Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»
4 КЛАСС
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян |
Основные понятия | Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.) – Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.) – Какие пять эпох в истории выделяют ученые? – Какая из них самая длинная? – Какая самая короткая? – Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?) | Отвечают на вопросы учителя
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Целеполагание. | – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества. – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»: Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли… Времена теперь другие, | Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была… Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. |
– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Внимательно слушают.
| Фронтальная, индивидуальна | Устные ответы, записи в тетради |
| Рассказ учителя.
Работа по учебнику.
| – Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. – Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. – Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи. – Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». |
Читают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетради. Показывают на карте. |
| Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для |
|
|
Работа по карте.
| – Значит, они жили у… (болот). – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст. – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. |
|
| обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению |
|
|
Работа по учебнику.
Рассказ учителя | – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37). – Объясните значения слов «собирательство», «борт- ничество», используя иллюстрации. (Бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – Узнаем, как жили наши предки – древние славяне (см.Приложение 1) |
Читают текст, выясняют занятия славян.
Внимательно слушают |
| предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве |
|
IV. Самостоятельная работа с само- проверкой по эталону (образцу) | Тестирование.
| – Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ. 1. Славяне жили: а) в пустыне; б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне; в) в горах. 2. Что такое бортничество? а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок; в) собирание мёда диких пчёл. | Выполняют задания теста.
| Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. | Устные ответы, выполненные задания |
|
Задания из электронного приложения к учебнику | 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) Ружьё; б) лук со стрелами; в) саблю. 4. Как называлось жилище древних славян? а) землянка; б) чум; в) пещера. 5. Древние славяне были: а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами. – Проверьте тест самостоятельно.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации |
Осуществляют самопроверку. Выполняют задания |
| Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
|
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Читают вывод в учебнике (с. 39). Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
|
Приложение 1
Рассказ учителя о жизни древних славян
Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.
Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.
Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила всё живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.
Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.
Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.