Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Образовательная

задача

урока

Методы

и приемы

работы

Деятельность    учителя

Деятельность обучающихся

Формы

организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

1. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности. (2 мин)

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований у учебной деятельности.

Прием мотивации к учебной деятельности.

Здравствуйте, сегодня вы мои ученики. Меня зовут   Анастасия Александровна.

Послушайте стихотворение:

Сколько наша планета имеет разных ископаемых,
Которые при грамотном пользовании помогают нам?
А как мы относимся к тем ресурсам что нас окружают?
Считаем, что нам всё принадлежит: без конца и края.
Много чего люди преумножили, разумно пользуясь,
Но много чего и разрушили, не думая о будущем…

- Ребята, как вы понимаете последние две строчки стихотворения?

- Для чего же нам нужно изучать окружающий мир?

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Размышляют над стихотворением.

ф

Презентация

Внешний контроль

Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков

Мотивация к обучению.

2. Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального затруднения   в пробном учебном действие.(5 мин)

Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задания

Итак, ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу.

Сегодня мы опять попадем в удивительный мир и посетим ещё один неизведанный нами уголок природы. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлом уроке, о чем говорили?

Карточки. Если утверждение верное, поставьте знак «+»; если утверждение неверное, знак «–».

1) Почва, необходима для сельского хозяйства, для производства продуктов питания;

2) Воздух необходим только для горения топлива;

3) Из нефти получают бензин;

4) продавец, парикмахер, водитель, уборщик, электрик, переводчик – производят товары;

5) Для производства продуктов питания не нужны животные;

6) Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства;

7) Для производства товаров и услуг не требуется труд;

8) В экономике нужен труд только определенных профессий;

9) Важен не только физический труд, но и умственный;

10) Успех труда людей во многом зависит от их образования и от здоровья.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга.

У вас на столах лежат цветочки, если вы выполнили карточку верно, то поставьте + на одном из лепестков.

-Молодцы, но нам пора прощаться с прошлой темой, так как нас ждут новые открытия.

На экране карта Саратовской области.

Обратите внимание на условные обозначения.

Какие условные обозначения вы видите?

Это условные обозначения какой карты?

А какие бывают полезные ископаемые?

(природные богатства и труд людей – основа экономики)

О т в е т ы:

1. +

2. -

3. +

4. -

5. -

6. +

7. -

8. -

9. +

10.+

- нефть, горючие газы, горючие сланцы, фосфориты, известняк…

- карта полезных ископаемых саратовской области

ф

ИКТ

Самоконтроль

Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно. Речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Выявление места и причины затруднения.(1 мин)

Организация анализа возникшей ситуации и осознание того, в чем  именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Проблемная ситуация

-Где возникло затруднение?

-А почему мы не можем сейчас правильно сказать?

Потому что не проходили эту тему.

ф

ИКТ

Внешний контроль

Уметь анализировать и на основе результатов, делать выводы.

Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Интерес к освоению новых знаний и способов действий.

4.Построение проекта выхода из затруднения.(2мин)

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

Подводящий диалог

- Какая тема нашего урока?

-Какую цель перед собой ставим?

Нам нужен план, чтобы достичь цели, предположите, какой он будет:

1.Узнать, что такое полезные ископаемые.

2.Познакомиться с группами полезных ископаемых.

3. Узнать, для чего и как добывают полезные ископаемые.

4. Узнать, как называются места, где залегают полезные ископаемые.

5. Познакомиться с профессией людей, которые добывают полезные ископаемые.

«Полезные ископаемые»

Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых.

ф

ИКТ

Внешний контроль

После предварительного обсуждениясамостоятельно формулировать тему и цель. Спланировать способы достижения поставленной цели.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

 Умение отстаивать собственную точку зрения.

5.Реализация построенного проекта.(10мин)

Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач

Беседа

Частично-поисковый

- От какого слово произошло слово «ископаемые»?

- Почему они полезные?

- Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46.

- Что такое полезные ископаемые?

- В каком состоянии находится большинство полезных ископаемых?

-Назовите жидкое полезное ископаемое.

- Назовите газообразное полезное ископаемое.

- Все полезные ископаемые делятся на три группы.

Горючие                

Рудные (Металлические)   Нерудные (Строительные)

- Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

- Для чего добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

- Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебник е текст на с. 48.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте?

- Какое полезное ископаемое добывают в карьере?

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин?

- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

(От слова «копать».)

(Приносят пользу людям.)

(Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

(В твёрдом)

(Нефть)

(Газ)

Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

Рудные: медная руда, железная руда.

Нерудные: известняк, глина, песок, гранит.

(Для использования в экономике.)

(Такие места называются – месторождениям и)

(Геологи)

(Каменный уголь.)

(Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

(Нефть, газ)

Высказывают предположения

(Сбором металлолома.)

ф

Учебникт

Внешний контроль

Познавательные: Формировать умение находить в учебнике необходимую информацию.

Умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи.

Физминутка.(1мин)

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Выполнение физических упражнений под музыку.

Выполнение упражнений под музыку, повторяя за учителем.

ф

ИКТ

Самоконтроль

Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия.

Установка на здоровый образ жизни.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5мин)

Применение нового способа действия при решении типовых задач

Практический метод

Поработаем в парах и заполним таблицу, отметим знаком  + в соответствующем столбце

Применение полезных ископаемых

Название полезного ископаемого

Применяется в строительстве

Служит топливом

Применяется дло получения металлов

Глина

Известняк

Нефть

Песок

Природный газ

Железная руда

Каменный уголь

Если все верно, ставим себе + на следующем лепестке.

В строительстве

В строительстве

Служит топливом

В строительстве

Служит топливом

Для получения металлов

В строительстве

п

ф

Карточки

Взаимоконтроль,самоконтроль.

Уметь

выслушивать друг друга.

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(4мин)

Применение нового знания в типовых заданиях

Практический метод

Карточка

 Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

(Каменный уголь, глина, известняк)

Названа

Свойства

твердость

цвет

Плотность

Каменный уголь

Известняк

Глина

Твердый, серый, плотный.

Мягкий, белый, плотный.

Мягкая, тёмно-коричневый, неплотная

и

карточки

Взаимоконтроль,самоконтроль.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

Самоконтроль и самоопределение

8. Включение в систему знаний и повторение.(3мин)

Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания

Задача

Я предлагаю нам отправиться в лагерь геологов. Для этого решим задачу.

Задача: Чтобы добраться до места лагеря геологов, нам сначала необходимо проехать на автомобиле 450 км, затем нам предстоит проехать на лошадях 40 км и 10 км пройти пешком. Узнайте какое расстояние мы должны преодолеть. (на доске иллюстрации: равнина 450 км

Холмистая равнина 40 км

Горы 10 км)

- ответ запишите на планшетах

- посмотрите, какие большие расстояния необходимо преодолевать геологам в поисках подземных сокровищ. Зная масштаб, начертите это расстояние.

(На доске: М: 1 см – 100 км)

- отрезок какой длины начертили?

- правильно. Посмотрите мы в лагере геологов. (иллюстрации стоянки геологов)

- работа геологов очень сложна. Часто они живут в палатках в горах, в лесах, в труднодоступных местах. Работа геологов – открывать новые месторождения полезных ископаемых. Они наносят их на специальные карты и отправляются на поиск других месторождений.

Решают задачу

500км

5см

И

ф

ИКТ

Самоконтроль

Познавательные: структурирование знаний.

Самоконтроль

9.Рефлексия(2 мин)    

Самооценка учащимися своей учебной деятельности

Беседа

-Какую тему изучали?

-Какую цель ставили?

-Достигли мы цели?

-Поднимите высоко свои цветочки, если вы все сделали верно, если у вас были затруднения- оставьте локоть с цветком на парте, если совсем ничего не получилось- положите цветок на парту.

Урок окончен. До свидания!

«Полезные ископаемые»

Познакомиться с

Разнообразием полезных ископаемых

ДА/НЕТ

Ф

и

Самоконтроль

Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

Самооценка и самоопределение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 «Б» класса на тему :

«Полезные ископаемые».

Выполнила студентки 31 группы

Специальности: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Николаенко А.А.

Учитель: Чистякова О.А

Методист: Храмова В.В

Дата проведения: 08.04.2020 г

Оценка_________________

Саратов 2020 г.

УМК: «Школа России»

Тема: «Полезные ископаемые»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель:  Создать условия для формирования понятия «полезные ископаемые»  

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых.

Развивающая: Развивать мышление, память, речь учащихся, умение выделять главное.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки, цветочки).

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, технология сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме разнообразие животных "Школа России"

Тема: разнообразие животныхЦель: Создать условия для формирования представлений о разнообразии животного мира, умения выявлять отличительные групповые признаки;  расширить знания о животном мире....