План-конспект урока окружающего мира в 1 классе ПНШ по теме "Как животные готовятся к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
План - конспект урока
Тема: Как животные готовятся к зиме (второй урок).
Предмет: окружающий мир
Программа: «Перспективная начальная школа»
Класс: 1
Учитель: Бухгамер Ольга Александровна,
учитель начальных классов МБОУ Солтонская СОШ
Цели:
· Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зиме.
· Продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка, текста, устного сообщения.
· Воспитывать бережное отношение и интерес к природе.
Задачи:
· закрепить знания детей о жизни животных осенью;
· обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;
· учить устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе;
· рассмотреть причины перелета птиц в теплые края;
· продолжить экологическое воспитание.
- учить работать в парах, группах, доказывать своё мнение, прислушиваться к мнению одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: изображения птиц; схема «Осенние изменения в природе»; презентация, компьютер, проектор, экран.
Для детей: учебник, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, фишки для самооценки, эталон - образец для проверки работы.
Используемые технологии: деятельностный метод
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты:
Предметные:
- изучили особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
- рассмотрели причины перелёта птиц в тёплые края.
Метапредметные:
- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществляют контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные:
- понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.
Ход урока:
1. Оргмомент. (Слайд 1)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было хорошее, доброе настроение, желание трудиться и узнавать что – то новое, интересное.
Настроимся на урок. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите друг другу свою улыбку. Сегодня у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться сами.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, отгадайте загадку:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ... (Осень) (Слайд 2)
На прошлых уроках вы начали раскрывать осенние секреты природы.
- О чём вы узнали? Давайте повторим то, что вы знаете. Посмотрите на экран. (Слайд 3)
- Назовите одним выражением, что видите на картинах? (Времена года)
- Какое время года идёт сейчас? (Поздняя осень, а у нас в Сибири ноябрь – настоящая зима)
-Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки.
- В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения.
- Посмотрите на экран, какой закон здесь нарушен? (Порядок смены времён года)
- Восстановим порядок. (На слайде 3 появляется правильный порядок времён года)
- Как вы думаете, приход зимы – это хорошо или плохо? (Работа в парах)
1 ряд: Приход зимы - хорошо, 2 ряд: Приход зимы – плохо. (Для кого? Почему?)
- Проверим, что вы приготовили.
- Даже если мы считаем, что приход зимы – плохо, зима всё равно приходит, и к её приходу нужно готовиться.
С наступлением холодов происходят изменения в жизни животных. О каких изменениях в жизни животных вы знаете?
(ответы детей о том, как животные готовятся к зиме) (Слайд 4)
- Сегодня нам предстоит раскрыть ещё один осенний секрет.
3. Изучение нового материала.
- Откройте учебники на стр. 30.
- О чём будем говорить на уроке? Назовите тему.
- Что хотите узнать? (Как птицы готовятся к зиме. Какие птицы улетают, а какие нет? Почему улетают?)
- Прочитайте предложение. (Слайд 5)
Как птицы готовятся к зиме?
- Я думаю, что по этой теме вы много чего знаете…
– А вот герою наших учебников Мише не всё понятно, и он, как всегда, обращается с вопросами к Маше.
- Кто из вас готов прийти на помощь Маше и ответить на все Мишины вопросы? Я очень рада, что вы такие отзывчивые.
- Но может случиться так, что ваших знаний будет недостаточно. Кто же тогда вам будет помогать? Я с удовольствием помогу вам. Но не забывайте, что у нас с вами есть ещё один помощник – учебник.
- А в знак того, что вы во время нашего урока узнаете что-то новое или чему-то научитесь, из коробочки нужно будет взять фишку.
Рассмотрите рисунки слева в учебнике. - Почему этих птиц разделили на две группы? (Одни птицы улетают от нас, другие остаются.) - Назовите птиц на верхнем рисунке. (аист, жаворонок, скворец, ласточка) - Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные. - Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами. (Слайд 6) - Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Гусей, уток, грачей, журавлей, стрижей, лебедей) |
- Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы? (ворона, сорока, воробей, синичка)
- Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные.
- Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. (Слайд 7)
- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Дятла, галку, клеста, поползня.)
- Выясним, почему некоторые птицы улетают. (СЛАЙД 8)
-4 Работа в группах:
-Ребята, вспомните, где живут птицы и чем они могут питаться.
Двум группам дается задание разложить птиц по местам обитания(лес, водоем)
-Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Похолодание) (Слайд 9)
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки и т. д.) (Слайд 10)
– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением ее в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– А чем еще питаются птицы?
Дети рассматривают журавлей, уток. Выясняют, что журавли на болотах, по берегам рек и озер отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды. Утки находят в воде растительный корм – зеленые листья и побеги растений.
В ы в о д: птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.(Слайд 11)
Замерзают водоёмы (Слайд 12)
Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему? ( Насекомоядные, потому что насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут).(Слайд 13)
- Какие птицы улетают потом? Почему? (Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало.)
- Какие птицы улетают последними? Почему? (Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы замерзают.)
-- Кто из вас видел, как летят птицы? (Слайд 14)
- Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей. (Слайд 15)
- Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком.
- Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв?
- Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв. (СЛАЙД 16)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
СЛАЙДЫ 17 – 22
(Слайд 23) – Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
5. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Почему птицы осенью улетают в теплые края», «Кто из птиц запасает корм на зиму». (стр. 19).
6. Работа в тетради на печатной основе (задание 21).
– Отметьте рисунки с теми птицами, которые улетают с наступлением холодов из наших лесов. (Улетают ласточки, скворцы, лебеди, журавли, жаворонки, утки.)
– Дорисуйте и раскрасьте изображения снегиря и синицы. У снегиря должна быть ярко-красная грудка, черная шапочка, черные хвост и крылья. У синицы – желтая грудка, темно-серые с синим спинка, крылья и хвост.
– Остаются ли зимовать с нами синицы и снегири?
7. Фронтальная беседа «Помогите птицам».
– Почему природе надо помогать, охранять ее?
Перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Тема: Как животные готовятся к зиме (второй урок).
Предмет: окружающий мир
Программа: «Перспективная начальная школа»
Класс: 1
Учитель: Бухгамер Ольга Александровна,
учитель начальных классов МБОУ Солтонская СОШ
Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зиме.
- Продолжить формирование умения работать с информацией, предложенной в виде рисунка, текста, устного сообщения.
- Воспитывать бережное отношение и интерес к природе.
Задачи:
- закрепить знания детей о жизни животных осенью;
- обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах;
- учить устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе;
- рассмотреть причины перелета птиц в теплые края;
- продолжить экологическое воспитание.
- учить работать в парах, группах, доказывать своё мнение, прислушиваться к мнению одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: изображения птиц; схема «Осенние изменения в природе»; презентация, компьютер, проектор, экран.
Для детей: учебник, тетрадь на печатной основе, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, фишки для самооценки, эталон - образец для проверки работы.
Используемые технологии: деятельностный метод
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
Планируемые результаты:
Предметные:
- изучили особенности жизни птиц осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
- рассмотрели причины перелёта птиц в тёплые края.
Метапредметные:
- планируют свою учебную деятельность под руководством учителя;
- осуществляют контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные:
- понимают, что полученные знания на уроке окружающего мира пригодятся в практической деятельности.
Ход урока:
1. Оргмомент. (Слайд 1)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было хорошее, доброе настроение, желание трудиться и узнавать что – то новое, интересное.
Настроимся на урок. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите друг другу свою улыбку. Сегодня у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться сами.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, отгадайте загадку:
Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ... (Осень) (Слайд 2)
На прошлых уроках вы начали раскрывать осенние секреты природы.
- О чём вы узнали? Давайте повторим то, что вы знаете. Посмотрите на экран. (Слайд 3)
- Назовите одним выражением, что видите на картинах? (Времена года)
- Какое время года идёт сейчас? (Поздняя осень, а у нас в Сибири ноябрь – настоящая зима)
-Природа прекрасна во все времена года. Нам предстоит на уроках окружающего мира раскрывать её загадки.
- В природе есть законы, по которым происходят разные явления, какие-то изменения.
- Посмотрите на экран, какой закон здесь нарушен? (Порядок смены времён года)
- Восстановим порядок. (На слайде 3 появляется правильный порядок времён года)
- Как вы думаете, приход зимы – это хорошо или плохо? (Работа в парах)
1 ряд: Приход зимы - хорошо, 2 ряд: Приход зимы – плохо. (Для кого? Почему?)
- Проверим, что вы приготовили.
- Даже если мы считаем, что приход зимы – плохо, зима всё равно приходит, и к её приходу нужно готовиться.
С наступлением холодов происходят изменения в жизни животных. О каких изменениях в жизни животных вы знаете?
(ответы детей о том, как животные готовятся к зиме) (Слайд 4)
- Сегодня нам предстоит раскрыть ещё один осенний секрет.
3. Изучение нового материала.
- Откройте учебники на стр. 30.
- О чём будем говорить на уроке? Назовите тему.
- Что хотите узнать? (Как птицы готовятся к зиме. Какие птицы улетают, а какие нет? Почему улетают?)
- Прочитайте предложение. (Слайд 5)
Как птицы готовятся к зиме?
- Я думаю, что по этой теме вы много чего знаете…
– А вот герою наших учебников Мише не всё понятно, и он, как всегда, обращается с вопросами к Маше.
- Кто из вас готов прийти на помощь Маше и ответить на все Мишины вопросы? Я очень рада, что вы такие отзывчивые.
- Но может случиться так, что ваших знаний будет недостаточно. Кто же тогда вам будет помогать? Я с удовольствием помогу вам. Но не забывайте, что у нас с вами есть ещё один помощник – учебник.
- А в знак того, что вы во время нашего урока узнаете что-то новое или чему-то научитесь, из коробочки нужно будет взять фишку.
Рассмотрите рисунки слева в учебнике.
- Почему этих птиц разделили на две группы? (Одни птицы улетают от нас, другие остаются.)
- Назовите птиц на верхнем рисунке. (аист, жаворонок, скворец, ласточка)
- Выберите название для этой группы птиц: улётные, летающие, перелётные.
- Те птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называют перелётными птицами. (Слайд 6)
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (Гусей, уток, грачей, журавлей, стрижей, лебедей)
- Посмотрите на нижний рисунок в учебнике. Назовите, какие птицы там нарисованы? (ворона, сорока, воробей, синичка)
- Выберите название для этой группы птиц: остающиеся, зимующие, неперелётные.
- Птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами. (Слайд 7)
- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Дятла, галку, клеста, поползня.)
- Выясним, почему некоторые птицы улетают. (СЛАЙД 8)
-4 Работа в группах:
-Ребята, вспомните, где живут птицы и чем они могут питаться.
Двум группам дается задание разложить птиц по местам обитания(лес, водоем)
-Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Похолодание) (Слайд 9)
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки и т. д.) (Слайд 10)
– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше? Где они прячутся?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением ее в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– А чем еще питаются птицы?
Дети рассматривают журавлей, уток. Выясняют, что журавли на болотах, по берегам рек и озер отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды. Утки находят в воде растительный корм – зеленые листья и побеги растений.
В ы в о д: птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.(Слайд 11)
Замерзают водоёмы (Слайд 12)
Подумайте, какие птицы улетают первыми? Почему? ( Насекомоядные, потому что насекомых стало мало, они прячутся под кору деревьев, забираются в щели, гибнут).(Слайд 13)
- Какие птицы улетают потом? Почему? (Потом улетают зерноядные, потому что с полей убирают зерно, семян очень мало.)
- Какие птицы улетают последними? Почему? (Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы замерзают.)
-- Кто из вас видел, как летят птицы? (Слайд 14)
- Летят птицы тоже по-разному. Журавли летят клином, цапли и гуси – цепочкой, скворцы и дрозды – скученной стаей. (Слайд 15)
- Одни птицы летят днём, другие ночью, а некоторые и летят и идут пешком.
- Дорога у птиц длинная. Легко ли им долететь до тёплых краёв?
- Птичья дорога полна опасностей. Очень много птиц погибает в дороге. Только самые сильные и выносливые долетают до тёплых краёв. (СЛАЙД 16)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
СЛАЙДЫ 17 – 22
(Слайд 23) – Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
5. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Почему птицы осенью улетают в теплые края», «Кто из птиц запасает корм на зиму». (стр. 19).
6. Работа в тетради на печатной основе (задание 21).
– Отметьте рисунки с теми птицами, которые улетают с наступлением холодов из наших лесов. (Улетают ласточки, скворцы, лебеди, журавли, жаворонки, утки.)
– Дорисуйте и раскрасьте изображения снегиря и синицы. У снегиря должна быть ярко-красная грудка, черная шапочка, черные хвост и крылья. У синицы – желтая грудка, темно-серые с синим спинка, крылья и хвост.
– Остаются ли зимовать с нами синицы и снегири?
7. Фронтальная беседа «Помогите птицам».
– Почему природе надо помогать, охранять ее?
Перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
9. Рефлексия деятельности
- Назовите тему урока
- Какую цель ставили?
- Что узнали? Где может вам это пригодится?
- Поднимите руки те, кому было легко и понятно.
- Поднимите руки те, кому было трудно.
Что было трудно?
- Наш урок подходит к концу.
- Посмотрите, сколько фишек вы набрали за сегодняшний урок! Это – ваши новые знания!
- Попробуйте обобщить полученные знания и подвести итог одним предложением:
Я СЕГОДНЯ НА УРОКЕ ПОНЯЛ, ЧТО …
ОКАЗЫВАЕТСЯ, …
Я УДИВИЛСЯ ТОМУ, ЧТО …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 3 класс на тему:"Осторожно-животные!"
Цели урока: Образовательные: Обобщить имеющиеся у детей знания о различных группах животных. Совершенствовать знания об особенностях, умения находить признаки сходства и различия животны...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Дикие и домашние животные"
Основная напрвленность урока на формирование умения самооценивать...
Конспект урока окружающего мира 1 класс "Человек и домашние животные"
Тема урока: Человек и домашние животные....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.
Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема: Осень- природа готовится к зиме....
План – конспект фрагмента урока окружающего мира в 4 классе, на тему «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13 веке»
План - конспект урока окружающего мира, 4 класс. УМК "Гармония"...