Конспект урока по предмету развития речи"Дикое животное: еж"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и влений окружающей действительности. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ezhi.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету развития речи, 3-й класс.
Тема урока: "Дикое животное: еж"
Цель урока: уточнение и расширение представлений детей о еже как представителе диких животных.
Задачи:
- формировать знания о диком животном – еже: его внешнем виде, повадках;
- формировать понятия о разных видах иголок;
- развивать слуховое, зрительное внимание, логическое мышление, через коррекционные упражнения;
- вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстрации, работы по заданному плану;
- формирование умения слушать, отвечать, анализировать, делать выводы на заданные вопросы, сравнивать на основе увиденного;
- развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, через упражнения;
- воспитывать учебную мотивацию, любовь к животным.
Оборудование: презентация, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, карточки с слова: собака, корова, лиса, лошадь. Предметная наглядность: швейная игла, шприц с иглой, иголочки сосны и елки. Карточки для закрепления.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд №1).
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке – ручка, книжка и тетрадки.
- Какой будет сейчас урок?
- Который урок по счету?
- Чему мы учимся на уроках развития устной речи?
(Мы учимся правильно и красиво говорить. Знакомимся с животными, с природой, узнает что-то новое про них).
II. Речевая разминка (артикуляционная гимнастика)
- А сейчас у нас речевая разминка, для чего мы её делаем?
- Сели красиво, повторяем за мной.
- Язык лопатой положи и немного удержи.
1,2,3,4,5 – язычок пошел гулять (вправо – влево).
- Свои губки, как лягушка, растяну я прямо к ушкам.
- Подражаю я слону, губы хоботом сложу.
III. Коррекционное упражнение. (Слайд № 2).
- Что изображено на рисунке?
- Чем отличаются рисунки друг от друга (справа и слева)?
- Какое животное изображено на картине?
- Корова - это домашнее или дикое животное?
IV. Повторение.
- Каких домашних животных вы знаете?
- Почему их назвали домашними?
- Сейчас работа в группах, каждой группе надо рассказать об одном домашнем животном по плану – овце или козе. Из каждой группы один ученик вытягивает листочек, на нем написано о каком животном, вам надо рассказать. Для подготовки дается время 2 минутки. (Слайд № 3)
План рассказа о животном |
1. Внешний вид. 2. Питание. 3. Жилище. 4. Уход. 5. Польза, приносимая людям. |
(Овца – это домашнее животное. Тело овцы покрыто густой шерстью. Она питается травой. За овцой ухаживает человек, из шерсти овцы получают пряжу, ткани, валенки. Из шкурок – меха (каракуль, цигейка). В пищу употребляют мясо, жир, а из молока делают сыр.)
(Коза – это домашнее животное. Тело покрыто пушистой, длинной белой или черной шерстью. Головка небольшая, вытянутая книзу, с торчащими рожками. Четыре ноги, на которых есть копыта, маленький хвостик. Козы очень нетребовательны в отношении корма: они могут поедать многие виды травянистых растений, в том числе низкорослые травы, могут обгладывать кору, поедать ветки и листья деревьев. Козы хорошо переносят засуху и высокие температуры, многие породы также не боятся и морозов. За козами ухаживает человек, живут козы во хлеву вместе с другими домашними животными. Козы не требуют большого ухода за собой. Польза: молоко, мясо, шерсть, пух, кожа, их молока делают мороженое, йогурт. )
- Молодцы, каждая группа справилась с задание. Попробуем образовать словосочетания, которые относятся к слову «овца» и «коза». (Слайд № 4).
Овца, сыр – (овечий сыр) Коза, молоко – (козье молоко) |
- Что мы сейчас повторили?
- Кто сделает общий вывод, о ком мы говорили, зачем мы о них говорим на уроках, какую пользу они нам приносят?
(Вывод: мы повторили сведения о домашних животных – овце и козе, человек их разводит в домашнем хозяйстве из-за шерсти, мяса, молока, меха. На уроках мы о них говорим, чтоб знать о их пользе, образе жизни, внешнем виде).
V. Физминутка
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) .
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (топают ногами).
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах) .
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
Научили топать — Топ-топ-топ.
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
Научили бегать…
Бегают на месте
VI. Подготовка к изучению нового материала
Коррекционное упражнение “Исключи лишнее”
- Назовите животных, которых видите на картинках. Соотнесите картинки с животными.
- Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему?
- А каких диких животных вы знаете?
VII. Изучение нового материала
1. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с лесным животным. А, с каким вы узнаете, отгадав загадку.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной! (Ёж) (Сайд №5).
- По каким признакам, вы догадались что это еж?
- Кто назовет тему нашего урока?
- Правильно, мы на сегодняшнем уроке, будем говорить о ежах, о их образе жизни, о их повадках и т. д.
- Какой трудный звук для произношения встречается в слове ЕЖ?
- Произнесём звук Ж, с помощью чистоговорки.
Чистоговорка.
Жа- жа – жа - в лесу встрелили…
Жи- жи- жи- у нас в лесу живут…
Жу-жу-жу- молоко дадим…
- Для чего мы с вами произнесли (проговорили) чистоговорку?
2. Беседа с опорой на знания учащихся.
- Ёж является диким или домашним животным?
- Мнения разошлись!
- У нас возникла проблемная ситуация, одни говорят он дома живет, другие в лесу.
- На какой главный вопрос мы должны ответить на уроке? (Дикое или домашнее животное еж).
- Почему мы должны ответить на этот вопрос?
- Назовите всех членов ежовой семьи. (Слайд №6).
Отец? -…. (ёж)
Мать? - …. (ежиха)
1 детёныш? - …(ёжик)
Маленький? - … (ежонок)
Много? – (ежата).
– Чтобы выяснить еж это дикое или домашнее животное, работать будем по плану.
ПЛАН
1. Внешний вид. 2. Питание. 3. Жилище |
А) ВНЕШНИЙ ВИД. (Слайд № 7).
- Рассмотрите внимательно фотографию ежа на слайде.
- Какой формы его тело?
- Какой формы мордочка, ушки?
- Какого цвета глаза?
- Какой звук издают ежи? (Выражают недовольство фырканьем (иногда резкое фырканье похоже на чихание), сопением и пыхтением; агрессию – шипением; во время сильного возбуждения издают едва слышный свист (включение аудиозаписи)).
- Чем покрыто тело ежа?
- А, где мы еще можем встретить иголки? (Иголки которыми шьют, иголки которыми делают укол, иголки у елки, сосны)
- Для чего ежу нужны иголки? (Ч/ы защищаться).
- Да, ежи маленькие животные, у них нет острых когтей или зубов, у них короткие лапы и они не могут быстро бегать. С помощью иголок они и защищаются, свернуться в комочек, иголки свои выставят и к ним не так легко подобраться.
- Можно ли обижать животных? (Нет).
- Почему?
- Правильно, они тоже живые, они чувствуют боль, у них есть детеныши, за которыми надо ухаживать, заботиться.
- Кто подведет итог о внешнем виде ежа?
(Тело округлое (овальное), шея короткая, мордочка вытянутая, заостренная. Уши небольшие, стоячие, глаза маленькие, черные. Ноги короткие. Тело покрыто жесткими, торчащими иглами.)
Б) ПИТАНИЕ ЕЖА. (Слайд №8).
- Как вы думаете, чем питается еж?
- Ежи считаются всеядными животными. Он питается личинками насекомых, жуками, червями, мышами, гадюками. К осени ежи отъедаются, жиреют.
- Для чего ежи к осени отъедаются?
- С приходом холодов ежи, забираются к себе в гнездо, сворачиваются в клубочек и так спят, до весны.
- Как вы думаете, зачем ежу ложится в спячку на зиму?
- Они ложатся в спячку, потому что их рацион питания это, преимущественно, насекомые. Запасов они не делают, вот они приспособились все зиму спать.
В) ЖИЛИЩЕ ЕЖА. (Слайд №9).
- Закройте глаза, представьте себе ежа, как он пробирается по осенним листьям к своему жилищу. Вот он пришел в свой домик, …. а какой он, домик ежа?
- Откройте глаза, расскажите какой домик вы представили у ежа?
- В лесу, под поваленным пнем, ёж устроился на зимнюю спячку, свернувшись в клубок. Он прикрыт опавшими листьями, ветками, сухой травой мхом. Выпавший снег закрывает его до весны. Просыпается еж только с прекращением заморозков.
- О ком мы сейчас говорили?
- А, что нам помогла рассказать о еже?
- Кто сделает вывод о еже?
(Мы говорили о еже по плану, о его внешнем виде, о его питании, о его жилище, т.е. о его образе жизни).
- Уточнив информацию о еже, можем ли мы сейчас ответить на вопрос, еж это дикое или домашнее животное?
- Увидев ежа в лесу, мы можем взять его домой?
Г) Упражнение на внимание.
– А сейчас у меня есть интересное задание. Внимательно слушайте и поднимайте руки, когда я произнесу фразу о еже.
Он живет в доме у человека. Вот иголки и булавки выползают из-под елки. Питается он медом, вареньем. Он любит грибы, желуди, жучков. У него есть два крыла. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ножек.
- Молодцы! Вы очень внимательные!
Пальчиковое упражнение с мячиком.
- Ребята я предлагаю поиграть, сейчас я вам раздам вот такие мячики, на что они похожи?
- Да, на ежа, тоже есть иголки (остриё), как у ежа.
- Повторяем слова и действия за мной.
«Я, с ежонком поиграю, - прокатывают между ладошек
Меж ладошек покатаю,
А потом сожму рукой, - сжимают
Ой, колючий ты какой! - разжимают
Ёжик, ёжик, не колись! - гладят
Ты со мною подружись!» - сжимают обеими руками
IX. Самостоятельная работа.
Работа с деформированным текстом на карточках. (Слайд №10).
- Сейчас самостоятельная работа по карточка, вы их заполняете, затем меняетесь карточкой с товарищем, и проверяете с опорой на слайд, можно с обсуждение.
(Учащиеся самостоятельно заполняют карточки. После заполнения проверка в парах, о опорой на слайд).
Еж живет в __________. Тело ежа покрыто _____________. Еж питается насекомыми, ______, _________, _________. (Слова для справок: лесу, колючими, иголками, мышами, червяками) |
X. Итог урока, оценивание, домашнее задание.
А) подведение итогов урока
- С каким животным мы познакомились сегодня на уроке?
- Чем питаются ежи?
- Что интересного вы узнали о ежа, чего раньше не знали?
- Домашнее или дикое животное еж?
- Встретив ежа в лесу, возьмете его домой к себе?
- Понравился вам урока?
- Поднимите руки, кто материал урока понял и доволен своей работай на уроке.
- Потопайте ногами, кто работал хорошо на уроке, но чуть-чуть не понял материал урока.
Б) Домашнее задание.
- Вам надо будет нарисовать в тетради семью ежей и подписать, как называются все члены семьи.
В) Оценивание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1. Уточнить и...
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» тема: «Домашние животные»
В работе представлен учебно-методический материал по предмету «Развитие речи и окружающий мир». Материал урока подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями уч...
конспект урока по предмету"развитие речи и окружающий мир" на тему" дикие животные (волк и медведь)
Основное содержание по предмету...
Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".
Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в пятом классе школы VIII вида, "Особый ребёнок"
Данный материал способствует расширению кругозора ребят, так как содержит в себе ознакомительную часть. В течении этого этапа педагог рассказывает детям о происхождении овощей и условиях их выращивани...
Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.
Тип урока: комбинированный.Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Цели и адачи:Коррекционно - обучающая:1. Уточнить и расшири...
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Развитие речи и окружающий мир» ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.
Класс: 8Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.Тип урока: урок совершенствования знаний.Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И]. Задачи: Образоват...