Жизнь древних славян (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок в 4 классе по окружающему миру (УМК "Школа России") по теме "Жизнь древних славян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20._zhizn_drevnih_slavyan.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

4 КЛАСС

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления
о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; тестовое  задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян

Основные
понятия

Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(самоопределение)

к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где
в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд
с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

 II. Актуализация  опорных

знаний

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)

– Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)

Какие пять эпох в истории выделяют ученые?

– Какая из них самая длинная?

– Какая самая короткая?

– Новейшая история – это какое время? (Почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации.

Устные ответы

III. Изучение
нового материала

Целеполагание.

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальна

Устные ответы,

записи
в тетради

 

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику.

– Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

– Прочитайте в учебнике (с. 34–35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.

– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.

– Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

Показывают
на карте.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации;
 учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для

 

Работа
по карте.

– Значит, они жили у… (болот).

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

– Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя?

– Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению

 

Работа
по учебнику.

Рассказ учителя

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?

– Ловили рыбу.

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Прочитайте текст в учебнике (с. 36–37).

– Объясните значения слов «собирательство», «борт-

ничество», используя иллюстрации. (Бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

Узнаем, как жили наши предки – древние славяне (см.Приложение 1)

Читают текст, выясняют занятия славян.

Внимательно слушают

предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

IV. Самостоятельная работа
с само-
проверкой по эталону
(образцу)

Тестирование.

Проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.

1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

2. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание мёда диких пчёл.

Выполняют
задания теста.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Устные ответы,

выполненные

задания

 

Задания из электронного

приложения к учебнику

3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружьё;   б) лук со стрелами;   в) саблю.

4. Как называлось жилище древних славян?

а) землянка;     б) чум;     в) пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками;    б) христианами;    в) мусульманами.

– Проверьте тест самостоятельно.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Осуществляют самопроверку.

Выполняют
задания

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 39).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Приложение 1

Рассказ учителя о жизни древних славян

Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти.  И  мужчины,  и  женщины  носили рубахи из грубого холста  (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила всё живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок\ "Жизнь древних славян" 4 класс УМК "Школа России"

Урок  с использованием деятельностного подхода по теме "Жизнь древних славян" УМК "Школа России" 4 класс...

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода в рамках программы "Школа России"....

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс УМК Школа России

Открытый урок и презентация по теме "Жизнь древних славян" .  4 класс. Используется технология РКМЧП. Часть 1....

конспект урока Жизнь древних славян 4 класс

Урок из раздела "Страницы всемирной истории" составлен по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 4-й класс. На уроке использовался наглядно-иллюстративный и частично-поисковый методы работы с...

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" 4 класс.

-  Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества»....

Тест по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян", 4 класс

Тест по окружающему миру составлен в соответствии с программой "Школа России" по учебнику А. А. Плешакова и проверяет базовый уровень знаний учащихся по теме «Жизнь древн...