Разработка по окружающему миру для обучающихся третьего класса УМК "Начальная школа XXI век"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
Разработка рабочей программы по окружающему миру для обучающихся третьего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические разработки | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
«
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для учащихся 3 «А» класса
по программе
«Начальная школа XXI века»
Составитель: Цуканова В.П
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Окружающий мир» для 3 классов общеобразовательных учреждений автор программы Н.Ф.Виноградова, Москва, издательский центр « Вентана - Граф»,2011.
Целью прохождения настоящего курса является: представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
а).Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
б). Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
в). Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
г). Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год» № 1826-р от 24.04.2014
5. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2014/2015 учебный год, принят на заседании педагогического совета № 6 от 13.05.2014г., утвержденный приказом директора школы № 497 №100 от 11.06.2014г.
Данная программа простроена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Основное её содержание составляют сведения о том, где ты живёшь, когда ты живёшь, об условиях жизни на Земле, что такое историческое время, как человек познаёт мир, методы познания мира, что такое глобус, план, карта, масштаб, условные обозначения, компас, какие растения и животные существуют, как они взаимодействуют друг с другом, каковы условия жизни растений и животных, как люди жили в старину, названия русского государства в разные исторические времена, как трудились в старину.
Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом математики, литературного чтения. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения , анализа и обработки информации ( обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации ( моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Методические особенности изучения предмета:
Содержание курса: «Окружающий мир» открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:
а). Работать картой, глобусом. Анализировать модели, изображающие Землю, масштаб, условные обозначения на карте.
б). Выполнять простые опыты, подтверждающие разные свойства воды и воздуха, проводить несложные опыты по размножению растений. Проводить классификацию животным по классам. Ориентироваться в понятии «историческое время», различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
в). Учит школьников использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир.. Рабочие программы. 1-4 класс. М.:Изд.центр «Вентана-Граф», 2011.
УМК состоит из
- учебник: Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.М.: «Вентана-Граф», 2013.
- рабочая тетрадь: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» . 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: «Вентана-Граф», 2013.
- программа: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013
4) методические рекомендации : Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 1-4 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011.
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
УМК «Начальная школа ХХ1 века» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Начальная школа ХХ1 века» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Часы на изучение курса окружающего мира выделены из федерального компонента Система контроля по курсу окружающего мира включает проведение 5 повторительно–обобщающих, 5 контрольных уроков, а также при необходимости – 2 часа проекты.
Класс 3 «а» можно охарактеризовать как класс со средним уровнем способностей. Учащиеся обладают произвольной памятью, могут удерживать внимание достаточное количество времени в соответствии с возрастом. У большинства из них сформированы учебная мотивация, устойчивый интерес к предмету.
Отдельные учащиеся обладают выраженными способностями к изучению различных предметов. Но есть также отстающие ученики, которым требуются дополнительные усилия для освоения учебного содержания. В классе определяются способности естественно- научные, художественно – творческие, спортивные.
Большинство учащихся класса относятся к учебе ответственно, стараются выполнять задания учителя правильно и в соответствии с предъявляемыми требованиями. Дети могут заниматься на уроке в достаточно быстром темпе, хотя иногда необходимо уделить на уроке больше внимания этапу объяснения материала, сути и смысла заданий.
В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребенка в нём.
Общий уровень дисциплины в классе - хороший. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга.
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения
В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен
знать:
- условия жизни на Земле;
- зависимость между состоянием воды и температурой воздуха;
- свойства воды, воздуха;
- отличия грибов от растений;
- классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- об особенностях быта людей в разные исторические времена;
уметь
- приводить примеры опытов, подтверждающих разные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- анализировать подели, изображающие Землю;
- составлять описательный рассказ о животных, растениях;
- называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска информации в различных источниках для решения различных задач;
- способности ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; ;
- умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- понимания ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умения задавать вопросы.
Литература и средства обучения
Учебная и методическая литература.
- Н.Ф.Виноградова. Учебник по окружающему миру для 3 классов начальной школы (1, 2 части), М.: Вентана-Граф, 2013.
- «Начальная школа ХХ1 века».Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2011.
- Н.Ф.Виноградова. Поурочные разработки по окружающему миру. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2011.
- Журналы «Начальная школа».
- Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000
Технические средства обучения.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска
- Персональный компьютер с принтером
- Ксерокс
- Фотокамера
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
- Набор предметных картинок.
- Набор раздаточных карточек.
- Глобус.
- Географические карты.
Формы контроля.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Проекты | Самостоятельные работы/тесты | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | 0 | 0 | 0 |
2. | Земля – наш общий дом. | 10 | 0 | 1 | 1 |
3. | Царство природы. | 12 | 1 | 1 | 1 |
4. | Животный мир Земли. | 10 | 0 | 1 | 1 |
5. | Наша Родина: от Руси до России. | 7 | 0 | 1 | 1 |
6. | Как люди жили в старину. | 8 | 1 | 0 | 1 |
7. | Как трудились в старину. | 20 | 1 | 1 | 1 |
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение | 1 | 1 |
2 | Земля – наш общий дом | 10 | 10 |
3 | Царство природы. | 12 | 12 |
4 | Животный мир Земли | 10 | 10 |
5 | Наша Родина: от Руси до России. | 7 | 7 |
6 | Как люди жили в старину. | 8 | 8 |
7 | Как трудились в старину. | 20 | 20 |
Содержание
Раздел «Введение» - 1 час.
Раздел « Земля - наш общий дом» - 10 часов.
Человек живёт во времени и пространстве на планете Земля. На Земле шесть материков и пять океанов (включая Южный). Мы живём в Евразии в России. Историческое время измеряется годами, веками, тысячелетиями. Солнечная система. Природные тела и явления. Условия жизни на Земле. Способы познания окружающего мира.
Раздел «Царство природы» - 12 часов.
Бактерии – живые примитивные существа. Грибы. Отличие грибов от растений. Места обитания растений. Растения дикорастущие и культурные. Значение растений для жизни на Земле. Ядовитые для человека растения. Разнообразие растений на Земле. Как живёт растение. Размножение растений. Культурные растения в жизни человека. Красная Книга России.
Раздел «Животный мир Земли» - 10 часов.
Разнообразие мира животных. Животные – живые существа. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Природные сообщества.
Раздел «Наша Родина: от Руси до России». – 7 часов.
Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена. Первые русские князья. Как Москва стала столицей. Иван IV Грозный – первый русский царь. ПётрI Великий.
Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II. Советская Россия. СССР.
Раздел «Как люди жили в старину» - 8 часов.
Из истории имён. Какими людьми были славяне. Скажи, какой у тебя дом. По одёжке встречают. Русская трапеза. Верования языческой Руси. Принятие христианства на Руси.
Раздел «Как трудились в старину» - 20 часов.
Что создавалось трудом крестьянина? Что создавалось трудом ремесленника? Что создавалось трудом рабочего? Открытия, которые совершил человек в ХIХ-ХХ веках.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс ( 2 часа в неделю, всего 68 часов), УМК ХХI век автор Виноградова Н.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру для третьего класса на тему : "Разнообразие животных"
На этом уроке окружающего мира учитель рассширяет представления детей о классификации живых организмов, деля их на одноклеточные и многоклеточные. Попутно обращая внимание на происхождение названий на...
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....
Презентация по окружающему миру для третьего класса "Англия и Франция"
Краткое путешествие по основным достопримечательностям Англии и Франции....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРКМЧП НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ». Фрагменты уроков.
Практическое использование приёмов ТРКМЧП на уроках окружающего мира в 3 классе УМК "Планета знаний". Можно использовать в других УМК....
Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса УМК "Школа Росии" Тема: Подземные богатства нашего края
Цель: 1. Формирование представления о полезных ископаемых Белгородской области; их основные местонахождения: Яковлевский рудник, Лебединский ГОК, умение определять полезные ископаемые по их основным п...
Поурочные разработки по окружающему миру для 1 класса УМК «Школа России»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:• Первоклассники научатся работать с учебником, другими пособиями и вопросительными словами; научатся задавать вопросы.Метапредметные: овладеть способностью по...
Финансовая грамотность. Урок математики и окружающего мира в третьем классе.
Тема урока: «Что такое деньги» и «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». Урок усвоения новых знаний и систематиза...