Путешествие в осенний лес. Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Учащиеся на уроке уточняют, обобщают и объединяют в систему знания и представления о признаках осени.  Развивают умение распознавать животных леса по их устному описанию; находить взаимосвязь в природе; внимание, память, логическое мышление, речь. На уроке прививается любовь и бережное отношение учащихся ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       г. Воронеж,

                                                                                                                            МБОУ лицей №3,

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                             Инячина Алла Викторовна

                                   

                               

                                                               1 класс

                                       ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС

1. Уточнить, обобщить и объединить в систему знания и представления детей о признаках

    осени.      

2. Развивать умение распознавать животных леса по их устному описанию; находить взаи-

    мосвязь в природе; внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; экологическую культуру

    учащихся.

Оборудование: картина «Осень», Старичок-Листовичок (рисунок), маски белки, мышки,

                           волка, запись песни «Улыбка», крупные листья клёна, берёзы, дуба, ряби-

                           ны, листы с заданиями для учеников,  гербарий, знаки охраны природы,

                           сундучок Старичка-Листовичка с конфетами.

               

                                                            Ход урока

1. Организационный момент.

-Встаньте. Поздоровайтесь с гостями.

  У всех хорошее настроение.

  Улыбнитесь друг другу.

2. Работа по теме урока.

-Тема сегодняшнего урока очень интересная. И определите её вы сами, отгадав загадку:

                                               Пришла пора –

                                               Опустели леса.

                                               Листья опадают,

                                               Птицы улетают. (Осень)

- Сегодня на уроке мы поговорим о тех изменениях, которые произошли в природе с при-

  ходом осени. Совершим удивительное путешествие, а куда отгадайте:

                                               Дом со всех сторон открыт

                                               Он резною крышей крыт.

                                               Заходи в зеленый дом –

                                               Чудеса увидишь в нём. (Лес)

- Итак, какая тема нашего урока? (Путешествие в осенний лес).

- Да, мы отправляемся путешествовать в осенний лес. А пригласил нас в лес в гости к осени Старичок-Листовичок.

                                                Есть на свете старичок,

                                                Старичок-Листовичок,

                                                Носит он из пестрых листьев

                                                Разноцветный колпачок,

                                                Сапоги берестяные,

                                                Шаровары расписные,

                                                Сам в зеленом пиджаке,

                                                Посошок в его руке.

                                                Как по узеньким тропинкам,

                                                Ходит – бродит по травинкам

                                                Старичок-Листовичок

                                                Разноцветный колпачок.

                                                Каждый день и в дождь, и в зной

                                                Сторожит он мир лесной.

- Старичок-Листовичок принёс нам в этом сундучке подарок, но пока он добирался до нас,

  потерял ключ.

- Путешествуя по осеннему лесу, мы будем искать ключ, и если выполним все задания

  Листовичка, обязательно его найдем.

- Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте с вами вспомним правила поведения

  в лесу. А помогут нам вот эти знаки.

- Что они обозначают?

                                      - не разжигай огня в лесу;

                                      - не ломай веточек;

                                      - не включай громко музыку;

                                      - не разоряй птичьих гнёзд.

- Мы готовы в этому удивительному путешествию.

- Наш девиз!

  Любить и охранять родную природу!

Звучит запись песни «Вместе весело шагать по просторам…»

- У каждого времени года свои приметы. Старичок-Листовичок захотел проверить, знаете  

   ли вы приметы осени.

                                          Игра «Да, или нет»

                                     - Дайте правильный ответ

                                     - Осенью растут грибы?        (Да)

                                     - Тучки солнце закрывают?  (Да)

                                     - Колючий ветер прилетает? (Да)

                                     - Туманы осенью плывут?     (Да)

                                     - Ну а птицы гнёзда вьют?     (Нет)

                                     - А букашки прилетают?        (Нет)

                                     - Звери норки закрывают?      (Да)

                                     - Урожай все собирают?         (Да)

                                     - Птичьи стаи улетают?           (Да)

                                     - Часто-часто льют дожди?     (Да)

                                     - Достаём ли сапоги?               (Да)

                                     - Солнце светит очень жарко? (Нет)

                                     - Можно детям загорать?         ( Нет)

                                     - Ну а что же надо делать?

                                     - Куртки, шапки надевать?      (Да)

- Вы знаете приметы, можно идти дальше.

                                     Лес, точно терем расписной

                                     Лиловый, золотой, багряный.

                                     Весёлой, пёстрою стеной

                                     Стоит над светлою поляной.

- Сказочно прекрасен лес в ясный осенний день, особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит золотые верхушки деревьев.

- Вот и очутились мы на лесной опушке!

- Ребята, кого мы можем встретить в осеннем лесу?

- Что делают звери осенью?

- Посмотрите, ребята, кто это появился на нашей лесной опушке? (Белка, мышка).

-Давайте послушаем, о чём они ведут разговор.

Сценка.

Белка: - Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает!

Мышь: - Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успе-

                 ла, как они у тебя, белка, в дупле оказались!

- Ребята, а кто это к нам пришёл? (Волк).

- Что-то он приуныл?

Волк: - Заяц-беляк все лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом

Рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Один я, бедный, зимой и летом одним цветом.

- Ребята, как же звери готовятся к зиме?

- Посмотрите, на дереве объявление:

   «Просим не тревожить, мы легли спать до весны».

- Ребята, как вы думаете, кто написал это объявление? Какие звери?

(Медведь, барсук, ёж).

- Про них можно сказать: «Сами себе кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются

   и жиреют. Это тоже как бы запас пищи на зиму.

                    Физкультминутка

               По дорожке, по дорожке,

               Скачем мы на правой ножке,

               И по этой же дорожке

               Скачем мы на левой ножке.

               По тропинке побежим,

               До лужайки добежим.

               На лужайке, на лужайке

               Мы попрыгаем, как зайки.

               Стоп! Присядем отдохнуть.

               И продолжим снова путь!

- А теперь прислушайтесь.

- Почему тишина в лесу? (Птицы улетели в теплые края).

- Как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью? (Перелётные)

- Почему птицы улетают на юг?

- Все ли птицы улетают на юг?

- Какие птицы остаются зимовать в нашем лесу?

- Отгадайте загадки Старичка-Листовичка:

1. Прилетают к нам зимой,

    Им не нужен летний зной.

    Грудка ярче, чем заря,

    У красавца…(снегиря).

2. Я по дереву стучу,

    Червяков добыть хочу.

    Хоть и скрылся под корой,

    Всё равно ты будешь мой!  (Дятел).

3. Стрекотунья, белобока,

    Наша сплетница…(сорока).

4. Окраской – сероватая,

    Повадкой – вороватая,

    Крикунья – хрипловатая –

    Известная персона.

    Кто это?...(Ворона).

5. Ей на месте не сидится,

    Скачет шустрая…(синица).

 6.Скачет  птичка по дорожке

    Собирает шустро крошки.

    А потом на ветку прыг.

    И чирикает: «Чик-чирик!» (Воробей).

- Холодно и голодно птицам зимой.

- Что страшнее голод или холод?

- Ребята, чем же мы можем помочь птичкам? (Сделать кормушки, кормить птиц, охранять их. Беречь. Осенью собирать семена растений, чтобы зимой их насыпать в кормушки).

- А сейчас, ребята подготовили нам замечательные стихи, мы послушаем и ещё раз вспом-

   ним, что же происходит с птицами и зверями осенью.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Физкультминутка

- А сейчас мы поиграем и отдохнем.

- Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то

   другой – дайте мне знать. Можно топать и хлопать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи

-Что неправильно?   (Мухи).

Прилетели птицы:

Голуби, лисицы.

- Что неправильно?   (Лисицы).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и чижи,

Комары, кукушки.

- Что неправильно?   (Комары).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Муравьи и утки.

- Что неправильно?    (Муравьи).

И спасибо шутке!

- Мы с вами в лесу. Кругом так много растений: деревьев, кустарников и трав. А под нога-

   ми разноцветный ковёр. Посмотрите – красный фонарик – это листок уронила осина, а

   дальше – жёлтая звёздочка – подарил её клён, а милая берёзка рассыпала золотистые

   листочки.

- Старичок-Листовичок приготовил загадки. О каком дереве идёт речь?

1. Что же это за девица –

    Не швея, не мастерица.

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год.  (Ель).

2. В белом сарафане

    Встала на поляне.

    Летели две синицы

    Сели на косицы.   (Берёза)

Учитель показывает гербарий.

- Чем отличаются эти деревья?

- Что вы можете сказать о них осенью?

- А все ли хвойные деревья остаются вечно зелёными? (Нет. Лиственница).

-Старичок-Листовичок предлагает вам ещё одно задание:

(у детей на столах листочки с заданием)

- Отгадайте, какие деревья потеряли свои листочки? Раскрасьте их по-осеннему.

Ученики раскрашивают.

- Посмотрите, как я раскрасила листочки. Вот как у меня получилось.

- А теперь скажите, какие же деревья потеряли свои листочки? (Лист клёна, лист берёзы,

  лист дуба, лист рябины).

- Наше путешествие по осеннему лесу подошло к концу!

- Понравилось вам путешествовать по лесным тропинкам?

- Хорошо в лесу! Красиво! Давайте будем бережно относится ко всему, что нас окружает.

                              Мы любим лес в любое время года,

                              Мы слышим речек медленную речь.

                              Всё это называется природа,

                              Давайте же всегда её беречь!

- Вы так старались, все задания Старичка-Листовичка выполнили: и признаки осени  вспомнили, и что делают животные, и птицы осенью знаете, и растения узнали, и листочки по-осеннему раскрасили. Листовичку  вы очень понравились. Посмотрите, какой он довольный. А ещё он вспомнил, что ключик-то не потерял, а положил на осенний букет. Вот он ключик. Давайте откроем сундучок. А вот и подарок! Старичок-Листовичок принёс вам угощение. И приглашает нас в гости ещё.

Учитель раздаёт детям конфеты из сундучка Старичка-Листовичка.

- А сейчас пришло время прощаться.

- Скажем Старичку-Листовичку: до свидания!

 

   

 

 

     

 

 

 

                 

                                           

                                     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру с применением ЭОР "Осень", умк "Планета знаний", 1 класс.

Данный план-конспект разработан мною на курсах повышения квалификации учителей по использованию ЭОР в начальной школе....

Конспект урока по окружающему миру в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8 вида) во 2классе на тему: «В гостях у осени".

Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.Задачи урока:1.Дать представления об изме...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Осенние месяцы"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Осенние месяцы".Перспектива...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...

Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....

Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.

Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении  и предназначен для одного...