план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Булгакова Анастасия Сергеевна

Класс: 2

Предмет :  Окружающий     мир

Тема урока: «Россия на карте»

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: Учебник 2 класс,2 часть; презентация

Цель урока: ознакомление детей с картой России;

Задачи урока:

Образовательные:  формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Развивающие: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению карты России

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу при работе в паре, в группе;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_po_okr.mir_1.docx31.34 КБ
Файл prezentatsiya.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

Дата: 21.04.20 г.

Предмет :  Окружающий        мир

Тема урока: «Россия на карте»

УМК: Школа России

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: Учебник 2 класс,2 часть; презентация

Цель урока: ознакомление детей с картой России;

Задачи урока:

Образовательные:  формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты; формировать умение правильно показывать объекты на настенной карте.

Развивающие: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению карты России

Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу при работе в паре, в группе;

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1.Уметь показывать Россию на карте;

2.Научится определять на карте страны горизонта;

3.Узнать, что обозначают на карте различные цвета.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

1.формулировать тему урока при помощи учителя;

2.в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

1.ориентироваться в учебнике;

2.перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

1.высказывать свою точку зрения;

2.задавать вопросы, отвечать на вопросы;

3.учиться слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

1.осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока:

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности(Ф- фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Контроль и самоконтроль

Планируемые результаты

Мотивационный

Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Словесный

Приветствует детей.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

-А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Приветствуют учителя

Ф

Интерактивное оборудование (Доска)

Устный контроль

Р1

Актуализация знаний

Словесный

Предлагает посмотреть на экран и посмотреть фрагмент видео.

-Ребята, обратите внимание на экран. Перед началом урока я предлагаю вам посмотреть занимательный фрагмент видео по сегодняшней теме.

«Почемучка» Географические карты (фрагмент).

Задаёт вопросы по видео.

- О чем было это видео?

-Что нового вы узнали для себя о картах? (какие они бывают, где располагаются и т.д.)

-Отлично.

Предлагает отгадать загадку.

-Теперь, попробуйте отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя. (Карта)

Карта России на стене.

Смотрят фрагмент видео.

Слушают учителя

Отвечают на вопрос учителя

Слушают загадку

Отгадывают загадку

И, Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Р1

Постановка учебной задачи

Подведение детей к формулированию темы, цели и задач урока.

Словесный (Беседа)

Наглядный

Предлагает посмотреть на доску с картой и предположить тему урока.

-Ребята, глядя на доску с картой и опираясь на загадку, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о карте России)

Предлагает поставить цели на сегодняшний урок.

-Какие цели мы поставим на данный урок?

1. Узнать, что такое карта

2. Научиться читать карту

3. Научиться правильно показывать объекты на карте

- Ребята, поднимите руку те, кто уже когда-либо работал с картой. -Хорошо, сегодня вы будете моими помощниками.

Предлагает открыть учебники на стр.90 и прочитать тему урока и цели.

- Теперь откройте ваши учебники на с.  90.

- Кто прочтет название темы?

- Теперь найдите, что мы сегодня будем делать на уроке. Кто прочтет?

Предлагает сравнить цели которые мы поставили с учебником.

- Правильно ли мы определили цели урока?

- Наша страна очень большая. Россия - самое большое государство в мире по площади. Его площадь равна 17 125 191 км².

-Кто-нибудь сможет назвать численность населения? Как вы думаете, сколько миллионов человек проживает на территории Российской Федерации? (144 554 993 чел.)

Предлагает отправится в путешествие по стране.

-Молодцы, ребята. Теперь отправляемся в путешествие по нашей стране.

Предполагают тему урока.

Ставят цели на урок.

Открывают учебники на стр.90.

Сравнивают цели которые поставили с учебником.

Отправляются в путешествие по стране.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

П2; К3; Р1; Р2

Учебные действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучению новой темы.  Составление алгоритма своих

Словесный (Беседа)

Наглядный

Игровой

Предлагает сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

-Ребята, а сейчас предлагаю вам сравнить изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

Беседует по карте и глобусу.

- Посмотрите на изображение на карте и глобусе, немного подумайте и скажите в чем же отличие?

( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение).

Предлагает открыть учебник на стр.91 и прочитать определение «КАРТЫ»

-Откройте учебники на стр. 91. Давайте прочитаем определение, что же такое карта.

- Прочитайте определение сначала каждый про себя.

-Кто прочитает нам вслух определение? (Слайд: Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

Предлагает открыть рабочие тетради на стр. 59 и записать определение карты по памяти в рабочую тетрадь.

-Теперь закройте учебники и попробуйте по памяти записать определение карта в рабочей тетради на стр. 59.

Предлагает открыть учебник и проверить себя.

-Откройте учебники и проверьте сами себя, верно ли вы записали определение. Отлично.

Рассказывает о истории возникновения карты.

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий. Слайд.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». Слайд.

Предлагает научится читать карту.

-Ребята, для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать.  Читать карту –это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты –условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

Предлагает прочитать правило в учебнике, как нужно показывать объекты на карте.

-Откройте учебники на стр. 95.

-Давайте, прочитаем правила как нужно показывать объекты на настенной карте.

1.Стой у карты справа. Не закрывай собой то, что показываешь на карте.

2.Показывай только указкой

3. Показывай не надпись, а сам объект

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

-Давайте, прочитаем все эти правила про себя.

-Отлично. 

Показывает на карте, как нужно показывать на карте правильно объекты.

-Ребята, посмотрите внимательно на то, как это нужно делать.

Предлагает открыть учебники на стр. 92-93.

-Теперь, откройте учебники на стр. 92-93.

Вызывает к доске показывать на карте объекты, строго по правилам.

-Кто попробует показать на карте все необходимые объекты, строго следуя правилам.

Выходят несколько учеников.(2-3)

-Отлично. Молодцы.

Продолжает рассказывать о картах.

- Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

Предлагает научится определять стороны горизонта на карте.

- Теперь ребята, давайте с вами, научимся определять стороны горизонта на карте: север, юг, запад, восток.

-Может быть, кто уже работал ранее с картой, попробует выйти к карте и показать стороны горизонта самостоятельно?

Показывает горизонты на карте , все остальные внимательно следят. Отлично.

-Итак, внимательно следите за тем как я показываю, как определять стороны горизонта на карте: север на карте –вверху, юг –внизу, запад –слева, восток –справа.

Предлагает разобраться, что же обозначают цвета на карте.

-Теперь, давайте будем разбираться, что же обозначают цвета на карте.

Предлагает открыть учебник на стр. 94 и прочитать 2 пункт.

-Откройте учебники на стр.94. Второй пункт.

Ведёт беседу по прочитанному пункту.

- Итак, ребята. Вы внимательно прочитали, какие объекты на карте обозначаются определенными цветами. А для того, чтобы ещё лучше запомнить это послушайте меня.

Голубым цветом на карте- обозначена вода, а зеленым, желтым и коричневым - суша.

Показывает на карте.

Зеленым и желтым обозначают равнины, а коричневым –горы.

Задаёт вопросы.

-Ребята, почему же равнины обозначены разными цветами? (на равнинах есть низкие места –низменности и более высокие места – возвышенности).

-Каким цветом на карте обозначают низменности? (зеленым цветом)

-А возвышенности? (желтым)

-Итак, мы с вами узнали что такое карта, как её нужно читать и что необходимо для этого знать и даже потренировались показывать объекты на карте, строго следуя правилам.

-Пришло время отдохнуть.

Сравнивают изображение нашей страны на карте и глобусе, представленном на слайде.

Беседуют по карте и глобусу)

Открывают учебник.

Читают определение карты.

Закрывают учебники.

Открывают рабочую тетрадь и пишут определение «карты» по памяти.

Открывают учебники и проверяют себя.

Слушают учителя.

Учатся читать карту.

Читают правило в учебнике, как нужно показывать объекты на карте.

Читают правила из учебника.

Смотрят, как правильно показывать на карте объекты нужно.

Открывают учебники на 92-93 стр.

Выходят к доске и показывают на карте по правилам объекты.

Слушают рассказ учителя.

Учатся определять стороны горизонта на карте.

Дети внимательно следят и запоминают горизонты на карте.

Разбираются, что обозначают цвета на карте.

Открывают учебник на стр.94 и читают 2 пункт.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Ф, И

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Письменный контроль

ПР1, ПР2, ПР3, П1, К1,К2, К3, Р2

Физминутка

Обеспечение условий усвоения выполнения упражнений

Словесный (Беседа)

Проводит физминутку.

Нет на свете Родины красивей –             (шагают на месте)

Боевой страны богатырей.            (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.           (шагают на месте и широко                                                                         разводят руки)

Выполняют упражнения.

И, Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Л1

Действие контроля, самоконтроля

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Выполнение заданий с проговаривание в громкой речи.

Словесный (Беседа)

Предлагает поработать в парах. Вспоминают правила работы в паре.

- Сейчас вам предстоит работа в парах. Откройте рабочие тетради на стр. 59. Читаем 3 задание. Объясняет практическую работу.

-Итак, первое задание, под буковкой а. Что вам необходимо сделать, прежде чем преступить к работе? (открыть одному из нас учебники на стр. 90-91, а другому на стр. 94- 95). Далее, обозначить на карте стороны горизонта, используя правила из учебника.

-На выполнение данного задание даю вам 30 секунд.

Предлагает проверить правильность выполнения задания со слайдом

-Проверяем. Слайд. Каждый проверяет свою тетрадь, сверяясь с верным ответом на слайде.

-Поднимите руки те, кто не допустил ошибок

-Молодцы.

-Теперь те, кто сделал 1 или 2 ошибки.

- Вы увидели свои ошибки? Исправили их?

-Отлично.

-Узнав всё, что необходимо о карте и о том, как её читать нам необходимо закрепить это знание.

Предлагает закрепить свои знания с помощью рабочей тетради.

-Теперь, откройте рабочие тетради на стр. 60. Прочитайте задание.

-Что вам необходимо сделать? ( раскрасить как обозначены на карте, воду, горы и равнины) .

-Отлично. Приступайте к выполнению задания.

Предлагает поменяться рабочими тетрадями и выполнить проверку работ.

-Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом. Проверьте верность выполнения работы, сверяясь с верным ответом на слайде. Слайд. 

-Поднимите руку те, кто выполнил всё верно в этом задании.

-Отлично. Молодцы.

-Те ребята, которые допустили ошибки, не переживайте. Вам ещё предстоит закрепить эту тему.

Предлагает прочитать задание 3 в рабочей тетради.

- Прочитайте задание, после упражнения 3 в рабочей тетради.

 -Кто прочитает нам вслух определение?

-Каждый читает задание сам про себя.

-Что вам необходимо сделать? (показать на карте в учебнике водные объекты, равнины и горы).

-Ребята, раз мы сегодня учимся показывать объекты на карте. Поэтому давайте выполним данное задание не только в учебнике, но также покажем эти объекты на карте, не забывая правила работы с картой.

Вызывает несколько учеников.

Выходят несколько учеников.

-Отлично. Молодцы, ребята.

- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать, работая с картой.

Предлагает прочитать 3 пункт на стр. 94-95.

Давайте, прочитаем пункт номер 3 в учебнике на стр. 94-95.

-  Кто прочитает нам вслух определение?

- Каждый читает сам про себя.

-Прочитайте. О чем говорится в этом пункте? ( существуют определенные условные знаки на карте, благодаря которым можно увидеть и другие объекты на карте).

Разбирает данный пункт вместе с детьми.

-Давайте, попробуем разобраться, что обозначают эти знаки?

-Откройте учебники на стр. 90-91. Там, где у вас находится карта.

-Условные знаки, представленные в учебнике, вы можете увидеть на слайде.

Работает с условными знаками на карте в учебнике.

-Итак, поработаем с картой в учебнике и условными знаками.

1 условный знак, это столица РФ. Найдите пальчиком в учебнике, условный знак столица РФ. После того как вы нашли, покажите это своему соседу. Я в это время прохожу и смотрю, все ли верно нашли столицу РФ.

Предлагает показать на карте все условные обозначения.

-Кто-то один, покажет нам на настенной карте. Кто самый смелый и хочет мастерски научиться работать с настенной картой?

Продолжает объяснять условные знаки

-Следующий условный знак, это города. Найдите несколько городов на своей карте в учебнике. Я всё также слежу за выполнением задания. Кто-то один покажет несколько городов на карте.

-3 условный знак-это государственная граница РФ. Помним правило из учебника, которое гласит, что показывая объект мы обводим его границы.

-4 условный знак- это граница полярных владений РФ. Снова следим пальчиком в учебнике. И обводим границу полярных владений РФ.

-5 условный знак –это реки. Найдите реки на вашей карте в учебнике и следите пальчиком.

Работа с настенной картой.

-6 условный знак –это озёра и водохранилища. Найдите на карте и назовите несколько озер и водохранилищ, которые вы нашли на тер-ии РФ.

-Отлично, молодцы.

-Продолжаем работу ( рассматриваем следующие условные знаки).

Предлагает проверить  свои знания с помощью теста.

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняют задание.

Проверяют правильность выполнения задания.

Выполняют задание в рабочей тетради самостоятельно.

Меняются рабочими тетрадями и выполняют проверку работ.

Читают 3 задание в рабочей тетради.

Читают пункт 3 на стр.94-95.

Разбирают пункт 3 вместе с учителем.

Работают с условными знаками на карте в учебнике. 

Ученики выходит к доске (2 чел).

Продолжают рассматривать условные знаки.

Ф, П

Интерактивное оборудование (доска)

Дидактические средства  (карточки)

Устный контроль

Письменный контроль

Самооценка

Взаимопроверка

 ПР1, ПР2, ПР3, К1, К2, К3,  Р2

Действие оценки и самооценки.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Словесный (Беседа)

Наглядный

Подводит итог урока с помощью вопросов.

А теперь подведем итоги урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Добились этих целей?

- Люди каких профессий используют карту в своей работе? (учителя, гиды и т.д.)

- Где вы можете применять полученные знания?

Предлагает оценить свою деятельность на уроке.

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руки, если вам понравилось работать на уроке, вы все поняли

Поднимите руки, если работать вам понравилось, но возникали трудности

Поднимите руки, если вы многое не поняли и у вас возникали трудности

- Ребята, кому за работу на уроке можно поставить 5?

- Почему вы так думаете?

- Спасибо за работу.

Подводит итог урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Оценивают свою деятельность.

Ф

Интерактивное оборудование (доска)

Устный контроль

Самооценка

Л1,Р1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Россия на карте.

Слайд 4

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. ЧТО ТАКОЕ КАРТА?

Слайд 5

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий . ИСТОРИЯ

Слайд 7

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

Слайд 9

Условные обозначения.

Слайд 10

Как читать карту. 1.Определим стороны горизонта

Слайд 11

2.Определям , что обозначают на карте различные цвета.

Слайд 13

САМОПРОВЕРКА 1.Какие весенние явления происходят в живой природе? 1) Набухание почек; 2) Листопад; 3) Появление насекомых; 4) Возвращение перелётных птиц. 2.Какие весенние явления происходят в неживой природе? 1) Ледоход; 2) Вьюга; 3)Половодье; 4) Гололёд. 3.Назови раннецветущие растения? 1) Мать – и - мачеха, хохлатка, одуванчик, медуница. 2) Роза, астра, ромашка, георгин, колокольчик. 3)Яблоня, вишня, абрикос, груша, слива.

Слайд 14

4.Какие птицы прилетают к нам весной? 1) Воробей, ворона, галка. 2) Грач, скворец, ласточка. 3) Снегирь, синица, дятел. 5.Выбери неверное утверждение: 1) Весной появляются первоцветы. 2) Весной улетают в тёплые края перелётные птицы. 3) Весной появляются насекомые. 6.У каких животных весной изменяется окраска? 1) У зайца; 2) У белки; 3) У кошки; 4)У ёжика. 7.Какие изменения происходят в жизни зверей? 1) Рождаются детёныши; 2) Залегают в спячку; 3) Происходит линька.

Слайд 15

Я сегодня на уроке узнал……. У меня сегодня на уроке особенно получилось…… Я бы похвалил себя за…… Продолжите предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...