Этап урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин) | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения требований у учебной деятельности. | Прием мотивации к учебной деятельности. | Здравствуйте, сегодня вы мои ученики. Меня зовут Анастасия Александровна. Послушайте стихотворение: Сколько наша планета имеет разных ископаемых, Которые при грамотном пользовании помогают нам? А как мы относимся к тем ресурсам что нас окружают? Считаем, что нам всё принадлежит: без конца и края. Много чего люди преумножили, разумно пользуясь, Но много чего и разрушили, не думая о будущем… - Ребята, как вы понимаете последние две строчки стихотворения? - Для чего же нам нужно изучать окружающий мир? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Размышляют над стихотворением.
| ф | Презентация | Внешний контроль |
| Познавательные: Умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков | Мотивация к обучению. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действие.(5 мин) | Организация, фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Задания | Итак, ребята, у нас с вами очередной урок окружающего мира и ещё одно путешествие в природу. Сегодня мы опять попадем в удивительный мир и посетим ещё один неизведанный нами уголок природы. Но сначала давайте вспомним, где мы побывали с вами на прошлом уроке, о чем говорили? Карточки. Если утверждение верное, поставьте знак «+»; если утверждение неверное, знак «–». 1) Почва, необходима для сельского хозяйства, для производства продуктов питания; 2) Воздух необходим только для горения топлива; 3) Из нефти получают бензин; 4) продавец, парикмахер, водитель, уборщик, электрик, переводчик – производят товары; 5) Для производства продуктов питания не нужны животные; 6) Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства; 7) Для производства товаров и услуг не требуется труд; 8) В экономике нужен труд только определенных профессий; 9) Важен не только физический труд, но и умственный; 10) Успех труда людей во многом зависит от их образования и от здоровья. Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга. У вас на столах лежат цветочки, если вы выполнили карточку верно, то поставьте + на одном из лепестков. -Молодцы, но нам пора прощаться с прошлой темой, так как нас ждут новые открытия. На экране карта Саратовской области. Обратите внимание на условные обозначения. Какие условные обозначения вы видите? Это условные обозначения какой карты? А какие бывают полезные ископаемые? | (природные богатства и труд людей – основа экономики) О т в е т ы: 1. + 2. - 3. + 4. - 5. - 6. + 7. - 8. - 9. + 10.+ - нефть, горючие газы, горючие сланцы, фосфориты, известняк… - карта полезных ископаемых саратовской области | ф | ИКТ | Самоконтроль |
| Коммуникативные: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно. Речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
|
3.Выявление места и причины затруднения.(1 мин) | Организация анализа возникшей ситуации и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Проблемная ситуация | -Где возникло затруднение? -А почему мы не можем сейчас правильно сказать? | Потому что не проходили эту тему. | ф | ИКТ | Внешний контроль | Уметь анализировать и на основе результатов, делать выводы. | Регулятивные: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
| Интерес к освоению новых знаний и способов действий. |
4.Построение проекта выхода из затруднения.(2мин) | Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации | Подводящий диалог | - Какая тема нашего урока? -Какую цель перед собой ставим? Нам нужен план, чтобы достичь цели, предположите, какой он будет: 1.Узнать, что такое полезные ископаемые. 2.Познакомиться с группами полезных ископаемых. 3. Узнать, для чего и как добывают полезные ископаемые. 4. Узнать, как называются места, где залегают полезные ископаемые. 5. Познакомиться с профессией людей, которые добывают полезные ископаемые. | «Полезные ископаемые» Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых.
| ф | ИКТ | Внешний контроль | После предварительного обсуждениясамостоятельно формулировать тему и цель. Спланировать способы достижения поставленной цели. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. | Умение отстаивать собственную точку зрения. |
5.Реализация построенного проекта.(10мин) | Построение учащимися нового способа действия и формирование умений применять его при решении задач | Беседа Частично-поисковый
| - От какого слово произошло слово «ископаемые»? - Почему они полезные?
- Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46. - Что такое полезные ископаемые?
- В каком состоянии находится большинство полезных ископаемых? -Назовите жидкое полезное ископаемое. - Назовите газообразное полезное ископаемое.
- Все полезные ископаемые делятся на три группы. Горючие Рудные (Металлические) Нерудные (Строительные) - Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.
- Для чего добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебнике текст на с. 47. - Для чего добывают полезные ископаемые?
Как добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебник е текст на с. 48. - Как называются места, где залегают полезные ископаемые?
- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых. - Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49. - Какое полезное ископаемое добывают в шахте? - Какое полезное ископаемое добывают в карьере?
Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Какие полезные ископаемые добывают из скважин? - Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее? - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? | (От слова «копать».)
(Приносят пользу людям.)
(Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.) (В твёрдом)
(Нефть)
(Газ)
Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ. Рудные: медная руда, железная руда. Нерудные: известняк, глина, песок, гранит.
(Для использования в экономике.)
(Такие места называются – месторождениям и) (Геологи)
(Каменный уголь.)
(Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)
(Нефть, газ)
Высказывают предположения
(Сбором металлолома.) | ф | Учебникт | Внешний контроль |
| Познавательные: Формировать умение находить в учебнике необходимую информацию. | Умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи. |
Физминутка.(1мин) | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. |
| Выполнение физических упражнений под музыку. | Выполнение упражнений под музыку, повторяя за учителем. | ф | ИКТ | Самоконтроль |
| Регулятивные: умение контролировать себя и свои действия. | Установка на здоровый образ жизни. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5мин) | Применение нового способа действия при решении типовых задач | Практический метод | Поработаем в парах и заполним таблицу, отметим знаком + в соответствующем столбце
Применение полезных ископаемых Название полезного ископаемого | Применяется в строительстве | Служит топливом | Применяется дло получения металлов | Глина |
|
|
| Известняк |
|
|
| Нефть |
|
|
| Песок |
|
|
| Природный газ |
|
|
| Железная руда |
|
|
| Каменный уголь |
|
|
|
Если все верно, ставим себе + на следующем лепестке. |
В строительстве В строительстве
Служит топливом В строительстве
Служит топливом
Для получения металлов
В строительстве
| п ф | Карточки | Взаимоконтроль,самоконтроль. | Уметь выслушивать друг друга. | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
|
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(4мин) | Применение нового знания в типовых заданиях | Практический метод | Карточка
Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»
(Каменный уголь, глина, известняк) Названа | Свойства | твердость | цвет | Плотность | Каменный уголь |
|
|
| Известняк |
|
|
| Глина |
|
|
|
|
Твердый, серый, плотный. Мягкий, белый, плотный. Мягкая, тёмно-коричневый, неплотная | и | карточки | Взаимоконтроль,самоконтроль. |
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. | Самоконтроль и самоопределение |
8. Включение в систему знаний и повторение.(3мин) | Повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания | Задача | Я предлагаю нам отправиться в лагерь геологов. Для этого решим задачу. Задача: Чтобы добраться до места лагеря геологов, нам сначала необходимо проехать на автомобиле 450 км, затем нам предстоит проехать на лошадях 40 км и 10 км пройти пешком. Узнайте какое расстояние мы должны преодолеть. (на доске иллюстрации: равнина 450 км Холмистая равнина 40 км Горы 10 км) - ответ запишите на планшетах - посмотрите, какие большие расстояния необходимо преодолевать геологам в поисках подземных сокровищ. Зная масштаб, начертите это расстояние. (На доске: М: 1 см – 100 км) - отрезок какой длины начертили? - правильно. Посмотрите мы в лагере геологов. (иллюстрации стоянки геологов) - работа геологов очень сложна. Часто они живут в палатках в горах, в лесах, в труднодоступных местах. Работа геологов – открывать новые месторождения полезных ископаемых. Они наносят их на специальные карты и отправляются на поиск других месторождений.
| Решают задачу
500км
5см
| И ф | ИКТ | Самоконтроль |
| Познавательные: структурирование знаний.
| Самоконтроль |
9.Рефлексия(2 мин)
| Самооценка учащимися своей учебной деятельности | Беседа | -Какую тему изучали?
-Какую цель ставили?
-Достигли мы цели?
-Поднимите высоко свои цветочки, если вы все сделали верно, если у вас были затруднения- оставьте локоть с цветком на парте, если совсем ничего не получилось- положите цветок на парту. Урок окончен. До свидания! | «Полезные ископаемые» Познакомиться с Разнообразием полезных ископаемых ДА/НЕТ | Ф и |
| Самоконтроль |
| Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы | Самооценка и самоопределение |