень низком уровне развития, в раннем каменном веке. Они занимались собирательством и охотой. И естественно, никакого сопротивления европейцам они оказать не смогли. В начале XVII в. Австралию открыл Биллем Янсзон. Здесь были найдены золотые россыпи. Сейчас в Австралии живут 18 млн человек.
Азия
Азия в четыре раза больше Европы. Она омывается тремя океанами — Северным Ледовитым, Тихим и Индийским, их окраинными морями, а также внутриматериковыми морями Атлантического океана. Три четверти территории Азии занимают горы и плоскогорья. Здесь находятся самые высокие горы на Земле — Гималаи и величайшая вершина Джомолунгма, или Эверест (ее высота почти 9 тыс. м).
Реки здесь тоже бьют рекорды по длине и полноводности: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Инд, Ганг, Брахмапутра. Но самая длинная в Азии река — Янцзы, ее протяженность составляет 5800 км. В Азии немало пустынь: Гоби, Каракумы, Аравийская и др.
Климат Азии разнообразен. На севере он резко континентальный, а на южных островах экваториальный. Вот и природные зоны сменяются с севера на юг — от арктической пустыни, тундры, великой сибирской тайги к джунглям. Разнообразно и население Азии. Здесь представлены почти все расы человечества. Это самый многолюдный материк, но заселен он очень неравномерно. Местами здесь самая высокая плотность в мире, а в пустынях и на севере Сибири людей очень мало.
Именно в Азии зародились древнейшие цивилизации: в Месопотамии, Китае и долине реки Инда. Отсюда берут начало многие научные знания и ремесла. Сейчас во многих странах Азии бурными темпами развивается промышленность. Жители азиатских стран умеют заимствовать хорошее у других народов, но не расстаются и со своей культурой, своими обычаями.
Африка
Выжженная солнцем пустыня, сплошная стена ярко-зеленого тропического леса, громадные приземистые жители саванны — баобабы — все это Африка. Ее площадь 29,2 млн кв. км (с островами еще на 1 млн кв. км больше).
На севере Африки находятся Атласские горы (высота — до 4 тыс. м), на самом юге — невысокие Капские горы. На востоке глубокие впадины и вулканы сменяют друг друга. Именно здесь расположена высочайшая точка Африки — вулкан Килиманджаро. Здесь же находятся и глубокие озера Танганьика, Ньяса.
В Африке повсюду очень жарко. Ведь эту часть света почти пополам делит экватор. По обе стороны от него находятся пояса экваториального климата, тропического и субтропического. Среднемесячные температуры лета около +25...+30 °С. Зимой также тепло (+10...+25 °С), но в горах температуры иногда опускаются ниже 0 °С; в горах Атласа ежегодно выпадает снег. В экваториальном климате находятся густые тропические леса. Затем они переходят в саванны и пустыни. На севере Африки расположена самая большая пустыня в мире — Сахара.
А всего саванны и пустыни занимают четыре пятых территории Африки. В саваннах настоящий рай для многочисленных антилоп, жирафов, зебр, газелей, слонов, носорогов. У них есть всевозможные враги — львы, леопарды, гепарды, гиены. В тропических лесах живут обезьяны, в том числе человекообразные — гиббоны, гориллы, шимпанзе. В реках и болотах Центральной Африки водятся бегемоты и крокодилы.
Африка очень богата полезными ископаемыми мирового значения: алмазами (Южная и Западная Африка), золотом, ураном (Южная Африка), рудами железа, алюминия (Западная Африка) и др. С древности пользовалась спросом и слоновая кость. Африка, по-видимому, родина всего человечества. Именно здесь были найдены самые древние останки предков человека.
Современное население Африки принадлежит в основном к негроидной расе, которая отличается черным цветом кожи. На севере Африки живут арабы, берберы и потомки древних египтян — копты. Здесь на берегах великого Нила была создана одна из древнейших и величайших цивилизаций Земли — Древний Египет.
Северная и Южная Америка.
Северная Америка и Южная Америка объединены в одну часть света — Америку. Западную ее часть занимает горная система. В Северной Америке она называется Кордильеры. На востоке и в центре материка расположены обширные равнины и средневысотные горы.
На севере к материку примыкает самый большой в мире остров — Гренландия. Площадь материка 20 млн 360 тыс. кв. км (вместе с островами — 24,25 млн кв. км). С запада материк омывается Тихим океаном с Беринговым морем, с востока — Атлантическим океаном с морями Лабрадор, Карибским, с севера — Северным Ледовитым океаном с морями Бофорта, Баффина, Гренландским и Гудзоновым заливом.
Около одной трети территории занимают леса. Они представлены типичной тайгой в центральных районах Канады, высокоствольными хвойными лесами на тихоокеанском побережье Аляски, Канады и США, смешанными и широколиственными лесами в бассейне Великих озер, вечнозелеными хвойными и смешанными лесами на юго-востоке материка и в южной части Кордильер. Животный мир во многом сходен с Евразией, но включает ряд типично североамериканских видов (мускусный бык, бизон, дикобраз, ондатра, скунс, медведь гризли и др.). Природа бережно охраняется в многочисленных национальных парках.
Заселялась Северная Америка в несколько этапов. Человек пришел сюда примерно 15 тыс. лет назад, когда в Беринговом проливе было несколько островов — сухопутный мост. Коренные жители Америки — индейцы и эскимосы.
В 1492 г. на островах Вест-Индии высадился Христофор Колумб. Так началось заселение континента европейцами. Вместе с собой они привезли чернокожих рабов из Африки. Поэтому сегодня здесь проживают люди всех рас. Крупные государства — Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексика.
Панамский перешеек соединяет Северную Америку с Южной. На западе она омывается Тихим океаном, Атлантическим — на востоке, Карибским морем — на севере и Магеллановым проливом на юге. Площадь с островами 18 млн 280 тыс. кв. км. Продолжением Кордильер в западной части континента являются высокие горы Анды (высочайшая вершина — Аконкагуа, 6960 м), восток в основном равнинный. В Южной Америке течет самая полноводная река Земли — Амазонка. Ее берега покрыты непроходимыми тропическими лесами. Это одна из основных «фабрик кислорода» на Земле.
На западном побережье, в Чили, находится пустыня Атакама.
Очень интересен животный мир Южной Америки. Он лишь отдаленно напоминает животный мир Северной Америки и в прошлом был сходен с африканским. Здесь есть обезьяны (в отличие от обезьян Старого Света они широконосы, но все же имели общих предков). Сохранились древние млекопитающие: ленивцы, муравьеды, броненосцы. Здесь живут единственный сумчатый за пределами Австралии — опоссум, крупные млекопитающие — пума, ягуар, нутрия, морские свинки и др. Из птиц распространены нанду. Разнообразен мир пресмыкающихся, рыб и насекомых.
О существовании Южной Америки европейцам стало достоверно известно после плавания Колумба в 1498 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса
Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:· Ф...
План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс
Урок в 1 классе по теме " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"
Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1) Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе; - учить устанавливать связи меж...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения шк...
План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока включены элементы обучения...