Введение национально – регионального компонента в работе летнего лагеря труда и отдыха.
проект по окружающему миру (3 класс)
Проведение экскурсий в лагере труда и отдыха для закрепления теоретических знаний, полученных учащимися в 3-4 классах, преодоление экологического невежества и потребительского отношения к природе, способствование формирования экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_v_letnem_lagere.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Мария Софроновна, учительница начальных классов МБОУ «Кэнтикской средней школы». Верхневилюйский улус Республики Саха (Якутия).
Опыт работы: Введение национально – регионального компонента в работе летнего лагеря труда и отдыха.
Одной из организационных форм в работе летнего лагеря, которая позволяет изучать объекты, явления и закономерности непосредственно в природе, является экскурсия. Однако в условиях Якутии более убедительны, эффективны летний лагерь в период вегетации и цветения всех растений.
При проведении экскурсий в лагере труда и отдыха мы ставили перед собой цель не только закрепить теоретические знания, полученные учащимися 3-4 классах, а главное - постараться преодолеть экологическое невежество и потребительское отношение к природе, способствовать формированию экологической культуры.
Лагерные экскурсии отличаются от школьных тем, что не скованы рамками учебных программ и не ограничены строго повремени (уроком). Темы могут быть разные. Для якутских школьников тайга, аласы, среди тайги, пойменные луга - это ландшафты их малой родиной. Поэтому экскурсии по определенным растительным сообществам - лесному, луговому, степному и т.д.- интересны для учащихся и помогаютосмыслить сложные взаимоотношения растений со средой обитания, влияние человека. Экскурсии по определенным группам растений «Древесные растения Якутии», «Мир грибов», «Мирлишайников», «Пищевыерастения», «Лесная аптека» «Ядовитые растения», «Сорные растения» и т.д.
На экскурсиях имеется также возможность коснуться вопроса истории культуры якутов. Например, рассказывая о деревьях леса, нужно подчеркнуть, что чем выше культуры народа,тем разнообразнее применяется древесина в хозяйстве. Наши предки широко с поразительным умением использовали разные породы деревьев – лиственницу, березу, сосну и ель. Изящно орнаментировалось прочная деревянная утварь. В итоге таких экскурсий может быть организована небольшая выставка «Национальные изделия из древесины».
Тема «Лекарственные растения» сейчас очень актуальна. Раскрытие темы может быть в ознакомительном порядке, но лучше сопровождать экскурсии аптекарскими сборами этих растений,рассказать о старинных медицинских рецептах лечения различных заболеваний с помощью растений (фитотерапия), о народных знатоках трав (отоьут).
Интересна увлекающая детей экскурсия « Дикорастущие пищевые растения».
Раскрытие темы можно провести по такому плану:
1.Показать, насколько богата наша якутская природа и как широко используются ее дары: ягодные виды - земляника, брусника, толокнянка, малина, княженика, голубика и т. д, а также лук, щавель, хрен, полынь.
2.Популярно рассказать о пищевой ценности и лечебных средствах,способах хранения,переработка пищевых растений в домашних условиях. Обратить внимание учащихся на то, что сбор ягод и пищевых растений в домашних условиях. Обратить внимание учащихся на то, что сбор ягод и пищевых растений являлсяпервой формой воздействия человека на природу. Древние якуты хорошо знали окружающий их богатый растительный мир и успешно занимались собирательством. На первом месте была сосновая заболонь. Сушеная сосновая заболонь размалывалась в деревянной ступке, превращалась в своеобразную муку. Похлебка из этой муки с прокисшим молоком и мелкой рыбой являлась постоянной пищей бедняков. Из кореньев широко употреблялись корневица сусака. После помола они также превращались в муку. В Х1Х века один и пуд ее стоил, сколько же, сколько и пуд пшеницы. Использовали в пищу корневица рогоза широколистного, корни кровохлебки, тростника, частухи подорожниковой, в качестве приправы - щавель, дудник, лапчатку гусиную, хрен, ревень, плоды подорожника, иван-чай, чернобыльник, как заменители чая - весеннюю траву лапчатки, тонкие наросты на березе и т.д.
Наших предков отличали экологическая грамотность, бережное природа пользование. Они поддерживали численность видов, хищнически не уничтожали растения и животных. По старинному поверью каждое живое существо - будь то растение, животное - имеет свое иччи (дух), их нельзя обижать.
После экскурсии с целью превращения информации в прочные знания желательно провести конкурсы, экологические олимпиады, конкурсы, фотографий, поделок, участие в НПК.
Опыт работы лагеря, проведенные с учетом региональных природных и национальных традиций, способствуют не только экологическому, но и нравственному воспитанию школьников, изучению истории культуры, традиций нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе
В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...
Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "
Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....
Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
Приложение к рабочей программе 1-4 классы....
Региональный семинар-практикум "Реализация национального регионального компонента в коррекционно-воспитательном процессе"
Словесные игры "Уйный-уйный үсәбез"...
Национально-региональный компонент. Исследовательская - проектная работа "Старинный город Канск".
В материале представлен опыт работы по ознакомлению дошкольников с историей родного города....
Программа летнего лагеря труда и отдыха "Театральный сезон"
Целью программы является организация труда и отдыха детей в летний период....
Национально-региональный компонент в учебно-воспитательной работе
В данной статье приводятся примеры о том, как можно включить национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу....