Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кеваева Анна Юрьевна

формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_m.lomonosov_4_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема:«Михаил Васильевич Ломоносов».

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока:

  •  – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  •  – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
  •  – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

УУД:

  • познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
  • коммуникативные: участвовать в общей беседе;
  • регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
  • личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, портрет М. В. Ломоносова, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Тут затеи и кроссворды,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

II. Проверка домашнего задания

У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Каждый  получае карточку (Приложение 1) с пропущенными словами. Нужно найти  продолжение фразы.

На столах стоят таблички

Кирилл и Мефодий

Александр Невский

Дмитрий Донской

Иван Калита

ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.

У:  Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

1 этап проверки домашнего задания «Лучший знаток дат»

а) Отвечаем на вопросы:

– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)

-Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?(10)

– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)

– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)

-Назови сколько специальностей освоил Петр 1. (14)

Б) Называйте событие, которое происходило в этом году? (Приложение 2)

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.

1714 г – создаются «цифирные школы».

Август 1703 г – построен город Петрозаводск.

Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».

1721 г – Петр Первый стал императором

2 этап: «Объясни понятия»

На карточках написаны понятия. Представители групп берут по 2 карточки, дают ответы на вопросы

Понятия:

Кунсткамера – «кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.

«Цифирные школы» – это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.

«Бородовой знак» – возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.

Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.

Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

«Чертово яблоко» – картофель.

«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

3 этап проверки домашнего задания  «Кто больше вспомнит?»

Каждой группе даётся лист с перечисленными новшествами, веденными в период правления Петра Первого, до него и после (Приложение 3)

Задание

У: Выберите и обведите кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I. (Ответы дают по очереди)

У: Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

III. Определение темы и целей урока. Стадия вызова

У: Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

(Приложение 4)

1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)

2. Как назывался его полк? (Потешный)

3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)

4. Фамилия  Петра I (Романов)

5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? (Нева)

6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла? (Собор)

7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)

8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)

У: Я читаю вопрос. Группы по очереди отвечают. Какое слово получилось по вертикали? Прочитайте все хором. (Ломоносов)

У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

На доске эпиграф:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

У: «Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал  о Ломоносове Б.Шергин.
Сегодня вы узнаете, почему М.Ломоносова называют «звездою первой величины». Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова «Открылась бездна, звезд полна,   Звездам числа нет, бездне дна …»Задумайтесь над этими строками, а в конце урока скажите, как вы их понимаете.

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Имя Ломоносова знают во всём мире. Уже при жизни его работы были признаны европейскими учёными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянскому сыну удалось стать первым русским академиком.


IV. Объяснение новой темы. Стадия осмысления

Работаем по плану: (план на доске)

Детство Ломоносова 

Путь в науку.

Ломоносов – ученый

Выступления «школьных академиков».

Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».
Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова.     
Учащиеся, используя прием «инсерт», готовят пересказ текста «Детство М. Ломоносова (Приложение 5).
 После пересказа учитель задает вопросы:

-Когда родился М.В.Ломоносов?

– Что закалило характер Ломоносова?

– Что интересовало любознательного мальчика?

– Какие книги он называл «вратами учености»?

– Какая у него была неодолимая страсть?

У: Вторая группа: каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение 6)

После пересказа учитель задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?

– В какую академию он поступает в Москве?

– Какому языку здесь обучали?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Где продолжил учебу талантливый юноша?

У: Третья группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый» (Приложение 7)

После пересказа учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

У: Четвертая группа: кто же для нас Ломоносов?

У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Учащиеся самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.

У:Мы прослушали представителей групп, заполним блок- схему.

На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u246821/t1546955249aa.png

У: У А.С.Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Почему эти слова, относящиеся к М.В.Ломоносову, написаны с большой буквы. (Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы.Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины).

 

V. Закрепление

(Учитель задает вопросы.За правильный ответ ряд получает балл.)

В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711г. неподалеку от города Холмогоры.)

Кем был отец Ломоносова? {Рыбаком.)

Как прозвали односельчане судно Ломоносова? (« Чайка».)

Чем отличался Ломоносов в 10 лет? (Любознательностью.Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда повернута на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? (В 11— 12 лет.)

Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

Назовите первые учебные книги Ломоносова. («Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого.)

Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отправиться в Москву постигать науки.)

Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.)

Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греколатинскую академию.)

Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним потешались одноклассники, так как он был старше всех.Ему не хватало денег.)

Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Петербург, потом в Германию.)

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.)

Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.)

Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? (Золотая медаль имени М.В. Ломоносова.)

 

VI. Рефлексия

У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове. (Приложение 8)

Учитель

Дети

 1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

 

 

3 глагола

 

 

 

Фраза

 

Синоним

 

учитель

дети

1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

Великий

Знаменитый

3 глагола

Учился

Работал

Открывал

Фраза

Делал открытия в разных областях науки

Вывод

Учёный

У: Какое открытие ты сделал на этом уроке?


– Что для вас было самым интересным?

– О чем захотелось еще узнать?

VII. Итог

У: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы его понимаете?( Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины. Особенное значение судьба М. В. Ломоносова – этот удивительно многогранный ученый вышел из простого народа, до него таких примеров в истории России не было, да и после него, наверное, в таком объеме не было. Каждый из вас может повторить его судьбу и стать великим человеком для своей Родины).

Спасибо за урок!

Вы хорошо потрудились.

И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

 

VIII. Домашнее задание

Обязательно: c. 101-104 – читать отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"

 Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности  М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....

Михаил Васильевич Ломоносов

Содержит различный материал...

Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....