План – конспект урока по окружающему миру во 2 «А» классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
на тему: "Ориентирование. Стороны горизонта"
Цель:
- Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
- Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
- Дать понятие основных сторон горизонта.
- Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
- Прививать познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir.doc | 53.5 КБ |
orientirovanie_moy.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Улан-Удэ»
План – конспект урока по окружающему миру во 2 «А» классе
на тему: "Ориентирование. Стороны горизонта"
Составитель:
учитель начальных классов
Бабинцева Галина Сергеевна
г.Улан-Удэ
Урок окружающий мир. 2 класс система. Л.В.Занкова
Тема: Ориентирование. Стороны горизонта.
Цель:
- Систематизировать знания обучающихся об ориентирах (известных способах).
- Сформировать представления об ориентире (Солнце) и ориентировании.
- Дать понятие основных сторон горизонта.
- Развивать интеллект обучающихся (внимание, память, мышление), практические навыки ориентирования на местности.
- Прививать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент
– Здравствуйте ребята. Сегодня у вас необычный урок, много гостей. Мне очень приятно, что здесь сегодня вы – самые знающие, самые внимательные, самые любознательные...
II. Актуализация знаний
– Сегодня на урок я вам приготовила видеозагадки, попробуем их разгадать.(Слайд № 1) «Красная площадь»
– В какой стране находится этот объект? Как вы определили?
– Какой ориентир вам в этом помог?
(Слайд № 2) Фото скульптуры «Мать Бурятия»
– Определите, в каком городе находится этот объект?
– Как определили? Какой ориентир помог?
(Слайд № 3) Фотография улицы Ленина «Арбат» г.Улан-Удэ
– Какую улицу я задумала? (ул. Ленина.)
– Как определили? Ориентир?
– Что может являться ориентиром?
– Как могут помочь нам эти ориентиры?
Вывод: Ориентир выступает помощником при определении направления движения.
– Какие еще могут быть ориентиры? (Улицы, магазини т. д.)
– Мы выяснили, какие объекты могут быть ориентирами, а что такое ориентирование? (Ответы детей.)
– Давайте наши мнения сравним с научным понятием. У вас на партах карточки. Установите взаимосвязь между словами и правильно расположите их, чтобы получилось понятие «Ориентирование».
Ориентирование – это возможность определить свое положение на местности или направление своего движения. (Слайд № 4)
– У кого совпало?
– Молодцы! Вы настоящие ученые! Скажите, люди каких профессий должны уметь очень хорошо ориентироваться на местности в которой они находятся? (моряки, летчики, искатели, военые)
- Используя ориентиры опишите свою дорогу от школы до дома.
III. Постановка проблемной ситуации
– Хорошо, что мы живем с вами в городе. Потому что эти ориентиры помогают в городе. А теперь закройте глазки и представьте, что мы в пустыне. Ничего нет. Куда идти.
- Как вы думаете, что может быть ориентиром в пустыне? Посмотрите на картинки. Может уже кто-нибудь догадался? (солнце)
– А может ли Солнце служить ориентиром?
Вывод: Действительно, в пустыне основным ориентиром в дневное время суток является Солнце.
– А вы хотели бы научиться ориентироваться по Солнцу?
- Сегодня на уроке мы и познакомимся с этой темой. А еще узнаем народные приметы ориентирования.
IV. Основная часть.
– Кто из вас знает, с какой стороны восходит Солнце?
– Как называется противоположенная от востока сторона?
- Может, вы еще какие-нибудь стороны знаете?
- А может, знаете, почему люди их так назвали?
- Люди давно хотели научиться точно ориентироваться на местности. Люди наблюдали за солнцем, звёздами. В результате они получили четыре точки на разных сторонах горизонта по которым можно легко ориентироваться. Горизонт – видимое глазом пространство.
Восток – сторона восхода Солнца.
Запад – сторона заката Солнца.
Север – сторона Полярной звезды (ночью) и где Солнце не бывает никогда.
Юг – сторона полуденного Солнца (Солнце в полдень всегда находится в этой стороне).
- Каждый современный человек знает эти ориентиры и прекрасно ими владеет. На всех картах обязательно стоит знак, который указывает стороны горизонта. И как правило стороны горизонта на них обозначены первыми буквами .А еще стороны горизонта называют стороны света или основными географическими направлениями. (слайд)
-Это сейчас стороны горизонта мирно существуют на одной плоскости. А что было вначале? Давайте посмотрим. Инсценировка «Сказка про Север, Юг, Запад и Восток». А вы, ребята, постарайтесь узнать о каком географическом направлении будет идти речь.
Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.
Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.
Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я.
Запад. Встаёт – то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравиться. Поэтому самый важный – я.
Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы, глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.
- А как, ребята, находить стороны горизонта?
По положению Солнца.
Стороны горизонта легко определить в солнечную погоду в местный полдень — 12 часов. Для этого достаточно стать спиной к Солнцу, и тень, отброшенная фигурой наблюдателя, превратится в стрелку - указатель, показывающую на север. Тогда справа будет восток, слева – запад, ну а противоположная сторона севера, это юг.
Однако для применения этого способа нужно знать время.
По длине тени.
Если часов нет и время узнать трудно, то направление на север можно определить по длине тени, отбрасываемой предметом. Для этого пользуются примитивным устройством известным еще с глубокой древности, - вертикальным шестом (гоном). Если в ясный солнечный день воткнуть в землю строго вертикально (проверить это можно с помощью простейшего отвеса) 1-1,5 метровый шест, то по мере приближения Солнца к зениту тень, которую он отбрасывает, будет непрерывно укорачиваться. Конец ее отмечается колышками. В тот момент, когда тень окажется самой короткой, она и будет указывать на север.
ФИЗ. МИНУТКА
Организуем 3 группы туристов. Каждая группа получает задание.
1 группа:1) Какие предметы в классе находятся в северном направлении? 2. Ваша группа вошла в лес. В северном направлении находится ваше место отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно домой?
2 группа:1)Какие предметы в классе находятся в восточном направлении? 2) Ваш маршрут пролегает в южном направлении до места отдыха. В каком направлении вы будете возвращаться обратно?
3 группа: 1) Какие предметы в классе находятся в западном направлении? 2) Когда утром Лена идет в школу, Солнце светит ей в лицо. В какую сторону идет Лена? В каком направлении она возвращается домой?
Вывод: Предположим. Вы очутились в незнакомом безлюдном месте. Вы знаете, в какой стороне света расположена дорога или город. Не теряйтесь. В солнечный день вы можете определить по солнцу стороны горизонта. На рассвете солнце - на востоке, в полдень – на юге, на закате – на западе. Если вы в полдень встанете спиной к солнцу, то впереди вас будет – север.
- А сейчас поработаем в р/т стр 16 № Интересно, как же тут определить стороны горизонта?
- Чтобы уточнить положение сторон горизонта, можно воспользоваться народными приметами ориентирования. .
1. Муравейники почти всегда располагаются с южной стороны деревьев, кустов, пней. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.
2. Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны.
3. Самые спелые плоды всегда будут находиться на южной стороне дерева, а зеленые, недозрелые - в тени.
4. Известно, что южная сторона предметов нагревается больше, чем северная, соответственно, и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Лунки у стволов более вытянуты с юга.
Вывод: Итак, подведем итоги. Как можно определять стороны горизонта?
- Ну а если нет никаких признаков, которые вы перечислили. Мы оказались в океане и начался шторм. Что делать? Нам поможет один прибор, какой узнаете, если решите кроссворд.
- Какое слово получили в выделенный рамке? (компас)
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
– Кто знает, что это за прибор? (Компас)
-Как устроен этот прибор, как им пользоваться об этом мы узнаем на следующем уроке.
V. Итог урока
- Итак, давайте вспомним, какие стороны горизонта мы узнали. Как определять их? Что такое ориентирование?
- Возьмите листочки и ручки. Начерните определитель и расставьте буквы сторон горизонта. Проверяем. Начнем путешествие. 1 шаг – 1 клетка:
От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад ( 1 шаг- 1 клетка), 2 шага на юг, 3 шага на восток ,4 шага снова на юг и 3 шага на запад. Что получилось? (5).
У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
VI. Домашнее задание
- Определить стороны горизонта своей комнаты.
VII. Рефлексия Солнце – это не только ориентир, без Солнца не было бы жизни на Земле, ведь оно несет людям свет, добро, жизнь. А для меня сегодня Солнышком были вы, ребята! А ваши поднятые руки, ваш интерес к предмету и уроку, ваши ответы и полные жаждой знаний глазки служили моими ориентирами на протяжении всего времени урока. Спасибо вам за это!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Что у нас над головой?"
Классическая разработка урока...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Люди и домашние животные»
План-конспект урока окружающего мира в 1 классеТема урока «Люди и домашние животные»Тип урока – урок изучения нового материалаЦель урока: дать представление о домашних и диких животных; познакоми...
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе. Раздел «Ты и твое здоровье». Тема урока : "О правильном питании".
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «О правильном питании» относится к разделу «Ты и твое здоровье», проводится во второй четверти (УМК «Начальная школа XXI века»...
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"
План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...
План - конспект урока окружающего мира во 2 классе ПНШ по теме "Что умеет человек"
Полную презентацию к уроку можно скачать, перейдя по ссылке http://ya-uchitel.ru/load/prezentacii/prezentacii_po_okruzhajushhemu_miru/prezentacija_k_uroku_okruzhajushhego_mira_vo_2_klasse_chto_um...
План-конспект урока окружающего мира в 1 классе ПНШ по теме "Как животные готовятся к зиме"
План - конспект урокаТема: Как животные готовятся к зиме (второй урок).Предмет: окружающий мирПрограмма: «Перспективная начальная школа»Класс: 1Учитель: Бухгамер Ольга Александровна,...