Программа внеурочной деятельности "Мы за безопасность"
рабочая программа по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Содержание программы внеурочной деятельности « Мы за безопасность»
Пояснительная записка
1. Результаты освоения курса «Мы за безопасность»
2. Содержание учебного курса «Мы за безопасность»
3. Тематическое планирование
Пояснительная записка
Данная программа является звеном, обеспечивающим детей, правильным действиям в опасных для жизни условиях, поведению при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эта программа позволит привить детям начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности и поведения в жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Программа курса «Мы за безопасность» реализуется в рамках внеурочной деятельности, включает в себя основные опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, в школьных стенах, во дворе, в лесу и т.п, а также первую медицинскую помощь при различных травмах.
Цель: формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Задачи:
− привить обучающимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
− сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
− выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе учебного процесса используются разнообразные формы занятий
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
Учащиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях и средствами укрепления здоровья.
Рабочая программа ориентирована на:
- выработки у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, об их последствиях для здоровья человека;
- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей:
- формирования у учащихся антитеррористического поведения, отрицательного отношения к вредным веществам.
ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Мы за безопасность» разработана для начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Каждый понедельник пятиминутка БЖ. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю)
Понятийная база и содержание рабочей программы кружка «Мы за безопасность» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от «2 мая 2009 г. № 537);
- Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Результаты освоения курса «Школа безопасности».
Личностные результаты:
- духовные и физические качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
- анализировать причины возникновения опасных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать правила личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- развитие умения выражать свои мысли и понимать точку зрения собеседника;
- формирование умений выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о здоровом образе жизни;
- о влиянии последствий на безопасность;
- об организации подготовки к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- умения применять полученные теоретические знания на практике;
- умения проектировать модели личного безопасного поведения;
- умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения;
Формы организации учебного процесса:
- практические занятия
- беседа;
- опрос;
- интеллектуальные клубы,
- образовательные походы, поездки, экскурсии,
- конференции,
Критерии оценивания:
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
- соответствие достигнутых результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
1. Опасные ситуации, правила поведения учащихся
1.Безопасное поведение на улицах и дорогах
2. Поведение на водоемах
3. Пожары, поведение при пожарах
4. Безопасность дома
5. Безопасное поведение на школьных каникулах
6. Безопасное поведение на природе
7. Землетрясение
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
1. Первая медицинская помощь
2. Оказание первой медицинской помощи при различных ситуациях
3. Основы здорового образа жизни
1. «здоровый образ жизни»
2. Личная гигиена
2 класс
1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
1. Чрезвычайные ситуации
2. Наводнения.
3. Землетрясения
4. Цунами
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
2. Первая медицинская помощь
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1. Безопасное поведение на воде
2. Безопасное поведение на природе, в походах, на экскурсиях
3. Безопасное поведение на дорогах
3 класс
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
2. Безопасность дома
3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре
4. Поведение при терроризме
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
1. Первая медицинская помощь при различных ситуациях
2 Защита человека в чрезвычайных ситуациях.
4 класс
1. Здоровый образ жизни
1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Заболевания, болезни.
3. Курение, алкоголизм, наркомания. Профилактика
2. Опасные ситуации, правила поведения учащихся при них
1. Безопасное поведение на улицах и дорогах
2. Безопасное поведение на природе
3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
1. Всевозможные травмы, первая помощь
2. Первая медицинская помощь в экстренных ситуациях
Содержание пятиминутки тесно связано с темой внеурочного занятия на данной неделе. Например, занятие внеурочной деятельности проводится каждый четверг, тема занятия «Землетрясение», значит, в следующий понедельник на пятиминутке перед первым уроком мы потренируемся искать в классе безопасные места. Если тема «Пожарная безопасность», мы проверим местонахождения огнетушителя, сходим с классом посмотреть запасные в школе выходы.
Тематическое планирование.
1 класс
№ | Темы, разделы | Форма проведения | Даты |
Опасные ситуации, правила поведения учащихся (7ч) 1.Безопасное поведение на улицах и дорогах 2. Поведение на водоемах 3. Пожары, поведение при пожарах 4. Безопасность дома 5. Безопасное поведение на школьных каникулах 6. Безопасное поведение на природе 7. Землетрясение | беседа практические занятия опрос | 14ч | |
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1. Первая медицинская помощь 2. Оказание первой медицинской помощи при различных ситуациях | Практикум, беседа, опрос | 13ч | |
3. Основы здорового образа жизни 1. «Здоровый образ жизни» 2. Личная гигиена | Беседа, ролевая игра | 6ч | |
2 класс | |||
1. Защита человека в чрезвычайных ситуациях 1. Чрезвычайные ситуации 2. Наводнения. 3. Землетрясения 4. Цунами | интеллектуальный клуб, игра, инсценировка | 12ч | |
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1. Болезни, их причины и связь с образом жизни 2. Первая медицинская помощь | образовательный поход | 8ч | |
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 1. Безопасное поведение на воде 2. Безопасное поведение на природе, в походах, на экскурсиях 3. Безопасное поведение на дорогах |
Конференция, беседа | 14ч | |
3 класс | |||
1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 2. Безопасность дома 3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре 4. Поведение при терроризме | Беседа, опрос, практикум | 24 ч | |
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1. Первая медицинская помощь при различных ситуациях 2 Защита человека в чрезвычайных ситуациях. | практикум | 10 ч | |
4 класс | |||
1. Здоровый образ жизни 1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» 2. Заболевания, болезни. 3. Курение, алкоголизм, наркомания. Профилактика | Беседа, опрос, практикум |
12 ч | |
2. Опасные ситуации, правила поведения учащихся при них 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах 2. Безопасное поведение на природе | Беседа, опрос, конференция | 12 ч | |
3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 1. Всевозможные травмы, первая помощь 2. Первая медицинская помощь в экстренных ситуациях | Практикум, беседа | 10 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу
внеурочной деятельности
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
− основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
− общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации, стихийное бедствие;
− основные виды травм у детей, что такое первая медицинская помощь;
− общие правила оказания первой медицинской помощи;
− опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
− безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги;
− правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
− правила безопасного поведения при пожаре в доме;
− опасные животные и насекомые, правила безопасного поведения и меры защиты.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
− правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- правила поведения при погодных условиях
− чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
− правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
− возможные опасные ситуации при движении по открытой местности
− правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
− от чего зависит наше здоровье
− травмы, порезы, ссадины и царапины, отравления, их причины и признаки;
− какими бывают чрезвычайные ситуации
К концу 3 класса должны знать:
− правила поведения при возникновении пожара;
− правила движения пешеходов;
− обязанности пассажиров;
− меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
− первая помощь при отравлениях;
− правила поведения с незнакомыми людьми;
− виды чрезвычайных ситуациях;
− правила безопасности при пожаре
- вредные привычки
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
− правила перехода дороги;
− правила движения на велосипедах;
− правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
− основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке, способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
− меры пожарной безопасности при разведении костра;
− основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя безопасность"
Рабочая образовательная программа по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения «Моя безопасность» для 2 класса....
Программа внеурочной деятельности "Академия безопасности на дороге"
Программа внеурочной деятельности кружка "Академия безопасности на дороге"...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Безопасное колесо"
Рабочая программа предназначена для учащихся 3-4 классов. Содержит материал по изучению правил дорожного движения, медицины и вождения велосипеда....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности и здоровья", 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Школа безопасности и здоровья» разработана в рамках ФГОС второго поколения для учащихся начальной школы. Периодичность занятий: один раз в неделю. Количес...
Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Правила безопасного движения»1 классРабочая программа по внеурочной деятельности «Правила безопасного движения» обучающихся 1 класса раз...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука безопасности" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...