КОЗ по окружающему миру "Природные сообщества" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества».
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.
Данный урок имеет интегративный характер, соединяя в себе природоведческие, краеведческие и другие знания. Применение КОЗ на уроке обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включают в себя дополнительные возможности изучаемого материала. Одновременно способствуя освоению метапредметных знаний: способность регулировать собственную деятельность, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, приобретая при этом коммуникативные навыки общения. Знания, полученные детьми ранее, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ.
Для этого на уроке учащимся предлагается работа с таблицей, моделями, картинками, а так же работа по восстановлению текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istochnik_informatsii_k_koz_no_1.docx | 16.4 КБ |
koz_no_1_uchitelya_deti_klyuch.docx | 18.6 КБ |
koz_no_2_uchitelya_deti_klyuchi.docx | 30.72 КБ |
kartinki.docx | 844.83 КБ |
itogovaya_shkala.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Источник информации:
Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества, и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях.
Юга́нский запове́дник — особо охраняемая природная территория, расположенная в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби). Для растительности этого округа характерно преобладание елово-кедровых лесов с участием пихты. Наиболее распространенным типом леса является бор-ягодник, получивший свое название за обилие в нижнем ярусе брусники и черники.
Если в заповеднике и имеется луговая растительность, то ее численность невелика. Луга представлены мятликом луговым, полевицей белой с небольшой примесью осоки, где под густым травяным покровом обитает полёвка обыкновенная и «краснокнижные» насекомые: махаон и мнемозина. В пойменных разнотравных лугах можно встретить травяную лягушку.
Фауна позвоночных животных насчитывает 269 видов. Большинство из них птицы — 216 видов. Список млекопитающих насчитывает 40 видов. Из крупных хищных зверей встречается: медведь, рысь, росомаха. Самый привычный обитатель заповедной территории — соболь, который любит пойменные леса с большим количеством кормов. Значительно реже встречается колонок. Травоядные представлены лосем и северным оленем лесного подвида.
Птицы Юганского заповедника представлены в количестве 216 видов. Самые распространенные – озерно-болотные. Имеются в виду такие: стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый. Кречет – главный крылатый хищник. Дважды на центральной усадьбе заповедника был отмечен сапсан. В этих борах встречаются орлан-белохвост, ястребиная сова и беркут. Эти хищные птицы охотятся, как в лесу, так и на лугу. Однако на деревьях, в сухих пятачках встречаются обычные жители чащ – тетерев, куропатка, рябчик и глухарь.
На водоёмах обитают разные рыбы. Среди них вы увидите здесь щуку, окуня и ельца. В стоячих и проточных водоемах обитает множество хищных насекомых - жуки-плавунцы, клопы и другие, поедающие друг друга в борьбе за жизнь. Около трети заповедной территории занимают болота. Особенно обширны они в южной части заповедника. Здесь хорошо развит кустарничковый ярус из багульника, морошки и клюквы.
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированное задание №1
Стимул: Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник. Задачная формулировка: На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки. Задания: 1.Заполните таблицу. 2.Сделайте вывод, что такое природное сообщество.
Бланк выполнения задания:
Состав звена | Лес | Луг | Водоём | |
1 | Растения | |||
2 | Растительноядные животные | |||
3 | Хищники |
Вывод : Природное сообщество это ______________________ _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы 2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы 1 балл – допущены 3-4 ошибки 0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Компетентностно-ориентированное задание №1
Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник. На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки. Заполните таблицу и с делайте вывод, что такое природное сообщество.
Бланк выполнения задания:
Состав звена | Лес | Луг | Водоём | |
1 | Растения | |||
2 | Растительноядные животные | |||
3 | Хищники |
Вывод : Природное сообщество это ______________________ _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы 2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы 1 балл – допущены 3-4 ошибки 0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Ключ к компетентностно-ориентированному заданию №1
Состав звена | Лес | Луг | Водоём | |
1 | Растения | Ель, кедр, пихта, брусника, черника | Мятлик луговой, полевица белая, осока | Багульник, морошка, клюква |
2 | Растительноядные животные | Лось, северный олень, тетерев, куропатка, рябчик и глухарь | Полевка обыкновенная, махаон, мнемозина, травяная лягушка | Стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый |
3 | Хищники | Медведь, рысь, росомаха, кречет, орлан-белохвост, беркут, сапсан, соболь, колонок. | Кречет, орлан-белохвост, беркут, сапсан. | Щука, окунь, елец, жуки-плавунцы, клопы |
Вывод : Природное сообщество это ЕДИНСТВО ЖИВОЙ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.
Предварительный просмотр:
Компетентностно-ориентированное задание №2
Стимул:
Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике.
Задачная формулировка:
Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.
Задания:
- Заполните заданные модели.
- Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.
Компетентностно-ориентированное задание №2
Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике. Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.
- Заполните заданные модели.
- Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.
Лес (круговорот веществ)
Организмы потребители (Растительноядные) |
Организмы производители |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях в сообществе леса
Все объекты живой и ___________________ природы, составляющие природные ______________________ леса, связаны между собой ________________________ связями. Рост растений невозможен без __________________, _________________ и воды. Ученые – экологи называют растения организмами-__________________________. Так, в Юганском заповеднике, кедр служит пищей для _______________________, который является организмом потребителем (____________________________). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (_______________________). В нашей цепи –это ______________________. Разрушают мертвые остатки растений и животных ________________, _________________. За что и названы организмами _____________________.
Слова для справок:
Солнца, воздуха, разрушителями, рябчика, растительноядным, сообщества, неживой, экологическими, хищников, соболь, бактерии, грибы, производителями.
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Организмы потребители (Растительноядные) |
Луг (круговорот веществ)
Организмы производители |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях на лугу
Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, ______________, _______________ и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам ______________________. В отличие от леса, на лугу главные растения – _____________. Мятлик луговой, служит кормом для ______________ _____________________, которая питается __________________ пищей. Ястребиная сова является прекрасным ___________________, питается она различной добычей, в том числе и мелкими грызунами. Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и ______________. На лугу происходит круговорот __________________ с участием растений, животных, __________________, ______________________.
Слова для справок:
Производителям, воздух, веществ, растительной, травы, вода, полевки обыкновенной, охотником, почвы, грибов, бактерий
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Организмы потребители (Растительноядные) |
Водоём (круговорот веществ)
Организмы производители |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях в пресных водах
Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное ______________________. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-_____________________ и служат пищей для ________________________животных. В различных водоемах заповедника встречаются _____________ и _________________. Так пищей карася служат ____________________. Щука относится к _________________ рыбам и охотится на карася. В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит ______________________ веществ. Когда растения и животные ____________________, их остатки попадают на дно. Под действием _________________ они перегнивают и ____________________________.
Слова для справок:
Водоросли, сообщество, разрушаются, круговорот, бактерий, растительноядных, щука, карась, умирают, производителями, хищным
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
КЛЮЧ
Рассказ об экологических связях в сообществе леса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие природные сообщества леса, связаны между собой экологическими связями. Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. Ученые–экологи называют растения организмами-производителями. Так, в Юганском заповеднике, кедр служит пищей для рябчика, который является организмом потребителем (растительноядным). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (хищников). В нашей цепи –это соболь. Разрушают мертвые остатки растений и животных бактерии, грибы. За что и названы организмами – разрушителями.
Рассказ об экологических связях на лугу
Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам производителям. В отличие от леса, на лугу главные растения – травы. Мятлик луговой, служит кормом для полевки обыкновенной, которая питается растительной пищей. Ястребиная сова является прекрасным охотником, питается она различной добычей, в том числе и мелкими грызунами. Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.
Рассказ об экологических связях в пресных водах
Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-производителями и служат пищей для растительноядных животных. В различных водоемах заповедника встречаются щука и карась. Так пищей карася служат водоросли. Щука относится к хищным рыбам и охотится на карася. В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Под действием бактерий они перегнивают и разрушаются.
Предварительный просмотр:
1 группа Итоговая аналитическая шкала | ||
6 баллов | «5» | |
4-5 баллов | «4» | |
2-3 балла | «3» |
2 группа Итоговая аналитическая шкала | ||
6 баллов | «5» | |
4-5 баллов | «4» | |
2-3 балла | «3» |
3 группа Итоговая аналитическая шкала | ||
6 баллов | «5» | |
4-5 баллов | «4» | |
2-3 балла | «3» |
|
4 группа Итоговая аналитическая шкала | ||
6 баллов | «5» | |
4-5 баллов | «4» | |
2-3 балла | «3» | |
6 группа Итоговая аналитическая шкала | ||
6 баллов | «5» | |
4-5 баллов | «4» | |
2-3 балла | «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с элементами проектной деятельности " Дикие и домашние животные" курс " Окружающий мир" 1 класс учебник А. А. Плешакова " Окружающий мир. 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 154px; width: 120px;"}}]]Окружающий мир...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
Технологическая карта урока. УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс . Тема: Природа. Урок: «Какие бывают растения».
Технологическая карта урока.УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс.Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир» 2 класс .Тема: Природа. Уро...
Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».
Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...