Викторина «Растения и животные на службе у человека».
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)

ЗЕМЦЕВА СНЕЖАНА АНАТОЛЬЕВНА

Викторина в игровой форме позволяет повторить и обобщить знания детей о пользе растений и животных для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dlya_4_klassa.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

               Викторина «Растения и животные на службе у человека».

                                                   4 класс.

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2.Повторить и закрепить полученные знания в процессе игровой деятельности.

3.Учить чётко и ясно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

4. Развивать любознательность, познавательную активность.

5.Развитие экологического сознания и мышления у учащихся.

Оборудование:

Для игры необходим диск – вертушка со стрелкой(волчок), карточки с вопросами, иллюстрации животных (коза, корова, куры, овца, собака, кролик), иллюстрации растений (лён, хлопчатник, картофель, ромашка аптечная, берёза, малина.)

Ход викторины:

Ребята сидят по группам, по 5 человек в каждой группе. Ведущий представляет жюри. Жюри следит за правильностью начисления и подсчёта баллов в ходе игры.

Предлагается каждой группе назвать свою команду.

1.Разминка.

Отвечает группа быстрее поднявшая руку. За правильный ответ 1 балл.

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

4. Из какого растения делают одежду, холсты для картин, веревки. (ЛЁН)

3. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

4. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

5. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

6. Кто плавает быстрее всех? (Марлин. Скорость – 110 км/ч. Рыба-меч. Скорость – 97 км/ч)

7. Какая птица летает быстрее всех? (Сокол-сапсан, может развить самую высокую скорость в пике, а другая – черный стриж – развивает большую скорость в горизонтальном полете.)

8. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

9. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

10. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

11. Почему дятла называют лесным доктором? (Потому что он поедает вредителей и их личинок).

12. Этот зверёк широко распространен в лесах нашей страны. Большую часть времени он проводит на деревьях, по которым превосходно лазает. Зверек питается желудями, орехами, почками, ягодами, грибами. На зиму делает запасы. О ком идет речь? (Белка).

13. Почему скворца называют фармацевтом? (Потому что, скворец в своё гнездо приносит растения, отпугивающие паразитов).

14. Какой обитатель пресных водоемов никогда не пьет? (Лягушка).

15. Все ли комары пьют кровь человека и животных? (Нет, самцы питаются нектаром).

2. «Опиши и расскажи».

К доске прикреплены две группы листов так, чтобы   рисунки на них были  не видны. Каждая команда выбирает по одному листу из каждой группы. Задание: как можно больше и подробнее рассказать о том, что изображено на картинках. Максимальное количество баллов за конкурс -4.

1) группа рисунков- растения:

1.Лен. (Растение. Лён — древнейшая масличная культура. В России выращивается в качестве яровой культуры. Из стеблей получают волокно, идущее на изготовление одежды, строительного утеплителя, уплотнительного материала в сантехнике («пакля»). Из семян методом холодного прессования получают масло. Льняное масло (холодного отжима) используется нередко в пищу, но, главным образом, для технических целей (например, для изготовления лаковолифы, красок, а также непромокаемых тканей, клеёнок). Целебные свойства льняного семени применяются в фармацевтической промышленности Льняные жмыхи составляют хороший корм для молочного скота. Льняная мякина, получаемая от раздавленных коробочек, служит для кормления свиней. Из льняного семени изготавливают льняную муку, которую используют в кулинарии.)

2.Хлопчатник.( Культурные формы в промышленных масштабах выращивают по всему свету как прядильные растения. Является источником растительных волокон для текстильной промышленности — хлопка. Хло́пок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника; важнейшее и наиболее дешёвое из распространённых растительных волокон[ Хлопок идёт на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной пряжи. Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нити, вату и другое. Пух и подпушек хлопка применяют в химической промышленности как сырьё для изготовления искусственного волокна и нитей, плёнки, лаков и т. п.)

3.Малина. ( Мали́на обыкнове́нная — полукустарник. Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах. Из её ягод варят полезное лечебное при простуде варенье, из листьев заваривают чай) 

4.Картофель.( Клубни картофеля являются важным пищевым продуктомПлоды ядовиты в связи с содержанием в них соланина.)

5.Ромашка.( Ромашка аптечная с античности используется в научной и народной медицине, до сих пор является одним из самых востребованных лекарственных растений. Из растения извлекают эфирное масло (так называемое ромашковое масло), которое находит множество применений. Экстракт ромашки аптечной используется в производстве косметики, входит в состав мыла, кремов и шампуней.)

6. Берёза.( Берёза широко распространена  на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесинакораберёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине:)

2)группа рисунков-животные.

1.Корова (Домашнее животное. Выращивают для получения молока и мяса)

2.Овца (Домашнее животное. В настоящее время стриженая овечья шерсть, или руно, используется человеком чаще, чем шерсть любого другого животного. Овечье мясо, называемое бараниной, является одним из важнейших продуктов потребления во многих странах мира. Помимо получения шерсти и мяса, овец также разводят для получения овечьего молока, изготовляемой из него брынзы, кулинарного жира и шкур (овчины). Наконец, овцы используются в научных экспериментах — наиболее известным представителем этого вида считается овечка Долли — первое в мире клонированное млекопитающее (в 1996 году). Отрасль животноводства, занимающаяся разведением овец, называется овцеводство.)

3.Куры (Домашняя птица. Выращивают для получения яиц и мяса)

4.Коза (Домашнее животное. Но есть и дикие козы. Отрасль животноводства, занимающаяся разведением коз, называется козоводство. Основная продукция, получаемая от коз, — мясомолокомехшерсть и кожа. По направлению продуктивности породы коз делятся на типы: молочные, шёрстные, пуховые, молочно-мясо-шёрстные. Ангорская коза разводится для получения шерсти. Кашмирская коза и Оренбургская коза разводятся для пуха.)

5.Собака (Домашнее животное. Друг, помощник и охранник для человека)

6.Кролик (Человек использует кроликов как в качестве домашних питомцев, так и для получения выгоды в виде мясашкурок и шерсти, а также в качестве подопытных животных при проведении лабораторных исследований. Существует множество пород кроликов. Отрасль животноводства, занимающаяся разведением домашних кроликов, называется кролиководство.)

3. «Знатоки».

Ведущий выкладывает карточки с вопросами по кругу. По очереди каждая группа, раскручивает волчок, выбирает вопрос и ответит на вопрос, получает 2 балла, остальные группы при ответе или дополнении на этот же вопрос по 1 баллу.

1.Каких животных называют домашними? ( Дома́шние живо́тные — животные, которые были одомашнены человеком разумным и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу.)

2.Какие растения называют культурными? (Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.)

3.Назвать по 2 представителя домашних и диких животных.

4.Назвать по 2 вида диких и культурных растений.

5.Назвать 2-х животных и пользу, которую он приносит человеку.

6.Назвать 2 растения и пользу, которую они приносят человеку.

7. Назовите отрасли животноводства. (Разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство).

8. Как добывали пищу древние люди? (Охотились на животных, занимались собирательством растений, ловили рыбу.)

9. Почему одни народы жили оседло, а другие кочевали? (Это зависит от того, чем занимались народы. Если выращивали скот (лошадей, верблюдов, оленей),то кочевали, потому что животным нужна пища. Если занимались выращиванием растений или животных (коров, свиней, птиц), то жили оседло. Если занимались ремеслом, то также жили оседло.)

10. Какие профессии бывают у людей в сельской местности? (Агроном, полевод, фермер, садовод, овощевод, доярка, пчеловод, зоотехник и др.)

11. Что необходимо животным и растениям? (Питательные вещества, тепло, свет, влага.)

12. В любых ли районах земного шара можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства? (Нет. На Земле есть районы, где условия жизни для растений и животных неблагоприятны.

4.Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

На службе у человека -презентация ученика

презентация ученика к уроку Окружающий мир (2100)цель: ученик представляет сельское хозяйство, его отрасли, способы повышения продукции....

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...

Урок по окружающему миру 3 класс «На службе у человека».

Сформировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство) и способах повышения продукции....

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Викторина по окружающему миру "О растениях и животных земного шара"

Прдлагаю вашему вниманию викторину для учащихся 4 классов "О растениях и животных земного шара"...