Конспект урока с презентацией на тему:"Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока с презентацией на тему:"Поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poezdka_v_avtobuse_trolleybuse_tramvae.docx | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поездка на автобусе и троллейбусе.
Цель: знакомство учащихся с правилами пользования общественным транспортом
Задачи: учить детей правилам поведения на остановке, в транспорте, показать, как нужно обходить общественный транспорт, довести до сознания детей, что на дороге все должны быть дисциплинированы и выполнять правила дорожного движения; развивать внимание, память; создать рисунки, содержащие наглядную информацию по теме урока; воспитывать сознательных пешеходов.
Ход занятия
Ι. Организационный момент. Сообщение темы урока.
ΙΙ. Объяснение нового материала.
1. Повторение материала по теме «Где можно переходить дорогу»
- Как называется знак, имеющий вид голубого прямоугольника с силуэтом идущего человека в белом треугольнике?
- В каких местах можно переходить улицу?
- Когда надо начинать переходить улицу?
- Как надо идти по пешеходному переходу?
- Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
- Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
2. Подготовка к изучению темы урока
- Каким транспортом пользовались люди раньше?
- Каким транспортом пользуемся мы?
- Как вы понимаете выражение «общественный транспорт»?
- Какие виды общественного транспорта вы знаете?
Угадайте, о чем идет речь
Что за синий дом! Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? (Такси).
Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус).
Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног день-деньской в дороге! Бегает аллейкой по стальным двум змейкам. (Трамвай).
- Как называют людей, пользующихся общественным транспортом?
3 Работа по теме урока.
Все верно, к городскому транспорту общественного пользования относятся трамвай, автобус, микроавтобус («маршрутка»), такси, троллейбус, метро.
_ Чем из перечисленного мы можем воспользоваться в нашем городе?
(Показ иллюстраций трамвая, троллейбуса)
4..Знакомство с новыми понятиями.
Путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом, называется маршрутом. А как называются автобусы, троллейбусы, такси, которые перевозят пассажиров? (Маршрутными)
"Маршрутное транспортное средство" означает – «транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка», а также «тэшка», «газелька», «бусик», «рафик», «таксичка», «автолайн»). Местом возникновения маршрутных такси (маршруток) являются США.
Аналоги маршрутных такси в других странах:
Гаити Иран Лаос Израиль
5.Что такое «остановка»?
ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ!
Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.
ЗАПОМНИ!
На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.
Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта. Не садись в транспорт в последний момент, тебя может прищемить дверями. Может быть, ты не успеешь на этот автобус или трамвай, зато будешь в безопасности.
- Права и обязанности пассажиров.
Пассажиры обязаны:
- при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;
- проводить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;
Пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя от управление транспортным средством во время его движения;
- открывать двери транспортного средства во время его движения;
- при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или грузе выше бортов.
- Правила поведения в транспорте.
Общественный транспорт надо ожидать на тротуаре или посадочных посадках. Посадка в общественный транспорт производится только при полной его остановке и вперед надо пропускать лиц пожилого возраста и людей с маленькими детьми. Входить в салон автобусов, троллейбусов, трамваев надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю. Войдя в салон надо пройти вперед. Запрещается проезжать в общественном транспорте в грязной одежде и с не положенным по габаритам грузом. При выходе из трамвая надо посмотреть направо, и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать двери, чтобы не задеть пешеходов.
- Игра «Мы едем, едем, едем…»
Для игры понадобятся таблички с надписями «Троллейбус», «Автобус». «Трамвай» и набор монет, изготовленных на уроке труда из плотной бумаги или картона.
В комнату, где проводится игра, ставят стулья в два ряда (в затылок друг другу), по 4-5 в каждом ряду.
Вначале ведущий спросит учащихся, какой транспорт перевозит пассажиров. Подтвердит: трамвай. Троллейбус, автобус. И предложит ребятам, не выходя из класса, стать пассажирами. Но прежде, чем начать эту игру, учитель напомнит, как должны вести себя пассажиры в транспорте.
После этого начинают игру. Каждый ряд получает пакетик с набором монет для оплаты проезда. В пакетике – точная сумма, рассчитанная на данное количество пассажиров. Ребята должны сообразить, в каких сочетаниях монеты нужно разделить между собой. При этом кому-то с кем-то придётся оплачивать проезд вдвоём.
Левый ряд – поедет в трамвае, средний – в троллейбусе, правый – в автобусе.
Учитель вешает на доску, например, табличку со словом «Трамвай». Значит, едет левый ряд. Учитель подаёт сигнал, и пассажиры входят в трамвай, занимают места, оплачивают проезд и т.д. Остальные ученики наблюдают за пассажирами, подмечая все нарушения правил.
Выиграет тот ряд, который допустит меньше нарушений.
ΙΙΙ. Творческое задание. Нарисовать картинки, как надо переходить проезжую часть улицы, выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая.
ΙV. Подведение итогов урока
Тема урока: «Поездка в автобусе, троллейбусе и трамвае».
Цели: знакомство со знаками: « Место остановки автобуса», « Место
остановки трамвая», « Место остановки троллейбуса»;
повторение правил поведения на остановке, обязанности пассажиров;
повторение правил перехода улиц после выхода из транспорта;
воспитывать культуру поведения в транспорте.
Ход урока.
I. Организационный момент
Мотивация деятельности учащихся
Ребенок: Город, в котором мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Не искать, чтоб виноватых,
Не открыть ворот беде,
Учат правила ребята
- Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на уроках ОБЖ. В этом нам поможет кроссворд.
-А тему нашего урока вы узнаете отгадав загадки.
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус)
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма,
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Что за рогатое чудо
В городе видим мы всюду?
Людей перевозит, бензина не просит.
(Троллейбус )
II. Работа над темой урока
а)какой транспорт мы называем городским?
-Как можно назвать автобус, трамвай, троллейбус одним словом?
-Правильно. Общественный или городской транспорт.
-А почему он так называется? (Потому что в нем едет много людей.)
-Ребята, а зачем нам нужен общественный транспорт?
У каждого из вас есть родные-тети, дяди, бабушки и дедушки, которые хотя и живут в одном городе, но не всегда достаточно близко, чтобы пойти к ним в гости пешком. Город велик, и, чтобы повидаться с ними, надо пользоваться городским транспортом.
Транспорт, который перевозит пассажиров, называется общественным или городским транспортом.
В разных городах это трамваи, автобусы, троллейбусы.
-Какого вида общественного транспорта у нас нет?
-Кто скажет, в чем отличие троллейбуса от другого транспорта?
-Правильно, так как он работает от электричества. Троллейбус ходит близко к тротуару, на его крыше длинные штанги, они соединяют троллейбус с проводами, через них передается электричество, и троллейбус может двигаться.
-Ребята, но и у трамвая есть на крыше штанга, она соединяется с электрическими проводами, почему же мы называем его иначе?
- Совершенно верно, трамвай движется от электричества, но ходит по стальным рельсам, а троллейбус идет по асфальту, у него резиновые колеса.
- А знаете ли вы, что трамвай и троллейбус называют экологически чистыми видами транспорта. Как вы думаете почему?
(Не загрязняет воздух выхлопными газами.)
- Молодцы. А что мы расскажем про автобус?
Он похож на троллейбус, только его мотор работает на бензине, а не на электричестве. И он может ездить по любому маршруту.
А для чего на автобусах, троллейбусах и трамваях указаны разные цифры? Например, автобус номер 22?
Дети. Разные автобусы, трамваи и троллейбусы едут по разным направлениям, улицам.
- Правильно, все они едут по разным направлениям, которые называются «маршрутами», поэтому все автобусы, троллейбусы и трамваи можно назвать маршрутным транспортом. У каждого маршрутного транспорта есть свой номер. На своем пути они делают остановки для посадки и высадки пассажиров, обозначенные указателями. На этих остановках оборудуются специальные посадочные площадки, а там, где их нет, пассажиры ожидают транспорт на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.
А сейчас давайте поиграем в игру « Загадки-близнецы». У каждой группы одинаковый комплект карточек. Надо собрать карточки- загадки попарно, по принципу: загадка звучит по-разному, но ответ на них одинаковый.
Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.
б)знакомство со знаками: : « Место остановки автобуса», « Место
остановки трамвая», « Место остановки троллейбуса»;
-Ребята, отгадайте загадку.
Если ты собрался с папой
В зоопарк или кино,
Подружится с этим знаком
Вам придется всё равно.
Без него не попадете,
Ни в автобус,
Ни в трамвай,
Значит, вы пешком пойдете,
Знак дорожный угадай! ( Знак «Остановка»)
-Как можно узнать, что это остановка общественного транспорта?
-Правильно, по знакам. Давайте посмотрим на знаки и скажем, какие остановки обозначают данные знаки.
Трамвайная остановка отличаемся от автобусной. Приподнятая посадочная площадка делается для удобства и безопасности человека, но она все равно остается довольно опасным местом. С одной стороны рельсы, по которым движется трамвай, а с другой- проезжая часть, по которой идут машины. Обычно площадка имеет пешеходное ограждение. Тогда надо находится ближе к нему и подальше от рельсов. При это нельзя прислоняться к ограждению, садится на него и высовываться за его пределы в сторону проезжей части.
Итак, ребята, если мы хотим воспользоваться общественным транспортом , мы должны поити на остановку.
в) правил поведения на остановке.
-А есть ли правила поведения на остановке? На остановке в ожидании автобуса надо стоять на тротуаре подальше от его края. Случается, что при подъезде к остановке автобус заносит, и он может задеть или даже сбить вас.
Помните! Остановка-не место для игр, всяких затей, возни и беготни. Запрещено выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не идет ли автобус!
Когда автобус подошел, надо вести себя спокойно-без суеты и толкотни. Подходить к двери только при полной остановке автобуса!
Ребята, а если на остановке стоят бабушка, дедушка, мама с ребенком, дядя, ребенок, как вы думаете, кого надо пропустить вперед? (Тех, кто с детьми, престарелых, инвалидов.)
-Детям нельзя стоять в первом ряду, так как при посадке могут толкнуть ребенка, и он попадет под колесо.
-Итак, когда мы сели в общественный транспорт, мы стали с вами кем? (Пассажирами).
г) обязанности пассажиров.
-Скажите, а нужно ли соблюдать какие-нибудь правила в общественном транспорте?
-Давайте вспомним их. Вы меня внимательно слушаете, а затем говорите о каком правиле идет речь.
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут!
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопится:
Лучше в школу опоздать,
Чем успеть в больницу.
Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Войди в салон, купи билет и пройди вперед.
Если вдруг ты сел в троллейбус,
Продвигаешься вперед,
Не спеши сесть у окошка:
Может бабушка войдет.
Уступать место старшим.
Еж с водителем болтал,
От дороги отвлекал,
Так его заговорил,
Что водитель позабыл
Остановки объявлять…
Стали все ежа ругать:
-Ну-ка Ёж, в сторонку встань,
От водителя отстань,
Ты его не отвлекай,
С толку лучше не сбивай.
- Не шуми и не отвлекай водителя разговорами.
Ехали звери, открыли окошко.
Тут же какая-то серая Кошка
Голову высунуть вдруг захотела
Публика ей возражать не посмела.
Ветер большой на дороге поднял,
С Кошки в окошке он шляпку сорвал!
Очень расстроилась серая Кошка.
Дети, не надо соваться в окошко!
- Не высовывайся из окна в целях безопасности.
Две вороны каркать стали -
Всё проблемы обсуждали.
Шум вокруг ворон стоит,
Пассажиров это злит.
Так что в транспорте, детишки,
Не кричите громко слишком.
Понимайте положенье,
Проявляйте уваженье!
- Не разговаривай громко – ты мешаешь другим.
Возмущается народ:
Белка семечки грызёт,
Шелухой засыпан пол.
К Белке Заяц подошёл:
- Белка, так не поступают,
Мусор на пол не кидают.
А сумела набросать -
Так сумей его убрать.
-Не мусори в транспорте.
Битком набит автобус был.
Медведь пробраться вглубь решил,
Всех пассажиров растолкал
И гордо в середине встал.
Ему кондуктор говорит:
Хоть ты имеешь гордый вид,
Запомни: ты тут не один,
Не самый главный господин!
Ты помогай себе словами,
А не тычками и пинками!
- Не толкай других пассажиров.
-Вот мы и вспомнили правила поведения пассажиров.
-А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка
« Это я, это я, это все мои друзья!»
Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» и шагаете, а если вы так не поступаете, то говорите «Это не я, это не я, и не все мои друзья!» и поворачиваетесь в сторону.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы-
Отвечать на них не просто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб проветрится в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(«Это не я, это не я, и не все мои друзья!» и поворачиваетесь в сторону.)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? Это я, это я, это все мои друзья!)
Чтоб занять успеть в трамвае сиденье,
Кто в толпу полез без промедленья? («Это не я, это не я, и не все мои друзья!»)
Кто тому, чтоб на автобус не опоздать,
Предпочитает не торопится и не рисковать? Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто, чтоб не загромождать проход,
В транспорте старается пройти вперед? Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто же, правила не зная,
Едет «зайцем» на трамвае? («Это не я, это не я, и не все мои друзья!»)
Тест.
1.Кого называют пассажиром?
а) человека, который идёт по дороге.
б)человека, которого перевозят на любом транспортном средстве.
в) человека, который едет на велосипеде.
2.Как называется место для ожидания общественного транспорта?
а) театр
б) магазин
в) остановка
3. Что запрещается делать пассажирам во время движения транспорта?
а) высовываться из окна
б) уступить бабушке место
в) заплатить за проезд
4. Как обойти стоящий автобус?
а) снизу
б) сверху
в) подождать, когда он уедет
Взаимопроверка. Проверяем по слайду, если вы правильно сложили карточки, то поднимаете зеленый цвет. А если есть ошибка, то красный.
IY. Правила перехода улиц после выхода из транспорта.
-Ребята, я прочитала статью, как мальчик, ученик 2-го класса, опрокинул грузовик.
Скажите, пожалуйста, это возможно? (Ответы детей).
-А я вам скажу, что это возможно, что мальчик этот был не волшебник, а ученик 2-го класса, Хотя сделал он это не дотрагиваясь до автомашины руками.
Произошло это так. Мальчик вышел на остановке из трамвая. Ему надо было перейти на другую сторону улицы. Вместо того чтобы идти к пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу и оказался на пути автомобиля.
Водитель, спасая мальчика, круто повернул машину в сторону и одновременно нажал на тормоз. От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он встретился со многими неприятностями.
-А что могло произойти с ребенком?
Если вышел из трамвая,
Ты на тротуар иди,
И ни спереди, ни сзади
Ты его не обходи!
- Как нужно поступить выйдя из общественного транспорта?
Надо помнить: стоящий трамвай, троллейбус, автобус ни сзади, ни спереди обходить нельзя. При выходе из транспорта нужно отойти на тротуар или обочину и переходить на другую сторону улицы по пешеходному переходу.
Самостоятельная работа:
Закрась пешеходов, неправильно переходящих проезжую часть дороги, после выхода из общественного транспорта, красным цветом.
Стадия осмысления : игра « Исчезнувшее не».
Ребята, исчезло коротенькое слово «не». С пассажирами может случится беда. Верните НЕ на свое место.
- Если на остановке много народа, становитесь в первый ряд.
Тебя случайно могут толкнуть под колеса.
2. Во время движения транспорта стой на ступеньках и прислоняйся к
дверям.
3. Высовывайся сам и выставляй руки в открытые окна.
4. При выходе из трамвая обходи его спереди, а перейди на тротуар, дойди до ближайшего перехода и там перейди улицу.
5. При выходе из автобуса обходи его сзади, а перейди на тротуар, дойди
до ближайшего перехода и там перейди улицу.
Молодцы! Спасибо ребята за работу на уроке.
- У вас на партах лежат памятки для пассажиров, чтобы вы не забывали эти правила.
- Спасибо уважаемые гости, за ваше внимание. Мы показали Вам фрагмент урока по ОБЖ «Поездка в автобусе, трамвае, троллейбусе».
Я хочу пожелать всем нам:
Пусть всегда сияет солнце,
Пусть всегда мы слышим смех.
В нашем городе дороги
Станут безопасней всех.
-Совсем недавно, 18 ноября, отмечался Всемирный день Памяти жертв ДТП. У нас проходила акция: «Чтоб не случилось с тобою беды!» У нас прошло внеклассное мероприятие, мы писали сочинение на эту тему, была встреча с инспектором ГИБДД. И результатом нашей работы стал буклет. Эти буклеты мы раздавали на улицах нашего города и хотим подарить Вам уважаемые гости вместе с памяткой для пассажиров.
Памятка для пассажиров.
На остановке:
1. Соблюдай порядок: веди себя спокойно, не играй, не толкайся. Не
бегай.
2. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя
Случайно могут толкнуть под колеса.
3. Стой на тротуаре, не выходи на проезжую часть.
4. Не подходи близко к краю платформы. Нельзя спрыгивать на
рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с
пятерками.
5. Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной
его остановки
При посадке:
1. Пропусти входящих пассажиров.
2. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым
закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса, трамвая, троллейбуса:
1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и
на площадке около двери.
2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к
двери. Ты можешь выпасть и кроме того, ты мешаешь выходу и
входу пассажиров.
3. Нельзя высовываться в окно.
4. Не отвлекайте водителя разговорами.
5. Не разговаривай громко – ты мешаешь другим
6. Не мусори в транспорте.
7. Не толкай других пассажиров.
8.Уступать место пассажирам с детьми, пожилым, инвалидам.
После высадки:
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по теме "Имя существительное" 4 класс
На уроке используется игровая технология при закрепления материала по теме имя существительное. Затрагивается тема экологии на нашей планете. Предлагается к уроку презентация....
Конспект урока математики+презентация по теме:Название компонентов вычитания
Разработка подойдёт для любого УМК, если данный материал дополните материалом из своего УМК...
Конспект урока и презентация по теме "Длина ломаной"
Цель урока: Повторить понятия - ломаная, звено ломаной, вершина ломаной, виды ломаных (замкнутая, незамкнутая)....
Конспект урока и презентация по теме: "Если хочешь быть здоровым"
Цель урока: формирование представления о здоровье....
Конспект урока и презентация на тему Вредные привычки,опасные для здоровья.
Урок интерактивного обучения и презентация в 4 классе по системе учебников"Начальная школа XXIвека"Тема урока:"Вредные привычки,опасные для здоровья." Учащимся предстоит исследовать ,почему же а...
конспект урока и презентация по теме Род имен существительных в единственном и множественном числе
конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных в единственном и множественном числе"...
Конспект урока и презентация на тему: "My body" (Enjoy English-3)
Предмет: Английский язык 2. Класс: 4 3. Продолжительность занятия: 45 минут 4. УМК: «Enjoy English – 4» Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. 5. Оборудование, необходимое к уроку: • компьютер, экран,...