Окружающий мир "Огонь - друг и враг".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок по окружающему миру "Огонь - друг и враг".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marenkova_elena_vladimirovna.doc | 699.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в начальной школе
по дисциплине: «Окружающий мир»
на тему: «Огонь – друг и враг»
Выполнила: Маренкова Е. В.
Нижний Новгород
2019
Предмет: « Окружающий мир (4 класс) (Начальная школа XXI века)»
Тема: « Огонь – друг и враг»
Цель занятия: Систематизация знаний обучающихся по теме «Огонь – друг и враг».
Дидактические задачи: Формировать у учащихся регулятивные действия через осознания границ собственных знаний и умений; развитие умений в определении темы и целей урока, умений самостоятельно решать проблемные задачи, способностей к самоконтролю и контролю.
Воспитательные задачи: Воспитать у учащихся правильное отношение к огню.
Развивающие задачи:
- Развивать личностные действия учащихся через формирование умений высказывать свое личное мнение, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.
- Развивать коммуникативные учебные действия через парные и групповые форму работы, формирование восприятия целостной картины безопасных норм поведения, и их соблюдения.
- Развивать познавательные учебные действия через решение проблемных задач, частично - поисковой деятельности при изучении темы.
Ведущая технология: Технология формирования УУД; Здоровьесберегающие технологии; Технология оценивания образовательных достижений учащихся.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий.
Методы обучения:
- Метод проблемного изложения в обучении;
- Частично-поисковый метод обучения;
- Исследовательский метод обучения.
План учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время отводимое на этап |
| 2 минуты |
| 5 минут |
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. | 5 минут |
| 8 минут |
| 2 минуты |
| 3 минуты |
самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. | 8минут |
| 2 минуты |
| 7 минут |
| 2 минуты |
| 1 минута |
Итого: | 45 минут |
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | МЕТОДЫ И СРЕДСТВА | РЕЗУЛЬТАТ |
1.Мотивация к учебной деятельности | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!» Эти слова пусть будут девизом нашего урока. | Дети сидят за партой, слушают учителя. | Беседа | Учащиеся готовы к работе. |
2.Проверка домашнего задания | - Ребята мы продолжаем серию уроков из раздела « Ты и твое здоровье». Для того чтобы проверить домашнее задание я предлагаю вам выполнить тест. Откройте ноутбуки, включаем, подключаемся. Все подключились? Сначала выполните тест, после этого надо выполнить задание в примечании. Встаньте те, кто получил за тест оценку 5, кто получил оценку 4, кто получил оценку 3. У каждого из вас получилось слово. Какие слова у вас получились? | Дети открывают ноутбуки, включают, подключаются к ноутбуку учителя. Дети зачитывают слова: Огонь, друг | Самостоятельная работа с использованием ТСО. | Учащиеся получают оценку за выполненный тест |
3.Работа по теме урока. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала | Я вам предлагаю составить предложение из этих слов, используя союз. (Дети составляют предложения на столе из слов. Один человек составляет на интерактивной доске.) Какой союз надо использовать? Проверим правильно ли вы составили предложение. Ребята, как вы думаете какая тема сегодня будет у нас на уроке? А какая цель у нашего урока? А как вы думаете, ребята, когда человек стал использовать огонь? Сейчас я предлагаю 2 ученикам посмотреть значение огня в словарях. Так как же вы думаете огонь - это враг или друг для человека? Поднимите руки те, кто считает, что огонь - это друг, а теперь те, кто считает, что огонь – это друг для человека. | Дети составляют предложение: Огонь друг и враг. Огонь друг и враг. Уточнить знания по теме «огонь друг и враг», разобраться, когда огонь является другом человека, а когда врагом. Давно. 2 ученика читают значение слова «огонь» в словаре Ожегова и Ушинского. Дети поднимают руки. | Объяснение, беседа, работа со словарем. | Учащиеся учатся делать выводы, пополняют словарный запас. |
4.Выявление имеющихся знаний по изучаемой теме и фиксирование причины появившихся затруднений | Чтобы разобраться в этой проблеме я вам предлагаю поработать в паре и выполнить задание. ( Задания для пар разные) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 1 задание: Расположить картинки когда огонь является другом, а когда врагом. 2 задание: расположить слова в таблице, когда огонь является другом, а когда врагом). Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Поднимите руку Те, кто задание выполнил без ошибок. В каких же случаях огонь для человека друг, а в каких огонь для человека враг? | Дети выполняют задания в группах. Друг:
Враг: 1.Лесные пожары приводят к уничтожению лесов. 2. Гибель людей, животных, растений. 3. Люди лишаются жилищ. 4. Уничтожаются предприятия, люди лишаются работы. | Самостоятельная работа с использованием наглядных пособий. | Учащиеся учатся делать выводы, сопоставлять, сравнивать. |
5.Физкультминутка для глаз | Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть все дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети сидят за партами. | Здоровьесберегающие технологии. | |
6.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Знают все: человек без огня, Не живёт ни единого дня. При огне, как при солнце светло! При огне и зимою тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь - повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим врагом. Как называется огонь когда становится врагом? Давайте посмотрим значение слова «пожар» в словаре Ожегова. Пожар – это неконтролируемый процесс, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность жизни и здоровью людей. | Пожар. Читает ученик. | Объяснение, беседа. | Учащиеся расширяют словарный запас, различают понятия «огонь» и «пожар». |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой | Сейчас вам предстоит работать в группах. Каждая группа получит своё задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 1 группа составляет памятку «Чтобы не было пожара». 2 группа составляет памятку « Как вести себя во время пожара». 3 группа составляет синквейн «Когда пожар становится другом». 4 группа составляет синквейн «Когда пожар становится врагом». 5 группа собирает пословицы. Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ваши памятки мы распечатаем и повесим в нашем уголке, вы заберете их домой. | Помогать друг другу, работать дружно и тихо, выслушивать мнение каждого Дети выполняют задания в группах. После этого 1человек от каждой группы рассказывает, что у них получилось. Все дети обсуждают правильность выполненных заданий. | Самостоятельная работа, самопроверка, синквейн, составление памятки. | Учащиеся учатся поведению при пожаре, расширяют знания по теме. |
8.Закрепление нового материала | Водоворот «Чем тушат огонь» Сейчас я вам предлагаю вспомнить какие предметы можно использовать для тушения пожара. Некоторые предметы пришли к нам из известного стихотворения. Вспомните из какого. (вода, спички, бумага, пироги, песок, блины, земля, резина, огнетушитель, одеяло) | Выполняют задание. Стихотворение «Путаница». | Беседа. | Учащиеся учатся систематизации. |
9.Практическое закрепление нового материала | Ребята, сегодня вы узнали, как предвидеть опасность, предупреждать её и действовать в случае пожара. - Надеюсь, что мы с вами никогда не столкнёмся с этой страшной бедой – пожаром. А сейчас я предлагаю вам составить кроссворд на тему «Огонь друг и враг». | Дети выполняют задание. | Беседа, составление кроссворда. | Систематизация знаний. |
10.Рефлексия деятельности на уроке | - Какая цель была у нас на уроке? Смогли мы ответить на эти вопросы? У кого сегодня на уроке все получилось, покажите ладошку. | Ответы детей. | Беседа. | Систематизация знаний. |
11.Домашнее задание | Оформить памятку «Что делать в случае пожара» для учащихся первых классов |
Критерии оценки деятельности обучающихся
Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе:
На уроке учащиеся систематизируют и восполняют знания по изучаемой теме, они принимают активное участие в творческой деятельности. На протяжении всего урока, выполняя задания для самостоятельной работы, ученики копят баллы, а в итоге получаются общую оценку за урок.
Характеристика методов и приемов реализуемых в процессе обучения:
На протяжении урока были использованы различные методы и приемы. Большое внимание было уделено методам, направленным на развитие творческого мышления учащихся. Используются такие методы: беседа, составление синквейна, самостоятельная работа, объяснение, рассказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание для группы № 1
Огонь-друг | Огонь-враг |
Учащиеся получают картинки, которыми необходимо заполнить таблицу.
Задание для группы № 2
Огонь-друг | Огонь-враг |
Согревает Исчезают леса
Люди лишаются домов,
лишаются работы Гибнут люди и животные
Кормит Освещает
Помогает на предприятиях
Учащимся необходимо самостоятельно заполнить шаблон таблицы, имея выражения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задания для групп
Задание для группы №1
Чтобы не было пожара (памятка)
Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова:
1. Никогда и нигде не играй со __________,___________ детям не игрушка!
2. Уходя из дома, не забывай выключать все ___________.
3. В квартире обязательно должен быть __________.
4. Все горючие предметы и жидкости должны храниться далеко от ________.
5. Если увидишь огонь, зови взрослых или звони по городскому телефону ______, по мобильному________
Задание для группы №2
Как следует вести себя во время пожара?(памятка)
Выберите, какие действия являются верными, определите. Обозначьте цифрами порядок действий.
- Вызвать пожарную службу по телефону 01 или 112.
- Собрать вещи и любимые игрушки.
- Сообщить точный адрес, фамилию, имя.
- Сохранять спокойствие.
- Начать тушить пожар самостоятельно, без взрослых.
- Срочно покинуть помещение, плотно прикрыв за собой двери.
- Бегать по всей квартире и смотреть во все окна.
- Сказать оператору, что горит.
- Если рядом есть взрослые, позвать на помощь.
Задание для группы №3
Составить синквейн «Огонь-друг».
Задание для группы №4
Составить синквейн «Огонь-враг».
Задание для группы №5
Собери пословицы.
Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам.
Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
От маленькой искры большой пожар бывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...
Урок по окружающему миру. Тема "Огонь-друг или враг"
Урок разработан с использованием элементов современных образовательных технологий: ТРКМ, проблемного обучения....
учебный материал по окружающему миру в итоговом разделе "Как нам жить?" по теме "Плесень-друг или враг?"
Изучая тему "Грибы? ученик Проневский Савелий поставил перед собой цель проделать опыт-эксперимент,проанкетировать одноклассников и доказать в своем проекте,что плесень не только вредна,но и в некотор...
Окружающий мир. Тема: "Огонь - друг и враг человека"
Элементы конспекта могут быть использованы при изучении тем об охране здоровья...
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...
Открытый урок по окружающему миру "ОГОНЬ -НАШ ДРУГ И ВРАГ"
Конспект к открытому уроку окружающего в 4 классе "Огонь- наш друг и враг"...