Программа внеурочной деятельности "Мы за безопасность"
рабочая программа по окружающему миру

Трубина Татьяна Александровна

для учащихся 1 - 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы внеурочной деятельности « Мы за безопасность»

Пояснительная записка

1. Результаты освоения курса «Мы за безопасность»

2. Содержание учебного курса «Мы за безопасность»

3. Тематическое планирование

                                Пояснительная записка

Данная программа является звеном, обеспечивающим детей, правильным действиям в опасных для жизни условиях, поведению при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта программа позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности и поведения в жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа курса «Мы за безопасность» реализуется в рамках внеурочной деятельности, включает в себя основные опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, в школьных стенах, во дворе, в лесу и т.п, а также первую медицинскую помощь при различных травмах.

Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

 Задачи:

 привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

  сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

  выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются разнообразные формы занятий

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

Учащиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях и средствами укрепления здоровья.

Рабочая программа ориентирована на:

  • выработки у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, об их последствиях для здоровья человека;
  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей:
  • формирования у учащихся антитеррористического поведения, отрицательного отношения к вредным веществам.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная программа «Мы за безопасность» разработана для  начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Каждый понедельник пятиминутка БЖ. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю)

Понятийная база и содержание рабочей программы кружка «Мы за безопасность» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от «2 мая 2009 г. № 537);
  2. Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Результаты освоения курса «Школа безопасности».

Личностные результаты:

-  духовные и физические  качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

- анализировать причины возникновения опасных  ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать правила личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- развитие умения выражать свои мысли и понимать  точку зрения собеседника;

- формирование умений выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о здоровом образе жизни;

- о влиянии  последствий на безопасность;

- об организации подготовки к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

-  умения применять полученные теоретические знания на практике;

- умения проектировать модели личного безопасного поведения;

- умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения;

Формы организации учебного процесса:

- практические занятия

- беседа;

- опрос;

- интеллектуальные клубы,

- образовательные походы, поездки, экскурсии,

- конференции,

Критерии оценивания:

- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

- соответствие достигнутых результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

                              Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

1. Опасные ситуации, правила поведения учащихся

1.Безопасное поведение на улицах и дорогах

2. Поведение на водоемах

3. Пожары, поведение при пожарах

4. Безопасность дома

5. Безопасное поведение на школьных каникулах

6. Безопасное поведение на природе

7. Землетрясение

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Первая медицинская помощь

2. Оказание первой медицинской помощи при различных ситуациях

3. Основы здорового образа жизни

1.  «здоровый образ жизни»

2. Личная  гигиена

2 класс

1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1. Чрезвычайные ситуации

2. Наводнения.

3. Землетрясения

4. Цунами

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Болезни, их причины и связь с образом жизни

2. Первая медицинская помощь

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1. Безопасное поведение на воде

2. Безопасное поведение на природе, в походах, на экскурсиях

3. Безопасное поведение на дорогах

3 класс

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

2. Безопасность дома

3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

4. Поведение при терроризме

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Первая медицинская помощь при различных ситуациях

2 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

4 класс

1. Здоровый образ жизни

1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

2. Заболевания, болезни.

3. Курение, алкоголизм, наркомания. Профилактика

2. Опасные ситуации, правила поведения учащихся при них

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

2. Безопасное поведение на природе

3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Всевозможные травмы, первая помощь

2. Первая медицинская помощь в экстренных ситуациях

Содержание пятиминутки тесно связано с темой внеурочного занятия на данной неделе. Например, занятие внеурочной деятельности проводится каждый четверг, тема занятия «Землетрясение», значит, в следующий понедельник на пятиминутке перед первым уроком мы потренируемся искать в классе безопасные места. Если тема «Пожарная безопасность», мы проверим местонахождения огнетушителя, сходим с классом посмотреть запасные в школе выходы.

                                                Тематическое планирование.

                                                                   1 класс

Темы, разделы

Форма проведения

Даты

Опасные ситуации, правила поведения учащихся (7ч)

1.Безопасное поведение на улицах и дорогах

2. Поведение на водоемах

3. Пожары, поведение при пожарах

4. Безопасность дома

5. Безопасное поведение на школьных каникулах

6. Безопасное поведение на природе

7. Землетрясение

 беседа

практические занятия

опрос

 14ч

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Первая медицинская помощь

2. Оказание первой медицинской помощи при различных ситуациях

Практикум, беседа, опрос

13ч

3. Основы здорового образа жизни

1.  «Здоровый образ жизни»

2.  Личная  гигиена

Беседа, ролевая игра

2 класс

1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

1. Чрезвычайные ситуации

2. Наводнения.

3. Землетрясения

4. Цунами

интеллектуальный клуб, игра, инсценировка

12ч

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Болезни, их причины и связь с образом жизни

2. Первая медицинская помощь

образовательный поход

3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1. Безопасное поведение на воде

2. Безопасное поведение на природе, в походах, на экскурсиях

3. Безопасное поведение на дорогах

 

Конференция, беседа

14ч

3 класс

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

2. Безопасность дома

3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре

4. Поведение при терроризме

Беседа, опрос, практикум

24 ч

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Первая медицинская помощь при различных ситуациях

2 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

практикум

10 ч

4 класс

1. Здоровый образ жизни

1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

2. Заболевания, болезни.

3. Курение, алкоголизм, наркомания. Профилактика

Беседа, опрос, практикум

   

12 ч

2. Опасные ситуации, правила поведения учащихся при них

1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

2. Безопасное поведение на природе

Беседа, опрос, конференция

12 ч

3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1. Всевозможные травмы, первая помощь

2. Первая медицинская помощь в экстренных ситуациях

Практикум, беседа

10 ч

Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу

внеурочной деятельности

К концу 1 класса обучающиеся должны знать:

 основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

 общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации, стихийное бедствие;

 основные виды травм у детей, что такое первая медицинская помощь;

 общие правила оказания первой медицинской помощи;

  опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;

 безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги;

 правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  правила безопасного поведения при  пожаре в доме;

 опасные животные и насекомые, правила безопасного поведения и меры защиты.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  правила безопасного поведения в лесу, в поле;

-  правила поведения при погодных условиях

 чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;

 правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

 возможные опасные ситуации при движении по открытой местности

 правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;

  от чего зависит наше здоровье

 травмы, порезы, ссадины и царапины, отравления, их причины и признаки;

 какими бывают чрезвычайные ситуации

К концу 3 класса должны знать: 

 правила поведения при возникновении пожара;

 правила движения пешеходов;

 обязанности пассажиров;

 меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;

 первая помощь при отравлениях;

  правила поведения с незнакомыми людьми;

 виды чрезвычайных ситуациях;

   правила безопасности при пожаре

-  вредные привычки

 К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

 правила перехода дороги;

 правила движения на велосипедах;

 правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;

 основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке, способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;

 меры пожарной безопасности при разведении костра;

 основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя безопасность"

Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения «Моя безопасность» для 2 класса....

Программа внеурочной деятельности "Академия безопасности на дороге"

Программа внеурочной деятельности кружка "Академия безопасности на дороге"...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Безопасное колесо"

Рабочая программа предназначена для учащихся 3-4 классов. Содержит материал по изучению правил дорожного движения, медицины и вождения велосипеда....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности и здоровья", 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности и здоровья» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количес...

Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения»1 классРабочая программа по внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» обучающихся 1 класса раз...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука безопасности" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...